муниципальное общеобразовательное учреждение «Лентьевская школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»____________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Лентьевская школа» _____________ С.В.Беляева «____»____________2019 г. | «Утверждено» И.о. директора МОУ «Лентьевская школа» _____________С.А. Нефёдов «____»____________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
для 9 класса
(базовый уровень)
Составитель: Беляева Светлана Владимировна,
учитель русского языка
МОУ «Лентьевская школа»
д. Лентьево
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы», авторы: М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский М.: Просвещение, 2011.
Программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю)
Учебник «Русский язык. 9 класс». Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,
А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. Научн. рук. Н.М. Шанский . М., «Просвещение», 2017.
Данная программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ, разработана с учетом особенностей данной категории обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предусматривает дифференциацию образовательного материала, то есть отбор методов, средств, приемов, заданий, упражнений, соответствующих уровню психофизического развития, на практике обеспечивающих усвоение обучающимися образовательного материала.
Предполагается, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья на базовом уровне. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимся с ЗПР соответствуют ФГОС ООО. Планируемые результаты освоения обучающимся с ЗПР дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Содержание программы направлено на освоение учащимися с ЗПР базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования .
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа направлена на достижение ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяв ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы учебного курса (102 часа)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах (11ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10+2)
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения (5 ч + 2 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2)
Виды придаточных предложений.Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (10ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (8 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Учебно-тематический план уроков русского языка в 9 классе
(102 часа в год, 3 часа в неделю)
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы.
№ | Раздел | Количество часов, включая часы на развитие речи. | Контрольные работы | Сочинения | Изложения | |
1. | Введение. | 1 час | - | - | - | |
2. | Повторение изученного в 5-8 классах. | 11+2 | 1 | - | 1 | |
3. | Сложное предложение. Культура речи. | 10+2 | 1 | 2 | - | |
4. | Сложносочинённые предложения | 5+2 | - | 1 | - | |
5. | Сложноподчинённые предложения | 5+2 | - | 1 | - | |
6. | Основные группы сложноподчиненных предложений | 26+2 | 3 | 1 | 1 | |
7. | Бессоюзные сложные предложения | 10+2 | 1 | - | 1 | |
8. | Сложные предложения с различными видами связи | 10+2 | 2 | - | 1 | |
9. | Повторение и систематизация изученного в классах 8+2 ч - 1 | - | | | |
| Итого 102часа из них 8 6 | 4 | | | |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе.
№ урока | Наименование разделов и тем. | Количество часов. | Дата проведения. |
Введение.(1 час) |
1. | Международное значение русского языка. | 1 | 1 неделя |
Повторение изученного в 5-8 классах.(11+2) |
2. | Устная и письменная речь. | 1 | 1 неделя |
3. | Монолог, диалог. | 1 | 1 неделя |
4. | Стили речи. | 1 | 2 неделя |
5 | Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | 1 | 2 неделя |
6 | Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | 1 | 2 неделя |
7 | Предложения с обособленными членами. §5 | 1 | 3 неделя |
8 | Предложения с обособленными членами. §5 | 1 | 3 неделя |
9М | Входной мониторинг | 1 | 3 неделя |
10 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | 1 | 4 неделя |
11 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | 1 | 4 неделя |
12 | Способы сжатого пересказа текста. | 1 | 4 неделя |
13 | Подготовка к сжатому изложению. | 1 | 5 неделя |
14И | Сжатое изложение. | 1 | 5 неделя |
Сложное предложение. Культура речи (10+2) |
15 | Понятие о сложном предложении. §7 | 1 | 5 неделя |
16 | Понятие о сложном предложении. §7 | 1 | 6 неделя |
17 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | 1 | 6 неделя |
18 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | 1 | 6 неделя |
19 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | 1 | 7 неделя |
20С | Устное сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» | 1 | 7 неделя |
21 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | 7 неделя |
22 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | 8 неделя |
23К 24 | Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта. | 1 1 | 8 неделя 8 неделя |
25 | Интонация сложного предложения. §9-10 | 1 | 9неделя |
26С | Сочинение «Прекрасное в жизни природы»( в формате ОГЭ) | 1 | 9 неделя |
Сложносочинённые предложения (5+2) |
27 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12 | 1 | 9 неделя |
28 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13 | 1 | 10 неделя |
29 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14 | 1 | 10 неделя |
30 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15 | 1 | 10 неделя |
31 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17 | 1 | 11 неделя |
32 | Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «На севере диком...» | 1 | 11 неделя |
33С | Сочинение по картине И.Шишкина «На севере диком...» | 1 | 11 неделя |
Сложноподчинённые предложения (5+2) |
34 | Понятие о сложноподчиненном предложении. | 1 | 12 неделя |
35 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 1 | 12 неделя |
36 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | 1 | 12 неделя |
37 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | 13 неделя |
38 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | 13 неделя |
39 | Подготовка к сочинению по картине И.Тихого «Аисты» | 1 | 13 неделя |
40С | Сочинение по картине И.Тихого «Аисты» | 1 | 14 неделя |
Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2) |
41 | СПП с придаточными определительными. §22 | 1 | 14 неделя |
42 | СПП с придаточными определительными. §22 | 1 | 14 неделя |
43 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | 1 | 15 неделя |
44 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | 1 | 15 неделя |
45М | ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ | 1 | 15 неделя |
46 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | 16 неделя |
47 | СПП с придаточными времени и места. §24-25 | 1 | 16 неделя |
48 | СПП с придаточными времени и места. §24-25 | 1 | 16 неделя |
49 | Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений | 1 | 17 неделя |
50И | Сжатое изложение (по упр. 123) | 1 | 17 неделя |
51 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. | 1 | 17 неделя |
52 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. | 1 | 18 неделя |
53 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | 1 | 18 неделя |
54 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | 1 | 18 неделя |
55К | Контрольный диктант. | 1 | 19 неделя |
56 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 19 неделя |
57 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | 1 | 19 неделя |
58 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | 1 | 20 неделя |
59 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | 1 | 20 неделя |
60 | Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений» | 1 | 20 неделя |
61С | Обучающее сочинение-рассуждение | 1 | 21 неделя |
62 | Анализ письменных работ. | 1 | 21 неделя |
63 | Синтаксический разбор СПП. | 1 | 21 неделя |
64 | Пунктуационный разбор СПП. §29-30 | 1 | 22 неделя |
65 | Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему | 1 | 22 неделя |
66 | Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» | 1 | 22 неделя |
67 | Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» | 1 | 23 неделя |
68К | Контрольный диктант. | 1 | 23 неделя |
Бессоюзные сложные предложения (10+2) |
69 | Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32 | 1 | 23 неделя |
70 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33 | 1 | 24 неделя |
71 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | 1 | 24 неделя |
72 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | 1 | 24 неделя |
73 | Сжатое изложение с дополнительным заданием | 1 | 25 неделя |
74И | Сжатое изложение с дополнительным заданием | 1 | 25 неделя |
75 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 | 1 | 25 неделя |
76 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 | 1 | 26 неделя |
77 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 1 | 26 неделя |
78 | Повторение и обобщение изученного. §36 | 1 | 26 неделя |
79К | Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | 27 неделя |
80 | Анализ контрольной работы. | 1 | 27 неделя |
Сложные предложения с различными видами связи (10+2) |
81 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37 | 1 | 27 неделя |
82 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 | 1 | 28неделя |
83 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 | 1 | 28 неделя |
84М | Итоговый мониторинг. | 1 | 28 неделя |
85 | Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | 1 | 29 неделя |
86 | Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | 1 | 29 неделя |
87 | Сжатое изложение (упр.129) с дополнительным заданием | 1 | 29 неделя |
88И | Сжатое изложение (упр.129) с дополнительным заданием | 1 | 30 неделя |
89 | Публичная речь. §40 | 1 | 30 неделя |
90 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | 30 неделя |
91К | Контрольный диктант. | 1 | 31 неделя |
92 | Анализ контрольных работ. | 1 | 31 неделя |
Повторение и систематизация изученного в классах (8+2 ч) |
93 | Фонетика и графика. §41 | 1 | 31 неделя |
94 | Лексикология (лексика) и фразеология. §42 | 1 | 32 неделя |
95 | Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. | 1 | 32 неделя |
96С | Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | 32 неделя |
97 | Морфемика. §43 | 1 | 33 неделя |
98 | Словообразование §44 | 1 | 33неделя |
99 | Морфология. §45 | 1 | 33 неделя |
100 | Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46 | 1 | 34неделя |
101 | Орфография. Пунктуация. §47 | 1 | 34 неделя |
102 | Орфография. Пунктуация. §47 | 1 | 34 неделя |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Промежуточная аттестация
Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 9 классе в форме теста.
1. Определите вид предложения:
«Уж проходят караваны через те скалы, где носились лишь туманы и орлы»
1) простое;
2) сложносочинённое;
3) сложноподчинённое;
4) бессоюзное.
2. Укажите неверное утверждение:
1) В сложноподчинённом предложении части не равноправны (одна подчиняется другой).
2) В сложноподчинённом предложении части связываются при помощи союзов и союзных слов.
3) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
4) В сложноподчинённом предложении от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
3. В предложении
«Откуда-то появился прохладный ветерок, который днём в присутствии солнца не решался высунуть на улицу носа» части соединены:
1)подчинительным союзом;
2) союзным словом;
3) сочинительным союзом;
4) интонацией.
4. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
1) А сосны гнутся как живые и так задумчиво шумят.
2) Слово выражение мысли и может служить соединению и разделению людей.
3) Осенний дождь стучит о стёкла мерцает в трещинах камней и у дорог трава промокла и стала ниже и темней.
4) Ходы тянутся ветвятся и неожиданно расширяются в целые залы.
5. Найдите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены):
1) Не горький чад войны а ясный луч труда владеет смелыми сердцами.
2) Летом ногой копнёшь зимой рукой возьмёшь.
3) Командир терпеливо объяснял как надо заряжать пулемёт.
4) Ещё не отцвела черёмуха и ранние ивы ещё не совсем рассеяли семена а уж рябина цветёт.
6. Какая группа союзов выражает противопоставление:
1) а, но, да (= но)
2) или, либо
3) и, да (= и)
4) не только … но и
7. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
1) Ещё трава полна прозрачных слёз, и гром вдали гремит раскатом.
2) Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твёрдый пласт наста.
3) То оттаивало, то слегка подмораживало.
4) Либо это гудит приближающийся поезд, либо сигналит буксирный пароходик.
8. Укажите, сколько грамматических основ можно выделить из предложения (знаки препинания не расставлены)
«Было холодно но кое-где в домах уже засветились огни и в конце улицы из-за казарм стала подниматься бледная луна»
1) 2 2) 3 3) 1 4) 4
9. Укажите сложноподчинённое предложение (знаки препинания не расставлены):
1) Солнце светило очень ярко и от этого по снегу пробегали яркие огоньки.
2) Какая-то женщина сидела в сквере и задумчиво чертила тросточкой по дороге.
3) Один среди своих владений чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.
4) Спускается солнце за степи вдали колосится ковыль.
10. Укажите правильно построенное предложение:
1) Горький создал образ борца, равного которого нет в мировой литературе.
2) Роман «Что делать», который я прочитал с большим интересом, принадлежит к числу любимых книг молодёжи.
3) Эта книга воспитывает молодое поколение, которая стоит на страже мира и свободы.
4) Капиталисты стремятся развязать новую войну, которую не желает ни один народ мира.
11. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
1) Бледно-серое небо светлело холодело синело.
2) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день.
3) Когда Аню провожали домой уже светало и кухарки шли на рынок.
4) В это время сверкнула молния и послышался сильный удар грома.
12. В предложении
«Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье
тревогу таит» части соединены:
1)подчинительным союзом 2) союзным словом
3) сочинительным союзом 4) интонацией
13. Укажите правильно построенное предложение:
1) Проехав по дороге, с обеих сторон которой слышалась французская речь, Петя и Долохов направились к костру.
2) Вожатый дал девочке трудное задание, которой он очень доверял.
3) Река Днепр, на котором стоит Киев, широкая и полноводная.
4) Безалаберность – наш злейший враг, который необходимо ликвидировать.
14 Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены):
«Волнистые облака рассеялись и стало жарко»
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) бессоюзное
15. Укажите, сколько грамматических основ можно выделить из предложения (знаки препинания не расставлены)
«Осыпаются астры в садах стройный клён под окошком желтеет и холодный туман на полях целый день неподвижно белеет»:
1) 2 2) 3 3) 1 4) 4.
16. Укажите сложносочинённое предложение со значением одновременности протекания событий:
1) К полуночи тучи ушли и над вершинами сосен начало переливаться солнце.
2) Учитель повесил на доску диаграмму, и урок начался.
3) Ярко сияло солнце, и всё кругом зеленело.
4) Вдруг налетит порыв ветра и закружится в лесу золотая метель.
17. Укажите схему, соответствующую сложноподчинённому предложению:
1) [ ], однако [ ]. 2) [ ], или [ ]. 3) (Когда…), [ ]. 4) [ ] – [ ].
18. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
1) Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг.
2) Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве.
3) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать.
4) Часто я угадать хотел, о чём он пишет.
19. Укажите предложение, в котором придаточное предложение стоит в середине главного (знаки препинания не расставлены):
1) Моряки сидели под соснами на шинелях которые они только что получили.
2) Такая вокруг тишина и покой что слышны сердец перестуки.
3) Володя шёл за ней следом осторожно обходя кусты потому что особенно высока была за огородом полынь.
4) В гостинице куда они подъехали был приготовлен ужин.
20. Какая схема соответствует предложению с последовательным подчинением:
← →→
1) (Когда ), [ ]. 2) [ ], (когда ), (когда ).
→ ← → →
3) [ ], (что (если ), то …). 4) [ ], (когда ), (который ).
21. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте (?):
«Сегодня он бледен, как полотно, и молчит (?) завтра скачет и поёт, удивляя всех вокруг»
1) двоеточие 2) точку с запятой 3) запятую
№ задания | Количество баллов | Критерии оценки |
1 | 1 | Менее 10 баллов – «2» 11-15 баллов – «3» |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 1 |
8 | 1 |
9 | 1 |
10 | 1 |
11 | 1 |
12 | 1 |
13 | 1 |
14 | 1 |
15 | 1 |
16 | 2 | 16-24 балла – «4» |
17 | 2 |
18 | 2 |
19 | 2 |
20 | 2 | 25-28 баллов – «5» |
21 | 2 |