Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33
__________________________________________________________
«Рассмотрено на заседании методического объединения» 27/08/19 | «Согласовано с Методическим советом гимназии» 28/08/19 | «Утверждаю» _________/Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ» 29/08/19 |
Рабочая программа
по русскому языку
для 4 класса
на 2019-2020 учебный год
Разработчики:
Падалка Н.И.
Корнева Н.С.
Сычева И.И.
Рудюк И.В.
Гурожапова О.П.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В четвертом классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 136 часов (34 недели по 4 часа в неделю)
Предметные результаты
Ученик научится:
1. Различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание и предложение;
2.Выделять, находить:
- начальную форму глагола;
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
- глаголы в формах 1,2, 3 – его лица;
3. Решать учебные и практические задачи:
- определять спряжение глагола;
- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80-100 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
4.Применять правила правописания:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные орфограммой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
- безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
-Проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
-проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
- определять вид глагола;
- находить наречие и имя числительное в тексте;
- применять правило правописания суффиксов глаголов – ива / -ыва-, -ова /-ева-;
-применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
- применять правило слитного и раздельного написания числительных;
- - применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД: отбирать необходимые знания из большого объёма информации, самостоятельно работать с учебником, систематизировать и классифицировать информацию, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), систематизировать учебный материал.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, темп письма 70-80 знаков в минуту.
Содержание программного материала
| | |
| “Как устроен наш язык” (основы лингвистических знаний) Фонетика. (2 ч) Состав слова. (4 ч) Синтаксис. (18 ч) Морфология. (37) | 61 |
| “Правописание” (формирование навыков грамотного письма) | 60 |
| Резервные уроки (Повторение) | 8 |
| Модуль | 7 |
| Итого | 136 |
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (61 часа)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (2 ч)
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (4 ч)
Морфология. (37 ч)
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.
Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч)
Наречие как часть речи. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (4 ч)
Синтаксис. (18 ч)
Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)
Словосочетание. (7ч)
Сложное предложение. (7ч)
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (60 ч.). Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
Тематическое планирование по русскому языку
№ п/ п | Тема урока |
1 четверть |
1 | Повторяем фонетику и словообразование. |
2 | Вспоминаем изученные орфограммы. |
3 | Вспоминаем изученные орфограммы. Игра-соревнование. |
4 | Повторяем признаки имени существительного. |
5 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. |
6 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. Модуль «Решение метапредметных задач» |
7 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. |
8 | Входной контроль |
9 | Морфологический разбор имени существительного. |
10 | Морфологический разбор имени существительного. |
11 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Игра-соревнование. |
12 | Повторяем признаки имени прилагательного. Тест. |
13 | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. Словарный диктант |
14 | Морфологический разбор имени прилагательного |
15 | Буквы о-ё после шипящих и ц. |
16 | Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих». Грамматический бой. |
17 | Повторяем местоимение. |
18 | Самостоятельная работа. |
19 | Орфограммы приставок. |
20 | Контрольная работа «Пробую свои силы» |
21 | Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки. |
22 | Разбор по членам предложения. |
23 | Синтаксический разбор предложения. Проектная задача «Путешествие в страну предложения». |
24 | Синтаксический разбор предложения. Модуль «Решение метапредметных задач». |
25 | Знаки препинания при однородных членах предложения. |
26 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Проверочная работа. |
27 | Синтаксический разбор предложения. Конкурс смекалистых. |
28 | Глагол .Списывание |
29 | Глагол как часть речи. |
30 | Диктант за 1 четв |
31 | Правописание приставок в глаголах. |
32 | Правописание не с глаголами. |
33 | Вид глагола.Тест |
34 | Начальная форма глагола. |
35 | Резервный урок |
36 | Резервный урок |
2 четверть |
37 | Личные формы глагола. |
38 | Лицо и число глагола. |
39 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. |
40 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. Конкурс смекалистых |
41 | Правописание -ться и -тся в глаголах. |
42 | Правописание -ться и -тся в глаголах. |
43 | Спряжение глаголов. |
44 | Спряжение глаголов. |
45 | Спряжение глаголов. Творческий отчет |
46 | Правописание глаголов. Списывание |
47 | Правописание безударных окончаний глаголов. Проверочная работа. |
48 | Правописание безударных окончаний глаголов. |
49 | Правописание безударных окончаний глаголов. Модуль «Решение метапредметных задач» |
50 | Правописание безударных окончаний глаголов. Тест |
51 | Правописание глаголов. |
52 | Текущая контрольная работа |
53 | Правописание глаголов. |
54 | Правописание глаголов. Игра «Знатоки русского языка» |
55 | Настоящее время. |
56 | Правописание суффиксов глаголов. |
57 | Контрольная работа «Пробую свои силы» |
58 | Прошедшее время глагола. |
59 | Прошедшее время глагола. Словарный диктант |
60 | Правописание суффиксов глаголов. Модуль «Решение метапредметных задач» |
61 | Диктант за 2 четверть |
62 | Итоговая комплексная контрольная работа за 1 полугодие |
63 | Анализ комплексной контрольной работы |
64 | Резервный урок |
3 четверть |
65 | Будущее время глагола. |
66 | Правописание суффиксов глаголов. Викторина. |
67 | Изменение глаголов по временам. |
68 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. |
69 | Условное наклонение глагола. |
70 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант |
71 | Правописание глаголов. Списывание. |
72 | Повелительное наклонение глагола. |
73 | Повелительное наклонение глагола. |
74 | Словообразование глаголов. |
75 | Глагол в предложении. |
76 | Глагол в предложении. Проверочная работа |
77 | Правописание глаголов. Модуль «Решение метапредметных задач» |
78 | Текущая контрольная работа |
79 | Правописание глаголов. |
80 | Морфологический разбор глагола. |
81 | Повторение (проверь себя). |
82 | Контрольная работа «Пробую свои силы» |
83 | Наречие |
84 | Наречие |
85 | Наречие. Модуль «Решение метапредметных задач |
86 | Как образуются наречия. Проверочная работа. |
87 | Правописание гласных на конце наречий. |
88 | Диктант |
89 | Правописание гласных на конце наречий. Практикум. |
90 | Морфологический разбор наречий. Проект «В словарь за частями речи» |
91 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. |
92 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. |
93 | Контрольная работа «Пробую свои силы» |
94 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. Игра-соревнование. |
95 | Имя числительное. |
96 | Имя числительное. Тест. |
97 | Изменение имён числительных. |
98 | Слитное и раздельное написание числительных. |
99 | Диктант за 3 чет. |
100 | Анализ диктанта.Правописание мягкого знака в числительных. |
101 | Итоговая контрольная работа. |
102 | Анализ контрольной работы. Правописание числительных. |
103 | Повторяем правописание мягкого знака в словах. Орфографическое состязание. |
104 | Резервный урок. |
4 четверть |
105 | Связь слов в предложении. Словосочетание. |
106 | Словосочетание. Творческий отчет. |
107 | Слово. Словосочетание. Предложение. |
108 | Правописание слов в словосочетаниях. Конкурс смекалистых. |
109 | Связь слов в словосочетании. Согласование. |
110 | Правописание слов в словосочетаниях. Диктант |
111 | Связь слов в словосочетании. Управление. |
112 | Правописание слов в словосочетаниях. |
113 | Контрольная работа «Пробую свои силы» |
114 | Связь слов в словосочетании. Примыкание. |
115 | Правописание слов в словосочетаниях. Модуль «Решение метапредметных задач». |
116 | Словосочетание в предложении. |
117 | Текущая контрольная работа |
118 | Анализ контрольной работы |
119 | Сложное предложение. Проверочная работа. |
120 | Как связаны части сложносочиненного предложения. |
121 | Знаки препинания в сложном предложении. Словарный диктант |
122 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Творческий отчет. |
123 | Как связаны части сложноподчинённого предложения. |
124 | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. Тест |
125 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. Интеллектуальный марафон. |
126 | Сложное предложение. Списывание. |
127 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
128 | Итоговый контрольный диктант. |
129 | Анализ контрольного диктанта. Проектная задача «Школьный словарь строения слов». |
130 | Комплексная контрольная работа за 1-4 классы. |
131 | Анализ комплексной контрольной работы. Практикум. |
132 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
133 | Резервный урок |
134 | Резервный урок |
135 | Резервный урок |
136 | Резервный урок |
Тематический план проведения контрольных работ
по русскому языку в 4 классе
Четверть | № урока | Тема и вид проверочной работы. | итого |
1 | 8 | Входная контрольная работа (диктант) | 9 |
12 | Тест «Орфограммы 3 класса» |
14 | Словарный диктант. |
19 | Самостоятельная работа. |
21 | Контрольная работа «Пробую свои силы». |
27 | Проверочная работа |
29 | Списывание. |
32 | Итоговый диктант |
33 | Тест |
2 | 47 | Списывание. | 8 |
48 | Проверочная работа. |
50 | Тест |
53 | Текущая контрольная работа |
58 | Контрольная работа «Пробую свои силы». |
60 | Словарный диктант. |
62 | Диктант |
63 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. |
3 | 70 | Словарный диктант. | 11 |
72 | Списывание. |
77 | Проверочная работа. |
79 | Текущая контрольная работа |
83 | Контрольная работа «Пробую свои силы». |
87 | Проверочная работа. |
89 | Диктант. |
94 | Контрольная работа «Пробую свои силы» |
96 | Тест |
100 | Контрольный диктант за 3 чет. |
102 | Итоговая контрольная работа |
4 | 111 | Диктант. | 9 |
114 | Контрольная работа «Пробую свои силы» |
118 | Текущая контрольная работа. |
120 | Проверочная работа. |
122 | Словарный диктант. |
124 | Тест |
128 | Списывание. |
130 | Контрольный диктант за 2 полугодие по теме «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 4 классе». |
132 | Комплексная итоговая контрольная работа за 3 класс. |
Итого | | | 28 |
Учебно-тематический план по русскому языку в 4 классе
Тема | 20% | Неурочные формы организации образовательного процесса (содержание части, формируемой участниками образовательного процесса) |
Проекты, решение проектных задач | Познавательные лаборатории | Творческие мастерские | Учебные занятия | другое |
Анализ контрольного диктанта. | | Проектная задача «Школьный словарь строения слов» 1 | | | | |
Правописание гласных на конце наречий. Анализ комплексной контрольной работы. | | | | | Практикум 2 | |
Синтаксический разбор предложения. | | Проектная задача «Путешествие в страну предложения» 1 | | | | |
Морфологический разбор наречий. | | Проект «В словарь за частями речи» 1 | | | | |
Правописание глаголов. | | | | | Игра «Знатоки русского языка» 1ч | |
Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих». | | | | Грамматический бой 1 | | |
Вспоминаем изученные орфограммы. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Мягкий знак на конце слов после шипящих. | | | | Игра-соревнование 3 | | |
Синтаксический разбор предложения. Мягкий знак после шипящих в глаголах. Правописание слов в словосочетаниях | | | | Конкурс смекалистых 3 | | |
Правописание суффиксов глаголов. | | | | Викторина 1 | | |
Повторяем правописание мягкого знака в словах. | | | | Орфографическое состязание 1 | | |
Спряжение глаголов. Словосочетание. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | | | | Творческий отчет 3 | | |
Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. Синтаксический разбор предложения. Правописание безударных окончаний глаголов. Правописание суффиксов глаголов. Правописание глаголов. Наречие. Правописание слов в словосочетаниях. | | | | | | Модуль «Решение метапредметных задач» 7 ч |
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | | | | Интеллектуальный марафон.1 | | |
Итого: | 26 | 3 | | 13 | 3 | 7 |