Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом:
- Федерального Закона « Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 28.10.2015г. №08-1786);
- ООП НОО МБОУ «Каратузская СОШ»;
- Устава школы;
- учебного плана МБОУ «Каратузская СОШ», годового календарного графика школы на 2019 -2020 учебный год, утверждённых приказом № 03-02-288 от 30.08.2019г.;
- примерной программы по предмету «Русский язык».
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к
изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе
достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом
индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы
формируем у них научное представление о системе и структуре родного
языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников,
представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные
задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4-го класса рассчитана на 170 часов (5 ч. в неделю).
Планируемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной
школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной
школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Требования к уровню подготовки учащихся:
научатся:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить:
начальную форму глагола;
глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи:
определять спряжение глагола;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов.
получат возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
определять вид глагола;
находить наречие и имя числительное в тексте;
применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,-ова/-ева;
применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
применять правило правописания букв а, она конце наречий;
применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)
Содержание курса «Русский язык».
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)
1.1.Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
(1 ч)
1.2. Орфоэпия (1 ч). Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.
Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
1.5. Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова) ;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов;
суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
буквы а, она конце наречий;
мягкий знак на конце наречий;
слитное и раздельное написание числительных;
мягкий знак в именах числительных;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (29 ч)
3.1. Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
уроки | проверочные и контрольные работы | творческие работы, проекты, сочинения, изложения | |
1 | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 81 ч | 73ч | 8ч | |
2 | Правописание(формирование навыков грамотного письма) | 55 ч | 48ч | 7ч | |
3 | Развитие речи | 34 ч | 16 ч | | 18ч |
| Итого: | 170 часов | 137 часов | 15 часов | 18 часов |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
| | | Повторение. Пишем письма. | |
| | | Повторяем фонетику и словообразование. | |
| | | Вспоминаем изученные орфограммы. | |
| | | Вспоминаем изученные орфограммы. | |
| | | Стартовая диагностическая работа Тема «Правописание» | |
| | | Повторение. Пишем письма. | |
| | | Повторяем признаки имени существительного. | |
| | | Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. | |
| | | Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. | |
| | | Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. | |
| | | Пишем письма. | |
| | | Морфологический разбор имени существительного. | |
| | | Морфологический разбор имени существительного. | |
| | | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | |
| | | Рассуждение. | |
| | | Повторяем признаки имени прилагательного. | |
| | | Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. | |
| | | Диктант «Орфограммы имен существительных и имен прилагательных » | |
| | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. | |
| | | Морфологический разбор имени прилагательного. | |
| | | Контрольное списывание. | |
| | | Типы текста. | |
| | | Буквы о, ё после шипящих и ц. | |
| | | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». | |
| | | Повторяем местоимение. | |
| | | Тест. «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи». | |
| | | Орфограммы приставок. | |
| | | Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. | |
| | | Обучающее изложение «Кошки» | |
| | | Разбор по членам предложения. | |
| | | Синтаксический разбор предложения. | |
| | | Синтаксический разбор предложения. | |
| | | Итоговая контрольная работа. Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения | |
| | | Работа над ошибками. Синтаксический разбор предложения. | |
| | | Знаки препинания при однородных членах предложения. | |
| | | Контрольный диктант. Тема «Знаки препинания при однородных членах предложения, синтаксический разбор предложения» | |
| | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. | |
| | | Знаки препинания при однородных членах предложения. | |
| | | Контрольная работа « Пробую свои силы». По теме «Синтаксический разбор, морфологический разбор, местоимение» | |
| | | Текст. | |
| | | Глагол. Работа над ошибками. | |
2 | | | Глагол как часть речи. | |
| | | Правописание приставок в глаголах. | |
| | | Правописание не с глаголами. | |
| | | Обучающее изложение «Журавли» | |
| | | Вид глагола. | |
| | | Начальная форма глагола. | |
| | | Личные формы глагола. | |
| | | Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи». | |
| | | Работа над ошибками. Лицо и число глаголов. | |
| | | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | |
| | | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | |
| | | Текст «Рассуждение» | |
| | | Правописание –ться и -тся в глаголах. | |
| | | Правописание –ться и -тся в глаголах. | |
| | | Текст «Описание» | |
| | | Спряжение глаголов. | |
| | | Спряжение глаголов. | |
59, 60 | | | Спряжение глаголов. | |
61 | | | Диктант. (ВПР). Запись под диктовку в соответствии с изученными орфограммами | |
62 | | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. Правописание глаголов. | |
63 | | | Комплексная контрольная работа (ВПР) «Части речи, морфологический разбор их, работа с текстом» | |
64 | | | Текст «Повествование» | |
65 | | | Правописание безударных окончаний глаголов. | |
66 | | | Правописание безударных окончаний глаголов. | |
67 | | | Правописание безударных окончаний глаголов. | |
68 | | | Правописание безударных окончаний глаголов. Работа над ошибками. | |
69 | | | Списывание. | |
70 | | | Диктант «Запись под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации» (ь после шипящих в глаголах, ться и тся) | |
71 | | | Текст «Приём противопоставление». | |
72 | | | Обучающее изложение «Карабасик». | |
73 | | | Правописание глаголов. | |
74 | | | Правописание глаголов. | |
75 | | | Правописание глаголов. | |
76 | | | Правописание глаголов. | |
77 | | | Настоящее время глагола. | |
78 | | | Правописание суффиксов глаголов. | |
79 | | | Прошедшее время глагола. | |
80 | | | Прошедшее время глагола. | |
81 | | | Прошедшее время глагола. | |
82 | | | Правописание суффиксов глаголов. | |
83 | | | Будущее время глагола. | |
84 | | | Правописание суффиксов глаголов. | |
85 | | | Изменение глаголов по временам. | |
86 | | | Контрольная работа «Время глагола». | |
87 | | | Изложение обучающее с элементами сочинения. | |
88 | | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | |
89 | | | Условное наклонение глагола. | |
90 | | | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | |
91 | | | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | |
92 | | | Текст. Использование глаголов в форме повелительного наклонения. | |
93 | | | Повелительное наклонение глагола. | |
94 | | | Повелительное наклонение глагола. | |
95 | | | Словообразование глаголов. | |
96 | | | Текст. | |
97 | | | Глагол в предложении. | |
98 | | | Глагол в предложении. | |
99 | | | Правописание глаголов. | |
100 | | | Правописание глаголов. | |
101 | | | Диктант по теме «Правописание глаголов» | |
102 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Работа над ошибками. | |
103 | | | Текст. | |
104 | | | Морфологический разбор глагола. | |
105 | | | Текст. | |
106 | | | Наречие. | |
107 | | | Наречие. | |
108 | | | Наречие. | |
109 | | | Как образуются наречия. | |
110 | | | Правописание гласных на конце наречий. | |
111 | | | Правописание гласных на конце наречий. | |
112 | | | Текст. | |
113 | | | Списывание. | |
114 | | | Морфологический разбор наречий. | |
115 | | | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | |
116 | | | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Синонимы. | |
117 | | | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | |
118 | | | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Самостоятельная работа. | |
119 | | | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Алгоритм работы над ошибками. | |
120 | | | Текст. | |
121 | | | Диктант за III четверть по темам «Правописание глаголов, наречий». | |
122 | | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Имя числительное. | |
123 | | | Имя числительное. | |
124 | | | Текст. | |
125 | | | Изменение имён числительных. | |
126 | | | Изменение имён числительных. Порядковые и количественные числительные. | |
127 | | | Изменение имён числительных. Порядковые и количественные числительные | |
128 | | | Правописание числительных. | |
129 | | | Текст. | |
130 | | | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. | |
131, 132 | | | Связь слов в предложении. Словосочетание. | |
133 | | | Слово. Словосочетание. Предложение | |
134 | | | Слово. Словосочетание. Предложение. | |
135 | | | Текст. | |
136, 137 | | | Правописание слов в словосочетаниях. Связь слов в словосочетании. Согласование. | |
138 | | | Правописание слов в словосочетаниях. | |
139 | | | Связь слов в словосочетании. Управление. | |
140 | | | Правописание слов в словосочетаниях | |
141 | | | Текст | |
142 | | | ВПР (1 часть) | |
143 | | | Анализ ошибок, допущенных в ВПР | |
144 | | | ВПР (2 часть) | |
145 | | | Правописание слов в словосочетаниях. Связь слов в словосочетаниях. Примыкание. | |
146 | | | Правописание слов в словосочетаниях. | |
147 | | | Текущая контрольная работа по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании». | |
148 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | |
149 | | | Словосочетание в предложении. | |
150 | | | Текст. | |
151 | | | Списывание по теме «Правописание слов в словосочетаниях». | |
152 | | | Сложное предложение. | |
153 | | | Как связаны части сложносочинённого предложения. | |
154 | | | Знаки препинания в сложном предложении. | |
155 | | | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | |
156 | | | Текст. | |
157 | | | Как связаны части сложноподчинённого предложения. | |
158 | | | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | |
159 | | | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Словарная работа. | |
160 | | | П. А. Итоговый диктант за год. | |
161 | | | Работа над ошибками. Текст. | |
162 | | | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | |
163 | | | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | |
164 | | | Текст. | |
165 | | | Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в сложном предложении». Сложное предложение. | |
166 | | | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | |
167 | | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте по теме «Знаки препинания в сложном предложении». | |
168 | | | Текст. | |
169 170 | | | Повторение. Слово. Словосочетание. Предложение. | |
6
2