Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс Ладыженская»
МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева-Алданского»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО ГЦ Зам.дир.по УВР Директор
________Шелковникова А.Н. ________Лугинова Л.Е. _________Ушницкая В.В.
«___»___________2018г «___»__________2018г «___»__________2018г
Рабочая программа по русскому языку
9 класс
Учитель : Прядезникова М.И.
Количество часов в год: 102
Количество часов в неделю: 3
2018-2019 уч.г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2006 года.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе выделены часы на развитие связной речи.
Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его функциях, о современном состоянии русского языка, культуре речи.
Особое внимание уделяется коммуникативному и языковедческому аспектам обучения.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса. Поурочное планирование обеспечивает целевую подготовку школьников к сдаче ГИА. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
2. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе:
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Русскийязык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009 | Таблицы по русскому языку для 9 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г. С.И.Львова. ГИА 2014. Русский язык. Сборник заданий.9 класс. – М.:ЭКСМО, 2013 | Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец Русский язык.Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс: – М.: «Просвещение», 2009 г. |
3. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИя
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Международное значение русского языка. 1ч.
Повторение изученного в 5-8 классах. 11 ч.
Сложное предложение. 6 ч. Из них -4 РР
Сложносочиненные предложения. 4 ч.
Сложноподчиненные предложения. 28 ч. Из них - 7 РР
Бессоюзные сложные предложения. 10 ч. Из них - 2 РР
Сложные предложения с различными видами связи. 8 ч.
Общие сведения о языке. 5 ч.
Повторение изученного в 5-9 классах. 28 ч. (4 РР.)
Контрольных работ - 5
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды работы контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | | | |
| | |
1 | Международное значение русского языка. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Коллективная, самостоятельная работа | Анализ текстов о языке | Понимать, какую роль играет русский язык в современном мире, объяснить причины его авторитета. Понимать необходимость изучения родного языка. | | | | |
| | | Повторение изученного в 5-8 классах. 11 ч. |
2 | Фонетика | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Фонетический разбор слов | Закрепить знания о фонетике, полученные в предыдущих классах. | | | | |
3 | Лексика и фразеология | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Анализ текста | Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, употреблять в речи фразеологизмы. | | | | |
4 | Морфемика и словообразование | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Практическая работа | Закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова. | | | | |
5-6 | Морфология. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Морфологический разбор слов в предложениях. | Закрепить теоретические знания по теме «Морфология». Уметь распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли. | | | | |
7-8 | Словосочетание. Простое предложение. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Разбор словосочетаний, определение типа связи. Анализ простого предложения. | Закрепить навыки разбора словосочетания и простого предложения. | | | | |
9-10 | Синтаксис простого предложения. Текст. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Коллективная, самостоятельная работа | Разбор простых предложений. Определение стиля текста. | Закрепить навыки расстановки знаков препинания в простом предложении. Уметь определять тип стиля текста. | | | | |
11-12 | Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. | 2 | Урок контроля. | | Диктант. | | | | | |
13-14 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Практическая коллективная работа. | Анализ предложений. Составление таблицы «Основные виды сложных предложений» | Иметь общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП. | | | | |
15-16 | Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. | 2 | Урок усвоения знаний, развитие речи. | Практическая коллективная работа. | Работа с текстом упр.№55. | Знать способы сжатия текста, уметь выбирать в тексте основную информацию. | | | | |
17-18 | Р/р. Сжатое изложение. | 2 | Урок развития речи. | Практическая коллективная работа. | | Уметь писать изложение, отбирая основную информацию. | | | | |
Сложносочиненные предложения. 4 ч. | |
19-20 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная работа. | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. | Расширить знания о ССП. | | | | | |
21-22 | Знаки препинания в ССП. | 2 | | | | Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. | | | | 7 | |
| Сложноподчиненные предложения. 28 ч. | |
23 | Сложноподчиненные предложения. Строение ССП. Подчинительные союзы и союзные слова. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Практическая коллективная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений. | Закрепить знания о СПП, его строении. Научиться различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки. | | | | | |
24 | Строение СПП. Схемы СПП. | 1 | Повторительно-обобщающийурок | Практическая коллективная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений. | Научиться представлять структуру СПП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки. | | | | | |
25 | Р/р. Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.) | 1 | Урок развития речи. | Практическая коллективная работа. | Работа с текстами сборника изложений. | Использовать СПП в речи, развивая навыки устного пересказа. | | | | | 9 |
26-27 | Р/р. Изложение. | 2 | Урок развития речи. | Самостоятельная работа. | Изложение. | Развитие умения письменно излагать услышанный текст, самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать творческие способности. | | | | | |
28-29 | Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Иметь представление о группах СПП по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки. | | | | | 10 |
30-31 | СПП с придаточными изъяснительными. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Сформировать понятие о придаточных изъяснительных; совершенствовать пунктуационные навыки. | | | | | |
32 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление о придаточных обстоятельственных. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | 11 |
33 | СПП с придаточными степени и образа действия. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными степени и образа действия, смысловых различий этого вида придаточных предложений; развивать творческие способности. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | |
34 | СПП с придаточными места. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными места. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | 12 |
35 | СПП с придаточными времени. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными времени. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | |
36 | СПП с придаточными условными. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными условными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | |
37 | СПП с придаточными причины. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными причины. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | 13 |
38 | СПП с придаточными цели. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными цели. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | |
39 | СПП с придаточными сравнительными. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными сравнительными, уметь отличать их от других придаточных, сравнительных оборотов. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | |
40 | СПП с придаточными уступительными. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными уступительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | 14 |
41-42 | СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными.. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Получить представление об особенностях СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | |
43-44 | Контрольная работа «Виды придаточных предложений» | 2 | Урок контроля. | Самостоятельная работа. | Диктант с грамматическим заданием. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма. | | | | | 15 |
45-47 | СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. | 3 | Урок закрепления изученного. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными. | | | | | 16 |
48-49 | Р/р. Сочинение-рассуждение. | 2 | Урок развития речи. | Самостоятельная работа. | Сочинение-рассуждение. | Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста. | | | | | 17 |
50 | Р/р. Деловые бумаги. | 1 | Урок развития речи. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Составление деловой бумаги. | Уметь оформлять различного рода деловые бумаги в официально-деловом стиле, применять термины, стандартные обороты речи. | | | | | |
| | | Бессоюзные сложные предложения. 10 ч. | |
51-52 | Бессоюзные сложные предложения | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. | | | | | 18 |
53-54 | БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор. | | | | | |
55-56 | Двоеточие в БСП. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые причины (причины, пояснения, дополнения). | | | | | 19 |
57-58 | Тире в БСП. | 2 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Знать условия постановки тире в БСП, выявлять смысловые причины (противопоставления, времени, условия и следствия). | | | | | |
59-60 | Р/р. Реферат. Сообщение на лингвистическую тему. | 2 | Урок развития речи. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на лингвистическую тему. | Уметь понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников. | | | | | 20 |
| | | Сложные предложения с различными видами связи. 8 ч. |
61-65 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | 5 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | Углубить представление о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | | | | | 21 |
66 | Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение». | 1 | Урок-повторение. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Обобщение изученного материала. | Закрепить знания и умения по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе. | | | | | 22 |
67-68 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 2 | Урок контроля. | Самостоятельная работа. | Диктант с грамматическим заданием. | Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма. | | | | | 23 |
| | | Общие сведения о языке. 5 ч. | |
69 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 1 | Урок усвоения знаний. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Работа с текстами. | Иметь представление о роли языка в жизни общества, о развитии языка в связи с историческим развитием общества. | | | | | 24 |
70-71 | Русский литературный язык. Стили РЛЯ. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Работа с текстами. | Углубить понятие о стилях языка, сферах его применения, совершенствовать навыки анализа текста. | | | | | |
72-73 | Контрольный тест по программе 9 класса. Анализ работ. | 2 | Урок контроля. | Самостоятельная работа. | Тест. | Обучить навыкам работы с тестами. | | | | | |
| | | Повторение. 28 ч. | |
74-75 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Выполнение практических заданий. | Обобщить знания по фонетике, углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии. | | | | | 26 |
76-77 | Повторение. Лексика. Фразеология. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Работа со словарем. | Обобщить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей. | | | | | 27 |
78-79 | Повторение. Состав слова и словообразование. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Выполнение практических заданий. | Обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование», совершенствовать орфографические навыки. | | | | | 28 |
80-82 | Повторение. Морфология. Именные части речи. | 3 | Урок-семинар. | Практическая коллективная и самостоятельная работа. | Сообщения учащихся. Морфологический разбор. | Обобщить знания по морфологии именных частей речи, совершенствовать навыки морфологического разбора. | | | | | |
83-84 | Повторение. Морфология. Глагол. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Морфологический разбор. | Обобщить знания по морфологии глагола и его форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. | | | | | |
85-86 | Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Морфологический разбор. | Обобщить знания по морфологии причастий и деепричастий и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. | | | | | 29 |
87-88 | Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Морфологический разбор. | Обобщить знания по морфологии наречия и слов категории состояния и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. | | | | | |
89-90 | Повторение. Служебные части речи. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Морфологический разбор. | Обобщить знания по морфологии предлога, союза, частицы и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. | | | | | 30 |
91-92 | Р/р. Сжатое изложение. Подготовка к ГИА | 2 | Урок развития речи. | Самостоятельная работа. | Изложение. | Совершенствование навыков изложения текста, формирование самостоятельно мыслить, анализировать текст, развитие творческих способностей. | | | | | 31 |
93 | Анализ изложения | 1 | Урок развития речи | Практическая работа | Работа над ошибками | Развитие творческих способностей | | | | | |
94-95 | Повторение. Синтаксис. Словосочетания и предложения. Пунктуация. | 2 | Повторительно-обобщающий урок. | Практическая коллективная работа. | Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. | Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения. | | | | | 32 |
96 | Употребление знаков препинания. | 1 | Урок обобщение | Практическая коллективная работа. | Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. | Систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. | | | | | |
97-98 | Р/р Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА. | 2 | Урок развития речи | Самостоятельная работа | Сочинение | Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи | | | | | 33 |
99 | Анализ сочинения | 1 | Урок развития речи | Практикум | Работа над ошибками | Развитие творческих способностей | | | | | |
100-102 | Пробная работа в формате ГИА | 3 | Урок контроля | Самостоятель- ная работа | | | | | | | 34 |