МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АПРЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ Апрелевской СОШ № 3
с углубленным изучением
отдельных предметов
________________В.В.Сбусин
Приказ № ____
от «______»____________2021 г.
Рабочая программа по русскому языку
Класс: 3
2021 г
г. Апрелевка
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования личностных результатов:
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
Обучающийся получит возможность научится:
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
Обучающийся получит возможность научится:
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Обучающийся получит возможность научится:
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание тем учебного курса
Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (11 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (19 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова (14 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Правописание частей слова (23 часа)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Части речи (61 час).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение изученного за год (6 часов).
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
Язык и речь – 2 ч |
1 | Вводный инструктаж. Наша речь. Виды речи. | | |
2 | Наш язык. | | |
Текст. Предложение. Словосочетание – 11 ч |
3 | Текст. Что такое текст? Какие бывают тексты? | | |
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | | |
5 | Предложение. Виды предложений по интонации. Словарный диктант № 1 | | |
6 | Предложение. Что такое обращение? Обучающее изложение | | |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. | | |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | | |
9 | Простое и сложное предложения. | | |
10 | Простое и сложное предложения. | | |
11 | Словосочетание. Что такое словосочетание? | | |
12 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» | | |
13 | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». | | |
Слово в языке и речи – 19 ч |
14 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант № 2 | | |
15 | Синонимы и антонимы. | | |
16 | Что такое омонимы? | | |
17 | Слово и словосочетание. | | |
18 | Что такое фразеологизмы? | | |
19 | Обучающее изложение (упр.88) | | |
20 | Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное. Местоимение. | | |
21 | Имя прилагательное. Глагол. | | |
22 | Что такое имя числительное? | | |
23 | Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | | |
24 | Работа над ошибками. Однокоренные слова. | | |
25 | Однокоренные слова. Проверочная работа № 2 | | |
26 | Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. | | |
27 | Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки. | | |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | | |
29 | Обучающее изложение (упр.129) Словарный диктант № 3 | | |
30 | Обобщение и закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове» | | |
31 | Контрольный диктант № 3 по теме «Слово в языке и речи» | | |
32 | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала. | | |
Состав слова – 14 ч |
33 | Корень слова. Как найти в слове корень? | | |
34 | Сложные слова. Контрольное списывание № 1 | | |
35 | Окончание. Как найти в слове окончание? | | |
36 | Окончание слова. | | |
37 | Приставка. Контрольный диктант за 1 четверть | | |
38 | Значение приставок. Словарный диктант № 4 | | |
39 | Суффикс. Как найти в слове суффикс? | | |
40 | Значение суффиксов. | | |
41 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | | |
42 | Основа слова. Анализ творческих работ. | | |
43 | Обобщение знаний о составе слова. | | |
44 | Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова». | | |
45 | Обучающее изложение (упр. 191) | | |
46 | Анализ работы. Проект «Семья слов» Проверочная работа № 4 | | |
Правописание частей слова – 23 ч |
47 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | | |
48 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | |
49 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | | |
50 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | |
51 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | |
52 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | |
53 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Контрольное списывание № 2 | | |
54 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | | |
55 | Правописание слов с удвоенными согласными. | | |
56 | Правописание слов с удвоенными согласными. | | |
57 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | | |
58 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание корней слов». | | |
59 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | | |
60 | Правописание суффиксов и приставок. | | |
61 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 5. | | |
62 | Правописание приставок и предлогов. | | |
63 | Правописание приставок и предлогов. | | |
64 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | | |
65 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | | |
66 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | | |
67 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание частей слова». | | |
68 | Обучающее изложение (упр.278) Проект «Составляем орфографический словарь» | | |
Части речи (61 час) |
69 | Части речи. | | |
Имя существительное –26 ч |
70 | Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. | | |
71 | Имя существительное . | | |
72 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
73 | Обучающее изложение (упр. 21). | | |
74 | Собственные и нарицательные имена существительные. | | |
75 | Проект «Тайны имени». Контрольное списывание № 3 | | |
76 | Число имён существительных. | | |
77 | Имена существительные, употребляемые в форме единственного числа. | | |
78 | Род имён существительных. | | |
79 | Род имён существительных. | | |
80 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | | |
81 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | | |
82 | Обучающее изложение (упр.62) | | |
83 | Диктант по теме «Имя существительное» | | |
84 | Склонение имён существительных. | | |
85 | Падеж имён существительных. Словарный диктант № 6 | | |
86 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | | |
87 | Именительный падеж. | | |
88 | Родительный падеж. | | |
89 | Дательный падеж. | | |
90 | Винительный падеж. | | . |
91 | Творительный падеж. | | |
92 | Предложный падеж. | | |
93 | Обучающее изложение (упр.101) | | |
94 | Обобщение знаний. Проект « Зимняя страничка» | | |
95 | Сочинение по картине К.Ф. Юнона «Конец зимы. Полдень» | | |
96 | Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных» | | |
Имя прилагательное – 15 ч |
97 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | | |
98 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | | |
99 | Роль имён прилагательных в тексте. | | |
100 | Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | | |
101 | Род имён прилагательных. | | |
102 | Изменение имён прилагательных по родам | | |
103 | Изменение имён прилагательных по родам | | |
104 | Число имён прилагательных. | | |
105 | Число имён прилагательных | | |
106 | Изменение имён прилагательных по падежам. | | |
107 | Изменение имён прилагательных по падежам. | | |
108 | Обобщение знаний. Словарный диктант № 7 | | |
109 | Сочинение (или отзыв) по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | | |
110 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект « Имена прилагательные в загадках». | | |
111 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | | |
Местоимение – 4 ч |
112 | Личные местоимения. | | |
113 | Изменение личных местоимений по родам | | |
114 | Правописание местоимений. Проверочная работа № 6 | | |
115 | Обучающее изложение | | |
Глагол – 14 ч |
116 | Значение и употребление глаголов в речи | | |
|
117 | Неопределённая форма глагола. | | |
118 | Неопределённая форма глагола. | | . |
119 | Число глаголов. | | |
120 | Времена глаголов. | | |
121 | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов. | | |
122 | Изменение глаголов по временам. | | |
123 | Изменение глаголов по временам. | | |
124 | Обучающее изложение (Упр. 213) | | |
125 | Род глаголов в прошедшем времени. | | |
126 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | | |
127 | Обобщение изученного материала о глаголе. | | |
128 | Проверочная работа №7 | | |
129 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» | | |
Повторение – 6 ч |
130 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант № 9. | | |
131 | Итоговый контрольный диктант. | | |
132 | Обобщение изученного о слове, предложении. | | |
133 | Обучающее изложение (упр.242) Анализ диктанта. | | |
134 | Правописание приставок и предлогов. | | |
135 | Правописание безударных гласных | | |
136 | Однокоренные слова. Заключительный урок | | |
| Итого | 136 | |
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по русскому языку 3 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»). Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с основной образовательной программой основного общего образования МАОУ Апрелевской СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов, примерной рабочей программой по русскому языку: 3 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2019.1 Ч. -159 с., 2 Ч- 158 с.
Рабочая программа предмета «Русский язык» в начальной школе реализует следующие цели обучения:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Задачи реализации учебного предмета:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане МАОУ
Согласно учебного плана МАОУ Апрелевской СОШ № 3 на изучение предмета русского языка в 3м классе отводится 4 ч в неделю (136 ч в год).
Планирование:
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе |
уроки | контр работы |
1 | 1.Язык и речь | 2 | 2 | - |
2 | 2. Текст. Предложение. Словосочетание | 11 | 10 | 1 |
3 | 3.Слово в языке и речи | 19 | 18 | 1 |
4 | 4. Состав слова | 14 | 11 | 3 |
5 | 5. Правописание частей слова | 23 | 20 | 3 |
6 | 6. Части речи | 61 | 58 | 3 |
7 | 7. Повторение | 6 | 6 | - |
| Итого | 136 | 125 | 11 |
Формы текущей и промежуточной аттестации: текущая аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ, списывание, диктантов и словарных диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Промежуточная аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
УМК:
УМК «Школа России»
- Русский язык. :3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Канакина В.П., Горецкий В.Г.. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2019.
Электронные ресурсы
• Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
• Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/