Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 7 класса создана на основе:
Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.12.2014 г № 1644 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897»;
Образовательной программы МБОУ СОШ№4 г.Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д.Тучинова;
Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год;
Федерального перечня учебников, утверждённого в соответствии с Приказом Министерства образования № 2493 от 18. 05. 2020 года
Рабочая программа для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы по русскому языку для 7 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2014г.
Учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2017., рекомендован Федеральным перечнем учебников и соответствует требованиям ФГОС.
Программа по русскому языку для 7 класса является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования и обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся 5-6 кл.
Общая характеристика учебного предмета
Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:
актуализация его метапредметной функции;
интеграция процессов изучения языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования познавательной деятельности;
усиление аксиологической направленности на основе расширения культурно-исторической составляющей.
Осуществляя компетентностный и системно-деятельностный принципы образования, программа направлена на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности на основе формирования УУД:
личностных, обеспечивающих самоопределение человека;
регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности;
познавательных, включающих общеучебные действия;
коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, что позволяет представлять изучаемый языковой материал в коммуникативном пространстве.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа по русскому языку 7 кл. реализуется за счет часов обязательной части и составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Цели изучения русского языка
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции, и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Задачи:
• развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;
• воспитать у учащихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
владение всеми видами речевой деятельности;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
осознание эстетической функции родного языка.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Смысловое чтение и работа с текстом:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
интерпретировать текст:
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
спользовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
В программе запланировано:
Вид работы | Количество часов | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. |
Контрольный диктант с грамм.заданием | | 2 | | | |
Контрольные тесты | | входная | 1 рубежная | 1 | 2 итоговая |
Сочинение- описание | | | 1 | | |
Сочинение –рассуждение | | 2 | 2 | 2 | 2 |
Творческое сочинение | | | | 2 | |
Подробное изложение | | 2 | | | |
Сжатое изложение | | | | 1 | |
| | | | | |
Р.р. | | 2 | 1 | 2 | |
Всего | 28 из них 21 час р/р | 9 | 6 | 8 | 5 |
Содержание программы и применяемые на уроках формы и методы обучения (коллективные и групповые формы работы, проектная деятельность, интегрированные уроки, уроки-викторины и др.) способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков.
Содержание программы
Речь и речевое общение
Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности кфункционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
Соотношение звука и буквы.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Тематическое планирование по русскому языку для 7 класса
Учебник «Русский язык» в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой
136 часов
№ урока | № урока в разделе | Тема урока | Кол. часов |
| | Введение (8 часов + 2 развития речи) | |
1 | 1 | Русский язык в современном мире (п. 1) | 1 |
2 | 2 | Речь. Речевое общение (п. 2) | 1 |
3 | 3 | Речевой этикет (п. 3) | 1 |
4-5 | 4-5 | Р/р -1,2 Сочинение-рассуждение | 2 |
6-7 | 6-7 | Функциональные разновидности языка | 2 |
8-9 | 8-9 | Текст | 2 |
10 | 10 | Входная диагностика. | 1 |
| | Морфология. (111 часов + 19 развития речи) | |
11 | 1 | Система частей речи в русском языке(п. 5) | 1 |
12-13 | 2-3 | Понятие о причастии (п. 7) | 2 |
14-15 | 4-5 | Признаки глагола и прилагательного у причастия (п. 8) | 2 |
16-17 | 6-7 | Причастный оборот (п.9) | 2 |
18 | 8 | Действительные и страдательные причастия (п. 10) | 1 |
19 | 9 | Р/р-3 Сжатое изложение | 1 |
20-21 | 10-11 | Полные и краткие формы причастий (п. 11) | 2 |
22 | 12 | Причастия настоящего и прошедшего времени (п. 12) | 1 |
23-24 | 13-14 | Образование действительных причастий (п. 13) | 2 |
25-26 | 15-16 | Образование страдательных причастий (п. 13) | 2 |
27-28 | 17-18 | Р/р-4,5 Работа с информацией | 2 |
29-30 | 19-20 | Правописание гласных перед н и нн в причастиях (п. 15) | 2 |
31-32 | 21-22 | Правописание н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных(п. 16) | 2 |
33-34 | 23-24 | Правописание н и нн в кратких причастиях и отглагольных прилагательных(п. 17) | 2 |
35 | 25 | Морфологический разбор причастия(п. 18) | 1 |
36-37 | 26-27 | Правописание не с причастиями (п. 19) | 2 |
38 | 28 | Р/р-6 Изложение | 1 |
39 | 29 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (п. 20) | 1 |
40-41 | 30-31 | Повторение темы «Причастие» (п. 21) | 2 |
42-43 | 32-33 | Контрольный диктант по теме «Причастие». Работа над ошибками | 2 |
44 | 34 | Понятие о деепричастии (п.22) | 1 |
45-46 | 35-36 | Деепричастный оборот (п. 23) | 2 |
47 | 37 | Р/р-7 Тезисный план текста | 1 |
48-49 | 38-39 | Правописание не с деепричастиями (п.24) | 2 |
50-51 | 40-41 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида (п. 25) | 2 |
52 | 42 | Р/р-8 Сочинение-описание картины | 1 |
53-54 | 43-44 | Рассуждение и его виды (п. 26) | 2 |
55-56 | 45-46 | Р/р-9-10 Сочинение-рассуждение | 2 |
57 | 47 | Морфологический разбор деепричастия(п. 27) | 1 |
58-59 | 48-49 | Повторение темы «Деепричастие» (п. 28) | 2 |
60-61 | 50-51 | Контрольная работа по теме «Деепричастие». Работа над ошибками | 2 |
62 63 | 52 53 | Рубежная диагностика Наречие как часть речи (п. 29) | 1 1 |
64-65 | 54-55 | Разряды наречий по значению (п. 30) | 2 |
66-67 | 56-57 | Р/р-11,12 Сочинение-рассуждение | 2 |
68-69 | 58-59 | Степени сравнения наречий (п. 31) | 2 |
70-71 | 60-661 | Слитное и раздельное написание не с наречиями нао (е) (п. 32) | 2 |
72-73 | 62-63 | Морфологический разбор наречия (п. 33) | 2 |
74-75 | 64-65 | Одна и две буквы н в наречиях нао (е) (п. 34) | 2 |
76 | 66 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий (п. 35) | 1 |
77 | 67 | Буквы о и а на конце наречий(п. 36) | 1 |
78-79 | 68-69 | Дефис между частями слова в наречиях (п. 37) | 2 |
80 | 70 | Р/р-13 Изложение | 1 |
81-83 | 71-73 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (п. 38) | 3 |
84 | 74 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий (п. 39) | 1 |
85-86 | 75-76 | Р/р-14,15 Речевая характеристика героя. | 2 |
87-88 | 77-78 | Повторение темы «Наречие» (п. 40) | 2 |
89-90 | 79-80 | Контрольная работа по теме «Наречие». Работа над ошибками | 2 |
91 | 81 | Предлог как часть речи (п. 41) | 1 |
92-93 | 82-83 | Предлоги производные и непроизводные (п. 42) | 2 |
94-95 | 84-85 | Р/р-16,17 Сочинение | 2 |
96 | 86 | Предлоги простые и составные (п. 43) | 1 |
97-99 | 87-89 | Правописание предлогов (п. 44) | 3 |
100-101 | 90-91 | Употребление предлогов в речи (п. 45) | 2 |
102 | 92 | Морфологический разбор предлога (п. 46) | 1 |
103-104 | 93-94 | Повторение темы предлог. Тест (п. 47) | 2 |
105 | 95 | Союз как часть речи (п. 48) | 1 |
106 | 96 | Разряды союзов (п. 49) | 1 |
107 | 97 | Сочинительные союзы (п. 50) | 1 |
108-109 | 98-99 | Подчинительные союзы (п. 51) | 2 |
110-111 | 100-101 | Правописание союзов (п. 52) | 2 |
112-113 | 102-103 | Р/р-18,19 Сочинение-рассуждение | 2 |
114-116 | 104-106 | Союзы и союзные слова (п. 53) | 3 |
117-118 | 107-108 | Союзы в простых и сложных предложениях (п. 54) | 2 |
119 | 109 | Морфологический разбор союза (п. 55) | 1 |
120 | 110 | Повторение темы «Союз» (п. 56) | 1 |
121-122 | 111-112 | Контрольная работа по теме «Союз». Работа над ошибками | 2 |
123 | 113 | Частица как часть речи (п. 57) | 1 |
124-125 | 114-115 | Разряды частиц (п.58) | 2 |
126 | 116 | Правописание частиц (п. 59) | 1 |
127-128 | 117-118 | Правописание частицы не (п. 60) | 2 |
129 | 119 | Разграничение не и ни (п. 61) | 1 |
130 | 120 | Итоговая диагностика | 1 |
131-132 | 121-122 | Р/р-20,21 Сочинение-рассуждение | 2 |
133 | 123 | Повторение темы «Частица» (п. 62) | 1 |
134 | 124 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи» | 1 |
135 | 125 | Междометие (п. 63) | 1 |
136 | 126 Повторение | 1 |
| ИТОГО:119 часов + 21 развития речи | 136 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Русский язык. 7 класс. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др. 6-е изд. -М.: Просвещение, 2017.
Для учителя:
Русский язык. 7 класс. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др. 6-е изд. -М.: Просвещение, 2017.
Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 159 с.(Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.:Просвещение, 2011. — 108 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. — 3-е изд., дораб. — М.:Просвещение, 2011. — 112 с. (Стандарты второго поколения).
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5‑9 классы. — М.:Просвещение, 2009. — 4-е изд.
Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. — М.:Просвещение, 2010.
Электронные ресурсы:
- Инфоурок.ру
- Прошколу.ру
- Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Незнайка.ру
Образовательная платформа: ЯКласс. ру