Пояснительная записка
Рабочая программа «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), стандарта основного общего образования (2004), программы «Литература» для 9 класса под редакцией В.Я Коровиной.
Цели и задачи,
решаемые при реализации рабочей программы.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель программы по литературе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Место учебного предмета «Литература»
Преподавание предмета «Литература» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Филология» ФК ГОС основного общего образования. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Литература» в 9 классе в объеме 102 часа (3 часа в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Литература» для 9 класса Ю.В. Лебедева. Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Содержание учебного предмета «Литература» 9 класс
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Информационно-образовательный ресурс
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (см.: Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
Федеральный базисный учебный план (см.:Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждена приказом № 29а от 25.05.2016г.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной,
11-е издание, М. «Просвещение» 2009 г. 2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Персональный компьютер.
2. Колонки.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран
Тематическое планирование
№ урока п\п | Тема раздела, урока | Количво часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Введение. Литература как искусство слова. (1) | 1 | - Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» - Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключеского, что литература дает понимание себя»? |
| Из древнерусской литературы. (2) | | |
2 | Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. | 1 | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходство и различия. Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра. |
3 | Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 | Выразительное чтение и восприятие текста. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, |
| Из литературы XVIII века. (8+1+1) | | |
4 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. | 1 | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. |
5 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте учёном. | 1 | Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на вопросы. |
6 | Анализ оды «На день восшествия на всероссийский престол…». Ода как жанр лирической поэзии. | 1 | Ответ на проблемный вопрос. Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. |
7 | Урок внеклассного чтения. Г.Р.Державин. Творческий путь поэта. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. | 1 | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос. |
8 | Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Анализ лирических произведений Г.Р.Державина «Властителям и судьям», «Памятник». | 1 | Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. |
9 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). | 1 | Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? |
10 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1
| Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. |
11 | Сентиментализм как литературное направление. Н.М.Карамзин, его литературная и общественная деятельность. «Осень» как произведение сентиментализма. | 1 | Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм. |
12 | Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма Комментированное чтение повести. | 1 | Анализируют стихотворение «Осень». Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос. |
13 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя». | 1 | Анализ формулировки темы, составление плана. |
| Из литературы XIX века. (44+4+6) | | |
14 | Русская литература Х1Х века. Общая характеристика. Понятие о романтизме и реализме. | 1 | Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы. |
15 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский – переводчик, писатель, воспитатель престолонаследника. «Море», «Невыразимое». | 1 | Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания. |
16 | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. | 1
| Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы. |
17 | А.С.Грибоедов: личность и судьба. Государственная и литературная деятельность А.С.Грибоедова. Реализм как литературное направление. | 1 | Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». |
18 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии. | 1 | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). |
19 | Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы. |
20 | Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос. Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала. |
21 | Чацкий в системе образов комедии. | 1 | Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутые ответы на вопросы. |
22 | Общечеловеческое звучание образов, персонажей комедии. | 1 |
23 | Урок развития речи . Особенности языка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. | 1 | Анализ средств выразительности, работа с текстом комедии, выписки цитат. |
24 | Урок развития речи . Работа со статьей И.А.Гончарова «Мильон терзаний».Подготовка к домашнему сочинению по комедии «горе от ума». | 1 | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект) Анализ тем сочиненеий. |
25 | А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина. | 1 | Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответы на вопросы. |
26 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». «К морю», «Анчар». | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия. |
27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…». | 1 |
28 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворений «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк». | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия. |
29 | Урок контроля. Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. | 1 | Выполнение контрольной работы. |
30 | Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. | 1 | Характеристика героев, комментарий текста. |
31 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция романа. Сюжет. | 1 | Ответы на вопросы. Запись основных положений в тетрадь. |
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | Развернутый ответ на вопрос. Комментированный пересказ. |
33 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 | Развернутый ответ на вопрос. Сравнительная характеристика героев. |
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | 1 | Ответы на проблемные вопросы. Выразительное чтение. Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. |
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | 1 | Монологический ответ с цитированием. Комментированное чтение. |
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | 1 | Ответы на вопросы. |
37 | Урок развития речи.. Пушкинский роман в зеркале критики. | 1 | Чтение и анализ критических статей. |
38 | Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | 1 | Характеристика героев, комментарий текста. |
39 | Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Основные мотивы творчества: мотивы вольности и одиночества в лирике. | 1 | Рассказ о поэте, выполнение творческой работы, Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы |
40 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Поэт», «Смерть поэта», «Пророк». | 1 | Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответы на вопросы. |
41 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…». | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. |
42 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». | 1 | Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответы на вопросы. |
43 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. | 1 | Викторина по тексту романа. Запись материалов лекции. |
44 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Главы «Бэла», «Максим Максимыч». | 1 | Ответы на вопросы. Устное словесное рисование. |
45 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Та мань». | 1 | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. |
46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери», «Фаталист». | 1 | Развернутый ответ на вопрос. Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского. |
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 | Развёрнутый ответ на вопрос, анализ текста, цитирование. |
48 | Печорин в системе женских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 |
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в оценке В.Г.Белинского. | 1 | Анализ критических статей. Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского. |
50 | Урок контроля. Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени». | 1 | Выполняют контрольную работу. |
51 | Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». | 1 | Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация. Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю» |
52 | Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. Практикум. | 1 | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. Анализ эпизода. |
53 | Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. Практикум. | 1 | Характеристика города и героев литературного произведения. |
54 | Образ города в поэме «Мёртвые души». | 1 | Беседа.Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов. |
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 | Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина. |
56 | «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. | 1 | Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.) |
57 | «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. | 1 |
58 | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Бедность не порок». История создания. Комментированное чтение 1-го действия. | 1 | Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов. |
59 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы. | 1 | Пересказ действий. Чтение по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам. |
60 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. «Белые ночи». История создания. Обзор содержания. | 1 | Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести |
61 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | 1 | Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа Сообщения учеников. Составление плана. |
62 | Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М.Достоевского. | 1 |
63 | Урок внеклассного чтения. Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Автобиографическая трилогия. «Юность». Обзор содержания. Чтение фрагментов глав. Формирование личности героя повести. Духовный конфликт героя с окружающей его средой. | 1 | Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав. |
64 | А.П.Чехов. Жизненный и творческий путь писателя. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. | 1 | Запись основных положений лекции. Выразительное чтение рассказа и анализ. |
65 | Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | 1 | Беседа. Анализ рассказа. |
66 | Урок развития речи . Подготовка к сочиненеию-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 еека.» | 1 | Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат |
67 | Урок внеклассного чтения. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | 1 | Беседа, чтение стихотворений. Анализ средств выразительности. |
| Из литературы XX века. (23+2+2) | | |
68 | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. | 1 | Лекция, конспектирование. |
69 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алесеевича. | 1 | Лекция. Чтение и анализ рассказа. |
70 | Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования. | 1 | Анализ рассказа, характеристика героев |
71 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Анализ I-III глав. Чтение эпизодов. | 1 | Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце». |
72 | Поэтика повести «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. | 1 | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести |
73 | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека». История создания рассказа. Образ главного героя. | 1 | Лекция. Чтение рассказа |
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа. Автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Роль пейзажа в раскрытии идеи рассказа. | 1 | Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа |
75 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. | 1 | Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа. |
76 | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм её судьбы. | 1 | Анализ эпизодов, беседа. |
77 | Урок контроля. Контрольная работа по литературе второй половины 19 и 20 века. | 1 | Выполнение контрольной работы. |
78 | Из русской поэзии ХХ века. | 1 | Лекция. Урок- концерт |
79 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Чтение и анализ стихотворения «Ветер принес издалека…». | 1 | Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений |
80 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…». | 1 | Сообщение учащихся. Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений. |
81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. | 1 | Практикум. Анализ стихотворения |
82 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Основные темы творчества. | 1 | Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений. |
83 | Лирика Маяковского. «Послушайте!», «А вы могли бы?». | 1 | Чтение и анализ стихотворений |
84 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Особенности поэтики. Стихи о любви, о поэзии, о поэте. «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Идешь, на меня похожий…».. | 1 | Практикум. Определение основных мотивов, стиля поэзии, выразительное чтение стихотворений. |
85 | «Родина». Образ Родины в цикле «Стихи о Москве», традиции и новаторства в творческих поисках поэта. | 1 | Сообщение о поэте. Выразительное чтение, анализ. |
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Можжевеловый куст», «Завещание». | 1 | Комментированное чтение статьи о жизни поэта, чтение и анализ стихотворений |
87 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Сообщение о поэтессе. Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
88 | Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи учебника. |
89 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…». | 1 | Лекция. Урок- концерт |
90 | А.Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе. | 1 | Сообщение о поэте. Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений |
91 | А.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений. |
92 | Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. | 1 | Урок- концерт |
93 | Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. | 1 | Урок- концерт |
94 | Урок контроля. Зачётное занятие по литературе 20 века. | 1 | Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка) на одну и ту же тему. |
| Из зарубежной литературы. (3+3) | | |
95 | Урок внеклассного чтения. Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет. Не надейся приязнь заслужить…». | 1 | Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений. |
96 | Д.Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». | 1 | Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы |
97 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. | 1 | Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2). |
98 | Урок внеклассного чтения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер грагедии. | 1 | Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам |
99 | И.-В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. | 1 | Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста».Обзор содержания |
100 | Урок внеклассного чтения. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. | 1 | Выразительное чтение отрывков |
101 102 | Выявление уровня восприятия литературного развития учащихся. Итоги года и задание для чтения летом. | 2 | Зачет. Рекомендации для летнего чтения |
| | |
| Итого | 102 ч. | |
.
8