СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 класс УМК М.М. Разумовская

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку  для 9 класса разработана на основе Федерального  компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (часть 1.Основное общее образование), примерной Программы основного общего образования по русскому языку (Программа по русскому языку для 5–9 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и П.А. Лекант),  Образовательной программы МОУ Удельнинская гимназия и Программы по русскому языку к учебнику для 9 клас­са общеобразовательной школы авторов М.М. Разу­мовской, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2017).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 класс УМК М.М. Разумовская»

МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района

Московской области



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Удельнинская гимназия

_____________________/Н.А. Арюлина/

Приказ № _____от «___» ______202__ г.





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 а класс

на 2020– 2021 учебный год













Составитель: Мирошниченко Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

высшей категории








  1. 2021 учебный год

2. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (часть 1.Основное общее образование), примерной Программы основного общего образования по русскому языку (Программа по русскому языку для 5–9 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и П.А. Лекант), Образовательной программы МОУ Удельнинская гимназия и Программы по русскому языку к учебнику для 9 клас­са общеобразовательной школы авторов М.М. Разу­мовской, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2017).

Цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечи­вающих свободное владение русским литератур­ным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодейст­вию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и си­туациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

Реализация указанных целей достигается в процес­се формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингви­стической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формировать универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные;

  • формировать прочные орфографические и пунк­туационные умения и навыки, способствовать овладению норма­ми русского литературного языка и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.



3. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения русского языка

Обучающийся научится

  • понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознавать эстетическую ценность русского языка;

  • уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него;

  • сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • пополнять достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • сохранять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского языка

Обучающийся научится

  • владеть всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение;

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;

  • владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • вести самостоятельный поиск информации;

  • преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;

  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо

  • определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

  • оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

  • соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

  • оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; у

  • находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступлать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;

  • участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

  • использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

  • применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,

  • участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем;

  • овладевать национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения учебного курса

Обучающийся научится:

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов;

  • правильно писать изученные в 5-7 классах слова с непроверяемыми орфограммами;

  • пользоваться основными сведениями о языке, определениями основных изучаемых в 8 классе языковых явлений;

  • производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический;

  • произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • различать основные типы сказуемого;

  • различать виды второстепенных членов предложения;

  • определять многозначные члены предложения;

  • использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;

  • правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами;

  • составлять тезисные планы,

  • составлять простые предложения разных типов,

  • различать виды односоставных предложений;

  • правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;

  • определять тип и стиль текста;

  • создавать тексты разных стилей и типов речи;

  • писать сочинения публицистического характера, сжатые изложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить и исправлять пунктуационные ошибки;

  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; соблюдать все основные нормы литературного языка;

  • правильно использовать односоставные предложения в речи;

  • изменять предложения с однородными членами, обособленными членами синонимическими конструкциями;

  • правильно интонировать простые осложненные предложения;

  • анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;

  • извлекать информацию из различных источников;

  • свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).



  1. Содержание учебного предмета

О языке (1 час)

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Речь (23 часа)

Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Стили речи. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.

Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.

Язык. Правописание. Культура речи

Обобщение изученного в 5—8 классах (14 часов)

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения (70 часов)

Сложное предложение (4 часа)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.

Выдающиеся лингвисты: Д.Н.Овсянико-Куликовский.

Сложносочинённое предложение (8 часов)

Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Запятая между частями сложносочинённого предложения.

Интонация сложносочинённого предложения.

Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.

Сложноподчинённое предложение (31 час)

Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.

Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Интонация сложноподчинённого предложения.

Выдающиеся лингвисты: С.И.Абакумов, Л.Ю.Максимов, А. А. Потебня.

Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений.

Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.

Бессоюзное сложное предложение (12 часов)

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

Сложное предложение с разными видами связи (15 часов)

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период.

Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).

Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.


  1. Тематическое планирование


  1. О языке

  2. Речь

  3. Обобщение изученного в 5—8 классах

  4. Синтаксис сложного предложения

  5. Сложное предложение

  6. Сложносочинённое предложение

  7. Сложноподчинённое предложение

  8. Бессоюзное сложное предложение

  9. Сложное предложение с разными видами связи

1 час

23 часа

14 часов

70 часов

4 часа

8 часов

31 час

12 часов

  1. асов




  1. Календарно-тематическое планирование












№ урока

Наименование

разделов и тем

Плановые сроки прохождения программы

Фактические сроки прохождения программы

I четверть

О языке (1 час)

1

Русский язык — национальный язык русского народа

01.09-04.09


Повторение изученного в 5—8 классах (14 часов)

2

Повторение. Речь. Стили речи

01.09-04.09


3-5

Фонетика. Орфоэпия. Графика

07.09-11.09


6-7

Лексика. Морфемика. Словообразование

14.09-18.09


8-9

Морфология и синтаксис

14.09-18.09

21.09-25.09


10-12

Орфография и пунктуация

21.09-25.09

28.09-02.10


13

КР1

Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

28.09-02.10


14

РР1

Типы речи

28.09-02.10



15

РР2

Обучение изложению: сжатый пересказ

05.10-09.10



Синтаксис сложного предложения. Пунктуация ( 4 часа)

16-17

Понятие о сложном предложении

05.10-09.10



18-19

Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения

12.10-16.10


Сложносочинённое предложение (8 часа)

20

Понятие о сложносочинённом предложении

12.10-16.10


21-22

Виды сложносочинённых предложений

19.10-23.10


23

РР3

Творческая работа по картине А. А. ПлАстова «Первый снег» (или иной картине) с ориентацией на употребление в речи сложносочинённых предложений в устной или письменной форме

19.10-23.10



Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы (4 часа)

24-25

КР4,5

Контрольная работа № 3. Изложение «Мой друг»

26.10-30.10



26-27

РР6,7

Художественный стиль речи и язык художественной литературы

26.10-30.10

09.11-13.11


II четверть

Сложноподчинённое предложение (31 час)

28-29

Понятие о сложноподчинённом предложении

09.11-13.11


30-31

Виды сложноподчинённых предложений

16.11-20.11


32-34

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

16.11-20.11

23.11-27.11


35-36

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

23.11-27.11

30.11-04.12


Текст. Строение текста (2 часа)

37-38

РР8,9

Строение текста. Этюд. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

30.11-04.12



Сложноподчинённое предложение (продолжение)

39, 40

Сложноподчинённое предложение с придаточным места

07.12-11.12



41,42

Сложноподчинённое предложение с придаточным времени

07.12-11.12

14.12-18.12


43-44

Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения

14.12-18.12


45-46

Сложноподчинённое предложение с придаточными образа действия и степени

21.12-25.12


Речевые жанры. Путевые заметки (4 часа)

47-48

РР10,11

Путевые заметки

21.12-25.12

28.12-29.12


III четверть

49 , 50

РР12, 13

Контрольная работа № 4. Изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»

11.01-15.01



Сложноподчинённое предложение (продолжение)

51

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели

11.01-15.01


52

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия

18.01-22.01


53-54

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия

18.01-22.01


55-58

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным

25.01-29.01

01.02-05.02


Речевые жанры. Рецензия (3 часа)

59, 60

РР14, 15

Рецензия

01.02-05.02



62

РР16

Контрольная работа № 5. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии на понравившийся рассказ (книгу)

08.02-12.02



Сложноподчинённое предложение (окончание)

63-65

Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

08.02-12.02

15.02-19.02


66

КР2

Контрольная работа № 2. Диктант и его анализ

15.02-19.02



67

Анализ контрольной работы № 2.

15.02-19.02


Речевые жанры. Эссе (3 часа)

68

РР17

Эссе

22.02-26.02


69, 70

РР18,19

Контрольная работа № 7. Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе»

22.02-26.02


Бессоюзное сложное предложение (12 часов)

71-72

Понятие о бессоюзном сложном предложении

01.03-05.03


73, 74

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления

01.03-05.03

09.03-12.03


75

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, дополнения

09.03-12.03


76-77

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия

15.03-19.03



78

Бессоюзные сложные предложения. Употребление в речи

15.03-19.03


IV четверть

79-80

РР20,21

Работа по картине Н.Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой»

29.03-02.04


81

КР3

Контрольная работа № 3 по теме «Сложное предложение»


29.03-02.04


82

Анализ контрольной работы № 3.

05.04-09.04



Стили речи (продолжение). Деловая речь (2 часа)

83-84

РР22,23

Деловая речь

05.04-09.04



Сложное предложение с различными видами связи (15 часов)

85-89

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

12.04-16.04

19.04-23.04


90-91

Период

19.04-23.04

26.04-30.04


92-96

КР4-7

Итоговый контроль (тестовая работа)

26.04-30.04

03.05-07.05


97-99

Обобщение и систематизация материала за курс 9 класса (резерв)

11.05-14.05

17.05-21.05


Всего: 99 часов





  1. П

    13

    еречень учебно-методического, материально-технического обеспечения


  1. Библиотечный фонд;

  2. Печатные пособия;

  3. Информационно-коммуникационные средства (мультимедийные программы и электронные учебники);

  4. Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи);

  5. Учебно-практическое оборудование

Учебно-методический комплект

  1. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львова и др. «Русский язык. 9 класс». – М.: Дрофа, 2017

  2. Русский язык. 5—9 классы : рабочая программа / М. М. Разумовская и др. — М. : Дрофа, 2017

Словари и справочники

  1. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы. Ударение. – М.: Русский язык, 2001

  2. Макаров В.И. Матвеева Н.Н. Словарь лексических трудностей. – М.: Былина, 2010

  3. Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

  4. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.

  5. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2003 и послед. изд.

  6. Розенталь, Д.Э и др. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? – М.: Мир и образование, 2003

  7. Розенталь, Д.Э . Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М.: Мир и образование, 2003

  8. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.

  1. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004

Дополнительная литература

  1. Розенталь, Д.Э и др. Секреты стилистики. – М.: Айрис-Пресс, 2007

  2. Богданова Г. А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. Ч. 1. Орфография. М., 2012.

  3. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 2009.

  4. Воронина Н. В., Егорова Т. В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку. М., 2013.

  5. Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности. М., 2010.

  6. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов.

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru

  3. Справочно-информационный портал «Грамота»: www.gramota.ru.

  4. Справочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.

  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.

  6. Ф

    14

    едеральный институт педагогических измерений: o ld.fipi.ru.

  7. Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.

  8. http://www.drofa-ventana.ru — сайт объединённой издательской группы «Дрофа»—«Вентана-граф»

  9. http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык».

  10. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».

  11. http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования.

  12. http://www.slovari.ru — электронные словари онлайн

  13. http://www.rusolimpiada.ru — официальный сайт «Международные олимпиады по русскому языку»


8.Диагностические материалы

Диагностические материалы для подготовки к ВПР, РДР, ОГЭ, ЕГЭ взяты с ресурса СтатГрад.


СОГЛАСОВАНО

Протокол №___ заседания кафедры

учителей русского языка и литературы

от «___» _______________2020 года


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УМР________________

от «___» _______________2020 года























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!