СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс ФГОС»



Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы под редакцией Канакиной В.П., Горецкого, В.Г., Дементьевой, М.Н., Стефаненко, Н. Бойкиной, : Москва, «Просвещение», 2011г. (Сборник рабочих программ для 1-4 классов «Школа России»)

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»


Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.







Содержание курса

Название тем, разделов

Колво час

Виды учебной деятельности

Содержание темы

Формы контроля

Формируемые учебные универсальные действия

Предметные

Метапредметные

Добукварный период 14



«Азбука» — первая учебная книга.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги

(обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).

Правила поведения на уроке. Правила работы с учебной книгой

Текущий. Ответы на вопросы

Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).

Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой».

Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой. Использовать эти правила при работе с «Азбукой».

Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе

Оценивать результаты своей работы на уроке

Личностные

- положительное отношение к школе;

-ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- интерес к новому;

- формирование учебных мотивов,

– стремление получать хорошие оценки,

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,

- имеет правильное представление о моральных нормах

Регулятивный

- определяет цель учебной деятельности с помощью учителя,

- формулирует и удерживает учебную задачу,

-соотносит выполненное задание с образцом предложенным учителем,

- решая новую задачу, с помощью учителя, обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы,

- может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.

Познавательные

- с помощью учителя ориентируется в учебнике, отвечает на простые вопросы, находит нужную информацию в учебнике, пересказывает прослушанное,

- учится сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,

- учится ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Коммуникативные

- учится отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу,

участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время, работать в паре,

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, понимать речевое обращение другого человека, слушать и понимать речь других.


Речь устная и письменная. Предложение.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении.

Правила поведения на уроке. Правила работы в группе.

Речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.

Роль знаний в жизни человека


Текущий. Ответы на вопросы

Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение).

Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя.

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Воспроизводить сюжеты знакомых сказокс опорой на иллюстрации.

Объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной речи. Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры.

Распределять на группы предметы по существенным признакам, определять основания для классификации. Различать родовидовые понятия. Правильно употреблять в речи слова-названия отдельных предметов.

Оценивать результаты своей работы на уроке


Слово и предложение.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.

Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения.

Пословицы о труде и трудолюбии

Текущий. Ответы на вопросы

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Разыгрывать сценки из сказки.

Делить предложения на слова. Определять на слух количество слов в предложении. Выделять отдельные слова из предложений. Составлять простейшие предложения и моделировать их с помощью схем. Составлять предложения по заданным схемам. «Читать» предложения по схемам.

Произносить по образцу предложения с восклицательной интонацией.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Составлять предложения по сюжетной картинке в соответствии с заданными схемами.

Различать предмет и слово, его называющее.

Различать слово и предложение по их функциям (без термина). Делать под руководством учителя вывод: предложения сообщают что-то, передают наши мысли, а слова — называют что-то.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке

Слог.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам. Дикие и домашние животные. Забота о животных

Текущий. Ответы на вопросы

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Произносить слова по слогам.

Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. Контролировать свои действия при делении слов на слоги. Моделировать слова при помощи схем.

Приводить примеры слов, состоящих из заданного количества слогов.

Устанавливать слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносить предметную картинку и схему слова; объяснять данное соответствие.

Отвечать на вопросы к иллюстрации. Составлять предложения на заданную тему.

Группировать слова по общему признаку (домашние и дикие животные). Строить высказывания о своих домашних питомцах, об уходе за ними, о своём отношении к животным.

Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке

Ударение.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы) Семья. Взаимоотношения в дружной семье

Текущий. Ответы на вопросы

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Определять на слухударный слог в словах.

Называть способы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово, «спросить» слово).

Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.

Подбирать слова к заданным схемам и приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге.

Классифицировать словапо количеству слогов и месту ударения.

Звуки в окружающем мире и в речи.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, Игры и забавы детей

Текущий. Ответы на вопросы

Наблюдать, какие неречевые звуки нас окружают.

Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Приводить примеры неречевых звуков.

Практически различать речевые и неречевые звуки.

Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». Произносить и слышать изолированные звуки.

Составлять рассказ по рисунку и опорным словам. .

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свою работу на уроке

Звуки в словах.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.

Гласные и согласные звуки, их особенности. Природа родного края

Текущий. Ответы на вопросы

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку.

Соотносить слово, называющее изображённый предмет, с разными слого-звуковыми моделями, находить модель слова, обосновывать свой выбор.

Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия. Называть особенности гласных и согласных звуков. Различать графические обозначения гласных и согласных звуков, использовать их при моделировании слов.

Наблюдать, как гласный образует слог. Делать вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги.

Слог-слияние



Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния.

Работа с моделями слов, содержащими слог-слияние, согласный звук за пределами слияния. Правила безопасного поведения в быту.

Текущий. Ответы на вопросы

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдать, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа.

Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывать, почему выделенный слог является слиянием. Различать графическиеобозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния, использовать их при моделировании слов.

Находить и называть слог-слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему.

Подбирать слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме.

Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью.

Отвечать на вопросы по сюжету сказки. Рассуждать о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в отсутствие взрослых. Объяснять смысл пословицы.

Повторение и обобщение пройденного материала.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Повторение и обобщение пройденного материала.

Слого-звуковой анализ слов.

Работа со схемами-моделями.

Любимые сказки

Текущий. С/р

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние».

Вычленять из звучащей речи предложения, делить их на слова.

Определять количество предложений в звучащей речи.

Моделировать предложения, фиксировать их в схеме.

Определять порядок слов в предложении.Делить слова на слоги.

Определять количество слогов в слове.Выделять ударный слог.

Выделять слог-слияние и звуки за пределами слияния в словах.

Устанавливать количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах (слияние, вне слияния) и в слове в целом.

Объяснять графические обозначения в схемах-моделях (ударение, слоговые границы, согласные вне слияния, слияния).Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации к сказке.

Анализировать серии сюжетных картинок: определять их последовательность, устанавливать правильную последовательность при её нарушении, реконструировать события и объяснять ошибки художника.

Рассказывать сказки с опорой на иллюстрации. Называть свои самые любимые сказки. Обосновывать свой выбор (объяснять, почему именно эти сказки самые любимые).

Гласный звук [а], буквыА, а.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а].

БуквыА, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие).Знакомство с «лентой букв». Русские народные и литературные сказки. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения

Текущий. Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Производить слого-звуковойанализ слова с изучаемым звуком (астры).

Выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [а].

Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [а] гласный.

Слышать звук [а] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.

Приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова.

Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквыА, а.

Соотносить звук [а] и букву, его обозначающую. Опознавать новые буквы в словах и текстах на страницах азбуки.

Составлять рассказ по сюжетной картинке по вопросам учителя. Читать предложение с восклицательной интонацией (А-а-а!).

Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Контролировать свои действияпри решении познавательной задачи.

Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке

Гласный звук [о], буквыО, о.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Особенности произнесения звука, его характеристика.

БуквыО, о как знак звука [о].

Взаимопомощь

Текущий. Ответы на вопросы

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Производить слого-звуковойанализ слова с изучаемым звуком (окуни).

Выделять звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [о].

Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [о] гласный.

Распознавать на слух звук [о] в словах, определять место нового звука в слове.

Приводить примеры слов со звуком [о] в начале, середине, конце слова.

Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквыО, о.

Находить слова с буквами О, о в текстах на страницах «Азбуки». Соотносить звук [о] и букву о.

Читать предложение с восклицательной интонацией (О-о-о!).

Работать в паре: находить на сюжетной картинке предметы, в названиях которых есть звук [о], называть слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивать результаты совместной работы. Обнаруживать несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и его схемой-моделью. Исправлять ошибку.

Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Гласный звук [и], буквыИ, и.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Особенности произнесения звука, его характеристика.

Наблюдение над значением слов. Включение слов в предложения. Дружба и взаимоотношения между друзьями


Текущий. Ответы на вопросы

Производить слого-звуковойанализ слова с изучаемым звуком (иголка).

Выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [и].

Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [и] гласный.

Слышать звук [и] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.

Приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова.

Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквыИ, и.

Соотносить звук [и] и букву, его обозначающую.

Находить слова с буквамиИ, и в текстах на страницах «Азбуки».

Строить высказывания о своём отношении к красоте родной природы, о необходимости бережного отношения к ней.

Рассказывать о своём самом лучшем друге, о своём отношении к нему..

Называть предметы, изображённые на предметных картинках и делать вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы.

Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы каждого члена группы, контролировать и оценивать правильностьответов.

Работать в паре. Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Контролировать свои действияпри решении познавательной задачи.

Гласный звук [ы], буква ы.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы. Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число).

Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Учение – это труд. Обязанности ученика

Текущий. Ответы на вопросы

Наблюдать за изменением формы слова (шар — шары). Устанавливать сходство и различие слов.

Производить слого-звуковойанализ слова с изучаемым звуком (шары).

Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [ы].

Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [ы] гласный.

Слышать звук [ы] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делать вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях.

Узнавать новую букву, сравнивать и различать печатную и письменную букву ы.

Характеризовать особенности буквы ы(бывает только строчная, состоит из двух частей). Соотносить звук [ы] и букву, его обозначающую.

Находить слова с буквой ы в текстах на страницах «Азбуки».

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков (мишка — мышка).

Воспроизводить диалог героев сказки.

Объяснять смысл пословицы. Делать вывод: учение — это труд. Высказывать свои суждения по проблеме: «Какую роль играет учение в жизни человека?» Строить высказывания о своём отношении к учебному труду.

Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке

Гласный звук [у], буквыУ, у.


1

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Моделирование и конструирование.


Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука.

Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы].

Ученье — путь к уменью. Качества прилежного ученика

Текущий. Ответы на вопросы

Производить слого-звуковойанализ слова с изучаемым звуком (утка).

Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [у].

Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [у] гласный.

Слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.

Приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова.

Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквыУ, у.

Соотносить звук [у] и букву, его обозначающую. Находить слова с буквамиУ, ув текстах на страницах «Азбуки».

Соотносить предметные картинки и схемы-модели слов. Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Объяснять роль восклицательного знака. Соблюдать восклицательнуюинтонацию при чтении восклицательных предложений (Ау!).

Работать в группе. Определять место изученной буквы на «ленте букв».






































Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте



п/п



Название раздела, темы урока



Дата

План.

Факт.

Добукварный период 17 ч



1

Пропись — первая учебная тетрадь. (с. 3—6)



2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. (с. 7—8)



3

Письмо овалов и полуовалов. (с. 9—10)



4

Рисование бордюров. (с. 11—12)



5

Письмо длинных прямых наклонных линий. (с. 13—14)



6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). (с. 15—17)



7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).(с. 18—20)



8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. (с. 21—23)



9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. (с. 24—26)



10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. (с. 27—29)



11

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.



12

Строчная и заглавная буквы А, а. (пропись № 2, с. 3—4)



13

Строчная и заглавная буквы О, о. (с. 5—6)



14

Строчнаябуква и



15

Заглавная буква И.(с. 7, 8)



16

Строчная буква ы. (с. 9—10)



17

Строчная и заглавная буквы У, у. (с. 11—12)



Букварный период 67ч



1

Строчная и заглавная буквы Н, н.



2

Строчная и заглавная буквы С, с.



3

Заглавная буква С.



4

Строчная и заглавная буквыК, к.



5

Строчная и заглавная буквы Т, т



6

Строчная и заглавная буквы Т, т



7

Строчная и заглавная буквы Л, л.



8

Повторение и закрепление изученного.



9

Строчная буква р. Заглавная буква Р



10

Строчная и заглавная буквыВ, в.



11

Строчная и заглавная буквыЕ, е.



12

Строчная и заглавная буквы П, п



13

Строчная и заглавная буквы П, п.



14

Строчная и заглавная буквы М, м.




15

Строчная и заглавная буквы М, м.




16

Строчная и заглавная буквы З, з.


– 3 час



17

18

19

Строчная и заглавная

буквыБ, б.


– 3 час



20

21

22



Строчная и заглавная буквыД, д.

– 2 час



23

24

ЗаглавнаябукваД– 1 час.



25


Строчная и заглавная буквы Я, я.




26

Строчная и заглавная буквы Я, я.


27

Строчная и заглавная буквы Я, я.


28

Строчная и заглавная буквы Я, я.




29


30

Строчная и заглавная буквы Г, г.

2ч.



31



32

Строчная

буква ч– 2 час



33

Заглавная буква Ч– 1 час



34



35

Буква ь.


– 2 час



36

37




Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

-2ч.



38

Письмо слогов и слов с изученными буквами.– 1 час



39

Строчная и заглавная буквыЖ, ж.




40

Строчная и заглавная буквыЖ, ж



41



Строчная буква ё. – 2 час



42

43

Заглавная буква Ё.



44

Строчная и заглавная буквы Й, й




45

Строчная и заглавная буквы Хх





46

Заглавная буквы Х,

47

Строчная и заглавная буквы Х, х.


48

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. – 1 час



49

Строчная и заглавная буквы Ю, ю

-2ч.



50

51

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

– 2 час



52

53

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.– 1 час



54

Строчная и заглавная буквыЭ, э.



55

Строчная и заглавная буквыЭ, э.



56

Строчная буква щ. – 2 час




57

58

Заглавная буква Щ

– 1 час.



59

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.- 2 ч.




60


61

Строчные буквы ь, ъ

– 2 час




62

Письмо изученных букв.– 1 час




63

Письмо изученных букв.– 1 час




64

Письмо слов с изученными буквами – 1 час



65

Письмо слов с изученными буквами– 1 час



66


67

Письмо слов с изученными буквами– 1 час





Резервные уроки – 5ч.


































Послебукварный период-20 ч.





1

Оформление предложений в тексте– 1 час





2

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?– 1 час




3

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?– 1 час




4

Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?– 1 час



5

Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?



6

Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

– 1 час



7

Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?



8

Предлоги.



9

Безударные гласные в корне слова



10

Безударные гласные в корне слова



11

Звонкие и глухие согласные на конце слова.



12

Звонкие и глухие согласные на конце слова.



13

Правописание жи-ши– 1 час



14

Правописание ча-ща– 2 час



15

Правописание чу-щу– 1 час



16

Правописание чк-чн, щн



17

Заглавная буква в словах.

– 1 час



18

Проверочный диктант.



19

Контрольное списывание



20

Алфавитный порядок слов




Резервные уроки- 6 ч.



























115









Содержание курса

Названиетем, разделов

Колвочас

Видыучебнойдеятельности

Содержаниетемы

Формыконтроля

Формируемыеучебныеуниверсальныедействия

Предметные

Метапредметные

Наша речь


Личностные

- положительное отношение к школе;

-ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- интерес к новому;

- формирование учебных мотивов,

– стремление получать хорошие оценки,

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,

- имеет правильное представление о моральных нормах

Регулятивный

- определяет цель учебной деятельности с помощью учителя,

- формулирует и удерживает учебную задачу,

-соотносит выполненное задание с образцом предложенным учителем,

- решая новую задачу, с помощью учителя, обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы,

- может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.

Познавательные

- с помощью учителя ориентируется в учебнике, отвечает на простые вопросы, находит нужную информацию в учебнике, пересказывает прослушанное,

- учится сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,

- учится ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Коммуникативные

- учится отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу,

участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время, работать в паре,

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, понимать речевое обращение другого человека, слушать и понимать речь других.


Языкиречь

2

Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.


Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление).

Русский язык- родной язык русского народа.

Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.


ТекущийФронтальнаябеседа.


Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Текст, предложение, диалог 3ч


Текст

Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.


Текущий. Фронтальнаябеседа

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений.небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.

Предложение

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении.


Текущий. Фронтальнаябеседа

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Диалог

Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)


Текущий. Фронтальнаябеседа

Различать диалог.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Наблюдать над постановкой тире (-) в диалогической речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику

Слова, слова, слова 4ч


Слово

1

Творческая, игровая, индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Роль слов в речи.Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова- названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова». Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

Текущий. Фронтальнаябеседа

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова».Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.


1


Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Воспитание чувства личной ответственности за свое поведение на основе содержания текстов учебника.


Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.



1


Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.


Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.

Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Развитие речи.


1

Творческая. Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Составление текста по рисунку и опорным словам.

Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Составлять текст по рисунку и опорным словам.

Слово и слог. Ударение 6ч


Слово и слог


Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Слово и слог

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).


Текущий. Фронтальнаябеседа

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Анализировать модели слов слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.Классифицировать слова по количеству в них слогов.Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Перенос слов


Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.


Текущий. Фронтальнаябеседа

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ). Переносить слова по слогам.

Развитиеречи.

Творческая. Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.


Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.


Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений.Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Ударение (общее представление)

Игровая, индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

Текущий. Фронтальнаябеседа

Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;

различать ударные и безударные слоги.




Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарем.

Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Текущий. Фронтальнаябеседа

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесенное слово.

Работать с орфоэпическим словарем, находить в нем нужную информацию о произношении слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Составлять сказку по ее данному началу и заключительной части и рисункам к сказке.

Звуки и буквы 34ч


Звуки и буквы


Творческая, игровая, индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов.

Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело.


Текущий. Фронтальнаябеседа

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Развитиеречи


Творческая.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей..

Работа с учебником.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Наблюдение над изобразительными возможностями языка

Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Наблюдатьнадобразностьюрусскихслов, которыепередаютзвукиприроды

Русский алфавит, или Азбука

Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Значение алфавита.Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность



Текущий. Фронтальнаябеседа

Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.




Использование алфавита при работе со словарями. Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.

Текущий. Индивидуальный

Применять знание алфавита при пользовании словарями.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Гласные звуки


Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.

Слова с непроверяемым написанием: деревня.


Текущий. Фронтальнаябеседа

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.Различатьгласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы».Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.Объяснятьпричины расхождения количества звуков и букв в слове. Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др..

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.

Развитие речи.


1

Творческая.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Составление развернутого ответа на вопрос.


Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

СоставлятьразвернутыйответнавопроспосодержаниюсказкиГ.Х. Андерсена«Дюймовочка»

Ударные и безударные гласные звуки


Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение а письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова)

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др,)


Текущий. Фронтальнаябеседа

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.Различать проверочное и проверяемое слова. Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны слóн, трáватрáвы).Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописа-ние. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса.

Проверочный диктант.


1


Работа с орфографическим словарем.

Проверочный диктант. Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко.


Текущий. Индивидуальный

Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Развитие речи.


1

Творческая.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.


Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам.

Согласные звуки


Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка-бочка)

Текущий. Фронтальнаябеседа

Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.





Слова с удвоенными согласными


Текущий. Фронтальнаябеседа

Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).




Буквы Й иИ

Слова со звуком (й) и буквой й.

Слова с непроверяемым написанием: класс, дежурный, классный.

Текущий. Фронтальнаябеседа

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Твердые и мягкие согласные звуки


Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Согласные парные и непарные по твердости-мягкости.

Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, ё, е, ю, я, ь.

Слова с непроверяемым написанием: ребята.

Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции-сохранять мир в своей стране и во всем мире.


Текущий. Фронтальнаябеседа

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’].

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.

Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука


Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звук в конце слова и в середине слова перед согласными (день, коньки)


Текущий. Фронтальнаябеседа

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки.

Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).




Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.


Текущий. Индивидуальный

Осознавать (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Развитие речи.



Творческая.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.


Фронтальнаябеседа. индивидуальный

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.


Согласные звонкие и глухие


Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Звонкие и глухие согласные на конце слова.


Текущий. Фронтальнаябеседа

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Работатьсо страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв» ис памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь.




Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и обозначение его буквой на письме.


Текущий. Индивидуальный

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.




Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова)

Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

Текущий. Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.


Проверочный диктант.






Текущий. Индивидуальный


Развитие речи.



Творческая.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.


Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подборзаголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).


Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.

Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Шипящие согласные звуки

Творческая, игровая, индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ

Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).

Текущий. Фронтальнаябеседа

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцироватьнепарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Правильно произносить шипящие согласные звуки.

Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш.


Проект «Скороговорки».


Творческая, игровая, индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Систематизация учебного материала.

Составление сборника «Веселые скороговорки»


Текущий. Индивидуальный

Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов.


Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.



Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт.

*Слова с непроверяемым написанием: девочка.


Текущий. Фронтальнаябеседа

Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.


Развитие речи.



Творческая.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


Творческая, игровая, индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с непроверяемым написанием: машина

Текущий. Фронтальнаябеседа

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами.

Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш]в древнерусском и современном русском языке.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Проверочный диктант.





Текущий. Индивидуадьный

Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Развитие речи.



Творческая.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль»

Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание.


Заглавная буква в словах



Индивидуальная, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Систематизация учебного материала.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Анализ проблемных ситуаций.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.


Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление)


Текущий. Фронтальнаябеседа. Индивидуальный

Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми).

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Развитие речи.


Творческая.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.


Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

Повторение


Фронтальнаябеседа. индивидуальный

Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Проект «Сказочная страничка»


Творческая, учебное сотрудничество

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

В названиях сказок изученные привила письма

Текущий. Индивидуальный

Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации.

Повторение



Фронтальнаябеседа.








Календарно-тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

№ п/п

Тема

Дата

план

факт

Наша речь 2ч

1

1

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.



2

2

Речь устная и письменная речь.



Текст, предложение, диалог – 3 ч


3

1

Текст (общее представление)



4

2

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.



5

3

Диалог. Знаки препинания в конце предложения.



Слова, слова, слова 4ч

6

1

Слово. Роль слов в речи.



7

2

Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов.



8

3

Тематические группы слов.Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.



9

4

Слова однозначные и многозначные (общее представление)Слова, близкие и противоположные по значению.



Слово и слог. Ударение 6 ч

10

1

Слово и слог. Общее представление о слоге.



11

2

Деление слов на слоги.



12

3

Перенос слов



13

4

Перенос слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.



14

5

Общее представление об ударении. Способы выделения ударения.



15

6

Ударные и безударные слоги.Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.



Звуки и буквы 34 ч

16

1

Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.



17

2

Развитие речи. Наблюдение над выразительными средствами языка.



18

3

Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита.



19

4

Использование алфавита при работе со словами.



20

5

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.



21

6

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.



22

7

Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопрос.



23

8

Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов.



24

9

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).



25

10

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука Работа с орфографическим словарём.



26

11

Проверочный диктант по теме « Ударные и безударные гласные звуки»



27

12

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.



28

13

Согласные звуки Буквы, обозначающие согласные звуки.



29

14

Слова с удвоенными согласными.



30

15

Слова с буквами Ии Й



31

16

Твердые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.



32

17

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков



33

18

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.



34

19

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука



35

20

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.



36

21

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.



37

22

Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.



38

23

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах.



39

24

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).



40

25

Проверочный диктант по теме «Согласные звонкие и глухие»



41

26

Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).



42

27

Шипящие согласные звуки.Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект «Скороговорки».



43

28

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.



44

29

Развитие речи. Наблюдение над выразительными средствами языка



45

30

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль»



46

31

Проверочный диктант по теме «Шипящие согласные звуки»



47

32

Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов



48

33

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.



49

34

Проект «Сказочная страничка»



50

1

Повторение и обобщение изученного материала.

















Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте

п/п

Название раздела, темы урока

Дата проведения

План.

Факт.


Добукварный период 14ч



1

«Азбука» — первая учебная книга



2

Речь устная и письменная. Предложение



3

Слово и предложение



4

Слог



5

Ударение



6

Звуки в окружающем мире и в речи



7

Звуки в словах



8

Слог-слияние



9

Повторение и обобщение пройденного материала



10

Гласный звук [ а],буквы А, а.



11

Гласный звук [ о], буквы О, о



12

Гласный звук [и], буквы И, и



13

Гласный звук [ы], буква ы.



14

Гласный звук [ у], буквы У, у.




Букварный период 53 ч



15

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н.



16

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с .



17

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.



18

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т.



19

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. .



20

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л.



21

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.



22

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.



23

Гласные буквы Е, е.



24

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п.



25

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м



26

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м



27

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з.



28

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с



29

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.



30

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.



31

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.



32

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.



33

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.



34

Гласные буквы Я, я.



35

Гласные буквы Я, я



36

Гласные буквы Я, я



37

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г.



38

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.



39

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.



40

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.



41

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.



42

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.



43

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.



44

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши



45

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.



46

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].



47

Гласные буквы Ё, ё.



48

Гласные буквы Ё, ё.



49

Звук [ј,], буквы Й, й.



50

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.



51

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.



51

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.



53

Гласные буквы Ю, ю.



54

Гласные буквы Ю, ю..



55

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.



56

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.



57

Гласный звук [э], буквы Э, э.



58

Гласный звук [э], буквы Э, э.



59

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.



60

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.



61

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.



62

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.



63

Мягкий и твердый разделительные знаки



64

Мягкий и твердый разделительные знаки



65

Русский алфавит



66

Повторение и обобщение пройденного материала



67

Повторение и обобщение пройденного материала



68

Резервные уроки



69

Резервные уроки



70

Резервные уроки



71

Резервные уроки




Послебукварный период 16 ч



72

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения.



73

Одна у человека мать; одна и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество». Анализ содержания текста



74

История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации



75

В. Крупин. Первый букварь. Знакомство со старинной азбукой.



76

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг



77

Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка.



78

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей



79

К.И. Чуковский Телефон. Инсценирование стихотворения.



80

К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения-небылицы



81

В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельноеозаглавливание текста рассказа.



82

С.Я. Маршак. Угомон. Приёмы заучивания стихотворения наизусть.



83

М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом-описанием. Глоток молока. Герой рассказа



84

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей. С. Маршак, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов.



85

Весёлые стихи. Б.Заходера. В. Берестова. Песенка – азбука. Выразительное чтение стихотворений



86

Проект: «Живая Азбука»



87

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.



88

Резервные уроки



89

Резервные уроки



90

Резервные уроки



91

Резервные уроки



92

Резервные уроки