Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 5 класса создана на основе:
Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;
Образовательной программы МБОУ СОШ№4 г.Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова;
Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год;
Рабочей программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы авторов Л.М. Рыбченковой и др. (М.: Просвещение, 2013)
Федерального перечня учебников, утверждённого в соответствии с Приказом Министерства образования № 249 от 18. 05. 2020 года «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 09. 2013 года № 1047».
Рабочая программа для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы по русскому языку для 5 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2014г.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2016., рекомендован Федеральным перечнем учебников, утверждённым в соответствии с Приказом Министерства образования № 1559 от 08. 12. 2014 года и соответствует требованиям ФГОС.
Общая характеристика учебного предмета
Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:
актуализация его метапредметной функции;
интеграция процессов изучения языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования познавательной деятельности;
усиление аксиологической направленности на основе расширения культурно-исторической составляющей.
Осуществляя компетентностный и системно-деятельностный принципы образования, программа направлена на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности на основе формирования УУД:
личностных, обеспечивающих самоопределение человека;
регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности;
познавательных, включающих общеучебные действия;
коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, что позволяет представлять изучаемый языковой материал в коммуникативном пространстве.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа по русскому языку 5 кл. реализуется за счет часов обязательной части и составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Цели изучения русского языка
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции, и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Задачи:
• развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;
• воспитать у учащихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
Содержание программы и применяемые на уроках формы и методы обучения (коллективные и групповые формы работы, проектная деятельность, интегрированные уроки, уроки-викторины и др.) способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков.
Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку в 5 классе
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся должны уметь: речевая деятельность: аудирование: •понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; •выделять основную мысль, структурные части исходного текста; чтение: •владеть техникой чтения; •выделять в тексте главную и второстепенную информацию; •разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; •отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; •прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; •извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; •правильно расставлять логические ударения, паузы; • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; говорение: •доказательно отвечать на вопросы учителя; •подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; •создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; •выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации; письмо: •подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; •создавать письменные высказывания разных типов речи; •составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; •определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; •делить текст на абзацы; •писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); •пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; •выражать свое отношение к предмету речи; •находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; •подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; •использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); •исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении; фонетика и орфоэпия: •выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; •различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы; •использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; •находить в художественном тексте явления звукописи; •правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; •работать с орфоэпическим словарем; графика: •правильно произносить названия букв русского алфавита; •свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; •проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова; морфемика: •выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; •подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; •учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; •пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; •объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах; лексикология и фразеология: •объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); •пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; •распределять слова на тематические группы; •употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; •различать прямое и переносное значение слов; •отличать омонимы от многозначных слов; •подбирать синонимы и антонимы; •выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; •находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; •владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; •использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; морфология: •различать части речи; •правильно указывать морфологические признаки имен существительных; •уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения; •отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков; орфография: •находить орфограммы в морфемах; •группировать слова по видам орфограмм; •владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; •устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; •самостоятельно подбирать слова на изученные правила; синтаксис и пунктуация: •выделять словосочетания в предложении; » определять главное и зависимое слово; •составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; •выделять основы предложений с двумя главными членами; •конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; •характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; •правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; •составлять простые и сложные предложения изученных видов; •опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; •находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; •владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; •устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; •самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило. |
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Смысловое чтение и работа с текстом:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
интерпретировать текст:
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
спользовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
В программе запланировано:
Вид работы | Количество часов | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. |
Контрольный диктант с грамм.заданием | 3 | 2 | | | 1 |
Контрольные тесты | 6 | 1 Входная | 1 Рубежная | 2 | 1 Итоговая |
Сочинение- описание | 5 | 2 | | 3 | |
Сочинение –рассуждение | 4 | 2 | | | 2 |
Творческое сочинение | 2 | | 1 | 1 | |
Подробное изложение | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Выборочное изложение | 2 | | 2 | | |
| | | | | |
Р.р. | 6 | 3 | | 2 | 1 |
Всего | 36 | 12 | 7 | 10 | 7 |
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Введение.
Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.
Фонетика. Графика. Орфография. Буква и звук. Алфавит. Транскрипция. Согласные звуки и буквы (звонкие/глухие, парные/непарные). Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова.
Морфемика. Словообразование. Орфография. Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа слова. Приставки. Суффиксы. Сложные слова.
Лексикология. Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
Однозначные и многозначные слова. Лексическая сочетаемость. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Морфология. Морфология как раздел науки о языке. Части речи.
Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Падеж имён существительных Число имён существительных. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи.
Местоимение как часть речи. Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».
Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Служебные части речи. Роль служебных частей речи в тексте.
Синтаксис и пунктуация.
Что изучает синтаксис? Словосочетание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов.
Предложение – основная единица речевого общения. Роль предложений в формировании и выражении мысли. Главные и второстепенные члены предложения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего в предложении. Сказуемое. Способы выражения сказуемого в предложениях. Тире между главными членами предложения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. Прямая речь.
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении.
Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса
Учебник «Русский язык. 5 класс» Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.
170 часов
№ урока | № урока в разделе | Тема урока | Кол-во |
I ЧЕТВЕРТЬ |
Общие сведения о языке (2ч+2р.р.) |
| 1 | Язык и языкознание | 1 |
| 2 | Речь и речевое общение. Речевая ситуация | 1 |
| 3 | Р.р Текст. Тема. Основная мысль | 1 |
| 4 | Р.р Текст. Типы речи | 1 |
Фонетика. Графика. Орфография (13ч+1р.р +2к.р.) |
| 1 | Фонетика. Звук как единица языка | 1 |
| 2 | Графика. Алфавит | 1 |
| 3 | Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные | 1 |
| 4 | Оглушение и озвончение согласных звуков | 1 |
| 5 | Непроизносимые согласные | |
| 6 | Согласные твердые и мягкие | 1 |
| 7 | Гласные звуки и обозначающие их буквы | 1 |
| 8 | Слог и ударение | 1 |
| 9 | Входная диагностика. | |
| 10 | Р.р Подготовка к сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица» | 1 |
| 11 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 |
| 12 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 |
| 13 | Фонетический разбор | |
| 14 | Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | 1 |
| 15 | Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием | 1 |
| 16 | Работа над ошибками | 1 |
Морфемика. Словообразование. Орфография (9 ч+3 р.р + 1к.р) |
| 1 | Корень слова. Родственные слова | 1 |
| 2 | Окончание и основа слова | 1 |
| 3 | Р.р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по данному началу) | 1 |
| 4 | Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу | 1 |
| 5 | Приставки как словообразующие морфемы | 1 |
| 6 | Правописание Ъ | 1 |
| 7 | Суффиксы | 1 |
| 8 | Р.р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста | 1 |
| 9 | Суффиксы | 1 |
| 10 | Сложные слова | 1 |
| 11 | Обобщение по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | 1 |
| 12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
| 13 | Работа над ошибками | 1 |
Лексика (29ч+5 р.р. +1 к.р.) |
| 1 | Лексикология. Лексическое значение слова | 1 |
| 2 | Разговорная речь и книжная речь | 1 |
| 3 | Разговорная, книжная и нейтральная лексика | 1 |
| 4 | Толковые словари | 1 |
| 5 | Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения | 1 |
| 6 | Р.р. Подробное изложение | 1 |
| 7 | Буквы о и ё после шипящих в корне слова | 1 |
| 8 | Буквы о и ё после шипящих в корне слова | 1 |
| 9 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
| 10 | Лексическая сочетаемость | 1 |
| 11 | Тематическая группа слов | 1 |
| 12 | Синонимы | 1 |
II ЧЕТВЕРТЬ |
| 13 | Антонимы | 1 |
| 14 | Омонимы | 1 |
| 15 | Паронимы | 1 |
| 16 | Понятие о чередовании | 1 |
| 17 | Чередование букв е//и в корнях | 1 |
| 18 | Р.р Подробное изложение (с продолжение текста и сохранением заданного стиля и типа речи) (упр.231) | 1 |
| 19 | Р.р Подробное изложение (с продолжение текста и сохранением заданного стиля и типа речи) | 1 |
| 20 | Чередование букв е//и в корнях | 1 |
| 21 | Чередование букв а//о в корне –лаг-//-лож- | 1 |
| 22 | Чередование букв а//о в корне –кас-//-кос- | 1 |
| 23 | Буквы а//о в корнях с чередованием | 1 |
| 24 | Суффиксы –чик- и -щик- | 1 |
| 25 | Суффиксы –чик- и -щик- | 1 |
| 26 | Буквы и-ы после приставок на согласные | 1 |
| 27 | Правописание приставок на з-с | 1 |
| 28 | Правописание приставок на з-с | 1 |
| 29 | Р.р. Сочинение «Как я первый раз..» | 1 |
| 30 | Фразеологизмы | 1 |
| 31 | Фразеологизмы | 1 |
| 32 | Крылатые слова | 1 |
| 33 | Обобщение изученного по теме «Лексикология» | 1 |
| 34 | Контрольная работа по теме «Лексикология» | 1 |
| 35 | Работа над ошибками | 1 |
Морфология (44ч+10р.р +3к.р) |
| 1 | Морфология. Части речи | 1 |
| 3 | Имя существительное как часть речи | 1 |
| 4 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 |
| 5 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 |
| 6 | Род имен существительных. Существительные общего рода | 1 |
| 7 | Р.р. Подготовка к выборочному изложению | 1 |
| 8 | Р.р.Выборочное изложение | 1 |
| 9 | Склонение имен существительных | 1 |
| 10 | Число имен существительных | 1 |
| 11 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
| 12 | Рубежная диагностика | 1 |
| 13 | Работа над ошибками | 1 |
III ЧЕТВЕРТЬ |
| 14 | Буквы е-и в падежных окончаниях имен существительных | 1 |
| 15 | Буквы е-и в падежных окончаниях имен существительных | 1 |
| 16 | Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных | 1 |
| 17 | Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных | 1 |
| 18 | НЕ с именами существительными | 1 |
| 19 | НЕ с именами существительными | 1 |
| 20 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 |
| 21 | Работа над ошибками | 1 |
| 22 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
| 23 | Р.р Подробное изложение(упр.329) | 1 |
| 24 | Р.р Подробное изложение | 1 |
| 25 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 |
| 26 | Краткие прилагательные | 1 |
| 27 | НЕ с именами прилагательными | 1 |
| 28 | НЕ с именами прилагательными | 1 |
| 29 | Р.р. Текст и его основные признаки. Тема, основная мысль, микротема, план (упр.347) | 1 |
| 30 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
| 31 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.Васильева «Мокрый луг»(упр.351) | 1 |
| 32 | Имя числительное как часть речи | 1 |
| 33 | Имя числительное как часть речи | 1 |
| 34 | Морфологический разбор имени числительного | 1 |
| 35 | Местоимение как часть речи | 1 |
| 36 | Склонение местоимений | 1 |
| 37 | Морфологический разбор местоимения | 1 |
| 38 | Глагол как часть речи | 1 |
| 39 | Инфинитив | 1 |
| 40 | Р.р Тип текста. Время в предложении и тексте | 1 |
| 41 | Р.р Сочинение «Гардероб 2200 года» (упр.386) | 1 |
| 42 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 1 |
| 43 | Спряжение глаголов | 1 |
| 44 | Спряжение глаголов | 1 |
| 45 | Морфологический разбор глагола | 1 |
| 46 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 |
| 47 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях глаголов | 1 |
| 48 | Наречие | 1 |
| 49 | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах наречий. | 1 |
| 50 | Ь на конце наречий | 1 |
| 51 | Служебные части речи. Предлог | 1 |
| 52 | Служебные части речи. Союз | 1 |
| 53 | Р.р Сочинение по картине И.Билибина «Гвидон и царица» (упр 434) | 1 |
| 54 | Р.р Сочинение по картине И.Билибина «Гвидон и царица» | 1 |
| 55 | Обобщение по теме «Морфология» | 1 |
| 56 | Контрольная работа по теме «Морфология» | 1 |
| 57 | Работа над ошибками | 1 |
Синтаксис и пунктуация (28 ч+3р.р+3 к.р) |
| 1 | Что изучает синтаксис? | 1 |
| 2 | Словосочетание | 1 |
| 3 | Виды словосочетаний | 1 |
| 4 | Синтаксический разбор словосочетания | 1 |
| 5 | Предложение | 1 |
| 6 | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
| 7 | Наши эмоции и их отражение в предложении | 1 |
| 8 | Р.р Как писать отзыв (упр.476) | 1 |
| 9 | Что такое грамматическая основа предложения | 1 |
| 10 | Предложения двусоставные и односоставные | 1 |
| 11 | Подлежащее и сказуемое. Подлежащее и средства его выражения | 1 |
| 12 | Сказуемое и средства его выражения | 1 |
| 13 | Сказуемое и средства его выражения | 1 |
| 14 | Второстепенные члены предложения | 1 |
| 15 | Определение | 1 |
| 16 | Дополнение | 1 |
| 17 | Обстоятельство | 1 |
| 18 | Обстоятельство | 1 |
| 19 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 |
| 20 | Р.р Подготовка к подробному изложению (упр.521) | 1 |
| 21 | Р.р Подробное изложение | 1 |
| 22 | Однородные члены предложения | 1 |
| 23 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
| 24 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
| 25 | Обращение | 1 |
| 26 | Прямая речь | 1 |
| 27 | Прямая речь | 1 |
| 28 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
| 29 | Работа над ошибками | 1 |
| 30 | Сложное предложение | 1 |
| 31 | Сложное предложение | 1 |
| 32 | Сложное предложение | 1 |
| 33 | Обобщение и систематизация по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 |
| 34 | Обобщение и систематизация по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 |
Язык и культура (1ч) |
| 1 | Язык и культура. Речевой этикет | 1 |
Повторение (9+1 р.р+1к.р) |
| 1 | Повторение. Разделы языкознания | 1 |
| 2 | Повторение. Фонетический разбор | 1 |
| 3 | Повторение. Морфемика. Словообразование | 1 |
| 4 | Повторение. Лексикология.Фразеология | 1 |
| 5 | Р.р.Подготовка к сочинению - рассуждению | 1 |
| 6 | Повторение. Морфология. Самостоятельные части речи | 1 |
| 7 | Повторение. Морфология. Служебные части речи | 1 |
| 8 | Повторение. Орфография. | 1 |
| 9 | Итоговая диагностика | 1 |
| 10 | Работа над ошибками | 1 |
| 11 | Подведение итогов года | 1 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Русский язык. 5 класс в 2-х частях Авторы: Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др. 6-е изд. -М.: Просвещение, 2016.
Для учителя:
Русский язык. 5 класс в 2-х частях. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др. 6-е изд. -М.: Просвещение, 2016.
Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 159 с.(Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.:Просвещение, 2011. — 108 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. — 3-е изд., дораб. — М.:Просвещение, 2011. — 112 с. (Стандарты второго поколения).
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5‑9 классы. — М.:Просвещение, 2009. — 4-е изд.
Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. — М.:Просвещение, 2010.
Электронные ресурсы:
- Инфоурок.ру
- Прошколу.ру
- Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Незнайка.ру
Образовательная платформа: ЯКласс. ру