Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная школа Демидовского района
Смоленской области
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании педагогического Директор
совета МБОУ Михайловская ОШ
Протокол № 1 __________ (Лосева Л.Г.)
Приказ № 37 о/д
от «30» августа 2017г. От «30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
3 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Родионова Наталья Петровна
(первая квалификационная категория)
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- от 31.12. 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- основной образовательной программой начального общего образования ОУ ;
- авторской программой «Русский язык» С. В. Иванова (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) издательство «Вентана-Граф», 2013 г.;
- положением о рабочих программах учебных предметов, курсов и рабочих программах внеурочной деятельности МБОУ Михайловская ОШ;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных учреждениях.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в 3 классе отводится 170 часов в год (34 учебные недели, по 5 часов в неделю).
Программа ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту:
- Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2013
- Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф 2017 г.
- В.Ю.Романова, Л.В.Петленко «Оценка достижения планируемых результатов обучения»(контрольные работы, тесты, диктанты, изложения). М.: «Вентана – Граф» 2011г.
- В.Ю.Романова, Л.В.Петленко Русский язык : 3 класс (тетрадь для контрольных работ) для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана Граф, 2017 г.
Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В. Русский язык: Программа. 1-4 классы. М.: «Вентана – Граф» 2012 г.
Содержание курса «Русский язык» 3 класс (170 ч)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (65 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Синтаксис(18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (40 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (35 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Проверочные и контрольные работы (16 ч)
В конце учебного года проходит промежуточная аттестация, формы которой определяются на заседании педагогического совета школы.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»
У третьеклассника продолжат формироваться:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык»
У третьеклассника продолжат формироваться:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результатыосвоения курса «Русский язык»
У третьеклассника продолжат формироваться:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
К концу обучения в третьем классе ученик научиться:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить:
- собственные имена существительные;
- личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи:
- определять род изменяемых имён существительных;
- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
- определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфогафические и пунктуационные ошибки;
- составлять план собственного и предложенного текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
- составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
- буквы о,е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова);
- склонять личные местоимения;
- различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
- находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
- самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
- применять правило правописания суффиксов имён существительных -ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
-применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ия, -ие;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- писать подробные изложения;
- создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
освоение личностного смысла учения, желания учиться,формирование интереса (мотивации) к учению;
воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;учиться высказывать свои преположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
сознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения зада-
ния в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого;участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
Тематическое планирование по русскому языку (170 ч)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
1. | Повторяем фонетику | 1 | | |
2. | Вспоминаем правила написания заглавной буквы | 1 | | |
3. | Фонетический анализ слова | 1 | | |
4. | Вспоминаем правило переноса слов | 1 | | |
5. | Текст, его признаки и типы | 1 | | |
6. | Фонетический анализ слова | 1 | | |
7. | Правила обозначения гласных после шипящих | 1 | | |
8. | Состав слова | 1 | | |
9. | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | |
10. | Входящая диагностическая работа. Повторяем признаки и типы текстов | 1 | | |
11. | Разбор слова по составу | 1 | | |
12. | Повторяем правила правописания согласных в корне | 1 | | |
13. | Повторяем словообразование | 1 | | |
14. | Диктант по теме: «Повторение изученных орфограмм» | 1 | | |
15. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова | 1 | | |
16. | Текст и его заглавие | 1 | | |
17. | Разбор слова по составу и словообразование | 1 | | |
18. | Повторяем правописание суффиксов | 1 | | |
19. | Повторяем правописание приставок | 1 | | |
20. | Контрольная работа по темам: «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» | 1 | | |
21. | Заглавие и начало теста | 1 | | |
22. | Предложение и его смысл. Слова в предложении | 1 | | |
23. | Виды предложения по цели высказывания и интонации | 1 | | |
24. | Последовательность предложений в тексте. Самостоятельная работа по развитию речи по теме: «Текст, заголовок текста» | 1 | | |
25. | Списывание по теме: «Повторение изученных орфограмм» | 1 | | |
26. | Главные члены предложения | 1 | | |
27. | Повторяем написание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков | 1 | | |
28. | Главные члены предложения | 1 | | |
29. | Учимся писать приставки | 1 | | |
30. | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с | 1 | | |
31. | Словарный диктант. Подлежащее | 1 | | |
32. | Сказуемое | 1 | | |
33. | Учимся писать письма | 1 | | |
34. | Сказуемое | 1 | | |
35. | Итоговая контрольная работа по темам: «Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Главные члены предложения» | 1 | | |
36. | Учимся писать письма | 1 | | |
37. | Второстепенные члены предложения | 1 | | |
38. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 | | |
39. | Учимся писать приставку с- | 1 | | |
40. | Итоговый диктант по теме: «Орфограммы, изученные во 2 классе» | 1 | | |
41. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | | |
42. | Обстоятельство | 1 | | |
43. | Учимся писать письма | 1 | | |
44. | Определение | 1 | | |
45. | Учимся писать слова с двумя корнями | 1 | | |
46. | Определение | 1 | | |
47. | Запоминаем соединительные гласные о, е | 1 | | |
48. | Учимся писать письма | 1 | | |
49. | Дополнение | 1 | | |
50. | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | 1 | | |
51. | Дополнение | 1 | | |
52. | Контрольная работа по темам: «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения» | 1 | | |
53. | Учимся писать буквы о,ё после шипящих в корне слова | 1 | | |
54. | Списывание | 1 | | |
55. | Однородные члены предложения | 1 | | |
56. | Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц] | 1 | | |
57. | Однородные члены предложения | 1 | | |
58. | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | | |
59. | Учимся писать письма | 1 | | |
60. | Однородные члены предложения | 1 | | |
61. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | 1 | | |
62. | Словарный диктант. Однородные члены предложения | 1 | | |
63. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | 1 | | |
64. | Учимся писать письма | 1 | | |
65. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | | |
66. | Итоговая контрольная работа за первое полугодие по темам: «Фонетика. Состав слова. Синтаксис.Простое предложение» | 1 | | |
67. | Повторение | 1 | | |
68. | Итоговый диктант за первое полугодие по теме: «Орфограммы, изученные в первом полугодии» | 1 | | |
69. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | | |
70. | Части речи | 1 | | |
71. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | |
72. | Повторение | 1 | | |
73. | Имя существительное | 1 | | |
74. | Повторение | 1 | | |
75. | Учимся писать изложение | 1 | | |
76. | Род имён существительных | 1 | | |
77. | Род имён существительных | 1 | | |
78. | Учимся писать изложение | 1 | | |
79. | Число имён существительных | 1 | | |
80. | Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных | 1 | | |
81. | Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных | 1 | | |
82. | Число имён существительных | 1 | | |
83. | Изменение имён существительных по числам | 1 | | |
84. | Изменение имён существительных по числам | 1 | | |
85. | Контрольная работа по теме: «Части речи, род и число имён существительных | 1 | | |
86. | Учимся писать изложение | 1 | | |
87. | Изменение имён существительных по падежам | 1 | | |
88. | Падеж имён существительных. Косвенные падежи | 1 | | |
89. | Падеж имён существительных. Падежные предлоги | 1 | | |
90. | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова | 1 | | |
91. | Учимся писать письма | 1 | | |
92. | Падеж имён существительных | 1 | | |
93. | Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных | 1 | | |
94. | Падеж имён существительных | 1 | | |
95. | Учимся писать суффиксы –ец- и – иц- и сочетания ичк и ечк | 1 | | |
96. | Работа с текстом | 1 | | |
97. | Склонение имён существительных. Понятие о склонении | 1 | | |
98. | Учимся писать сочетания инк, енк | 1 | | |
99. | Диктант по темам: «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных. Удвоенные согласные в словах. Суффиксы имён существительных» | 1 | | |
100. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | | |
101. | Склонение имён существительных | 1 | | |
102. | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | | |
103. | Списывание | 1 | | |
104. | Склонение имён существительных родительного падежа множественного числа | 1 | | |
105. | Тест по теме: «Род, число, падеж, склонение имён существительных» | 1 | | |
106. | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | | |
107. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | | |
108. | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2 склонения | 1 | | |
109. | Учимся писать изложение | 1 | | |
110. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | | |
111. | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2 склонения | 1 | | |
112. | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | | |
113. | Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц | 1 | | |
114. | Учимся писать изложение | 1 | | |
115. | Способы образования имён существительных | 1 | | |
116. | Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения | 1 | | |
117. | Способы образования имён существительных | 1 | | |
118. | Итоговая контрольная работа по теме: «Грамматические признаки имени существительного» | 1 | | |
119. | Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | | |
120. | Изложение | 1 | | |
121. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | | |
122. | Словарный диктант. Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений | 1 | | |
123. | Итоговый диктант по теме: «Орфограммы, изученные в 3 четверти» | 1 | | |
124. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | | |
125. | Имя прилагательное | 1 | | |
126. | Правописание окончаний имён существительных множественного числа | 1 | | |
127. | Повторение | 1 | | |
128. | Имя прилагательное | 1 | | |
129. | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных | 1 | | |
130. | Имя прилагательное | 1 | | |
131. | Правописание имён существительных на ий, ия, ие | 1 | | |
132. | Правописание имён существительных на ий, ия, ие | 1 | | |
133. | Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных | 1 | | |
134. | Диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных» | 1 | | |
135. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | | |
136. | Качественные имена прилагательные | 1 | | |
137. | Изложение с элементами сочинения | 1 | | |
138. | Степени сравнения качественных прилагательных | 1 | | |
139. | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | | |
140. | Учимся писать изложение | 1 | | |
141. | Степени сравнения качественных прилагательных | 1 | | |
142. | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | | |
143. | Краткая форма качественных прилагательных | 1 | | |
144. | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | | |
145. | Учимся писать сочинение | 1 | | |
146. | Относительные имена прилагательные | 1 | | |
147. | Относительные имена прилагательные. Правописание относительных прилагательных | 1 | | |
148. | Как образуются относительные имена прилагательные | 1 | | |
149. | Правописание относительных прилагательных | 1 | | |
150. | Учимся писать сочинение | 1 | | |
151. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматическое значение» | 1 | | |
152. | Относительные имена прилагательные | 1 | | |
153. | Правописание относительных прилагательных | 1 | | |
154. | Притяжательные имена прилагательные | 1 | | |
155. | Правописание притяжательных прилагательных | 1 | | |
156. | Диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» | 1 | | |
157. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | | |
158. | Правописание сравнительной степени качественных прилагательных | 1 | | |
159. | Списывание | 1 | | |
160. | Правописание превосходной степени качественных прилагательных | 1 | | |
161. | Правописание краткой формы качественных прилагательных. Словарный диктант | 1 | | |
162. | Местоимение | 1 | | |
163. | Изложение | 1 | | |
164. | Личные местоимения | 1 | | |
165. | Личные местоимения | 1 | | |
166. | Правописание местоимений с предлогами | 1 | | |
167. | Как изменяются местоимения | 1 | | |
168. | Правописание местоимений. Как изменяются местоимения | 1 | | |
169. | Промежуточная аттестация за курс 3 класса | 1 | | |
170. | Праздник «Знатоки русского языка» | 1 | | |