СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа поучебнику Бархударова (по ФкГОС).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), стандарта основного общего образования (2004), программы «Литература» для 9 класса под редакцией В.Я Коровиной.

Цели и задачи,

решаемые при реализации рабочей программы.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель программы по литературе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Место учебного предмета «Литература»

Преподавание предмета «Литература» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Филология» ФК ГОС основного общего образования. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Литература» в 9 классе в объеме 102 часа (3 часа в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Литература» для 9 класса Ю.В. Лебедева. Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Содержание учебного предмета «Литература» 9 класс

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.


Информационно-образовательный ресурс

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (см.: Приказ Мини­стерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

  • Федеральный базисный учебный план (см.:Приказ Мини­стерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждена приказом № 29а от 25.05.2016г.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной,

11-е издание, М. «Просвещение» 2009 г. 2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Персональный компьютер.

2. Колонки.

3. Мультимедийный   проектор.

4. Экран



Тематическое планирование

№ урока

п\п

Тема раздела, урока

Количво

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Введение.

Литература как искусство слова. (1)

1

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключеского, что литература дает понимание себя»?


Из древнерусской литературы. (2)




2

Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы.

1

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходство и различия. Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

3

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Выразительное чтение и восприятие текста. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям,


Из литературы XVIII века. (8+1+1)



4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века.

1

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

5

М.В.Ломоносов. Слово о поэте учёном.

1

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на вопросы.

6

Анализ оды «На день восшествия на всероссийский престол…». Ода как жанр лирической поэзии.

1

Ответ на проблемный вопрос. Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

7

Урок внеклассного чтения. Г.Р.Державин. Творческий путь поэта. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.

1


Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос.

8

Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Анализ лирических произведений Г.Р.Державина «Властителям и судьям», «Памятник».

1

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.


9

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

1


Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

10

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.



11

Сентиментализм как литературное направление. Н.М.Карамзин, его литературная и общественная деятельность. «Осень» как произведение сентиментализма.

1



Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.



12

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма

Комментированное чтение повести.

1


Анализируют стихотворение «Осень». Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос.

13

Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя».

1


Анализ формулировки темы, составление плана.



Из литературы XIX века. (44+4+6)



14

Русская литература Х1Х века. Общая характеристика. Понятие о романтизме и реализме.

1


Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы.

15

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский – переводчик, писатель, воспитатель престолонаследника. «Море», «Невыразимое».

1


Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания.

16

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.

1

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы.

17

А.С.Грибоедов: личность и судьба. Государственная и литературная деятельность А.С.Грибоедова. Реализм как литературное направление.

1

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».


18

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

1

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

19

Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы.

20

Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос. Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

21

Чацкий в системе образов комедии.

1

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутые ответы на вопросы.

22

Общечеловеческое звучание образов, персонажей комедии.

1

23

Урок развития речи . Особенности языка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

1

Анализ средств выразительности, работа с текстом комедии, выписки цитат.

24

Урок развития речи . Работа со статьей И.А.Гончарова «Мильон терзаний».Подготовка к домашнему сочинению по комедии «горе от ума».

1

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

Анализ тем сочиненеий.

25

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина.

1

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответы на вопросы.

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». «К морю», «Анчар».

1

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…».

1

28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворений «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк».

1

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.

29

Урок контроля. Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

1

Выполнение контрольной работы.

30

Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

1

Характеристика героев, комментарий текста.

31

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция романа. Сюжет.

1

Ответы на вопросы. Запись основных положений в тетрадь.

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Развернутый ответ на вопрос. Комментированный пересказ.

33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Развернутый ответ на вопрос. Сравнительная характеристика героев.

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

Ответы на проблемные вопросы. Выразительное чтение. Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

Монологический ответ с цитированием. Комментированное чтение.

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1

Ответы на вопросы.

37

Урок развития речи.. Пушкинский роман в зеркале критики.

1

Чтение и анализ критических статей.

38

Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

Характеристика героев, комментарий текста.

39

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.

Основные мотивы творчества: мотивы вольности и одиночества в лирике.

1

Рассказ о поэте, выполнение творческой работы, Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Поэт», «Смерть поэта», «Пророк».

1

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответы на вопросы.

41

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…».

1

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики.

42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание».

1

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответы на вопросы.

43

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа.

1

Викторина по тексту романа. Запись материалов лекции.

44

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Главы «Бэла», «Максим

Максимыч».

1

Ответы на вопросы. Устное словесное рисование.

45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Та мань».

1

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери», «Фаталист».

1

Развернутый ответ на вопрос. Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

47

Печорин в системе мужских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

Развёрнутый ответ на вопрос, анализ текста, цитирование.

48

Печорин в системе женских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

Анализ критических статей. Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

50

Урок контроля. Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1

Выполняют контрольную работу.

51

Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

1

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация. Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

52

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. Практикум.

1


Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. Анализ эпизода.

53

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. Практикум.

1

Характеристика города и героев литературного произведения.

54

Образ города в поэме «Мёртвые души».

1

Беседа.Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов.


55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина.


56

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души.

1

Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.)

57

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души.

1

58

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Бедность не порок». История создания. Комментированное чтение 1-го действия.

1

Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов.


59

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы.

1

Пересказ действий. Чтение по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам.

60


Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. «Белые ночи». История создания. Обзор содержания.

1

Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести

61

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

1

Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа

Сообщения учеников. Составление плана.

62

Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М.Достоевского.

1

63

Урок внеклассного чтения. Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Автобиографическая трилогия. «Юность». Обзор содержания. Чтение фрагментов глав. Формирование личности героя повести. Духовный конфликт героя с окружающей его средой.

1

Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав.



64

А.П.Чехов. Жизненный и творческий путь писателя. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века.

1

Запись основных положений лекции. Выразительное чтение рассказа и анализ.


65

Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

Беседа. Анализ рассказа.


66

Урок развития речи . Подготовка к сочиненеию-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 еека.»

1

Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат

67

Урок внеклассного чтения. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

1

Беседа, чтение стихотворений. Анализ средств выразительности.


Из литературы XX века. (23+2+2)



68

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

1

Лекция, конспектирование.


69

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алесеевича.

1

Лекция. Чтение и анализ рассказа.


70

Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

1

Анализ рассказа, характеристика героев

71

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Анализ I-III глав. Чтение эпизодов.

1

Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце».



72

Поэтика повести «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.

1

Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести


73

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека». История создания рассказа. Образ главного героя.

1

Лекция. Чтение рассказа



74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа. Автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Роль пейзажа в раскрытии идеи рассказа.

1

Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа



75

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни.

1

Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа.

76

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм её судьбы.

1

Анализ эпизодов, беседа.

77

Урок контроля. Контрольная работа по литературе второй половины 19 и 20 века.

1

Выполнение контрольной работы.

78

Из русской поэзии ХХ века.

1

Лекция. Урок- концерт

79

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Чтение и анализ стихотворения «Ветер принес издалека…».

1

Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений



80

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…».

1

Сообщение учащихся. Практикум:

выразительное чтение и анализ стихотворений.


81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.

1

Практикум.

Анализ стихотворения

82

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Основные темы творчества.

1

Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений.

83

Лирика Маяковского. «Послушайте!», «А вы могли бы?».

1

Чтение и анализ стихотворений


84



М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Особенности поэтики. Стихи о любви, о поэзии, о поэте. «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Идешь, на меня похожий…»..

1



Практикум. Определение основных мотивов, стиля поэзии, выразительное чтение стихотворений.


85


«Родина». Образ Родины в цикле «Стихи о Москве», традиции и новаторства в творческих поисках поэта.

1

Сообщение о поэте. Выразительное чтение, анализ.


86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Можжевеловый куст», «Завещание».

1

Комментированное чтение статьи о жизни поэта, чтение и анализ стихотворений


87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1


Сообщение о поэтессе. Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений

88

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи учебника.

89


Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…».

1

Лекция. Урок- концерт

90

А.Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе.

1

Сообщение о поэте. Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений


91

А.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

Практикум:

выразительное чтение и анализ стихотворений.

92


Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

1

Урок- концерт

93

Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

1

Урок- концерт

94

Урок контроля. Зачётное занятие по литературе 20 века.

1

Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка) на одну и ту же тему.


Из зарубежной литературы. (3+3)



95

Урок внеклассного чтения. Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет. Не надейся приязнь заслужить…».

1

Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.


96

Д.Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия».

1

Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы


97

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1

Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2).


98


Урок внеклассного чтения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер грагедии.

1

Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам


99


И.-В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.

1

Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста».Обзор содержания

100

Урок внеклассного чтения. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

1

Выразительное чтение отрывков


101

102

Выявление уровня восприятия литературного развития учащихся. Итоги года и задание для чтения летом.

2

Зачет. Рекомендации для летнего чтения






Итого

102 ч.


.









8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!