Пояснительная записка
Рабочая программа учителя составлена на основе
- Федерального закона от 29.12.2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями от 29.12.2014 г. № 1643, от 31.12.2015 № 1577;
-Приказа от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- ООП начального общего образования ( ФГОС ООО 1-4 классы) МОУ-ООШ с. Караман Марксовского района Саратовской области
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс русского языка 4 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Содержательные линии предмета:
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
«Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
«Развитие речи»
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к
изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели :
-нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого
уровня
- звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение.
При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Срок реализации программы – 1 год
3.Содержание учебного курса
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) 54 ч
Фонетика (1 ч)
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова (1 ч)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология (52 ч)
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи (22 ч)
Наречие как часть речи.(5 ч)
Имя числительное: общее значение (3 ч)
Синтаксис (16ч)
Синтаксический анализ простого предложения (4 ч)
Словосочетание.(7 ч)
Сложное предложение. (5ч)
«Правописание» (Формирование навыков грамотного письма ) 52ч
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы «Ь» в глагольных формах. Правописание частицы «не» с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи» 29ч
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания детьми определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения- повествования, сочинения- рассуждения, сочинения- описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Распределение часов, обозначенных в программе как Резервные уроки (40 ч). Они отводятся работе над ошибками (10 ч), допущенными в диктантах (3 ч), контрольных работах (7 ч), списываниях (2 ч) и тестах (2 ч), тема каждого из которых соответствует теме проводимого контроля. На отработку навыков фонетического разбора слов добавлено 3 часа. Часы, отводимые на диагностику – 3 часа. Повторение, закрепление и обобщение изученного материала - 10 часов, в т.ч. игровой урок (1 ч) по развитию речи.
4.Учебно-тематический план
РусскиЙ язык
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Факт провед | примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 11 | | |
1 | Повторение. (Развитие речи) | Повторение | 1 | 03.09 | | |
2 | Фонетика и словообразование. (Как устроен наш язык) | Повторяем фонетику и словообразование | 1 | 04.09 | | |
3 | Повторение орфографии. (Правописание) | Вспоминаем изученные орфограммы | 1 | 05.09 | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 11 | | |
4 | Повторение орфографии. (Правописание) | Вспоминаем изученные орфограммы | 1 | 06.09 | | |
5 | Резервный урок | Диагностическое исследование № 1 | 1 | 09.09 | | |
6 | Повторение. (Развитие речи) | Повторение | 1 | 10.09 | | |
7 | Морфология. Имя существи- тельное. (Как устроен наш язык) | Повторяем признаки имени существительного | 1 | 11.09 | | |
8 | Окончание имён существительных. (Правописание) | Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | 12.09 | | |
9 | Окончание имён существительных. (Правописание) | Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения | 1 | 13.09 | | |
10 | Окончание имён существительных | Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения | 1 | 16.09 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | | | |
| (Правописание) | | | | | |
11 | Письмо. (Развитие речи) | Письмо | 1 | 17.09 | | |
12 | Письмо. (Развитие речи) | Письмо | 1 | 18.09 | | |
13 | Морфология. Имя существительное (Как устроен наш язык) | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 19.09 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | | | |
14 | Морфология. Имя существительное (Как устроен наш язык) | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 20.09 | | |
15 | Окончание имен существительных. (Правописание) | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | 23.09 | | |
16 | Проверка. (Правописание) | Списывание | 1 | 24.09 | | |
| Текст. (Развитие речи) | Текст | 1 | 25.09 | | |
18 | Морфология. Имя прилагательное. (Как устроен наш язык) | Проверяем признаки имени прилагательного | 1 | 26.09 | | |
19 | Проверка. (Правописание) | Диктант (текущий). Тема: повторение изученных во 2-м классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных | 1 | 27.09 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | | | |
20 | Окончание имен прилагательных. (Правописание) | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | 1 | 30.09 | | |
21 | Морфология. Имя прилагательное. (Как устроен наш язык) | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 01.10 | | |
22 | Проверка | Текущая контрольная работа (тест). Тема: повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного | 1 | 02.10 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | | | |
23 | Резервный урок. (Правописание) | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | 1 | 03.10 | | |
24 | Морфология. Имя прилагательное. (Как устроен наш язык) | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 04.10 | | |
25 | Текст. (Развитие речи) | Текст | 1 | 07.10 | | |
26 | Орфограммы в словах. (Правописание) | Буквы о-ё после шипящих и ц | 1 | 08.10 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | | | |
27 | Орфограммы в словах. (Правописание) | Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих» | 1 | 09.10 | | |
28 | Морфология. Местоимение. (Как устроен наш язык) | Повторяем местоимение | 1 | 10.10 | | |
29 | Приставка. (Правописание) | Орфограммы приставок | 1 | 11.10 | | |
30 | Твердый и мягкий знак. (Правописание) | Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки | 1 | 14.10 | | |
31 | Работа над изложением. (Развитие речи) | Изложение | 1 | 15.10 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | | | |
| | | | | | |
32 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык) | Разбор по членам предложения | 1 | 16.10 | | |
33 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык) | Синтаксический анализ предложения | 1 | 17.10 | | |
34 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык) | Синтаксический анализ предложения | 1 | 18.10 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | | | |
35 | Предложение с однородными членами. (Правописание) | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 21.10 | | |
36 | Предложение с однородными членами | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 22.10 | | |
37 | Проверка | Итоговая контрольная работа. Тема: морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения | 1 | 23.10 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | | | |
38 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык) | Синтаксический анализ предложения | 1 | 24.10 | | |
39 | Текст. (Развитие речи) | Деление текста на абзацы | 1 | 25.10 | | |
40 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Глагол | 1 | 28.10 | | |
41 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Глагол как часть речи | 1 | 29.10 | | |
42 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание приставок в глаголах | 1 | 30.10 | | |
43 | Проверка. (Правописание) | Итоговый диктант. Тема: повторение изученных орфограмм | 1 | 31.10 | | |
44 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание не с глаголами | 1 | 01.11 | | |
45 | Работа над изложением. Развитие речи | Изложение | 1 | 11.11 | | |
46 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Вид глагола | 1 | 12.11 | | |
47 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Начальная форма глагола | 1 | 13.11 | | |
48 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Личные формы глагола | 1 | 14.11 | | |
49 | Правописание глаголов. (Правописание) | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | 15.11 | | |
50 | Проверка | Текущая контрольная работа. Тема: глагол | 1 | 18.11 | | |
51 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Лицо и число глагола | 1 | 19.11 | | |
52 | Правописание глаголов. | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | 20.11 | | |
| (Правописание) | | | | | |
53 | Текст. (Развитие речи) | Описание | 1 | 21.11 | | |
54 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 | 22.11 | | |
55 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 | 25.11 | | |
56 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание -ться и -тся в глаголах | 1 | 26.11 | | |
57 | Резервный урок | | 1 | 27.11 | | |
58 | Проверка. (Правописание) | Диктант (текущий). Тема: ь после шипящих в глаголах, -тся и -ться в глаголах | 1 | 28.11 | | |
59 | Проверка. (Развитие речи) | Изложение (текущее) | 1 | 29.11 | | |
60 | Текст. (Развитие речи) | Связь абзацев в тексте | 1 | 02.12 | | |
61 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Спряжение глаголов | 1 | 03.12 | | |
62 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Спряжение глаголов | 1 | 04.12 | | |
63 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Спряжение глаголов | 1 | 05.12 | | |
64 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание глаголов | 1 | 06.12 | | |
65 | Текст. (Развитие речи) | Приём противопоставления в тексте | 1 | 09.12 | | |
66 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | 10.12 | | |
67 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | 11.12 | | |
68 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | 12.12 | | |
69 | Проверка. (Правописание) | Списывание | 1 | 13.12 | | |
.
70 | Резервный урок | Диагностическое обследование № 2 | 1 | 16.12 | | |
71 | Право писание глаголов. (Правописание) | Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | 17.12 | | |
72 | Текст. (Развитие речи) | Роль слов в тексте | 1 | 18.12 | | |
73 | Резервный урок. (Развитие речи) | | 1 | 19.12 | | |
74 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Глагольное время. Настоящее время | 1 | 20.12 | | |
75 | Проверка | Итоговая контрольная работа | 1 | 23.12 | | |
| | Тема: повторение изученного за I полугодие | | | | |
76 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание суффиксов глаголов | 1 | 24.12 | | |
77 | Резервный урок. (Развитие речи) | | 1 | 25.12 | | |
78 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Прошедшее время | 1 | 26.12 | | |
79 | Проверка. (Правописание) | Итоговый диктант (тест). Тема: орфограммы, изученные за первое полугодие | 1 | 27.12 | | |
80 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Прошедшее время | 1 | 09.01 | | |
81 | Работа над изложением. (Развитие речи) | Изложение | 1 | 10.01 | | |
82 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание суффиксов глаголов | 1 | 13.12 | | |
83 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Будущее время | 1 | 14.01 | | |
84 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание суффиксов глаголов | 1 | 15.01 | | |
85 | Проверка | Текущая контрольная работа. Тема: время глагола | 1 | 16.01 | | |
86 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Изменение глаголов по временам | 1 | 17.01 | | |
87 | Текст. (Развитие речи) | Изложение с элементами сочинения | 1 | 20.01 | | |
88 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Изъявительное наклонение | 1 | 21.01 | | |
89 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Условное наклонение | 1 | 22.01 | | |
90 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | 23.01 | | |
91 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | 24.01 | | |
92 | Текст. (Развитие речи) | Работа с текстом | 1 | 27.01 | | |
93 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Повелительное наклонение | 1 | 28.01 | | |
.
94 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Повелительное наклонение | 1 | 29.01 | | |
95 | Глагол. (Как устроен наш язык) | Словообразование глаголов | 1 | 30.01 | | |
96 | Текст. (Развитие речи) | Работа с текстом | 1 | 31.01 | | |
97 | Глагол. (Как устроен наш язык) | Глагол в предложении | 1 | 03.02 | | |
98 | Глагол (Как устроен наш язык) | Глагол в предложении | 1 | 04.02 | | |
99 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание глаголов | 1 | 05.02 | | |
100 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание глаголов | | 1 | 06.02 | | |
101 | Текст. (Развитие речи) | Работа с текстом | 1 | 07.02 | | |
102 | Проверка. (Правописание) | Диктант (текущий). Тема: окончание глаголов в про шедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов | 1 | 10.02 | | |
103 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Морфологический разбор глагола | 1 | 11.02 | | |
.
104 | Повторение пройденного. (Как устроен наш язык) | Повторение (проверь себя) | 1 | 12.02 | | |
105 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать краткое изложение | 1 | 13.02 | | |
106 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык) | Наречие | 1 | 14.02 | | |
107 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык) | Наречие | 1 | 17.02 | | |
108 | Правописание наречий. (Правописание) | Правописание гласных на конце наречий | 1 | 18.02 | | |
109 | Правописание наречий (Правописание) | Правописание гласных на конце наречий | 1 | 19.02 | | |
110 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык) | Наречие | 1 | 20.02 | | |
| | | | | | |
111 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык) | Как образуются наречия | 1 | 21.02 | | |
112 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать сочинения | 1 | 24.02 | | |
113 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык) | Морфологический разбор наречий | 1 | 25.02 | | |
114 | Правописание наречий. (Правописание) | Учимся писать наречия на шипящую | 1 | 26.02 | | |
115 | Мягкий знак после шипящих. (Правописание) | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | 27.02 | | |
116 | Проверка. (Правописание) | Диктант (текущий). Тема: гласные на конце наречий, ь на конце шипящих | 1 | 28.02 | | |
117 | Мягкий знак после шипящих. (Правописание) | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | 03.03 | | |
118 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать сочинения | 1 | 04.03 | | |
119 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык) | Имя числительное | 1 | 05.03 | | |
120 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык) | Имя числительное | 1 | 06.03 | | |
121 | Правописание числительных. (Правописание) | Правописание мягкого знака в именах числительных | 1 | 07.03 | | |
122 | Правописание числительных. (Правописание) | Правописание мягкого знака в именах числительных | 1 | 10.03 | | |
123 | Текст. (Развитие речи) | Работа с текстом | 1 | 11.03 | | |
124 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык) | Изменение имён числительных | 1 | 12.03 | | |
125 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык) | Изменение имён числительных | 1 | 13.03 | | |
126 | Проверка. (Правописание) | Итоговый диктант (тест). Тема: орфограммы, изученные в 3 четверти | 1 | 14.03 | | |
127 | Правописание числительных. (Правописание) | Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных | 1 | 17.03 | | |
128 | Правописание числительных. (Правописание) | Правописание числительных | 1 | 18.03 | | |
129 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать сочинения | 1 | 19.03 | | |
| | |
130 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык) | Имя числительное в предложении | 1 | | 20.03 | | |
| |
131 | Резервный урок. (Развитие речи) | | 1 | 21.03 | | |
132 | Правописание мягкого знака. (Правописание) | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах | 1 | 31.03 | | |
133 | Проверка | Итоговая контрольная работа. Тема: глагол, наречие, имя числительное | 1 | 01.04 | | |
135 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Словосочетание | 1 | 03.04 | | |
136 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Слово. Словосочетание. Предложение | 1 | 07.04 | | |
137 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать сочинение-рассуждение | 1 | 08.04 | | |
138 | Правописание словосочетаний | Учимся писать словосочетания | 1 | 09.04 | | |
| (Правописание) | | | | | |
139 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Связь слов в словосочетании: согласование | 1 | 10.04 | | |
140 | Правописание словосочетаний. (Правописание) | Правописание словосочетаний с типом связи согласование | 1 | 11.04 | | |
141 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Связь слов в словосочетании: управление | 1 | 14.04 | | |
142 | Правописание словосочетаний. (Правописание) | Правописание словосочетаний с типом связи управление | 1 | 15.04 | | |
143 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать сочинение | 1 | 16.04 | | |
144 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Связь слов в словосочетании; тип связи – примыкание | 1 | 17.04 | | |
145 | Правописание словосочетаний. (Правописание) | Правописание словосочетаний с типом связи примыкание | 1 | 18.04 | | |
146 | Проверка. (Правописание) | Списывание | 1 | 21.04 | | |
147 | Правописание словосочетаний. (Правописание) | Правописание словосочетаний с типом связи примыкание | 1 | 22.04 | | |
148 | Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Словосочетание в предложении | 1 | 23.04 | | |
149 | Проверка | Текущая контрольная работа. Тема: словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании | 1 | 24.03 | | |
150 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать текст-рассуждение | 1 | 25.04 | | |
151 | Проверка. (Правописание) | Диктант (текущий). Тема: правописание слов в словосочетаниях | 1 | 28.04 | | |
152 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык) | Сложное предложение | 1 | 29.04 | | |
153 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык) | Как связаны части сложносочиненного предложения | 1 | 30.04 | | |
154 | Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание) | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 02.05 | | |
155 | Резервный урок | Диагностическое обследование № 3 | 1 | 05.05 | | |
156 | Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание) | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 06.05 | | |
157 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать сочинение | 1 | 07.05 | | |
158 | Синтаксис. Сложное | Как связаны части сложноподчинённого предложения | 1 | 08.05 | | |
| предложение. (Как устроен наш язык) | | | | | |
159 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык) | Сложносочинён-ное, сложноподчинённое предложения | 1 | 12.05 | | |
160 | Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык) | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 13.05 | | |
161 | Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык) | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 14.05 | | |
162 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать сочинение | 1 | 15.05 | | |
163 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык) | Сложное предложение | 1 | 16.05 | | |
164 | Проверка | Итоговая контрольная работа за второе полугодие. Тема: сложное предложение, повторение изученного | 1 | 19.05 | | |
165 | Резервный урок. (Развитие речи) | | 1 | | | |
166 | Проверка. (Правописание) | Итоговый диктант. Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах | 1 | 20.05 | | |
167 | Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык) | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | 21.05 | | |
168 | Развитие речи | Развитие речи | 1 | 22.05 | | |
169 | Проверка. (Развитие речи) | Итоговое изложение | 1 | 23.05 | | |
170 | Резервный урок | Повторение | 1 | | | |
5.Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Программа | Учебники | Учебные пособия | Инструментарий определения УОУ | Методические пособия для педагогов |
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г. | Русский язык: учебник для 4 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2011. | Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2011. | Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2009г. Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2009. Тесты 4 класс, – М.: Вентана-Граф, 2011. | CD – диск. Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику С. В. Иванова. / О. В. Зеленихина. – Волгоград: «Учитель» 2010. |
.Примерный календарно-тематический план
проведения контрольных работ.
Формы и средства контроля
| I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего |
Контрольное списывание | - | 1 | - | 1 | 2 |
Контрольный диктант | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Словарный диктант | 2 | 1 | 2 | - | 5 |
Контрольная работа | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
Контр.изложение | - | - | 1 | 1 | 2 |
Педагогическая диагностика | 1 | 1 | - | 1 | 3 |
8.Критерии и нормы оценки результатов
освоения программы обучающимися
Диктант
"5" ("отлично") – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок.
"4" ("хорошо") – уровень выполнения требований выше удовлетворительного. Наличие не более 2 ошибок;
"3" ("удовлетворительно") – достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5ошибок;
"2" ("плохо") – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более.
Списывание
Объём текстов для списывания в 4 классе 60-80 слов.
Оценивание списывания:
«5» ставится за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой 1-2 исправления или одна ошибка;
«3» – за работу, в которой 2-3 ошибки;
«2», за работу, в которой 4 ошибки и более.
Словарные диктанты
В словарные и терминологические диктанты включаются слова на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить.
Объём словарного диктанта в 4 классе – 12-15 слов.
Нормы оценки за словарные диктанты:
«4» ставится за диктант с 1 ошибкой;
«3» ставится за диктант с 2 ошибками;
отметка «2» ставится за диктант с 3 и более ошибками.
Тестирование
«5» – если ученик набрал 13 – 14 баллов;
«4» – если ученик набрал 10 – 12 баллов;
«3» – если ученик набрал 7 – 9 баллов;
«2» – если ученик набрал менее 7 баллов;
Изложение
Отметка «5»:
правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
нет фактических ошибок;
правильно построены предложения и употреблены
слова (допускается не более одной речевой неточности)
Отметка «4»:
содержание передано правильно и достаточно точно
в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
Отметка «3»:
допущено существенное отклонение от авторского текста;
допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Отметка «2»:
допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть)
много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей;
имеет место употребление слов в не свойственном им значении;
допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
9. Список литературы
Учебная литература
Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012 – 160 с.: ил.
Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 48 с.
Методическая литература
1.Кузнецова М.И. Поурочные планы по учебнику ИвановС. В., Евдокимова А. О. Русский язык: 4 класс издательство «Учитель», Волгоград,2012.
2.Романова В.Ю., ПетленкоЛ.В.Оценка достижений планируемых результатов обучения.Русский язык 2-4 классы-– М.: Вентана-Граф, 2012
10.Лист внесения изменений
Тема | Причина корректировки | Способ, форма корректировки | Согласование с завучем |
| | | |