СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, ФКГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, ФКГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, ФКГОС»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение


"Видновская средняя общеобразовательная школа №11"







УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ

«Видновская СОШ №11»


/_________/ О.В. Доманевская


от «03» сентября 2018 г.


Рабочая программа

по учебному предмету


«Русский язык»

уровень среднего общего образования


(базовый уровень)

10 класс

Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, образовательной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10 класса под редакцией М.Т.Баранова (базовый уровень, на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко.

Составила:

Нарышкина Л.Ю., учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории



2018 -2019 учебный год



1.Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования. Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов (базовый уровень, на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко.и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


Изучение русского языка направлено на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Цель преподавания русского языка –развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается как процесс речевого, речемысленного, духовного развития школьника, поэтому задачи обучения русскому языку определяются с позиции компетентности подхода, т.е. имеется ввиду сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.


В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию системы знаний. В 10 классе приоритетным направлением является «Орфография», в 11 классе - «Пунктуация». Однако это распределение условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков. Продолжается работа по развитию речи учащихся: совершенствуются умения анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать материал, редактирование написанного.


Задачи преподавания русского языка


Задачей обучения является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).


  1. Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка; обучение учащихся умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.

  2. Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в речи)

  3. Задачи развития лингвистической компетенции: накопление знаний о науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

  4. Общепредметные задачи: воспитание средствами предмета; развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ.


В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и другихнародов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культураречи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки ивзаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • в области информационно-смысловой переработки текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее,ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесса аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);


  • в области создания устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста;

  • грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;


  • в области анализа текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;


  • в области соблюдения языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевоговзаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников


2.Содержание учебной программы

Общие сведения о языке


Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).




Лексика и фразеология


Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.

Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов, определение стилистической окраски синонимов. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.

Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.Лексическая и стилистическая синонимия.

Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.

Лексическая и стилистическая синонимия.


Орфоэпия


Орфоэпические нормы современного русского языка. Понятие фонема, открытый, закрытый слог. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики.Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).

Нормативные словари русского языка и справочники.


Морфемика, словообразование, орфография


Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).

Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Словообразовательный разбор.

Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.

Текст, его строение, виды преобразования текста.




Морфология и орфография


Систематизация знаний о частях речи.Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.

Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах.Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.

Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.

Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.

Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.




.


















3.Тематическое планирование



Тема

Количество часов

1

Общие сведения о языке

3

2

Лексика и фразеология

6

3

Орфоэпия

2

4

Морфемика, словообразование и орфография

11

5

Морфология и орфография

12


Итого

34































4. Календарно-тематическое планирование


урока

Раздел

Тема урока

Дата

урока

план

Дата

по

факту

Примечание

(корректировка КТП)

1

Общие сведения о языке

03.09.18 -17.09.18


Русский язык в современном мире.


03.09.18


Стили и типы речи.


10.09.18


Понятие о норме литературного языка. Типы норм.


17.09.18


2

Лексика и фразеология

24.09 - 05.11.18


Слово и его лексическое значение. Многозначные слова и их употребление. Точность словоупотребления. Работа со словарями.


24.09.18


Тропы и фигуры речи как выразительные средства языка.


01.10.18


Омонимы и их употребление.


15. 10.18


Употребление синонимов и антонимов.

Контекстные синонимы и антонимы.


22. 10.18


Ограниченная лексика. Заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы и ихупотребление. Работа со словарями.


29. 10.18


Фразеология. Употребления фразеологизмов. Работа со словарями.


05.11.18


3

Орфоэпия

12.11.18 - 26.11.18


Орфоэпические нормы СРЯ.


12.11.18


Орфоэпические нормы СРЯ.


26.11.18


4

Морфемика, словообразование и орфография

03.12.18-24.12.18


Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).


03.12.18


Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм.Употребление разделительных Ъ и Ь.


10.12.18


Состав слова. Употребление однокоренных слов.Морфемный анализ слова.


17.12.18


Способы образования слов. Словообразовательный разбор. Работа со словарями.


24.12.18


Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.




Правописание гласных после шипящих и Ц.




Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.




Гласные Ы, И после приставок.




Общие правила правописания сложных слов.




Употребление разделительных Ъ и Ь знаков.




Контрольный диктант с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста).




5

Морфология и орфография



Систематизация знаний о частях речи.Имена. Склоняемые части речи.

Правописание имен существительных.




И.п. и Р.п. множественного числа некоторых существительных м.р. Орфоэпические и морфологические нормы.




Правописание суффиксов существительных.




Правописание суффиксов прилагательных.




Числительное.Правописание числительных.




Местоимение. Правописание местоимений.




Глагол. Глагольные формы. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.




Глагол. Глагольные формы. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.




Правописание Н-НН в разных частях речи.




Служебные части речи.




Контрольный диктант. Тест.




Повторение и обобщение изученного в 10 классе.




Рассмотрено:


Согласовано:

Руководитель ШМО

гуманитарного цикла

Заместитель директора

_______/Робу И.В.


_____/Нарышкина Л.Ю.

Протокол №_______



от «03__» сентября 2018


от «_03_» сентября 2018






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!