СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского  языка,  которая  выражается  в  осознанном  стремлении научиться использовать   языковые   средства   для   успешного   решения коммуникативных  задач  и познакомиться  с  основами научного  описания родного языка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»»


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом:

- Федерального Закона « Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

- ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 28.10.2015г. №08-1786);

- ООП НОО МБОУ «Каратузская СОШ»;

- Устава школы;

- учебного плана МБОУ «Каратузская СОШ», годового календарного графика школы на 2019 -2020 учебный год, утверждённых приказом № 03-02-288 от 30.08.2019г.;

- примерной программы по предмету «Русский язык».

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к
изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе
достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

 грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом
индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

 навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

 разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

 научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы
формируем у них научное представление о системе и структуре родного
языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников,
представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные
задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4-го класса рассчитана на 170 часов (5 ч. в неделю).




Планируемые личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной
школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной
школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Требования к уровню подготовки учащихся:

научатся:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить:

  • начальную форму глагола;

  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи:

  • определять спряжение глагола;

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;

  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов.

получат возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

  • определять вид глагола;

  • находить наречие и имя числительное в тексте;

  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,-ова/-ева;

  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

  • применять правило правописания букв а, она конце наречий;

  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

  • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;

  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

  • письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)

Содержание курса «Русский язык».

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)

1.1.Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

(1 ч)

1.2. Орфоэпия (1 ч). Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.

Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22ч)

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

1.5. Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)

Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова) ;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

безударные личные окончания глаголов;

суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

буквы а, она конце наречий;

мягкий знак на конце наречий;

слитное и раздельное написание числительных;

мягкий знак в именах числительных;

запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (29 ч)

3.1. Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.







Содержание тем учебного  курса

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

уроки

проверочные и контрольные работы

творческие работы, проекты, сочинения, изложения


1

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)

81 ч

73ч

 


2

Правописание(формирование навыков грамотного письма)

55 ч

 48ч

 


3

Развитие речи

34 ч

16 ч  


18ч


Итого:

170 часов

137 часов

15 часов

18 часов

Календарно-тематическое планирование по русскому языку


Дата

Тема урока

Примечание

план

факт



Повторение. Пишем письма.




Повторяем фонетику и словообразование.




Вспоминаем изученные орфограммы.




Вспоминаем изученные орфограммы.




Стартовая диагностическая работа Тема «Правописание»




Повторение. Пишем письма.




Повторяем признаки имени существительного.




Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.




Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.




Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.




Пишем письма.




Морфологический разбор имени существительного.




Морфологический разбор имени существительного.




Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.




Рассуждение.




Повторяем признаки имени прилагательного.




Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.




Диктант «Орфограммы имен существительных и имен прилагательных »




Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.




Морфологический разбор имени прилагательного.




Контрольное списывание.




Типы текста.




Буквы о, ё после шипящих и ц.




Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».




Повторяем местоимение.




Тест. «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи».




Орфограммы приставок.




Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.




Обучающее изложение «Кошки»




Разбор по членам предложения.




Синтаксический разбор предложения.




Синтаксический разбор предложения.




Итоговая контрольная работа. Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения




Работа над ошибками. Синтаксический разбор предложения.




Знаки препинания при однородных членах предложения.




Контрольный диктант. Тема «Знаки препинания при однородных членах предложения, синтаксический разбор предложения»




Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.




Знаки препинания при однородных членах предложения.




Контрольная работа « Пробую свои силы». По теме «Синтаксический разбор, морфологический разбор, местоимение»




Текст.




Глагол. Работа над ошибками.


  1. 2



Глагол как часть речи.




Правописание приставок в глаголах.




Правописание не с глаголами.




Обучающее изложение «Журавли»




Вид глагола.




Начальная форма глагола.




Личные формы глагола.




Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи».




Работа над ошибками.

Лицо и число глаголов.




Мягкий знак после шипящих в глаголах.




Мягкий знак после шипящих в глаголах.




Текст «Рассуждение»




Правописание –ться и -тся в глаголах.




Правописание –ться и -тся в глаголах.




Текст «Описание»




Спряжение глаголов.




Спряжение глаголов.


59,

60



Спряжение глаголов.


61




Диктант. (ВПР). Запись под диктовку в соответствии с изученными орфограммами


62



Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.

Правописание глаголов.



63




Комплексная контрольная работа (ВПР) «Части речи, морфологический разбор их, работа с текстом»


64



Текст «Повествование»


65



Правописание безударных окончаний глаголов.


66



Правописание безударных окончаний глаголов.


67



Правописание безударных окончаний глаголов.


68



Правописание безударных окончаний глаголов. Работа над ошибками.


69



Списывание.


70



Диктант «Запись под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации» (ь после шипящих в глаголах, ться и тся)


71



Текст «Приём противопоставление».


72



Обучающее изложение «Карабасик».


73



Правописание глаголов.


74



Правописание глаголов.


75



Правописание глаголов.


76



Правописание глаголов.


77



Настоящее время глагола.


78



Правописание суффиксов глаголов.


79



Прошедшее время глагола.


80



Прошедшее время глагола.


81



Прошедшее время глагола.


82



Правописание суффиксов глаголов.


83



Будущее время глагола.


84



Правописание суффиксов глаголов.


85



Изменение глаголов по временам.


86



Контрольная работа «Время глагола».


87



Изложение обучающее с элементами сочинения.


88



Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.


89



Условное наклонение глагола.


90



Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.


91



Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.


92



Текст. Использование глаголов в форме повелительного наклонения.


93



Повелительное наклонение глагола.


94



Повелительное наклонение глагола.


95



Словообразование глаголов.


96



Текст.


97



Глагол в предложении.


98



Глагол в предложении.


99



Правописание глаголов.


100



Правописание глаголов.


101



Диктант по теме «Правописание глаголов»


102



Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Работа над ошибками.


103



Текст.


104



Морфологический разбор глагола.


105



Текст.


106



Наречие.


107



Наречие.


108



Наречие.


109



Как образуются наречия.


110



Правописание гласных на конце наречий.


111



Правописание гласных на конце наречий.


112



Текст.


113



Списывание.


114



Морфологический разбор наречий.


115



Мягкий знак на конце наречий после шипящих.


116



Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Синонимы.


117



Мягкий знак на конце наречий после шипящих.


118



Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Самостоятельная работа.


119



Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Алгоритм работы над ошибками.


120



Текст.


121



Диктант за III четверть по темам «Правописание глаголов, наречий».


122



Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Имя числительное.


123



Имя числительное.


124



Текст.


125



Изменение имён числительных.


126




Изменение имён числительных.

Порядковые и количественные числительные.


127




Изменение имён числительных.

Порядковые и количественные числительные


128



Правописание числительных.


129



Текст.


130



Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.


131,

132



Связь слов в  предложении. Словосочетание.


133



Слово. Словосочетание. Предложение


134



Слово. Словосочетание. Предложение.


135



Текст.


136,

137



Правописание слов в словосочетаниях.

Связь слов в  словосочетании. Согласование.


138



Правописание слов в словосочетаниях.


139



Связь слов в  словосочетании. Управление.


140



Правописание слов в словосочетаниях


141



Текст


142



ВПР (1 часть)


143



Анализ ошибок, допущенных в ВПР


144



ВПР (2 часть)


145



Правописание слов в словосочетаниях. Связь слов в словосочетаниях. Примыкание.


146



Правописание слов в словосочетаниях.


147



Текущая контрольная работа по теме «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании».


148



Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.


149



Словосочетание в предложении.


150



Текст.


151



Списывание по теме «Правописание слов в словосочетаниях».


152



Сложное предложение.


153



Как связаны части сложносочинённого предложения.


154



Знаки препинания в сложном предложении.


155



Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.


156



Текст.


157



Как связаны части сложноподчинённого предложения.


158



Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.


159



Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Словарная работа.


160



П. А. Итоговый диктант за год.


161



Работа над ошибками. Текст.


162



Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.


163



Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.


164



Текст.


165



Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в сложном предложении». Сложное предложение.


166



Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.


167



Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте по теме «Знаки препинания в сложном предложении».


168



Текст.



169


170



Повторение. Слово. Словосочетание. Предложение.



6

2