АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, на основе Программы курса «Русский язык» 5-9 классы, (автор Л.В. Кибирева), к учебнику «Русский язык 6 класс» в 2-х частях под редакцией Е.А. Быстровой, издательство «Русское слово», 2014 год. В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Учебным планом образовательной организации на обязательное изучение русского языка в 6 классе предусмотрено 3 часа в неделю, 2 часа выделено из части, формируемой участниками образовательных отношений, всего 170 часов в год.
Срок реализации программы 1 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК В 6 КЛАССЕ
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, офи-циально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов,
ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно- публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстахразной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-
деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализи-ровать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказыванияс точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуни-кативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (под-робно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также
тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также
требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе,
дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно- научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские
письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочкии словообразователь-ные гнёзда, устанавливая смысловуюи структурную связь
однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных,словообразова-тельных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и
др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зренияточного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексикии фразеологии в публицистической и художественной речии оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексическихсловарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числемультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-деловогостилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РУССКИЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
Русский язык в жизни России (1)
Речь (18)
Текст. Тема и основная мысль текста. Как строится текст. Связь предложений в тексте. Типы речи.
Стили речи. Разговорный язык. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Язык художественной литературы.
Лексика (11)
Слово и его значения. Паронимы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Слова общеупотребительные и ограниченного употребления. Диалектизмы. Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы. Стилистические свойства слова.
Фразеология (6)
Что такое фразеологизмы. Как возникают фразеологизмы. Стилистические свойства фразеологизмов.
Морфемика. Словообразование. Орфография (23)
Из чего состоят слова. Правописание корней слов. Способы словообразования. Приставочно-суффиксальный способ. Сложные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Что такое этимология.
Морфология. Орфография (103)
Имя существительное (13)
Имя существительное как часть речи. Употребление имён существительных в речи.
Имя прилагательное (12)
Имя прилагательное как часть речи. Употребление имён прилагательных в речи.
Глагол (14)
Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи.
Местоимение (21)
Что такое местоимение. План морфологического разбора местоимения. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Употребление местоимений в речи.
Имя числительное (13)
Что обозначает имя числительное. Имена числительные простые, сложные и составные. Количественные числительные и их разряды. Склонение числительных, обозначающих целые числа. Склонение дробных числительных. Склонение собирательных числительных. Порядковые имена числительные. План морфологического разбора имени числительного. Употребление числительных в речи.
Наречие (28)
Что обозначает наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. План морфологического разбора наречия. Словообразование наречий. Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Правописание не с наречиями на -о (-е). Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Буквы о, е (ё) в конце наречий после шипящих. Буквы о, а в конце наречий. Мягкий знак в конце наречий после шипящих. Употребление наречий в речи.
Повторяем изученное (8)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика видов деятельности | Примечание |
по плану | факти ческая |
1 | Русский язык в жизни России | 1 | | | Выявлять роль русского языка в жизни общества, его значение в обеспечении единства страны, дружбы народов России; извлекать информацию из разных источников, представлять и передавать её с учётом условий и ситуации общения | |
| РЕЧЬ (13+5) | 18 | | | | |
2 | Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | | | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, схемы, таблицы и т.п. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом | |
3 | Как строится текст. Связь предложений в тексте | 1 | | | |
4 | Способы связи предложений в тексте | 1 | | | |
5 | Входная диагностика (тестовое задание) | 1 | | | |
6 | Р.Р.-1 Обучающее сжатое изложение по отрывку из рассказа Ю. Коваля «Солнечное пятно» | 1 | | | |
7 | Типы речи | 1 | | | |
8 | Сочетание разных типов речи | 1 | | | |
9 | Р.Р.-2 Портрет. Обучающее сочинение | 1 | | | |
10 | Стили речи | 1 | | | |
11 | Разговорный язык | 1 | | | |
12 | Р.Р.-3 Сочинение по воображению | 1 | | | |
13 | Научный стиль речи | 1 | | | |
14 | Официально-деловой стиль речи. Письмо | 1 | | | |
15 | Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля речи | 1 | | | |
16 | Язык художественной литературы | 1 | | | |
17 | Р.Р.-4 Сочинение по картине «Радуга» или личным впечатлениям | 1 | | | |
18 | Изобразительно-выразительные средства языка | 1 | | | |
19 | Р.Р.-5 Сочинение или изложение «Красота вокруг нас» | 1 | | | |
| ЛЕКСИКА (9+2) | 11 | | | | |
20 | Слово и его значение | 1 | | | Группировать слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности | |
21 | Паронимы | 1 | | | |
22 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | | | |
23 | Устаревшие слова | 1 | | | |
24 | Неологизмы | 1 | | | |
25 | Р.Р.-6 Сочинение-рассуждение «От нас зависит, чтобы «гордый наш язык» на века остался «великим и могучим» | 1 | | | |
26 | Слова общеупотребительные и ограниченного употребления | 1 | | | |
27 | Диалектизмы | 1 | | | |
28 | Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы | 1 | | | |
29 | Стилистические свойства слова | 1 | | | |
30 | Р.Р.-7 Сочинение-рассуждение по отрывку из повести В. Железникова «Чучело» | 1 | | | |
| ФРАЗЕОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ (5+1) | 6 | | | | |
31 | Что такое фразеологизмы | 1 | | | Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности | |
32 | Как возникают фразеологизмы | 1 | | | |
33 | Контрольная работа № 1 | 1 | | | |
34 | Стилистические свойства фразеологизмов | 1 | | | |
35 | Стилистические свойства фразеологизмов | 1 | | | |
36 | Р.Р-8 Контрольное сочинение-рассуждение «Роль фразеологизмов в речи» | 1 | | | |
| МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ (19+4) | 23 | | | | |
37 | Из чего состоят слова | 1 | | | Различать изученные способы словообразования слов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов | |
38 | Из чего состоят слова | 1 | | | |
39 | Р.Р.-9 Сочинение о полезном растении | 1 | | | |
40 | Правописание корней слов. Корни с чередованием | 1 | | | |
41 | Правописание корней с чередованием е-и | 1 | | | |
42 | Правописание корней с чередованием о-а | 1 | | | |
43 | Правописание корней –твар-//-твор-, -плав-//-плов, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок- | 1 | | | |
44 | Р.Р.-10 Изложение с продолжением | 1 | | | |
45 | Способы словообразования | 1 | | | |
46 | Приставочно-суффиксальный способ словообразования | 1 | | | |
47 | Бессуффиксный способ словообразования | 1 | | | |
48 | Сложные слова | 1 | | | |
49 | Правописание сложных слов | 1 | | | |
50 | Сложносокращенные слова | 1 | | | |
51 | Р.Р.-11 Изложение | 1 | | | |
52 | Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо | 1 | | | |
53 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | | | |
54 | Контрольная работа № 2 | 1 | | | |
55 | Анализ результатов выполнения контрольной работы | 1 | | | |
56 | Что такое этимология | 1 | | | |
57 | Что такое этимология | 1 | | | |
58 | Р.Р.- 12 Изложение с продолжением | 1 | | | |
59 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Морфемика. Словообразование. Этимология. Орфография» | 1 | | | |
| МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ (92+11) | 103 | | | | |
60 | Части речи | 1 | | | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте | |
61 | Части речи | 1 | | | |
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ (12+1) | 13 | | | | |
62 | Имя существительное как часть речи | 1 | | | Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. | |
63 | Имя существительное как часть речи. Род имен существительных | 1 | | | |
64 | Имена существительные общего рода | 1 | | | |
65 | Склонение имен существительных | 1 | | | |
66 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | | | |
67 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | | | |
68 | Несклоняемые имена существительные | 1 | | | |
69 | Несклоняемые имена существительные | 1 | | | |
70 | Контрольная работа № 3 | 1 | | | |
71 | Употребление имен существительных в речи. Множественное число имен существительных | 1 | | | |
72 | Родительный падеж множественного числа имен существительных | 1 | | | |
73 | Суффиксы имен существительных | 1 | | | |
74 | Р.Р.-13 Сочинение «Мои увлечения» | 1 | | | |
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (10+2) | 12 | | | | |
75 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять им. прил. с сущ-ыми общего рода; с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени. Исп-ать в речи синонимичные им. прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. | |
76 | Разряды имен прилагательных по значению | 1 | | | |
77 | Разряды имен прилагательных по значению | 1 | | | |
78 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | | | |
79 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | | | |
80 | Правописание суффиксов имен прилагательных | 1 | | | |
81 | Употребление имен прилагательных для описания внешности человека | 1 | | | |
82 | Р.Р.-14 Подготовка к сочинению-описанию внешности человека | 1 | | | |
83 | Р.Р.-15 Сочинение по картине И.Е. Репина «Стрекоза» | 1 | | | |
84 | Употребление имен прилагательных для описания природы | 1 | | | |
85 | Употребление в речи кратких имен прилагательных | 1 | | | |
86 | Контрольная работа № 4 | 1 | | | |
| ГЛАГОЛ (13+1) | 14 | | | | |
87 | Глагол как часть речи | 1 | | | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления; соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. | |
88 | Глагол как часть речи. Мягкий знак в глаголах | 1 | | | |
89 | Наклонения глагола | 1 | | | |
90 | Употребление глаголов в речи. Многозначные глаголы | 1 | | | |
91 | Глаголы-синонимы | 1 | | | |
92 | Глаголы-синонимы | 1 | | | |
93 | Глаголы-антонимы | 1 | | | |
94 | Глаголы в составе фразеологизмов | 1 | | | |
95 | Ошибки в употреблении глаголов | 1 | | | |
96 | Роль глаголов в тексте | 1 | | | |
97 | Лингвистическое наблюдение | 1 | | | |
98 | Роль глаголов в тексте | 1 | | | |
99 | Р.Р.- 16 Сочинение по картине | 1 | | | |
100 | Контрольная работа № 5 | 1 | | | |
| МЕСТОИМЕНИЕ (19+2) | 21 | | | | |
101 | Что такое местоимение | 1 | | | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Распознавать местоимения разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов. Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами | |
102 | Разряды местоимений | 1 | | | |
103 | Морфологический разбор местоимений. Проверяем себя | 1 | | | |
104 | Личные местоимения | 1 | | | |
105 | Личные местоимения | 1 | | | |
106 | Возвратное местоимение себя | 1 | | | |
107 | Притяжательные местоимения | 1 | | | |
108 | Р.Р. -17 Изложение | 1 | | | |
109 | Указательные местоимения | 1 | | | |
110 | Указательные местоимения | 1 | | | |
111 | Определительные местоимения | 1 | | | |
112 | Определительные местоимения | 1 | | | |
113 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 | | | |
114 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 | | | |
115 | Р.Р. -18 Изложение от 3-го лица | 1 | | | |
116 | Неопределенные местоимения | 1 | | | |
117 | Неопределенные местоимения | 1 | | | |
118 | Отрицательные местоимения | 1 | | | |
119 | Отрицательные местоимения | 1 | | | |
120 | Употребление местоимений в речи | 1 | | | |
121 | Контрольная работа № 6 | 1 | | | |
| ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (12+1) | 13 | | | | |
122 | Что обозначает имя числительное | 1 | | | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры. Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи. Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи. | |
123 | Отличие числительных от других частей речи | 1 | | | |
124 | Р.Р. -19 Сочинение-повествование «Как проходит мой день» | 1 | | | |
125 | Имена числительные простые, сложные и составные | 1 | | | |
126 | Количественные имена числительные и их разряды | 1 | | | |
127 | Количественные имена числительные и их разряды | 1 | | | |
128 | Склонение имен числительных, обозначающих целые числа | 1 | | | |
129 | Склонение имен числительных, обозначающих целые числа | 1 | | | |
130 | Склонение дробных имен числительных | 1 | | | |
131 | Склонение собирательных имен числительных | 1 | | | |
132 | Порядковые имена числительные. Морфологический разбор имен числительных | 1 | | | |
133 | Употребление имен числительных в речи | 1 | | | |
134 | Контрольная работа № 7 | 1 | | | |
| НАРЕЧИЕ (24+4) | 28 | | | | |
135 | Наречие как часть речи | 1 | | | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Различать слова категории состояния и наречия | |
136 | Что обозначает наречие | 1 | | | |
137 | Разряды наречий по значению | 1 | | | |
138 | Р.Р.-20 Сочинение «Знаменитый сувенир» | 1 | | | |
139 | Местоименные наречия | 1 | | | |
140 | Категория состояния | 1 | | | |
141 | Категория состояния | 1 | | | |
142 | Р.Р.-21 Изложение с продолжением | 1 | | | |
143 | Степени сравнения наречий. Сравнительная степень | 1 | | | |
144 | Степени сравнения наречий. Превосходная степень | 1 | | | |
145 | Морфологический разбор наречия | 1 | | | |
146 | Словообразование наречий | 1 | | | |
147 | Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий | 1 | | | |
148 | Слитное и раздельное написание наречий | 1 | | | |
149 | Дефисное написание наречий | 1 | | | |
150 | Правописание не с наречиями на -о (-е) | 1 | | | |
151 | Правописание не и ни в отрицательных наречиях | 1 | | | |
152 | Буквы н и нн в наречиях на -о (-е), образованных от прилагательных | 1 | | | |
153 | Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих | 1 | | | |
154 | Буквы о, а на конце наречий | 1 | | | |
155 | Буквы о, а на конце наречий | 1 | | | |
156 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | 1 | | | |
157 | Р.Р.-23 Сочинение «Будь человеком!» | 1 | | | |
158 | Употребление наречий в речи | 1 | | | |
159 | Р.Р.-24 Составление диалога | 1 | | | |
160 | Использование в речи наречий-синонимов | 1 | | | |
161 | Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий | 1 | | | |
162 | Контрольная работа № 8 | 1 | | | |
| ПОВТОРЕНИЕ (7+1) | 8 | | | | |
163 | Речь. Текст. Стили речи | 1 | | | Осознавать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. | |
164 | Лексика. Фразеология | 1 | | | |
165 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 1 | | | |
166 | Морфология. Орфография | 1 | | | |
167 | Р.Р.-25 Сочинение-рассуждение «Трудный возраст» | 1 | | | |
168 | Морфология. Орфография | 1 | | | |
169 | Итоговая контрольная работа № 9 | 1 | | | |
170 | Анализ результатов выполнения итоговой контрольной работы | 1 | | | |