СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3класс ".Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по русскому языку 3 класс.Программа "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3класс ".Школа России"»

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации», Типовой программой основного начального общего (среднего, полного) образования, Уставом образовательного учреждения, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России с изменениями от 30.08.2010 № 889, в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 с изменениями от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 18.12.2012г. №1060, 11.02.2013г., 29.12.2014г. №1043.

Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.

Адресат

Программа рекомендована учащимся для обучения русскому языку в 3 классе общеобразовательной школы.

Объем и сроки обучения

Программа по русскому языку рассчитана на 136часов ( 4 часа в неделю) согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.

Роль и место дисциплины

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни общества, в становлении и развитии личности ребенка. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литературное чтение, окружающий мир, история. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения русскому языку.

Особенности программного материала

Программа построена на основе УМК « РИТМ» , авторы С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. В её основу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего обучения.

Цель данного УМК- организовать обучение так, чтобы дидактические цели обучения русскому языку отвечали развитию мыслительных и творческих способностей школьника. Для реализации задач, стоящих в ходе изучения предмета, содержание курса выстроено в такой последовательности, когда ученикам необходимо добывать знания для решения возникающих перед ними проблем.

Обучение русскому языку в начальной школе является первым этапом лингвистического образования учащихся, специфика которого заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, и прежде всего с литературным чтением.

Выделение и осознание общего (позиционного) принципа письма  даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода.  Отличительной особенностью УМК является то, что теория языка соединена в нем с речевой практикой: знания о языке помогают формировать речевые умения, сознательно использовать средства языка в собственной речи, овладевать его нормами.

Базой данного курса является учебник «Русский язык», автор С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Навигационная система учебника, включающая работу в паре, в группе, задание на смекалку, на нахождение ошибок в тексте, работу со словарем, направлена на реализацию ФГОС НОО.

В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения.

Включение национально-регионального компоненте в содержание обучения русскому языку.

Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:

- бурятского фольклора;

- художественных текстов писателей Бурятии;

- статистических данных;

- музейных материалов;

- традиций народных праздников;

- флоры и фауны Бурятии;

- народных промыслов;

- этнологии и этнографии Бурятии.

- составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского заповедника;

- использование текстов из стихов НамжилаНимбуева для контрольного списывания;

- использование предложений из журнала "Хараасгай";

- нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;

- описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и наблюдения).

Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только существенно расширить кругозор учащихся, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, волю, нравственные качества ученика.

Целевая установка

Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение следующей цели:формирование у младших школьников представления о языке как целостной системе понятий и усвоение ими основных положений языковой науки.

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности), развитие умения слушания и говорения;

-усвоение основных понятий разделов науки о языке: фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса;

-овладение умениями осознанного чтения и грамотного письма;

-обучению искусству устной и письменной речи, умению выбирать языковые средства с учетом условий и особенностей речевого общения, а также оценивать соответствие используемых средств нормам языка.

Формы организации учебного процесса. Педтехнологии.

Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-утренников, экскурсий. Развитие устной речи, обучение слушанию, рассказыванию, упражнения коммуникативного характера являются неотъемлемой органической частью каждого урока.

Учебная деятельность должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а призвана вызывать у учащихся чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями. Именно поэтому на уроках максимально активизированы технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения: технология дифференцированного обучения, игровая технология, информационные технологии, применяются разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.

Основными показателями здоровьесберегающей направленности урока должны стать:

  1. учёт особенностей аудитории;

  2. создание благоприятного психологического фона на уроке;

  3. использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

  4. создание условий для самовыражения учащихся;

  5. инициация разнообразных видов деятельности;

  6. предупреждение гиподинамии.

Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика.

Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;

- сохранению и укреплению физического здоровья;

- созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;

развитию познавательных процессов, повышению работоспособности творческой активности учащихся;

- происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.

Ожидаемыми результатами применения здоровьесберегающих технологий являются:

1. Снижение заболеваемости среди детей

2. Создание сплоченного коллектива учащихся

3. Личностный рост учащихся

4. Повышение качества обучения

5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.

Структура программы :

Программа по русскому языку для 3 класса включает следующие разделы (темы):

- Повторение изученного (12 часов)

-Состав слова (22 часа)

- Лексическое значение слова (11 часов)

- Части речи (31 час)

- Предложение (26 часов)

- Текст (22часа)

- Повторение изученного (12часов)

Итоговый контроль

самокон­троль — при введении нового материала,

взаимоконтроль — в процессе его отра­ботки,

рубежный контроль — при проведении проверочных работ,

итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант.














































Планируемые результаты обучения

по русскому языку

Учащиеся должны знать:

  • значимые части слова – окончание, основу, корень, приставку, суффикс;

  • части речи – существительное, прилагательное, глагол;

  • члены предложения – главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.



Учащиеся должны уметь:

  • определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря;

  • определять значимые части слова – окончание, корень, приставку, суффикс;

  • подбирать однокоренные слова к данному слову;

  • проверять написание безударных гласных и согласных, парных по звонкости-глухости, в корне слов;

  • знать правописание основных приставок;

  • знать правописание слов с непроверяемыми орфограммами;

  • уметь пользоваться орфографическим словарем;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;

  • распознавать части речи по их общему значению и грамматическим признакам;

  • Определять род имен существительных;

  • Изменять имена существительные по числам и падежам;

  • Изменять имя прилагательное по родам, числам и падежам в соответствии с родом, числом и падежом имени существительного;

  • Изменять глаголы по временам и числам, в настоящем и будущем времени – по лицам;

  • Различать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске, ставить в конце этих предложений знаки препинания;

  • Находить в предложении знаки препинания;

  • Находить в предложении подлежащее и сказуемое, распространять предложения второстепенными членами;

  • Определять тему и основную мысль текста;

  • Делить текст на части (зачин, основную часть, концовку), соблюдать абзацы при записи каждой из частей текста;

  • Устанавливать связь между частями текста;

  • Озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

  • Писать изложение повествовательного характера по данному или коллективно составленному плану;

  • Оформлять устные тексты в соответствии с условиями и нормами речевого общения.

Учащиеся могут овладеть следующими умениями:

-различать прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи;

-распознавать разные по типам тексты: описание, повествование, рассуждение;

-устно составлять текст –рассуждение по предложенному началу.

Владеет компетенциями:

  • информационно- коммуникативной;

  • рефлексивной

  • коммуникативной

  • ценностно-ориентированной

  • смыслопоисковой,

  • личностного саморазвития.

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия :

речь, предложение, текст.

этапы развития - систематизация представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правил, регулирующих грамотное письмо.

принципы организации:

Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип комфортности;

Культурно - ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся ( зона ближайшего развития), принцип опоры на процессы спонтанного развития, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

понимать вопросы-раскрыть значение языка в жизни людей, разнообразные функции языка как общественного явления: связь с мышлением человека, сохранение и передача опыта; строение предложений.

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

извлекать из художественного текста научную информацию, приводить доводы и аргументы в защиту своей точки зрения на изучаемый объект, на абстрактную проблему,в простых случаях проводить сопоставительный анализ предметов, явлений, значений, точек зрения; находить общее и различное, проводить наблюдения в изучаемой области и делать выводы на основе этих наблюдений, пользоваться алгоритмом,

владеть:

-функциональной грамотностью

-дальнейшее овладение родным языком;
- овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
- овладение орфографией и пунктуацией.














УУД, сформированные в процессе усвоения программы

Личностные результаты

Обучающийся научится:

-понимать значимость речи для процесса общения;

-испытывать чувство гордости за родной язык;

-осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;

-уважительно относиться к языку и его традициям;

-осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;

-применятьнавыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность:

-развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);

-испытывать потребность в общении;

-осмыслить значение общения;

-понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;

-осознавать необходимость писать грамотно;

-сформировать интерес к изучению истории русского языка;

-понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;

-стремитьсяк совершенствованию своей произносительной культуры;

-развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;

-проявлятьинтерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);

-научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

-создавать собственные словесные произведения по образцу;

-понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;

-осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;

-добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;

-усвоить уважительное отношение семейным ценностям;

-осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;

-сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;

-научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;

-научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;

-расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

-сформировать интерес и любовь к живой природе;

-сформировать гуманное отношение к домашним животным;

-соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;

-оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;

-понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).


Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

-использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

-работать с моделями слова, звуковыми схемами;

-пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;

-контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);

-сравнивать языковые единицы по разным критериям;

-развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);

-развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;

-классифицировать языковые единицы по различным критериям;

-работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);

-понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;

-сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

-работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;

-развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);

-развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);

-понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;

-понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;

-понимать обучающую задачу дидактических игр;

-принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;

-применять полученные знания для решения практических задач.


Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

-ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);

-различать устные и письменные формы общения;

-составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

-составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;

-понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;

-понимать необходимость осознания значения слова и его написания;

-называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);

-писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

-поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;

-понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

-составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;

-составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);

-иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).


Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

-понимать преимущества звукобуквенного письма;

-осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;

-понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;

-систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;

-находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;

-передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);

-разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;

-правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;

-находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);

-понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;

-понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;

-верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;

-переносить слова по слогам в соответствии с правилами;

-правилам употребления прописной буквы;

-правильно писать слова с удвоеннымисогласными;

-правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

-уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;

-употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;

- понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);

-особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;

-иметь представление о единообразном написании слова.


Лексика

Обучающийся научится:

-формировать ценностное отношение к слову;

-расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;

-иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;

-составлять двусторонние модели слов;

-формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;

-понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.

Обучающийся получит возможность:

-научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;

-научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;

-углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;

-углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

-научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

-расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;

-понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.


Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

-называть части слова;

-выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;

-разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

-выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;

-различать предлоги и приставки;

-находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;

-правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);

-объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

-формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;

-понимать принцип единообразного написания морфем;

-составлять слова с предложенными морфемами.


Морфология

Обучающийся научится:

-определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

-понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

-научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;

-получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.



Синтаксис

Предложение

Обучающийся научится:

-выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;

-определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;

-составлять предложения разных типов.


Текст

Обучающийся научится:

-озаглавливать текст;

-определять тему и главную мысль текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

-практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;

-составлять план текста на основе памяток, образцов;

-составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).











































Содержание обучения русскому языку



Текст. Признаки связного текста. Структура текста. Типы текстов: описание и повествование.

Предложение. Предложения, разные по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

Слово. Состав слова. Основа и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Звуки и буквы. Слог. Ударение. Правила русской графики.

Орфограммы. Понятие об орфограмме. Типы орфограмм.

Состав слова. Основа слова и окончание. Корень слова— главная значимая часть слова. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных и согласных, парных по звонкости-глухости, в корне слова. Написание слов с непроверяемыми орфограммами. Приставки и суффиксы как значимые части основы. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Нахождение в простых по составу словах приставок и суффиксов. Приставки и предлоги.

Правописание букв гласных и согласных в приставках о_, до_, за_, по_, на_, от_ (ото_), об_ (обо_), про_, под_ (подо_), над_, в_, с_. Разделительные ь и ъ. Написание ъ после приставок на согласный.

Лексическое значение слова. Тематические группы слов. Связь между словами в предложении по их лексическому значению. Слова однозначные и многозначные (наблюдения). Прямое и переносное значение слова. Разные слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Синонимы и антонимы (без введения терминов). Разные слова, похожие по звучанию. Употребление таких слов в речи.

Части речи. Общее грамматическое значение слов (предмет, признак предмета, количество, действие), его отличие от лексического значения. Грамматические значения слов. Набор грамматических значений слова как выражение общего грамматического значения.

Имя существительное. Грамматические признаки имени существительного: способность имени существительного обозначать предмет (общее значение) и отвечать на вопросы к т о? и ч т о? Изменение существительных по числам. Род имен существительных. Правописание имен существительных с шипящим на конце.

Изменение существительных по падежам (для связи слов в предложении). Порядок падежей, их название. Падежные вопросы и вспомогательные слова. Начальная форма существительного. Определение падежа существительных по вопросам.

Употребление имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Грамматические признаки имени прилагательного: способность имени прилагательного обозначать признак предмета (общее значение) и отвечать на вопросы к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е? Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Согласование имен прилагательных с именами существительными.

Употребление имен прилагательных в речи.

Глагол. Грамматические признаки глагола: способность глагола обозначать действие (общее значение) и отвечать на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Буква ь в окончаниях глаголов 2_го лица единственного числа. Понятие о неопределенной форме глагола как о его начальной форме. Суффиксы неопределенной формы (_ти_, _ть_, _чь_).

Орфограмма глагола _тся, _ться. Правописание не с глаголами. Употребление глаголов в речи.

Предложение. Роль предложений в общении между людьми. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Правильное интонирование этих предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Связь слов в предложении. Нахождение в предложении словосочетаний — пар слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, смысловая и грамматическая связь между ними. Особая роль сказуемого в предложении. Способ определения главных членов предложения. Порядок действий при их определении. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Распространение предложений второстепенными членами. Однородные члены предложения. Интонация перечисления однородных членов и ее обозначение на письме с помощью запятой. Соединение однородных членов с помощью союзов иано. Запятая перед союзами а и но. Знаки препинания при однородных членах предложения. Вычленение словосочетаний из предложений. Смысловая и грамматическая связь между словами в словосочетании.

Текст. Признаки связного текста. Тема текста и его основная мысль. Заголовок к тексту. Строение текста. Выделение в тексте его частей— зачина, основной части и концовки. Типы связных текстов: описание и повествование. Текст-рассуждение, его строение (тезис, аргументы, вывод). Изложение тезиса, его аргументация. Формулирование выводов. Устное и письменное изложение текстов по готовому или коллективно составленному плану. Восстановление деформированного плана с последующим изложением, полным и выборочным, текстов разных типов. Соблюдение абзацев. Сочинение описательного и повествовательного характера по сюжетным картинкам, на заданную или близкую детям тему (с опорой на жизненный опыт). Использование при составлении текстов изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор), употребление слов в переносном значениисинонимовантонимов. Диалог. Реплики диалога. Чтение диалога по ролям. Правильное интонирование предложений, разных по цели высказывания.

Повторение за 3 класс. Слово. Состав слова. Проверка орфограмм в значимых частях основы. Правописание безударных гласных, согласных, парных по звонкости-глухости, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание словарных слов. Правописание наиболее употребительных приставок и суффиксов.

Части речи. Грамматические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в личных окончаниях глаголов.

Предложение. Главные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения. Словосочетание. Смысловые отношения между словами в словосочетании.

Текст. Признаки связного текста. Типы текстов: повествование, описание и рассуждение. Комбинированный текст. Диалог. Правила записи диалога.

Развитие связной речи. Определение переносных значений слов в тексте. Составление предложений со словами в прямом и переносном значении. Употребление в речи слов, близких и противоположных по значению. Правильное использование в речи слов, похожих по звучанию, но разных по своему лексическому значению. Тематические группы слов. Смысловая связь между словами в предложении. Употребление в речи предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске. Распространение предложений. Правильное интонирование предложений с однородными членами. Устные и письменные изложения текстов разных типов— подробные, выборочные, по готовому или коллективно составленному под руководством учителя плану. Сочинение описательного и повествовательного характера по сюжетным картинкам, на заданную тему (с опорой на жизненный опыт учащихся). Составление простейших сравнительных описаний (устно). Составление устных и письменных поздравлений. Построение высказываний с обоснованием собственного суждения, доказательство своей правоты в рассуждениях на учебные темы. Использование изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор), употребление слов в переносном значении, синонимов, антонимов (без терминов). Чтение диалога по ролям. Правильное интонирование предложений, разных по цели высказывания. Составление диалога на заданную тему с соблюдением речевого этикета и правил общения.

Чистописание

Закрепление гигиенических и технических навыков письма.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Работа над формами букв и их соединений в словах.

Письмо букв и их соединений, в которых часто допускаются графические ошибки. Переход к письму в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное ритмичное письмо слов и предложений (под диктовку и по образцу).



































































































Учебно-тематический план

Русский язык

3 класс


Наименование

разделов , тем

Всего часов

В том числе на :

Дата

контроль-ные раб.

развитие

речи

лабор. и практ.раб.

планируе-мая

фактичес-кая

1

Повторение изученного во 2 классе.

12






1

Что мы узнали и чему научились во 2 классе.

1






2

Текст и предложение.

1






3

Текст и предложение.

1






4

Текст и предложение.

1






5

Слово.

1






6

Слово.

1






7

Слово.

1






8

Звуки и буквы.

1






9

Понятие об орфограмме.

1






10

Классификация орфог-рамм.

1






11

Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного».

1

1





12

Работа над ошибками

1






2

Состав слова.

22






13

Окончание и основа слова.

1






14

Окончание и основа слова.

1






15

Основа слова.

1






16

Основа слова.

1






17

Основа слова.

1






18

Разбор слов по составу.







19

Разбор слов по составу.

1






20

Разбор слов по составу.

1






21

Развитие речи.

Обучающее изложение

« Кормушка»

1


1




22

Строим новые слова с помощью приставок и суффиксов.

1






23

Строим новые слова с помощью приставок и суффиксов.

1






24

Отличаем приставку от предлога.

1






25

Отличаем приставку от предлога.

1






26

Отличаем приставку от предлога.

1






27

Открываем секреты написания приставок.

1






28

Открываем секреты написания приставок.

1






29

Открываем секреты написания приставок.

1






30

Когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь.

1






31

Составление связного текста из деформирован-ных предложений

1


1




32

Правописание приставок.

1






33

Контрольный диктант по разделу «Состав слова».

1

1





34

Работа над ошибками.

1






3

Лексическое значение слова

12






35

Для чего нужны слова.

1






36

Для чего нужны слова.

1






37

Тематические группы слов.

1






38

Тематические группы слов.

1






39

Однозначные и многозначные слова.

1






40

Однозначные и многозначные слова.

1






41

Прямое и переносное значение слов.

1






42

Прямое и переносное значение слов.

1






43

Синонимы и антонимы.

1






44

Синонимы и антонимы.

1






45

Контрольный диктант по разделу «Лексическое значение слова».

1

1





46

Работа над ошибками.

1






4

Грамматические значе-ния слов. Части речи.

44






47

Что такое часть речи.

1






48

Что такое часть речи.

1






49

Знакомимся с именем существительным.

1






50

Знакомимся с именем существительным..

1






51


1






52

Изменяем имена существительные по числам.

1






53

Изменяем имена существительные по числам.

1






54

Определяем род имен существительных.

1






55

Определяем род имен существительных.

1






56

Когда после шипящих в конце имен существительных пишется буква Ь.

1






57

Когда после шипящих в конце имен существительных пишется буква Ь.

1






58

Контрольное списывание.

1


1




59

Изменяем имена существительные по падежам. ..

1






60

Изменяем имена существительные по падежам. .

1






61

Изменяем имена существительные по падежам.

1






62

Учимся определять падеж имени существительного.

1






63

Учимся определять падеж имени существительного.

1






64

Контрольный тест по те-ме « Имя существитель-ное»

1

1





65

Имя прилагательное.

1






66

Имя прилагательное.

1






67

Как изменяются имена прилагательные

1






68

Как изменяются имена прилагательные

1






69

Когда в именах прилага-тельных пишется две буквы Н(НН).

1






70

Контрольный диктант по теме « Имя прилагатель-ное».

1

1





71

Работа над ошибками.

1






72

Знакомимся с глаголом.

1






73

Знакомимся с глаголом.







74

Времена действия глагола.

1






75

Времена действия глагола.

1






76

Есть ли у глагола род.

1






77

Есть ли у глагола род.

1






78

Изменение глаголов по числу.

1






79

Изменение глаголов по числу.

1






80

Изменение глагола по лицам.

1






81

Изменение глагола по лицам.

1






82

Неопределенная форма глагола.

1






83

Неопределенная форма глагола.

1






84

В чем особенность глаго-лов на –ся.

1






85

Учимся писать глаголы с орфограммой –тся,

1






86

Учимся писать глаголы с орфограммой –тся,

1






87

Правописание НЕ с глаголами.

1






88

Правописание НЕ с глаголами.

1






89

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

1





90

Работа над ошибками.

1






5

Предложение

25






91

Для чего нужны предложения.

1






92

Предложения по цели высказывания.

1






93

Предложения по цели высказывания.

1






94

Передаем чувства с помощью восклицания.

1






95

Передаем чувства с помощью восклицания.

1






96

Связь слов в предложении. Словосочетания.

1






97

Связь слов в предложении. Словосочетания.

1






98

Главные и второстепенные члены предложения.

1






99

Главные и второстепенные члены предложения.

1






100

Главные и второстепенные члены предложения.

1






101

Главные и второстепенные члены предложения.

1






102

Развитие речи.

Сочинение «Мой самый родной человек».

1


1




103

Работа над ошибками.

1






104

Однородные члены предложения.

1






105

Однородные члены предложения.

1






106

Как однородные члены связаны между собой

1






107

Грамматическая основа предложения.

1






108

Грамматическая основа предложения.

1






109

Распространяем предло-жения второстепенными членами.

1






110

Распространяем предло-жения второстепенными членами.

1






111

Как однородные члены связаны между собой

1






112

Союзы между однородными членами предложения

1






113

Союзы между однородными членами предложения

1






114

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

1





115

Работа над ошибками.

1






6

Текст.

23






116

Из чего строится текст.

1






117

Определяем тему текста.

1






118

Определяем тему текста.

1






119

Определяем в тексте его части.

1






120

Определяем в тексте его части.

1






121

Определяем в тексте его части.

1






122

Типы текстов: описание и повествование

1






123

Типы текстов: описание и повествование

1






124

Типы текстов: описание и повествование

1






125

Типы текстов: описание и повествование

1






126

Текст – рассуждение.

1






127

Текст – рассуждение.

1






128

Текст – рассуждение.

1






129

Текст – рассуждение.

1






130

Сочинение на тему «Если бы я был волшебником».

1


1




131

Работа над ошибками.

1






7

Повторение изученного в 3 классе

5






132

Имя существительное.

1






133

Имя прилагательное.

1






134

Глагол.

1






135

Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 3 классе».

1

1





136

Работа над ошибками.

1







Итого:

136

8

5









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!