МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ Удельнинская гимназия _____________________/Н.А. Арюлина/ Приказ № _____от «___» ______202__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7а класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Мирошниченко Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2020 – 2021 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку (Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и П.А. Лекант), Образовательной программы МОУ Удельнинская гимназия и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2019).
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формировать универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные;
формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, способствовать овладению нормами русского литературного языка и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения учебного курса
Обучающийся научится (при формировании основных видов речевой деятельности)
слушание
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи,
адекватно понимать прослушанные учебно-научные, художественные, публицистические тексты различных функционально-смысловых типов речи:
формулировать устно и письменно тему и главную мысль прослушанного текста;
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста;
владеть навыками информационной переработки прослушанного текста:
составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте;
письменно передавать содержание прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение).
Рекомендуемый объём текста для прослушивания (при написании подробного изложения) — 200—250 слов.
Рекомендуемый объём текста для прослушивания (при написании сжатого изложения) — 120—140 слов.
чтение
владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым; выразительно читать текст публицистического стиля;
адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление):
устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
составлять план (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
выделять главную и второстепенную информацию;
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения, — 300-350 слов.
говорение
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
выступать с научным сообщением;
участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы;
участвовать в диалоге — запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики-стимулы; диалоге — сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел;
соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 120-130 слов.
Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 70 слов.
Рекомендуемый объём диалогического высказывания — не менее 5 реплик (диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации).
письмо
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства;
создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (заявление);
создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей:
писать рекламные аннотации;
осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
редактировать тексты: с учётом стиля речи совершенствовать написанное (повышать вы разительность речи, используя в высказываниях обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения и другие языковые и речевые средства), сопоставлять исходный и отредактированный тексты;
соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём текста для письма по памяти — 25— 35 слов.
Словарный диктант может включать 25—30 слов.
Объём диктанта на основе связного текста должен составлять 110— 120 слов.
Количество проверяемых орфограмм — 20;
количество проверяемых пунктограмм — 4—5;
количество слов с непроверяемыми орфограммами — не более 7.
При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Рекомендуемый объём классного сочинения — 1,5—2,0 страницы, но необходимо иметь в виду стиль и жанр сочинения, характер темы.
Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры — 6—7 или более предложений, но допускается также объём, составляющий 4—5 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль).
Рекомендуемый объём текста для списывания — 100—110 слов.
Обучающийся научится (при освоении основных разделов науки о языке)
фонетика, орфоэпия, графика
распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; проводить фонетический и орфоэпический анализ слов;
морфемика и словообразование
распознавать морфемы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные морфемные (морфологические) способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение разных видов) и неморфемные (неморфологические) способы словообразования (сращение, переход слова одной части речи в другую);
лексикология и фразеология
распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значение слова; характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски;
морфология
распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий;
орфография
распознавать изученные орфограммы; характеризовать их, объяснять правописание слов на изученные правила; свободно пользоваться орфографическим словарём; проводить орфографический анализ слова;
синтаксис и пунктуация
распознавать словосочетания, простые неосложнённые предложения, а также простые предложения, осложнённые однородными членами, обращением, причастным оборотом, деепричастным оборотом; сложные предложения; предложения с прямой речью; распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложения (на основе изученного в 5—7 классах); определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи; проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений;
текст
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий,
состояний); анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфо логические) — на основе изученного в 5—7 классах; виды и приёмы чтения в практике осмысления и создания собственного текста;
функциональные разновидности языка
распознавать тексты разных функциональных разновидностей; применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике.
Обучающийся получит возможность научиться (при формировании основных видов речевой деятельности) :
слушание
слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
чтение
выразительно читать текст публицистического стиля;
просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов;
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;
сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
говорение
создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;
владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии);
умение запросить дополнительную информацию); диалоге — сообщении информации; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику);
письмо
создавать тексты с опорой на произведения искусства;
создавать текст в жанре научного сообщения;
оформлять деловые бумаги (заявление, инструкция);
уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица;
создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»);
писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему
с доказательством от противного;
Обучающийся научится (при освоении основных разделов науки о языке)
фонетика, орфоэпия, графика
использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;
морфемика и словообразование
проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;
лексикология и фразеология
объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.);
распознавать тропы (метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту);
объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
морфология
применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
орфография
применять знания по орфографии в практике правописания;
синтаксис и пунктуация
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
текст
определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте; использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально -смысловых типов речи в практике его создания; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста,
функциональные разновидности языка
составлять тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, интервью, репортаж, заметка).
Метапредметные результаты
Обучающийся научится
коммуникативные
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) ;
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать);
формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания;
регулятивные
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач;
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
познавательные
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения языковых единиц: слова, предложения, текста.
Личностные результаты
Обучающийся научится
проявлять готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
демонстрировать сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формировать систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
формировать культуру языка;
осознавать российскую идентичность в поликультурном социуме;
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке (2 часа)
Русский язык как развивающееся явление.
Речь. Речевое общение. Текст (17 часов)
Повторение и обобщение сведений о тексте как речевом произведении.
Понятие текста, основные признаки текста: смысловая цельность (единство темы и основной мысли), информативность, связность (смысловая и грамматическая связь предложений), членимость (деление текста на составляющие его части), относительная законченность. Структура текста. Абзац. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же как средства связи предложений и частей текста. Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные (приставки, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы оценки), лексические средства выразительности (неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, тропы) в тексте (обобщение).
Типы речи (повторение). Строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Рассуждение-размышление.
Понятие о функциональных разновидностях языка (повторение и обобщение).
Разговорный язык и функциональные стили речи.
Функциональные стили речи (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности. Жанры (репортаж, заметка в газету, рекламное сообщение).
Информационная переработка текста. План (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный).
Нормы построения текстов, принадлежащих к различным типам речи (описание, повествование, рассуждение): соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте.
Нормы построения текстов публицистического стиля. Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Язык. Правописание. Культура речи
Закрепление и углубление изученного в 6 классе (30 часов)
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Именные части речи: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.
Наречие: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.
Глагол: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.
Культура речи. Основные морфологические нормы русского языка. Использование грамматических словарей и справочников.
Правописание изученных частей речи.
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
КР Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»
Морфология
Причастие (36 часов)
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.
КР Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие».
Деепричастие (32 часа)
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Синтаксическая роль деепричастий в словосочетании и предложении.
Культура речи.
Ударение в некоторых формах причастий и деепричастий. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий — висячий, горящий — горячий. Правильное употребление причастий с суффиксом -ся.
Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа «прич. + сущ.». Правильное употребление падежной формы имени существительного в словосочетаниях типа «прич. + сущ.».
Правописание падежных окончаний причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (элементарные случаи).
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное
и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом (элементарные случаи).
Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ.
КРКонтрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».
Служебные части речи
Предлог (8 часов)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.
Правописание предлогов.
Культура речи.
Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов. Нормы употребления предлогов с одним или несколькими падежами.
Употребление предлогов в предложении в соответствии с их грамматическим значением.
Правописание производных предлогов из-за, из-под. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
КР Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог»
Союз (8 часов)
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по значению: сочинительные (соединительные, противительные, разделительные), подчинительные (изъяснительные, обстоятельственные: времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки).
Разряды союзов по строению: простые и составные.
Роль союзов в тексте: союзы как средство связи предложений.
Культура речи. Нормы употребления двойных союзов с однородными членами предложения.
Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Правописание союзов тоже, также, чтобы, потому что, так как, как будто и др.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях; знаки препинания в предложениях с союзом и.
КР Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз»
Частица (6 часов)
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению (частицы, выражающие вопрос, отрицание, восклицание, усиление, сомнение, уточнение, ограничение, выделение).
Формообразующие частицы.
Разряды частиц по составу (простые, составные).
Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия.
Интонационные особенности предложений с частицами.
Культура речи. Нормы употребления частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской.
Слитное, раздельное, дефисное написание частиц; правописание частиц не и ни, правописание формообразующих частиц.
Правильное произношение частиц.
Наблюдение за использованием частиц в тексте: частицы как средство выразительности речи.
Междометия и звукоподражательные слова (5часов)
Понятие о междометиях и звукоподражательных словах.
Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Роль междометий в речи.
Группы междометий по значению.
Культура речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи для выражения эмоций, формул речевого этикета.
Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.
Трудные случаи разграничения языковых явлений
Лексическая и грамматическая омонимия. Омонимия слов разных частей речи. Переход слов одной части речи в другую.
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
Омонимия как средство художественной выразительности.
Культура речи. Употребление омонимов в речи.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.
КР Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием по курсу 7 класса
Повторение в конце года (8 часов)
Фонетика и орфоэпия.
Лексика и фразеология.
Грамматика: морфология и синтаксис.
Орфография и пунктуация.
Тематическое планирование
Общие сведения о языке Речь. Речевое общение. Текст Закрепление и углубление изученного в 6 классе Морфология Причастие Деепричастие Служебные части речи Предлог Союз Частица Междометия и звукоподражательные слова Повторение в конце года | 2 часа 17 часов 30 часов 36 часов 32 часа 8 часов 8 часов 6 часов 5 часов часов) |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические (коррекция) сроки прохождения темы |
1 ЧЕТВЕРТЬ |
О ЯЗЫКЕ (2 часа) |
1, 2 | Русский язык как развивающееся явление | 01.09-04.09 | |
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ (повторение изученного в 5-6 классах) ( 30 часов) |
3 РР1 | Что мы знаем о функциональных разновидностях языка | 01.09-04.09 | |
4 РР2 | Что мы знаем о типах речи | 07.09-11.09 | |
5, 6 | Фонетика и орфоэпия. | 07.09-11.09 | |
7, 8 | Словообразование знаменательных частей речи | 07.09-11.09 14.09-18.09 | |
9 РР3 | Способы и средства связи предложений в тексте. | 14.09-18.09 | |
10 | Правописание: орфография и пунктуация. Буквы Ъ и Ь | 14.09-18.09 | |
11 | Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц | 14.09-18.09 | |
12, 13 | Обозначение гласных и согласных в составе морфем. Правописание приставок | 21.09-25.09 | |
14, 15 | Орфограммы в корне | 21.09-25.09 | |
16, 17 | Правописание суффиксов | 28.09-02.10 | |
18 | Правописание окончаний | 28.09-02.10 | |
19, 20 | Слитное, дефисное, раздельное написание | 28.09-02.10 28.09-02.10 | |
21 | НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях | 28.09-02.10 | |
22 | Дефисное написание слов | 28.09-02.10 | |
23 | Слитное, дефисное, раздельное написание наречий | 28.09-02.10 | |
24, 25 | Словарное богатство русского языка | 12.10-16.10 | |
26 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 12.10-16.10 | |
27 РР4 | Описание картины Остроухова «Золотая осень». Упр. 175 (стр. 61) | 12.10-16.10 | |
28, 29 КР1 | Контрольный диктант № 1 и его анализ | 19.10-23.10 | |
30, 31 РР5, 6 | Публицистический стиль речи | 19.10-23.10 | |
32 РР7 | Заметка в газету | 29.10-30.11 | |
МОРФОЛГИЯ. РЕЧЬ. ( 88 часов) |
ПРИЧАСТИЕ (36 часов) |
33,34 | Что такое причастие | 29.10-30.11 | |
II ЧЕТВЕРТЬ |
35 -40 | Причастный оборот | 29.10-30.11 09.11-13.11 16.11-20.11 | |
41-48 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | 16.11-20.11 23.11-27.11 30.11-04.12 | |
49, 50 | Полные и краткие причастия | 30.11-04.12 | |
51-57 | Буквы Н и НН в причастиях | 30.11-04.12 07.12-11.12 14.12-18.12 | |
58-65 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 14.12-18.12 21.12-25.12 28.12-29.12 | |
66 РР8 | Создаём текст | 28.12-29.12 | |
67,68 КР2 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»и его анализ | 28.12-29.12 | |
III ЧЕТВЕРТЬ |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ ( 25 часов) |
69, 70 | Что такое деепричастие | 11.01-15.01 | |
71-76 | Деепричастный оборот | 11.01-15.01 18.01-22.01 | |
77-79 | Правописание НЕ с деепричастиями | 25.01-29.01 | |
80-84 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 25.01-29.01 01.02-05.02 | |
85 РР9 | Сочинение-рассуждение в публицистическом стиле | 08.02-12.02 | |
86-87 | Употребление причастий и деепричастий в речи | 08.02-12.02 | |
88 | Произношение причастий и деепричастий | 08.02-12.02 | |
89-91 | Проверьте подготовку по орфографии и пунктуации | 15.02-19.02 | |
92-93 КР3 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ | 15.02-19.02 22.02-26.02 | |
| | | |
ТИПЫ РЕЧИ ( 2 часа) |
94 РР10 | Описание состояния человека | 22.02-26.02 | |
95 РР11 | Сочинение описание состояния человека | 22.02-26.02 | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( 22 часа) |
ПРЕДЛОГ ( 8 часов) |
96, 97 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. | 01.03-05.03 | |
98- 100 | Правописание предлогов | 01.03-05.03 09.03-12.03 | |
101,102 | Употребление предлогов в речи | 09.03-12.03 | |
103 КР4 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 15.03-19.03 | |
ТЕКСТ ( 2 часа) |
104 РР12 | Порядок слов в спокойной монологической речи | 15.03-19.03 | |
105 РР13 | Обратный порядок слов | 15.03-19.03 | |
IV четверть |
СОЮЗ ( 8 часов) |
106, 107 | Союз как часть речи. Разряды союзов | 15.03-19.03 29.03-02.04 | |
108-110 | Правописание союзов | 29.03-02.04 | |
111,112 | Употребление союзов | 05.04-09.04 | |
113 КР5 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 05.04-09.04 | |
ТЕКСТ ( 2 часа) |
114,115 РР14, 15 | Описание внешности человека | 05.04-09.04 12.04-16.04 | |
ЧАСТИЦА ( 6 часов) |
116, 117 | Частица как часть речи. Разряды частиц | 12.04-16.04 | |
118, 119 | Правописание частиц | 12.04-16.04 19.04-23.04 | |
120 | Употребление частиц в речи | 19.04-23.04 | |
121 | Произношение предлогов, союзов, частиц | 19.04-23.04 | |
МЕЖДОМЕТИЕ ( 5 часов) |
122,123 | Междометия и звукоподражательные слова | 19.04-23.04 26.04-30.04 | |
124,125 | Омонимия разных частей речи | 26.04-30.04 | |
126 КР6 | Итоговый контрольный диктант | 26.04-30.04 | |
ТЕКСТ ( 2 часа) |
127,128 РР16,17 | Характеристика человека. | 03.05-07.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ (8 часов) |
129,130 | Фонетика и орфоэпия | 03.05-07.05 | |
131,132 | Морфемика и словообразование | 11.05-14.05 | |
133, 134 | Лексика и фразеология | 11.05-14.05 | |
135 | Грамматика: морфология и синтаксис | 17.05-21.05 | |
136 | Орфография и пунктуация | 17.05-21.05 | |
ИТОГО: 136 часов |
22
Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения
Персональный компьютер учителя
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Русский язык. Рабочие программы к линии УМК М.М. Разумовской. – Волгоград: Учитель, 2019
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс. – М.: Вако,2016Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. – М.: Баласс, 2010
Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 7 класса. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Генжер, 2019
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс. – М.: Просвещение, 2007
Запятая О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5-7 классов. – Волгоград: Учитель, 2014
Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс. Русский язык. – М.: Интеллект-центр, 2008
Книгина М.П. Русский язык. 7 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2007.
Ларионова Л.Г. Русский язык. 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобраз.учреждений, - М: Мнемозина, 2012
Львов В.В. Русский язык. 7 класс. Контрольные и проверочные работы к УМКпод ред. М.М. Разумовской и др.. – М.: Дрофа, 2018
Охременко и др. 200 заданий по темам «Глагол» и «Деепричастие». – М.: Просвещение, 2018
Охременко и др. 100 заданий по теме «Наречие». - М.: Просвещение, 2018
Текучева И.В. Контрольные и проверочные работы: 9 класс. – М. : ООО Астрель, 2016
Диагностические материалы
Диагностические материалы для подготовки к ВПР, РДР, ОГЭ, ЕГЭ взяты с ресурса СтатГрад.
СОГЛАСОВАНО Протокол №___ заседания кафедры учителей русского языка и литературы от «___» _______________2020 года СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УМР______________ «___» _______________2020 года |