Алексеева М.А.
Лекечен, 2022 г.
Рабочая программа «Русский язык» в 7 классе рассчитана 4 часа в неделю, общее количество часов в год – 140 часов. Но в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков на 2022-23 учебный год МБОУ «Лекеченская СОШ им. А.И.Леонтьева» 4 урока совпадают с праздничными днями 23 февраля, 8 марта, 27 апреля, 9 мая, поэтому программа рассчитана на 137 часа.
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметныхи предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт: коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентации, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.).
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Основными формами организации учебных занятий являются комбинированные уроки, уроки предъявления новых знаний и применения практических умений.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Учебным планом на изучение русского языка в 7 классе отводится - 136 ч (4 ч в неделю).
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Контрольная работа
Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. Творческое задание по картине. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Выборочное изложение. Сжатое изложение. Конструирование текста. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад Сжатое изложение. Сложный план. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету.
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Разделы науки о русском я зыке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста
основной мысли; основной и дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
1)представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе при обучении языковым темам
2. степень осознанности, понимания изученного
3. языковое оформление ответа
Количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм.
В диктантах должно быть в 6 классе не более 7 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл. Оценка «5» не выставляется при наличии трёх и более исправлений
«5» - безошибочная работа или 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка
«4» - 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки, или 1 орфографическая и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических; 3 орфографические ошибки, если среди них есть однотипные
«3» - 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографическая и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических
«2» - 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибки, , или 6 орфографическая и 8 пунктуационных, или 5 орфографическая и 9 пунктуационных, или 8 орфографическая и 6 пунктуационных
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Объём текста для подробного изложения в 6 классе – 150-200 слов.
Первая оценка – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Обе оценки по русскому языку.
По литературе за сочинение первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе, а вторая – по русскому языку.
Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Преимущество отдаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (письменные работы).
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используются:
№ урока | Тема | Виды деятельности | Планируемые результаты по предмету | Дата | Целевые ориентиры воспитания |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | План |
1 | Изменяется ли язык с течением времени | Изучают содержание параграфа учебника, записывают текст под диктовку, подбирают аргументы из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работают с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке | Научиться понимать высказывания и составлять рассуждения на лингвистическую тему | Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста | Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека | 01.09 | 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 3.1 |
| Повторение изученного в 5-6 классах -10 часов+4 р.р.+1к.р. | |
2 | РР. Что мы знаем о стилях речи | повторяют изученное о стилях речи, расширить круг сведений о языковых и речевых средствах, характерных для разных стилей; обучать анализу текстов разных стилей | Научиться определять и выделять композиционно-языковые признаки текста | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; формировать операционный опыт; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской, творческой деятельности | 02.09 | 3.6 4.3 |
3 | РР. Что мы знаем о типах речи | Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. | Научиться определять текст по форме, виду речи, выявлять устойчивые стилистические признаки текстов | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов; формировать операционный опыт; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской, творческой деятельности | 06.09 | 3.6 4.3 |
4 | Фонетика и орфоэпия. | Выполняют фонетический разбор слова, конструируют текст-рассуждение на лингвистическую тему по образцу, | Научиться применять алгоритм проведения фонетического разбора слова | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; формировать операционный опыт; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования структуры слова | Формирование исследовательской деятельности | 07.09 | 4.3 |
5 | Фонетика и орфоэпия. Повторение | 08.09 | 4.3 |
6 | Самостоятельная работа по теме «Фонетика и орфоэпия» | 09.09 | 8.1 |
7 | Словообразование знаменательных из-меняемых частей речи | Производят морфологический разбор слова по образцу, анализируют текст с последующей взаимопроверкой | Научиться производить словообразовательный и морфемный разбор | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность в мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | 13.09 | 8.1 |
8 | Способы словообразования | 14.09 | 8.1 |
9 | Словообразовательные цепочки. | 15.09 | 8.1 |
10 | Словообразовательные гнезда. | 16.09 | 8.1 |
11 | Неморфемные способы образования слов. | 20.09 | 8.1 |
12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Словообразование и фонетика». | 21.09 | 8.1 |
13 | Контрольная работа по словообразованию | Пишут текст и выполняют грамматические задания | Научиться производить словообразовательный и морфемный анализ слов | 22.09 | 8.4 |
14 | РР. Текст. Способы и средства связи в предложении | Познакомить со способами связи предложений в тексте: последовательным и параллельным, продолжить знакомство с различными средствами связи | Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; формировать операционный опыт; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской, творческой деятельности | 23.09 | 7.2 |
15 | РР. Обучающее изложение «Лёнька, любимец ребят» | Воспроизводят текст изложения, выбирают материал из текста в соответствии с поставленными задачами | Совершенствуют умение письменно излагать текст по памяти | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования текста | Оценивать содержание с нравственной и эстетической позиций | 27.09 | 7.3 7.4 |
| Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление) – 27 часов | |
16 | Орфография и пунктуация | Составляют словосочетания по образцу, выполняют упражнения учебника, производят синтаксический разбор, проектируют способы выполнения домашнего задания | Научиться применять алгоритм проведения пунктуационного разбора | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность в мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе выполнения лингвистических задач | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | 28.09 | 8.3 |
17 | Буквы Ъ и Ь как разделительные | Знать: правила правописания разделительных Ъ, Ь. Уметь: разграничивать функции ъ,ь в словах, правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически. | Умение производить морфологический разбор частей речи и полученные результаты использовать при объяснении орфограмм. Овладение орфографическими навыками | Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений Формировать навыки работы в группе Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического анализа слова | Планировать свои действия для реализации задач урока | 29.09 | 8.1 |
18 | Ь для обозначения мягкости и показатель грамматической формы слова | 30.09 | 8.1 |
19 | О – е (ё) после шипящих и Ц в разных морфемах | Знать: условия выбора гласных о-ё после шипящих в корнях слов Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | 04.10 | 8.3 |
20 | Правописание приставок | Повторить правописание приставок, верно писать слова с данными приставками | Знать группы приставок с учѐтом правил их правописания. Уметь приводить соответствующие примеры | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с одновариантными приставками | Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов | 05.10 | 8.1 |
21 | Практическая работа по правописанию приставок | 06.10 | 8.3 |
22 | Орфограммы в корнях слов | Знать виды орфограмм в корне слова, характеризовать их и верно обозначать на письме гласные и согласные корня. Владеть способом подбора проверочных слов. | Научиться выделять мор-фемы, находить чередование гласного звука и нуля звука, рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, в котором присутствуют слова на данное правило | Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков индивидуального и коллективного проектирования | 07.10 | 8.1 |
23 | Написание гласных в корне | 11.10 | 8.1 |
24 | Написание корней слов | 12.10 | 8.1 |
25 | Правописание суффиксов | Повторить и использовать правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами | Формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой; Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе выполнения тестовых заданий, исследования состава слова, конструирования текста, в ходе рефлексии | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения творческого задания; познавательного интереса в ходе проектной деятельности; составления алгоритма выполнения задачи | 13.10 | 8.1 |
26 | Закрепление темы «Правописание суффиксов». | 14.10 | 8.1 |
27 | Практическая работа по правописанию суффиксов | 18.10 | 8.4 |
28 | Контрольная работа «Правописание корней и суффиксов» | Пишут контрольный диктант с последующей самопроверкой | Научиться проектировать, реализовывать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе выполнения контрольной работы и самодиагностики | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | 19.10 | 8.4 |
29 | Правописание окончаний | Повторить правила написания безударной гласной в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме | Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться. | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста, в котором присутствуют слова на данное правило | Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков индивидуального и коллективного проектирования | 20.10 | 8.1 |
30 | Безударная гласная в окончаниях | 21.10 | 8.1 |
31 | НЕ с разными частями речи | Применение правил на письме слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Алгоритм. | Знать правила употребления не с глаголом, причастиями, деепричастиями, прилагательными, существительными и наречиями | Управлять поведением партнёра; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе объяснения правила | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи, познавательного интереса к творческой деятельности | 25.10 | 8.1 |
32 | Правила употребления НЕ с разными частями речи | 26.10 | 8.1 |
33 | НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | Знать правила написания, условия слитного и раздельного употребления, приводить соответствующие примеры | | 27.10 | 8.1 |
34 | Дефисное написание слов | Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. | Знать правила употребления дефиса, приводить примеры, грамотно употреблять в изученных группах слов | Формировать навыки учебного сотрудничества; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, формировать операционный опыт; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | 28.10 | 8.1 |
35 | Практическое занятие по употреблению дефиса | 01.11 | 8.1 |
36 | Словарное богатство русского языка | повторить и углубить сведения об объединении слов в разные группы, отражающие особенности лексического значения слов (лексика, лексическое значение слова, явления, происходящие в лексике, синонимы, омонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении), смысловую связь разных слов в языке, особенности употребления слов в речи, происхождение слов, совершенствовать умение пользоваться толковым словарем, словарями синонимов и антонимов. | Обогащение словарного запаса, формирование познавательного интереса к предмету исследования | Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, словосочетания, предложения, текста | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи, познавательного интереса к творческой деятельности | 09.11 | 8.1 |
37 | Закрепление темы «Словарное богатство русского языка» | 10.11 | 8.1 |
38 | Грамматика: морфология и синтаксис | Систематизировать знания о морфологии и синтаксисе, повторить грамматическое значение частей речи, порядок морфологического разбора, понятие грамматической основы предложения, второстепенных членов предложения. | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | Формировать навыки работы в группе; применять методы информационного поиска; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | 11.11 | 8.1 |
39 | Закрепление темы «Грамматика: морфология и синтаксис» | 15.11 | 8.4 |
40 | Практическая работа по теме «Грамматика: морфология и синтаксис» | 16.11 | 8.4 |
41 | Контрольный диктант с грамматико-орфо-графическими заданиями | Пишут текст и выполняют грамматические задания | Проверить усвоение правил слитного и раздельного употребления не с разными частями речи, -Н- и –НН- в разных частях речи, правописания окончаний, суффиксов и приставок | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность в мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | 17.11 | 3.1 |
42 | РР. Стили речи. Публицистический стиль речи. | Анализируют текст | Научиться определять текст по форме, виду речи, выявлять устойчивые стилистические признаки текстов | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; формировать операционный опыт; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской, творческой деятельности | 18.11 | 3.6 |
43 | РР. Публицистический стиль речи. | 22.11 | 8.1 |
44 | РР. Заметка в газету | Составление текста | Научиться определять и строит текст публицистического стиля на основе его языковых и композиционных признаков | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования и конструирования текста публицистического стиля | Формирование устойчивой мотивации к исследованию и конструированию текста | 23.11 | 4.3 8.1 |
45 | РР. Подготовка к контрольной работе «Заметка в газету» | Пишут статью в школьную газету | Формировать навыки составления небольшого текста публицистического стиля на заданную тему | 24.11 | 4.3 8.1 |
46 | РР. Контрольная работа «Заметка в газету» | 25.11 | 4.3 8.1 |
| Причастие | |
47 | Что такое причастие | Конструируют словосочетания с причастиями, пишут лингвистическое описание | Научиться определять причастие. Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилага- тельного свойственны причастию. | Владеть разными видами чтения и аудирования, извлекать информацию из словарей и источ- ников, представленных в разных формах (текст, схема, таблица), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключе- вые слова), анализировать, сравни- вать, классифицировать, система- тизировать, конструировать, делать выводы, строить рассуждение. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве, строить связное монологическое высказывание, выступать перед аудиторией сверстников, осуществлять взаимный контроль и оценивать речевое высказывание. | 29.11 | 8.1 |
48 | Место причастия в системе частей речи. | 30.11 | 4.3 8.1 |
49 | Причастие и его грамматические признаки. | 01.12 | 4.3 8.1 |
50 | Причастный оборот | Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | 02.12 | 8.1 |
51 | Определяемое слово и зависимые от причастия слова | анализируют текст, находят определяемое слово и зависимые от причастия слова | 06.12 | 8.1 |
52 | Обособленные и необособленные определения, выраженные причастными оборотами | 07.12 | 8.1 |
53 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | Действительные и страдательные причастия и их образование. Правописание суффиксов этих причастий | Понимать смысловые, структурные и грамматические различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Объяснять правописание суффиксов причастий. | 08.12 | 4.3 8.1 |
54 | Образование действительных причастий | 09.12 | 8.1 |
55 | Образование страдательных причастий | 13.12 | 8.1 |
56 | Практическая работа по образованию причастий | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, формировать операционный опыт; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе образования степеней сравнения наречий | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | 14.12 | 8.1 |
57 | Полные и краткие причастия | Выполняют грамматические задания, составляют алгоритм разбора наречий | 15.12 | 8.1 |
58 | Сходство и различие полных и кратких причастий. Произношение полных и кратких причастий | Сходство и различие полных и кратких причастий. Их синтаксические функции. Произношение полных и кратких причастий. Правописание буквы Н и НН в причастиях | 16.12 | 8.1 |
59 | Морфологический разбор причастий | 20.12 | 8.1 |
60 | Буквы Н и НН в причастиях | 21.12 | 8.1 |
61 | Практическая работа по написанию букв Н и НН в причастиях | 22.12 | 8.4 |
62 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместный решений; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, проявление креативных способностей | 23.12 | 8.1 |
63 | Как определить слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Место причастия в системе частей речи. Причастие и его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Суффиксы причастий. Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе составления опорного справочного лингвистического материала, исследования структуры наречий | Формирование навыков индивидуальной и коллективной аналитической, диагностической деятельности на основе алгоритма решения задачи | 27.12 | 8.1 |
64 | Обобщающий урок по теме «Причастие» | 28.12 | 8.1, 8.4 |
65 | Контрольная работа по теме «Причастие» | 11.01 | 8.1, 8.4 |
| Деепричастие | |
66 | Что такое деепричастие | Основные признаки деепричастия. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Суффиксы дее- причастия. Опознавание деепричастий в предложении и в тексте | | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования текста и конструирования отрицательных наречий, проектирования маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, выполнения работы над ошибками | Формирование навыков индивидуальной и коллективной аналитической, диагностической деятельности на основе алгоритма решения задачи | 12.01 | 8.1 |
67 | Глагольные и наречные признаки деепричастия | 13.01 | 8.1 |
68 | Суффиксы деепричастия | 17.01 | 8.1 |
69 | Деепричастный оборот | 18.01 | 8.1 |
70 | РР, Рассуждение-размышление | Подготовиться к написанию сочинения типа рассуждения, отработать план сочинения, повторив схему рассуждения (тезис, аргументы и примеры, вывод), средства связи предложений в тексте, подобрать рабочие материалы | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместный решений; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, проявление креативных способностей | 19.01 | 3.6 |
71 | РР. Контрольное сочинение-рассуждение | 20.01 | 3.6 8.1 |
72 | Знаки препинания при деепричастном обороте | Языковые признаки деепричастного оборота. Знаки препинания при деепричастном обороте. Различение деепричастных и причастных оборотов | Формировать навыки работы в группе; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи | 24.01 | 8.1 |
73 | Правописание НЕ с деепричастиями | Не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместный решений; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования структуры наречий | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 25.01 | 4.3 8.1 |
74 | Общность правил правописания НЕ с глаголами и деепричастиями | 26.01 | 4.3 8.1 |
75 | Образование деепричастий. | Конструируют словосочетания, предложения, объясняют орфограммы | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования наречий | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | 27.01 | 8.1 |
76 | Способы образования деепричастий несовершенного и совершенного вида | Способы образования деепричастий несовершенного и совершенного вида | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка; формировать навыки работы в группе; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования структуры слова | Формирование навыков индивидуальной и коллективной творческой, аналитической деятельности на основе алгоритма | 31.01 | 8.1 |
77 | Практическая работа по образованию деепричастий | 01.02 | 8.1 |
78 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | 02.02 | 8.1 |
79 | Употребление причастий и деепричастий в речи | 03.02 | 8.1 |
80 | Роль причастий и деепричастий в текстах разных стилей | 07.02 | 8.1 |
81 | Произношение глаголов, причастий, деепричастий | Как правильно произносить деепричастия | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместный решений; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования структуры наречий | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 08.02 | 4.3 8.1 |
82 | Контрольная работа по теме «Причастие» и «Деепричастие» | Выполняют контрольную работу, выполняют грамматические задания | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе выполнения контрольной работы | Формирование навыков организации и 1анализа своей деятельности | 09.02 | 8.4 |
83 | РР Описание состояния человека | Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. | Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли. | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе конструирования текста | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | 10.02 | 4.4 |
84 | Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека | 14.02 | 2.3, 8.4 |
85 | Соединение описания состояния человека с другими разновидностями описания. | 15.02 | 8.1, 8.4 |
86 | РР Подготовка к контрольному сочинению-воспоминанию «Как я первый раз…» | Работа с текстом, отбор материала, составление плана, сочинение | формировать умения рассказывать о своем состоянии, вызванном определенной жизненной ситуацией, соединять описание с другими фрагментами; орфографически и пунктуационно грамотно оформлять собственное высказывание. | Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческого задания | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | 16.02 | 4.4 8.1 |
87 | Контрольное сочинение-воспоминание «Как я первый раз…» | 17.02 | 4.4 8.1 |
| Служебные части речи. Предлог – 10 часов (4+6р.р.) | |
88 | Предлог как часть речи. | Выполняют упражнения из учебника, анализируют художественный текст по алгоритму выполнения анализа, конструируют словосочетания | Научиться отличать предлог от других частей речи | Формировать навыки работы в группе; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе конструирования словосочетаний | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | 21.02 | 8.1 |
89 | Разряды предлогов | 22.02 | 8.1 |
90 | Правописание предлогов | 24.02 | 8.1 |
91 | Употребление предлогов в речи | Конспектируют статьи по памятке выполнения лингвистической задачи, составляют алгоритм написания предлогов | Научиться применять правила написания предлогов | Управлять поведением партнёра; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма | 28.02 | 8.1 |
92 | РР. Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. | Повторяют материал о порядке слов в предложении, его роли в передаче информации; дать понятие о монологической речи, порядке слов в спокойной монологической речи; повторить правила постановки знаков препинания в конце предложения, при однородных членах, совершенствовать навыки выразительного чтения текста, его анализа | Знать понятия «прямой» и «обратный» порядок слов | Формировать речевые действия с целью планирования, контроля и самооценки Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 01.03 | 4.3 |
93 | Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. | 02.03 | 8.1 |
94 | Закрепление темы «Прямой порядок слов в спокойной монологической речи» | 03.03 | 8.4 |
95 | РР. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | Знакомятся с обратным порядком слов как способом усиления эмоциональности речи, формировать умения замечать его, понимать смысл использования; формировать навыки анализа текста, применения обратного порядка слов при составлении высказывания. | Знать понятия «прямой» и «обратный» порядок слов | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 07.03 | 8.1 |
96 | РР. Обратный порядок слов. Практикум | 09.03 | 8.1 |
97 | РР. Контрольное изложение текста «Поговорим о бабушках» | Проверка сформированности умений сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи и такие средства выразительности, как обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор. | Знать памятку « Как писать изложение» Уметь пользоваться памяткой, знать и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе творческого задания | Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач | 10.03 | 4.3 5.4 |
| Союз – 8 часов+4р.р. | |
98 | Союз как часть речи. | Составляют словарик сравнительную таблицу, анализируют художественный текст | Научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместный решений; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования союзов | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по индивидуальному плану | 14.03 | 8.1 |
99 | Разряды союзов. | 15.03 | 8.1 |
100 | Правописание союзов | Анализируют текст, пишут лингвистическое рассуждение, конструируют предложения с союзами | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме и универсальных учебных действиях, с нею связанных | 16.03 | 8.1 |
101 | Предложения с союзами | 17.03 | 8.1 |
102 | Употребление союзов в простых предложениях | Конструируют предложения с союзами, пишут лингвистическое рассуждение, выполняют морфологический разбор | Научиться определять роль союзов в предложении | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе морфологического разбора союза | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний | 21.03 | 8.1 |
103 | Употребление союзов в сложных предложениях | 22.03 | 8.1 |
104 | Роль союзов в предложении | 23.03 | 8.1 |
105 | Контрольная работа по теме «Союз» | Пишут диктант, выполняют грамматические задания | Научиться применять в практическо-теоретической деятельности алгоритм различения сочинительных и подчинительных союзов, применять знания при постановке знаков препинания | Управлять своим поведением; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование навыков практико-теоритического обобщения | 24.03 | 8.1 |
106 | РР. Текст. Описание внешности человека | Формировать умение соединять описание состояния лица с другими типами речи и типовыми фрагментами, способы выражения признаков описания внешности, портрета | Знать структуру описания внешности человека Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека. | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе конструирования текста | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | 04.04 | 4.3 |
107 | РР. Способы выражения признаков описания внешности человека | 05.04 | 8.4 |
108 | РР. Описание внешности человека | 06.04 | 4.3 |
109 | РР. Описание предмета | 07.04 | 4.3 |
| Частица – 11 часов | |
110 | Частица как часть речи. | Выполняют упражнения из учебника, анализируют текст, составляют таблицу | Научиться отличать частицу от других частей речи | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования частиц | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению | 11.04 | 8.1 |
111 | Разряды частиц | Конструируют текст рассуждения, выполняют морфологический разбор | Научиться применять правило слитного и раздельного написания частиц | 12.04 | 8.1 |
112 | Правописание частиц | 13.04 | 8.1 |
113 | Слитное и раздельное написание частиц | 14.04 | 8.1 |
114 | Частицы и приставки НЕ и НИ | Конспектируют материал учебника, работают с дидактическим материалом, анализируют текст публицистического стиля, составляют рассказ по рисункам | Научиться различать написание отрицательных частиц НЕ и НИ | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования структуры слова | Формирование навыков компрессии текста, выявление главной информации, устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению | 18.04 | 8.1 |
115 | Контрольная работа по теме «Частицы» | Пишут контрольный диктант, выполняют грамматические задания | Научиться применять и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, формировать операционный опыт; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе контрольного диктанта и выполнения грамматических заданий | Формирование устойчивой мотивации к обучению, а также навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов | 19.04 | 8.1 |
116 | Употребление частиц в речи | Составление текста с употреблением частиц. Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений | Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе выполнения лингвистических задач | Формируют личностное самоопределение | 20.04 | 8.1 |
117 | Смысловая роль частиц в высказывании | 21.04 | 8.1 |
118 | Использование частиц в отрывках художественных произведений | 25.04 | 8.1 |
119 | Правописание служебных частей речи | Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц. Упражнять в правильном произношении предлогов, союзов, частиц. | Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей | 26.04 | 8.1 |
120 | Практическая работа по служебным частям речи | 28.04 | 8.4 |
| Междометия и звукоподражательные слова – 6 часов | |
121 | Междометия | Выполняют упражнения из учебника, составляют лингвистическое рассуждение | Научиться определять междометие по его грамматическим признакам, применять правила постановки знаков препинания при междометиях и звукоподражательных словах | Управлять своим поведением; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования междометий и звукоподражательных слов | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, навыков развёрнутого анализа | 02.05 | 8.1 |
122 | Грамматические признаки междометий | 03.05 | 8.1 |
123 | Звукоподражательные слова | | | 04.05 | 8.1 |
124 | Омонимия слов разных частей речи | Различать грамматические омонимы на основе семантико-грамматического анализа | Научиться применять и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Управлять своим поведением; осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе проектирования маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование устойчивой мотивации к обучению, а также навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов | 05.05 | 8.1 |
125 | Омонимия союзов, предлогов. | 10.05 | 8.1 |
126 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Омонимия слов разных частей речи». | 11.05 | 8.1 |
127 | РР. Характеристика человека | формировать умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении | Знать понятие «характеристика человека»; особенности текстов, характеризующих человека Уметь строить собственные тексты, характеризующие человека | Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе самодиагностики | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма | 12.05 | 4.3 |
128 | РР. Виды характеристики. Создание сжатой деловой характеристики на основе художественной | 16.05 | 4.3 |
129 | РР. Контрольное изложение (сжатое) по тексту К.И. Чуковского «О Чехове» | Определяют смысловую структуру текста, вычленяют в нѐм подтемы и микротемы, находят в тексте основную и дополнительную информацию | Уметь применять разные способы сжатия текста Совершенствуют умение письменно излагать текст по памяти | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования текста | Оценивать содержание с нравственной и эстетической позиций | 17.05 | 6.3 8.1 |
| Обобщающее повторение – 5 часов | |
130 | Итоговая контрольная работа | Пишут контрольный диктант, выполняют грамматические задания | Проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками осознавать самого себя как движущую силу свое научения, свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе самодиагностики и работы над ошибками | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Формирование навыков развёрнутого анализа | 18.05 | 8.4 |
131 | Анализ и работа над ошибками | Выполняют работу над ошибками, анализируют текст | 19.05 | 8.4 |
132 | Фонетика, орфоэпия, морфемика | Анализируют текст, составление лингвистического рассуждения, объясняют орфограммы | Научиться применять фонетический анализ слова при объяснении орфограмм | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования и составления текста | Формирование устойчивой мотивации к обучению, поэтапному самосовершенствованию, навыков компрессии текста, выявления главной информации, навыков развёрнутого анализа, мотивации к конструированию, творческому самовыражению | 23.05 | 8.1 |
133 | Словообразование | Выполняют морфемный и словообразовательный разбор, анализируют текст, объясняют орфограммы | Научиться применять алгоритм выполнения лингвистической задачи в практической деятельности | 24.05 | 8.1 |
134 | Орфография и пунктуация | Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор, анализируют текст, выполняют упражнения из учебника | 25.05 | 8.1 |
135 | Морфология и синтаксис. Пунктуация. | 26.05 | 8.1 |
136 | Обобщающий урок. | 30.05 | 8.4 |
137 | Итоговый урок | | 31.05 | |
138 | Резерв | | | | | | |
139 | Резерв | | | | | | |
140 | Резерв | | | | | | |