Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе рабочей программы по русскому языку для 3 классов (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова)., в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по русскому языку.
Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова.
Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имён существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования по русскому языку (2009г)
- Примерная программа начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. /М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. /М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф. 2012.
- Тетрадь для контрольных работ по русскому языку: 3 класс для учащихся общеобразовательных учреждений, / В.Ю Романова, Л.В. Петленко. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Русский язык: 3 класс: тетрадь для контрольных работ: В.Ю Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Контрольные и проверочные работы по русскому языку, 1 – 3 класс: Пособие для начальной школы. /Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова. – К.: ГИППВ, 1999.
- Сборник изложений по русскому языку 2 – 4 классы. /Н.Н. Максимук. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995.
- Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы/Н.Н. Максимчук, И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2012
- Дидактический материал к урокам чистописания 3 класс. /Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 1992
№ п/п | Тема урока | Цели урока | Результаты | ИКТ | Дата |
Характеристика деятельности учащихся | ОУУ | Компетентности | план | факт |
Фонетика («Как устроен наш язык») |
| Повторяем фонетику /урок 1/ | Повторить классификацию звуков и соотношение «звук-буква»; транскрипцию; различать звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные. | Знает обозначение звуков на письме. Умеет сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции | Выделяет сходство и различие «звук-буква». | Интеллектуальные умения: (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Правописание заглавной буквы в словах («Правописание») |
| Вспоминаем правило написания большой буквы. /урок 2/ | Повторить правила написания прописной буквы: написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Умеет сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать имена существительные. | Применяет полученную информацию. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Фонетика («Как устроен наш язык») |
| Фонетический анализ слова. /урок 3/ | Закрепить умение различать звуки и буквы Делить слова на слоги для переноса. Отрабатывать умения определять ударный гласный в слове. | Знает правила переноса слов. Умеет применять алгоритм фонетического анализа слов. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Перенос слова («Правописание») |
| Вспоминаем правила переноса слова. /урок 4/ | Повторить и закрепить правила переноса слов. | Знает правила переноса слов. Умеет применять изученные правила в написании слов. | Применяет правила в написании слов. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Текст («Развитие речи») |
| Повторяем текст, его признаки и типы. /урок 5/ | Повторить выбор заголовка текста, окончание текста. Типы текста, определение типа текстов, план. | Знает правила подбора заголовка, типы и признаки текста. Умеет выделять главное в тексте, называть признаки типов текстов. | Выделяет главное в тексте, распознает типы текстов. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Фонетика («Как устроен наш язык») |
| Фонетический анализ слова. /урок 6/ | Повторить деление слов на слоги. Различать согласные и гласные, звонкие и глухие. | Знает правила переноса слов. Умеет применять алгоритм фонетического анализа слов. | Применяет алгоритм фонетического анализа слов. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Гласные после шипящих («Правописание») |
| Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. /урок 7/ | Повторить правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Умеет разъяснять сущность усвоенного правила о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Демонстрирует усвоенное правило. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») |
| Повторяем состав слова /урок 8/ | Повторить разбор слов по составу. | Знает части слова и их обозначения, образование слов в русском языке. Умеет разбирать слова по составу. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (умение обобщать факты, делать выводы) | Презентация учителя | | |
Корни слов («Правописание») |
| Повторяем правописание безударных гласных в корне слова. /урок 9/ | Повторить и закрепить подбор однокоренных слов для проверки безударных гласных. | Умеет выделять безударные гласные в корне слов, подбирать проверочные слова, форму одного и того же слова, классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
Текст («Развитие речи») |
| Повторяем признаки и типы текстов. /урок 10/ | Повторить признаки и типы текстов. | Умеет различать предложение и текст, формулировать основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять план. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Состав слова и словообразование («Как устроен наш язык») |
| Разбор слова по составу. /урок 11/ | Закрепить навык разбора слов по составу. Составлять слова по образцу. | Знает части слова и их обозначения, Уметь разбирать слова по составу. | Демонстрирует разбор слов по составу. | Интеллектуальные умения, (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
Корни слов («Правописание») |
| Повторяем правила правописания согласных в корне слова. /урок 12/ | Повторить правила правописания согласных в корне слова. | Знает правила написания парных согласных в корне слов и на конце. Умеет подбирать проверочные слова. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
Состав слова и словообразование («Как устроен наш язык») |
| Повторяем словообразование. /урок13/ | Повторить способы образования слов – суффиксальный и приставочный. Образование слов, их объяснение и толкование. | Умеет применять суффиксы и приставки для образования новых слов. | Демонстрирует работу со словарём, использует информацию. | Интеллектуальные умения.(отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Корни слов («Правописание») |
| Повторяем правила правописания непроизносимых согласных в корне слова. /урок 14/ | Закрепить навыки правописания непроизносимых согласных в корне слов. Учить различным способам проверки. | Знает правила написания непроизносимых согласных в корне слова. Умеет проверять данную орфограмму. | Демонстрирует проверку непроизносимых согласных в корне. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
| Списывание №1: «Повторение изученных орфограмм» (правописание) | | | | | | | |
Текст («Развитие речи») |
16. | Текст и его заглавие. /урок 15/ | Учить соотносить заголовок текста с его основной мыслью; уметь подбирать возможные окончания к незаконченным текстам. | Умеет выделять в тексте главное, доказывать и обосновывать свой выбор, отвечать на вопросы. | Выделяет в тексте главное, излагает свой выбор. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») |
17. | Разбор слова по составу. Словообразование /урок 16/ | Повторить разбор слов по составу. | Умеет выделять значимые части слова. | Демонстрирует разбор слов по составу. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
18. | Контрольная работа №1: «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу». (как устроен наш язык) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять контрольные работы | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Суффикс («Правописание») |
19. | Вспоминаем правописание суффиксов. /урок 17/ | Повторить всё о суффиксе. | Умеет конструировать и классифицировать слова. | Демонстрирует правописание суффиксов. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию) | | | |
Приставка («Правописание») |
20. | Повторяем правописание приставок. Подготовка к диктанту. /урок 18/ | Повторить правописание приставок. | Умеет грамотно писать слова на изученные орфограммы. | Демонстрирует правописание приставок, применяет изученные правила. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
21. | Диктант с орфографическим заданием №1: «Повторение изученных орфограмм» (правописание) | Проверка применения полученных знаний. | Умеет писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Текст («Развитие речи») |
22. | Работа над ошибками. Заголовок и начало текста. /урок 19/ | Учить выбирать заголовок текста. Начало текста. | Умеет выделять главное в тексте, анализировать и корректировать текст. | Выделяет в тексте главное, излагает свой выбор. | Коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог)умения. | | | |
Синтаксис. Предложение («Как устроен наш язык») |
23. | Предложение и его смысл. Слова в предложении. /урок 20/ | Повторить все о предложении. Учить определять границы предложения. | Умеет видеть связь слов в предложении, различать слово, словосочетание и предложение, составлять из слов предложение | Демонстрирует полученные знания. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
24. | Виды предложений по цели высказывания и интонации. /урок 21/ | Повторить все о предложении, определять предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. | . Определяет предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Демонстрирует полученные знания. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
25. | Последовательность предложений в тексте. /урок 22/ | Учить осмысленному прочитыванию текста. Восстановление последовательности предложений в тексте. | Умеет излагать текст последовательно устно и письменно, восстанавливает последовательность предложений в тексте. | Пересказывает текст последовательно. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Текст («Развитие речи») |
26. | Деление текста на абзацы /урок 23/ Самостоятельная работа №1: «Текст, заголовок текста» (развитие речи) | Учить делить текст на абзацы, определять микротему, восстановление последовательности в тексте. | Умеет делить текст на смысловые части, видеть в тексте нарушение последовательности изложения материала, определять в каждом абзаце микротему, восстанавливать последовательность абзацев. | Выделяет в тексте главное, излагает свой выбор. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Синтаксис. Грамматическая основа предложения («Как устроен наш язык») |
27. | Главные члены предложения. /урок 24/ | Учить находить грамматическую основу предложения. | Знает понятия главные члены предложения, грамматическая основа в предложении. Умеет находить грамматическую основу в предложении. | Демонстрирует нахождение грамматической основы в предложении. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
Твердый и мягкий знак («Правописание») |
28. | Повторяем написание разделительных ь и ъ знаков. /урок 25/ | Повторить написание разделительных ь и ъ знаков. | Умеет доказывать правильность выбора знака. | Демонстрирует правильность выбора знака. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Синтаксис. Грамматическая основа предложения («Как устроен наш язык») |
29. | Главные члены предложения. /урок 26/ | Учить находить главные члены предложения. | Умеет выделять в предложении грамматическую основу. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи)(отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
30. | Тестирование №1: «Повторение изученных орфограмм» (правописание) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять тестовые контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Приставка («Правописание») |
31. | Учимся писать приставки. /урок 27/ | Учить правильно писать слова с приставками на з- и с-. | Умеет анализировать и писать слова с приставками на з- и с-. | Объясняет написание слов с приставками на з- и с-. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
32. | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з и с. /урок 28/ | Правило написания приставок на з- и с-. | Умеет применять правило написания приставок на з- и с-. | Применяет правила написания приставок. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
33. | Итоговый диктант с орфографическим заданием №2: «Повторение изученных орфограмм во 2 классе» (правописание) | Проверка знаний. | Умеет писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Синтаксис. Грамматическая основа предложения («Как устроен наш язык») |
34. | Работа над ошибками. Подлежащее. /урок 29/ | Введение понятия подлежащего. | Умеет определять подлежащие в предложении. | Определяет подлежащие в предложении. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
35. | Сказуемое. /урок 30/ | Введение понятия сказуемого. | Умеет находить сказуемое в предложении. | Определяет сказуемое в предложении. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Письмо («Развитие речи») |
36. | Учимся писать письма. /урок 31/ | Познакомить с жанром письма. | Знает понятие обращение. | Воспроизводит структуру письма. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Синтаксис. Грамматическая основа предложения («Как устроен наш язык») |
37. | Подлежащее и сказуемое. Словарный диктант №1. /урок 32/ | Учить выделять сказуемое в предложении и грамматическую основу. | Умеет выделять сказуемое в предложении и грамматическую основу | Определяет сказуемое в предложении, грамматическую основу. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
38. | Итоговая контрольная работа №2: «Виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные члены предложения» (как устроен наш язык) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Письмо («Развитие речи») |
39. | Учимся писать письма /урок 33/ | Введение понятия адресат. | Умеет подписывать письма, обращаться к адресату. | Воспроизводит структуру письма. | Коммуникативные умения..(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Синтаксис. Второстепенные члены предложения («Как устроен наш язык») |
40. | Второстепенные члены предложения. /урок 34/ | Введение понятия второстепенные члены предложения. | Знает понятия второстепенные члены предложения, грамматическая основа. Умеет различать распространенное предложение и нераспространенное. | Называет второстепенные члены предложения, различает распространенное предложение и нераспространенное. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
Синтаксис. Второстепенные члены предложения («Как устроен наш язык») |
41. | Обстоятельство. /урок 35/ | Проверка написания словарных слов. Учить находить второстепенные члены предложения. | Умеет находить в предложении второстепенные члены предложения. | Определяет в предложении второстепенные члены предложения. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
42. | Обстоятельство. /урок 36/ | Учить находить второстепенные члены предложения. | Умеет находить в предложении второстепенные члены предложения. | Определяет в предложении второстепенные члены предложения. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Приставка («Правописание») |
43. | Учимся писать приставку ⌐с /урок 37/ | Учить выделять приставки с- в словах. | Умеет выделять приставку с- в словах. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Письмо («Развитие речи») |
44. | Учимся писать письма. /урок 38/ | Познакомить с жанром письма. Учить составлять план письма. | Знает понятие обращение. Умеет составлять план текста, корректировать письмо. | Воспроизводит структуру письма. Составляет план текста. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Синтаксис. Второстепенные члены предложения («Как устроен наш язык») |
45. | Определение. /урок 39/ | Введение понятия определение. | Знает понятие определения. Умеет работать с правилом, разбирать предложения. | Действует по алгоритму. | Коммуникативные умения. | Презентация учителя | | |
46. | Определение. /урок 40/ | Учить искать определение в предложении, разбор предложений. | Умеет применять правило, выделять в предложении второстепенные члены предложения. | Действует по алгоритму. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Сложные слова («Правописание») |
47. | Учимся писать слова с двумя корнями. /урок 41/ | Учить выделять корни в словах с двумя корнями. | Умеет писать сложные слова. | Применяет правила написания слов с двумя корнями. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
48. | Запоминаем соединительные гласные о, е. /урок 42/ | Учить писать слова с соединительными гласными. | Умеет находить сложные слова, записывать их правильно. | Применяет правила написания слов с двумя корнями. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Письмо («Развитие речи») |
49. | Учимся писать письма. /урок 43/ | Учить составлять примерный план письма, корректировать текст. | Умеет составлять примерный план письма, корректировать текст. | Составляет план текста. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Синтаксис. Второстепенные члены предложения («Как устроен наш язык») |
50. | Дополнение. /урок 44/ | Учить разбирать предложение по членам, находить дополнение в предложениях. | Умеет разбирать предложение по членам, находить дополнение в предложениях. | Действует по алгоритму. | Коммуникативные (умение работать в малых группах; умение вести диалог)умения. | Презентация учителя | | |
51. | Дополнение. /урок 45/ | Учить находить дополнение в тексте, значение дополнения. | Умеет находить второстепенные члены предложения. | Определяет в предложении второстепенные члены предложения. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
52. | Контрольная работа №3: «Главные и второстепенные члены предложения» (как устроен наш язык) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Корень слова («Правописание») |
53. | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. /урок 46/ | Учить писать буквы о, е после шипящих в корне слова. | Умеет находить слова с данной орфограммой. | Объясняет написание слов с о,е после шипящих в корне. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
54. | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. /урок 47/ | Учить писать буквы о, е после шипящих в корне слова. | Умеет писать слова с данной орфограммой. | Демонстрирует написание слов с данной орфограммой. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Письмо («Развитие речи») |
55. | Учимся писать письма. /урок 48/ | Познакомить с понятием фразеологизм. | Умеет называть фразеологизмы, использовать в тексте письма фразеологизмы. | Называет фразеологизмы. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Синтаксис. Однородные члены предложения («Как устроен наш язык») |
56. | Однородные члены предложения. /урок 49/ | Учить находить в предложениях однородные члены и определять, какими членами предложения они являются. | Умеет находить в предложениях однородные члены и определять, какими членами предложения они являются. | Определяет в предложениях однородные члены, называет, какими членами предложения они являются. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Корень слова («Правописание») |
57. | Учимся обозначать звук /ы / после звука /ц/. /урок 50/ | Учить обозначать звуки /ы / после звука /ц/. | Умеет находить данную орфограмму в словах. Знает приемы проверки. | Демонстрирует написание слов с данной орфограммой. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Синтаксис. Однородные члены предложения («Как устроен наш язык») |
58. | Однородные члены предложения. /урок 51/ | Учить находить в предложениях однородные члены. Союзы при однородных членах. | Умеет находить предложения с законченным и незаконченным перечислением. | Определяет в предложениях однородные члены, называет, какими членами предложения они являются. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
59. | Диктант с орфографическим заданием №3: «Правописание сложных слов, о и ё после шипящих, [ы] после ц» (правописание) | Проверка знаний. | Умеет писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Предложение с однородными членами. («Правописание») |
60. | Знаки препинания при однородных членах предложения. /урок 52/ | Познакомить со знаками препинания при однородных членах предложения. | Познакомится со знаками препинания при однородных членах предложения. | Использует знаки препинания при однородных членах предложения. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
Письмо («Развитие речи») |
61. | Учимся писать письма. /урок 53, 58/ | Учить составлять план текста. Учить подписывать точный адрес на конверте. | Умеет составлять план текста. Умеет подписывать точный адрес на конверте. | Составляет план текста. Демонстрирует полученные знания. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Синтаксис. Однородные члены предложения («Как устроен наш язык») |
62. | Однородные члены предложения. /урок 54/ | Учить составлять предложения с однородными членами предложения. | Умеет составлять предложения с однородными членами предложения. | Составляет предложения с однородными членами предложения. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
63. | Списывание №2: « Правописание сложных слов, о и ё после шипящих, [ы] после ц» (правописание) | Учить применять изученное правило на практике. | Умеет применять изученное правило на практике. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Предложение с однородными членами. («Правописание») |
64. | Учимся ставить знаки препинания. /урок 55/ | Учить доказывать правильность постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Умеет доказывать правильность постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Использует знаки препинания при однородных членах предложения. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
65. | Однородные члены предложения. /урок 56/ | Учить правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией. | Умеет правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией. | Демонстрирует письмо предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
66. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. /урок 57/ | Учить выделять грамматические основы в предложениях, устанавливать связь между однородными членами предложения. | Умеет выделять грамматические основы в предложениях, устанавливать связь между однородными членами предложения. | Действует по алгоритму. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Фонетика («Как устроен наш язык») |
67. | Повторяем фонетику и состав слова. /урок 59/ | Повторить состав слова, деление слов на слоги. | Умеет доказывать сущность усвоенных знаний и обосновывать свой выбор. | Демонстрирует полученные знания. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
68. | Повторение. /урок 60/ | Учить доказывать сущность усвоенных знаний и обосновывать свой выбор. | Умеет доказывать сущность усвоенных знаний и обосновывать свой выбор. | Демонстрирует полученные знания. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
69. | Тестирование №2 «Распространённые и нераспространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения» (как устроен наш язык) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять тестовые контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Части речи («Как устроен наш язык») |
70. | Части речи. /урок 61/ | Учить различать слова, относящиеся к различным частям речи. | Знает понятие части речи. Умеет различать слова, относящиеся к различным частям речи. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
71. | Самостоятельные и служебные части речи ./урок 62/ | Учить устанавливать связь с ранее изученным, находить и определять части речи. | Умеет устанавливать связь с ранее изученным, находить и определять части речи. | Действует по алгоритму. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
Повторение («Развитие речи») |
72. | Повторение «Развитие речи»/урок 63/. Самостоятельная работа №2: «Текст, последовательность частей текста» | Проверка навыков осознанного прочитывания текста и применения изученных правил. | Умеет списывать текст. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Имя существительное («Как устроен наш язык») |
73. | Имя существительное. /урок 64/ Словарный диктант №2 | Учить классифицировать существительные по вопросам, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Умеет классифицировать существительные по вопросам, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
74. | Итоговая контрольная работа №4 за первое полугодие: «Фонетика; состав слова; синтаксис простого предложения» (как устроен наш язык) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Повторение пройденного («Правописание») |
75. | Повторение. /урок 65/ | Учить устанавливать связь изученного на уроке материала с ранее изученным, применять правила на практике. | Умеет устанавливать связь изученного на уроке материала с ранее изученным, применять правила на практике. | Демонстрирует полученные знания. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
76. | Итоговый диктант с орфографическим заданием №4: «Орфограммы, изученные в первом полугодии» (правописание) | Проверка знаний. | Умеет писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Изложение («Развитие речи») |
77. | Учимся писать изложение /урок 66/ | Учить писать изложение. | Знает сведения, необходимые для написания изложения. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
78. | Род имён существительных. /урок 67/ | Пронаблюдать над родом неизменяемых имен существительных. | Умеет определять род имени существительного, неизменяемые имена существительные. | Определяет род имени существительного, неизменяемые имена существит. | Коммуникативные умения..(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
79. | Род имён существительных. /урок 68/ | Учить определять род имен существительных. | Умеет определять род имен существительных. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
Изложение («Развитие речи») |
80. | Учимся писать изложение. /урок 69/ | Учить передавать содержание текста, прочитанного самостоятельно. | Умеет передавать содержание текста, прочитанного самостоятельно. | Пересказывает содержание текста, прочитанного самостоятельно. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
81. | Число имён существительных. /урок 70/ | Учить изменять существительные по числам, определять число существительных | Умеет определять число существительных | Применяет полученную информацию. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Мягкий знак в именах существительных («Правописание») |
82. | Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных. /урок 71/ | Учить писать слова с ь после шипящих у имен существительных. | Умеет применять правила написания с ь после шипящих у имен существительных. | Применяет полученную информацию. | Интеллектуальные (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи)умения. | | | |
83. | Отработка правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. /урок 72/ | Отрабатывать письмо слов с ь после шипящих у имен существительных. | Умеет применять правила написания с ь после шипящих у имен существительных. | Применяет полученную информацию. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
84. | Число имён существительных. /урок 73/ | Учить определять рода и числа у имен существительных. | Умеет определять род имен существительных, ставить имя существительное в определенную форму числа. | Определяет род имен существительных. | Организационные умения.(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
85. | Изменение имён существительных по числам. /урок 74/ | Учить определять род имен существительных во множественном числе, записывать слова в нужной форме. | Умеет применять на практике ранее изученное правило, определять род имен существительных во множественном числе. | Применяет на практике ранее изученное правило, определяет род имен существительных во множественном числе. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
86. | Изменение имён существительных по числам. /урок 75/ | Отрабатывать умения в определении рода и числа имен существительных. | Умеет применять на практике ранее изученное правило, определять род имен существительных во множественном числе. | Применяет на практике ранее изученное правило, определяет род имен существительных во множественном числе. | Организационные умения.(умение работать по плану; проверять полученный результат) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
87. | Контрольная работа №5: «Части речи, род и число имён существительных» (как устроен наш язык) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Изложение («Развитие речи») |
88. | Учимся писать изложение. /урок 76/ | Учить передавать содержание услышанного текста, составлять план. | Умеет передавать содержание услышанного текста. | Составляет план текста. | Организационные умения.(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
89. | Изменение имён существительных по падежам. /урок 77/ | Учить склонять имена существительные. | Знает понятие изменение слова по падежам. | Излагает изменение слова по падежам. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
90. | Падежи имён существительных. /урок 78/ | Учить различать падежи, определять падеж имени существительного в предложении. | Умеет определять падеж имени существительного в предложении. | Определяет падеж имени существительного в предложении. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
91. | Падеж имён существительных. /урок 79/ | Учить определять падеж имени существительного в предложении, распределять имена существительные по падежам. | Умеет определять падеж имени существительного в предложении. | Определяет падеж имени существительного в предложении. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Корни слов («Правописание») |
92. | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. /урок 80/ | Учить писать слова с удвоенными согласными. | Умеет писать слова с удвоенными согласными. | Демонстрирует письмо слов с удвоенными согласными. | Организационные умения.(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
Письмо («Развитие речи») |
93. | Учимся писать письма. Работаем с текстом. /урок 81, 86/ | Учить писать письма с пересказом от первого лица. Учить составлять текст с элементами описания. | Умеет воспринимать на слух прочитанный текст. Умеет различать различные типы текстов. | Пересказывает содержание текста. Применяет полученную информацию. | Коммуникативные умения. (умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
94. | Падеж имен существительных. /урок 82/ | Учить изменять имена существительные по падежам. | Умеет изменять имена существительные по падежам. | Изменяет имена существительные по падежам. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Суффикс («Правописание») |
95. | Учимся писать суффиксы –ок- в именах существительных. /урок 83/ | Учить писать суффиксы –ок- в именах существительных. | Умеет выделять значимую часть слова, выделять суффикс. | Выделяет значимую часть слова, выделяет суффикс. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
96. | Падеж имён существительных. /урок 84/ | Учить изменять имена существительные по падежам. | Умеет изменять имена существительные по падежам. | Изменяет имена существительные по падежам. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Суффикс («Правописание») |
97. | Учимся писать суффиксы –ец-, -иц- и сочетания – ичк-, -ечк- /урок 85/ Словарный диктант №3 | Учить писать суффиксы –ец-, -иц- и сочетания – ичк-, -ечк- | Знает состав слова. Суффикс. | Применяет полученную информацию. | Организационные умения.(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
98. | Склонение имён существительных. /урок 87/ | Учить различать склонения имен существительных. Классификация по склонениям. | Умеет различать склонения имен существительных. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Правописание сочетаний инк, енк («Правописание») |
99. | Учимся писать сочетания – инк – и –енк - . /урок 88/ | Учить писать сочетания – инк – и –енк - . | Знает правило написания сочетаний – инк – и –енк - . | Применяет полученную информацию. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
100. | Списывание №3: «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имён существительных» (правописание) | Учить применять изученное правило на практике. | Умеет применять изученное правило на практике. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
101. | Склонение имён существительных. /урок 89/ | Уметь выделять основные грамматические признаки имен существительных. | Умеет выделять основные грамматические признаки имен существительных. | Действует по алгоритму. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
102. | Диктант с орфографическим заданием №5: «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имён существительных» (правописание) | Проверка уровня знаний, полученных при изучении темы. | Умеет писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Демонстрирует полученные знания. | Организационные умения..(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
Окончания имен существительных («Правописание») |
103. | Правописание безударных окончаний имён существительных 1 – го склонения. /урок 90/ | Учить писать безударные окончания существительных 1-го склонения. | Умеет писать безударные окончания существительных 1-го склонения. | Применяет полученную информацию. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
Текст («Развитие речи») |
104. | Работа с текстом. /урок 91/ | Учить работать с текстом. | Знает правила продолжения текста. Умеет выделять главное в тексте. | Выделяет главное в тексте. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
105. | Склонение имён существительных. /урок 92/ | Учить склонять имена существительные, классифицировать слова по склонениям. | Умеет склонять имена существительные, классифицировать слова по склонениям. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Правописание имен существительных («Правописание») |
106. | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. /урок 93/ | Учить объяснять выбор безударного падежного окончания существительного | Умеет объяснять выбор безударного падежного окончания существительного | Объясняет выбор безударного падежного окончания существительного. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
107. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. /урок 94/ | Ввести понятие одушевленные и неодушевлённые имена существительные. | Знает понятие одушевленные и неодушевлённые имена существительные. Умеет классифицировать слова. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Правописание имен существительных («Правописание») |
108. | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. /урок 95/ | Уметь писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. | Умеет писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. | Применяет полученную информацию. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Изложение («Развитие речи») |
109. | Учимся писать изложения. /урок 96/ | Уметь выполнять порядок действий при написании изложения. | Умеет выполнять порядок действий при написании изложения. | Составляет план действий. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
110. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. /урок 97/ | Учить различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | Умеет различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | Выделяет сходство и различие. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Правописание имен существительных («Правописание») |
111. | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. /урок 98/ | Познакомить с правописанием падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. | Умеет разъяснять сущность усвоенных правил и применять их. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
112. | Тестирование№3 «Род, число, падеж, склонение имён существительных» (как устроен наш язык) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять тестовые контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Грамматические признаки имени существительного («Как устроен наш язык») |
113. | Имена существительные собственные и нарицательные. /урок 99/ | Познакомить с понятием имена существительные собственные и нарицательные. | Знает понятие имена существительные собственные и нарицательные. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Окончания имен существительных («Правописание») |
114. | Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц. /урок 100/ | Познакомить с алгоритмом написания гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. | Знает о правописании гласных в окончаниях существительных после шипящих и ц. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Изложение («Развитие речи») |
115. | Учимся писать изложение. /урок 101/ | Написание изложения. | Умеет выполнять порядок действий при написании изложения. | Составляет план действий. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Образование имен существительных («Как устроен наш язык») |
116. | Способы образования имён существительных. /урок 102/ | Познакомить с приемом различения слов по способу их образования. | Умеет классифицировать слова по способу образования. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. | | | |
117. | Способы образования имён существительных. /урок 103/ | Учить образовывать имена существительные разными способами. | Умеет образовывать имена существительные разными способами. | Демонстрирует образование имён существительных разными способами. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Правописание имен существительных («Правописание») |
118. | Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения. /урок 104/ | Учить развернуто объяснять выбор безударного окончания. | Умеет развернуто объяснять выбор безударного окончания. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
119. | Учимся писать безударны окончания имён существительных 3-го склонения. /урок 105/ | Уметь писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения. | Умеет писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Интеллектуальные (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи)умения. | | | |
Изложение («Развитие речи») |
120. | Учимся писать изложение. /урок 106/ | Познакомить с приемами анализа и корректировки текста изложения. | Знает правила корректировки текста. | Составляет план действий. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Фонетика («Как устроен наш язык») |
121. | Повторяем фонетику и состав слова. /урок 107/ | Закрепить знания, полученных при изучении темы. | Умеет выполнять транскрипции слова. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Окончания имен существительных («Правописание») |
122. | Итоговая контрольная работа №6: «Грамматические признаки имени существительного» (как устроен наш язык) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
123. | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. /урок 108/ | Отрабатывать правописание безударных окончаний имен существительных | Умеет применять правила, изученные на предыдущих уроках. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
124. | Итоговый диктант с орфографическим заданием №6: «Орфограммы, изученные в 3 четверти» (правописание) | Проверка уровня знаний, полученных при изучении тем. | Умеет писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Демонстрирует полученные знания | Организационные умения..(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
Имя прилагательное («Как устроен наш язык») |
125. | Имя прилагательное. /урок 109/ | Учить классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным. | Умеет классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
Окончания имен существительных («Правописание») |
126. | Правописание окончаний имён существительных множественного числа. /урок 110/ | Учить изменять имена существительные по числам и падежам, правильно писать безударные гласные окончания имен существительных множественного числа. | Умеет изменять имена существительные по числам и падежам, правильно писать безударные гласные окончания имен существительных множественного числа. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Повторение пройденного («Развитие речи») |
127. | Повторение. /урок 111/ | Совершенствовать умение восстанавливать порядок предложений в тексте, подбирать заголовок, составлять план. | Умеет восстанавливать порядок предложений в тексте, подбирает заголовок, составляет план. | Составляет план действий. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Имя прилагательное («Как устроен наш язык») |
128. | Имя прилагательное. /урок 112/ | Учить изменять имена прилагательные по родам и числам | Умеет изменять имена прилагательные по родам и числам | Изменяет имена прилагательные по родам и числам. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Окончания имен существительных («Правописание») |
129. | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. /урок 113/ | Развивать умение классифицировать слова по орфограммам, орфографическую зоркость. | Знает правописание безударных окончаний имен существительных. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Имя прилагательное («Как устроен наш язык») |
130. | Имя прилагательное /урок 114/ | Учить работать в коллективе, находить имена прилагательные в роли сказуемых. | Умеет определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении. | Определяет синтаксическую роль имени прилагательного в предложении. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Окончания имен прилагательных («Правописание») |
131. | Правописание окончаний имён существительных на –ий, -ия, -ие. /урок 115/ | Учить работать с таблицей, формулировать правило. | Умеет правильно писать окончания имен существительных на -ий, -ия, -ие, | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
132. | Правописание окончаний имён существительных на –ий, -ия, -ие. /урок 116/ | Учить правильно писать окончания имен существительных на -ий, -ия, -ие, | Умеет устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным, применять полученные знания. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
133. | Повторение правописания безударных окончаний имён существительных. /урок 117/ | Учить применять знания о правописании безударных окончаний имён существительных | Умеет применять знания о правописании безударных окончаний имён существительных | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Грамматические признаки имени прилагательного («Как устроен наш язык») |
134. | Качественные имена прилагательные. /урок 118/ | Учить сравнивать признаки предмета, различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним. | Умеет сравнивать признаки предмета, различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
135. | Качественные имена прилагательные. /урок 119/ | Учить различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним, образовывать прилагательные с приставкой не-, с суффиксами -овсап-, -еват-, -оньк-, -енък- | Умеет сравнивать признаки предмета, различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Изложение («Развитие речи») |
136. | Изложение с элементами сочинения. /урок 120/ | Познакомить с правилом составления текста-рассуждения. Развивать умение писать текст по плану. | Знает, что такое текст-рассуждение. Умеет анализировать текст, самостоятельно писать текст по данному плану | Составляет план действий. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
137. | Диктант с орфографическим заданием №7: «Правописание падежных окончаний имён существительных» (правописание) | Проверка знаний. | Умеет писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Демонстрирует полученные знания | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Правописание имен прилагательных («Правописание») |
138. | Правописание окончаний имён прилагательных. /урок 121/ | Учить изменять имена прилагательные по падежам. | Умеет изменять имена прилагательные по падежам. | Изменяет имена прилагательные по падежам. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Изложение («Развитие речи») |
139. | Учимся писать изложение. /урок 122/ | Учить анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения. | Знает, что такое изложение с элементами сочинения. Умеет анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения. | Составляет план действий. | Организационные умения.(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
Правописание имен прилагательных («Правописание») |
140. | Правописание окончаний имён прилагательных. /урок 123/ | Учить правильному написанию окончаний имен прилагательных | Умеет пользоваться изученным правилом. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Образование имен прилагательных («Как устроен наш язык») |
141. | Краткая форма качественных прилагательных. /урок 124/ | Дать понятие о краткой форме качественных прилагательных. Учить наблюдать за языковым материалом в устной и письменной речи | Имеет представление о краткой форме качественных прилагательных | Применяет полученную информацию. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Правописание имен прилагательных («Правописание») |
142. | Правописание окончаний имён прилагательных. /урок 125/ | Учить работать с таблицей учебника. Развивать умение классифицировать слова с буквами о и е в окончании. | Знает и применяет правила правописания окончаний имен прилагательных | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Презентация учителя | | |
Сочинение («Развитие речи») |
143. | Учимся писать сочинение. /урок 126/ | Показать отличие сочи нения от изложения. Развивать умение исправлять нарушения в тексте | Знает отличие сочи нения от изложения. Умеет исправлять нарушения в тексте | Составляет план действий. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Грамматические признаки имени прилагательного («Как устроен наш язык») |
144. | Относительные имена прилагательные. /урок 127/ | Развивать умение классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения | Умеет классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Правописание имен прилагательных («Правописание») |
145. | Правописание относительных имён прилагательных. /урок 128/ | Совершенствовать умение в классификации слова с -н- и -нн- | Знает правило правописания -н- и -нн-. Умеет классифицировать слова с -н- и -нн- | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Образование имен прилагательных («Как устроен наш язык») |
146. | Как образуются относительные имена прилагательные. /урок 129/ | Развивать умение образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным и приставочно – суффиксальным способом. | Умеет находить относительные имена прилагательные. | Обнаруживает относительные имена прилагательные. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Правописание имен прилагательных («Правописание») |
147. | Правописание относительных имён прилагательных. /урок 130/ | Совершенствовать умение образовывать слова по схемам. Классифицировать слова с суффиксами -ое-, -он-, -ян-, -енн- | Умеет образовывать слова по схемам. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Сочинение («Развитие речи») |
148. | Учимся писать сочинение. /урок 131/ | Учить анализировать текст и обсуждать план, создавать собственный текст. | Умеет анализировать текст и обсуждать план, создавать собственный текст. | Составляет план действий. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Правописание имен прилагательных («Правописание») |
149. | Правописание относительных прилагательных. /урок 132/ | Закрепить знания о правописании относительных имен прилагательных. | Умеет правильно писать относительные имена прилагательные | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Организационные умения.(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
150. | Контрольная работа №7: «Имя прилагательное и его грамматические признаки» (как устроен наш язык) | Проверка знаний и умений по данной теме. | Умеет выполнять контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Грамматические признаки имени прилагательного («Как устроен наш язык») |
151. | Притяжательные имена прилагательные. /урок 133/ | Учить различать качественные и относительные прилагательные | Умеет различать качественные и относительные прилагательные | Различает качественные и относительные прилагательные. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Правописание имен прилагательных («Правописание») |
152. | Правописание притяжательных прилагательных. /урок 134/ | Совершенствовать умение в правописании суффиксов притяжательных прилагательных. | Умеет выделять суффиксы имён прилагательных. | Выделяет суффиксы имён прилагательных. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Повторение пройденного («Развитие речи») |
153. | Повторение (развитие речи). Изложение /урок 135/ | Учить восстанавливать текст по его части | Умеет восстанавливать текст по его части. | Выделяет в тексте главное, излагает свой выбор. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Фонетика и Состав слова («Как устроен наш язык») |
154. | Повторяем фонетику и состав слова. Словарный диктант №4 /урок 136/ | Учить выполнять фонетический анализ слов. | Умеет выполнять фонетический анализ слов. | Демонстрирует полученные знания. | Организационные умения.(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
Правописание имен прилагательных («Правописание») |
155. | Правописание краткой формы имён прилагательных. /урок 137/ | Учить образовывать краткую форму имён прилагательных, формулировать правило. | Умеет образовывать краткую форму имён прилагательных, формулировать правило. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
156. | Списывание №4: «Орфограммы, изученные в 3 классе» (правописание) | Учить применять изученное правило на практике. | Умеет применять изученное правило на практике. | Демонстрирует полученные знания. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Местоимение («Как устроен наш язык») |
157. | Местоимение. /урок 138/ | Учить коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением местоимения; находить местоимения в тексте. | Знает понятие местоимение. | Демонстрирует полученные знания. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012 | | |
Текст («Развитие речи») |
158. | Работа с текстом. /урок 139/ | Развивать умение работать в группах, индивидуальной работы по выполнению самостоятельно выбранного задания. | Умеет работать в группах. | Демонстрирует полученные знания. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
159. | Диктант с орфографическим заданием №8: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» (правописание) | Проверка знаний. | Умеет писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Демонстрирует полученные знания | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Грамматические признаки местоимения («Как устроен наш язык») |
160. | Личные местоимения. /урок 140/ | Учить находить местоимения и слова, которые они заменяют. | Умеет находить местоимения | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
161. | Личные местоимения /урок 141/ | Совершенствовать умение в нахождении личных местоимений. | Умеет пользоваться правилом, заменять имена существительные местоимениями. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
162. | Итоговая комплексная контрольная работа | Проверка знаний. | Умеет выполнять контрольные работы. | Демонстрирует полученные знания | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | | | |
Правописание местоимений («Правописание») |
163. | Правописание местоимений с предлогами. /урок 142/ | Учить писать местоимения с предлогами. | Умеет писать местоимения с предлогами. | Объясняет сущность усвоенных правил и применяет их. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Грамматические признаки местоимения («Как устроен наш язык») |
164. | Как изменяется местоимение. /урок 143/ | Показать, как изменяется местоимение. | Умеет изменять местоимения по падежам. | Выделяет сходство и различие. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи) | Презентация учителя | | |
Правописание местоимений («Правописание») |
165. | Правописание местоимений. /урок 144/ | Учить определять грамматические признаки местоимений. | Умеет определять грамматические признаки местоимений. | Определяет грамматические признаки местоимений. | Коммуникативные умения.(умение работать в малых группах; умение вести диалог) | | | |
Грамматические признаки местоимения («Как устроен наш язык») |
166. | Как изменяется местоимение. /урок 145/ | Показать, как изменяется местоимение. | Умеет изменять местоимения по падежам. | Выделяет сходство и различие. | | | | |
167-170 | Повторение пройденного: фонетический разбор, состав слова, правописание существительных, прилагательных, местоимений | Выполнение упражнений в грамматической тетради. | Знает изученные орфограммы. | Демонстрирует полученные знания. | Организационные умения.(умение работать по плану; проверять полученный результат) | | | |
I ч. – 2 диктанта, 1списывание, 1тестирование, 2 контрольные работы, 1словарный диктант, 1самостоятельная работа.
II ч. – 2 диктанта, 1списывание, 1 тестирование, 2 контрольные работы, 1словарный диктант, 1самостоятельная работа.
III ч. – 2 диктанта, 1списывание, 1 тестирование, 2 контрольные работы, 1словарный диктант, 1изложение.
IV ч. – 2диктанта, 1списывание, 1 контрольная работа, 1словарный диктант, 1изложение, 1итоговая комплексная контрольная работа