(М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова, Т.С. Тронина, Н.Н.Сергеева. Русский язык. 5 кл. – М.: Дрофа, 2012)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Код КЭС | Код КПУ | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке |
1 | Роль языка в жизни человека и общества. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. | 1 | 9.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Чтение пословиц и поговорок. |
2 | Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные лингвистические словари. | 1 | 10.1 | 1.2, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Разучивать яркие высказывания о русском языке. Читать и пересказывать лингвистические тексты. Безошибочно списывать недеформированные тексты разного характера объёмом от 30 до 70 слов за определённое время. Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания. Работа со словарной статьей. |
Речь. Речевая деятельность |
3 | Язык и речь. Речевое общение. Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). | 1 | 9.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 1, 3 | | | Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т.е. речевой деятельности. Знать условия, не обходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении — общий язык). Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст. |
4 | Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). | 1 | 9.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 1, 3 | | | Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий — слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. |
5 | Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. | 1 | | 2.1, 2.3, 2.5, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать виды лингвистических словарей и уметь пользоваться ими. |
Повторение изученного в начальных классах Фонетика, орфоэпия и графика (Применение знаний по фонетике в практике правописания) |
6 | Фонетика. Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | 1.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв |
7 | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? | 1 | 1.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Определять звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв. Учиться различать звуки и буквы. |
8 | Порядок фонетического разбора слова. Фонетическая транскрипция. | 1 | 1.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать порядок фонетического разбора — от звука к букве. |
9 | Фонетический анализ слова. | 1 | 1.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Уметь производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции. |
10 | Входная контрольная работа (диктант с грамматическими заданиями) по теме: «Повторение изученного в начальных классах». | 1 | | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Систематизировать свои знания. Воспроизводить приобретённые знания, навыки конкретной деятельности. Применять полученные знания по разделу. |
Речь. Речевая деятельность |
11 | Работа над ошибками. Р/Р Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). | 1 | 8.1 8.2 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально. |
12 | Р/Р. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность: тема, проблема, идея; главная и второстепенная и избыточная информация. | 1 | 8.1 8.5 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании (в том числе текстов печатных и электронных СМИ). Различать при сравнивании узкие и широкие темы. |
Правописание: орфография (Соблюдение основных орфографических норм) |
13 | Р/Р. Подготовка к сочинению «Памятный день летних каникул». | 1 | 8.4 8.6 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Писать сочинение–повествование, связно и последовательно излагать свои мысли. |
14 | Р/Р. Сочинение «Памятный день летних каникул». | 1 | 8.4 8.6 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Писать сочинение–повествование, связно и последовательно излагать свои мысли. |
15 | Работа над ошибками. Значение письма в жизни общества. | 1 | | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины |
16 | Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. | 1 | 6.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфограмма, и применять орфографические правила, если в слове есть орфограмма (орфограммы). Формировать и развивать орфографическую зоркость. Сопоставлять и противопоставлять произношение и написание слов для верного решения орфографических проблем. |
17 | Основные виды изученных орфограмм гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков. | 1 | 6.1 6.5 1.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Учиться грамотно писать трудные слова. Использовать орфографический словарь. |
18 | Основные виды изученных орфограмм согласных корня. Правила обозначения буквами согласных звуков. | 1 | 6.1 6.5 1.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Формировать понятие орфограмм согласных корня. Различать эти написания при письме и на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных. Верно писать согласные корня слова. Использовать орфографический словарь. |
19 | Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, нщ, рщ. | 1 | 6.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма. |
20 | Буква Ь после шипящих в конце имён существительных. | 1 | 6.4 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Правильно писать слова этих частей речи с опорой на соответствующие орфографические правила. Использовать орфографический словарь. |
21 | Буква Ь после шипящих в конце глаголов. | 1 | 6.4 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Правильно писать слова этих частей речи с опорой на соответствующие орфографические правила. Использовать орфографический словарь. |
22 | Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. | 1 | 6.4 6.16 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. |
23 | НЕ с глаголами. | 1 | 6.11 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать правило написания не с глаголами, перечень слов-исключений. Верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. Правильно произносить слова типа не жил, не был, не дал и подобные. |
24 | Написание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах. | 1 | 4.1 6.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Овладевать способом определения написания слов с ТСЯ и ТЬСЯ. Верно писать слова с данными орфограммами. |
25 | Р/Р Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща». | 1 | 8.4 8.6 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Собирать материал для сочинения, оформлять план, выявлять композиционные и языковые особенности текста, типа речи. |
26 | Р/Р Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща». | 1 | 8.4 8.6 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Собирать материал для сочинения, оформлять план, выявлять композиционные и языковые особенности текста, типа речи. |
Морфемика и словообразование (Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания) |
27 | Работа над ошибками. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. | 1 | 3.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Читать и понимать лингвистический текст |
28 | Корень, смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. | 1 | 3.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова, т.е. морфемы; что на письме они воспроизводятся единообразно, независимо от произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значения морфем учебника. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме. Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи, при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем |
29 | Как образуются формы слова? Словообразующие и формообразующие морфемы. Морфемный анализ слова. | 1 | 3.3 3.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о механизме образования форм слова с помощью окончания. Соотносить окончание и грамматическую форму слова. Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении. Знать, что при замене окончания лексическое значение остаётся без изменений. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются на письме единообразно, независимо от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания |
Морфология (Применение знаний по морфологии в практике правописания.) |
30 | Слово как часть речи. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, что изучает морфология, что это раздел грамматики. Знать, на какие вопросы отвечают слова данных частей речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи. Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи. |
31 | Как изменяются имена существительные, прилагательные и глаголы. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Отрабатывать умение определять морфологические признаки слов данных частей речи. Знать, как изменяются слова данных частей речи. Не смешивать понятия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении определять слово как часть речи. Учиться опознавать слова некоторых частей речи по набору окончаний. |
32 | Служебные части речи: предлог. | 1 | 4.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографические правила. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова |
33 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях. |
34 | Работа над ошибками. Служебные части речи: союз. | 1 | 4.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографические правила. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова |
35 | Служебные части речи: частица. | 1 | 4.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографические правила. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова |
Речь. Речевая деятельность |
36 | От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Внутритекстовые средства связи. | 1 | 8.1 8.2 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о микротеме как части большой темы и об абзаце как части текста, в которой раскрывается микротема. Выделять в сплошном тексте абзацы, а в письменной речи обозначать их красной строкой. |
37 | Абзац как часть текста. | 1 | 8.1 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Применять полученные знания по разделу |
38 | План текста. Информационная переработка текста. | 1 | 8.1 8.5 11 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Уметь составлять и анализировать план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам. Грамотно оформлять пункты плана на письме. |
39 | Сжатие текста. | 1 | 8.1 11 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать и находить в тексте композиционные элементы абзаца: зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. Исправлять ошибки в построении абзаца, совершенствовать собственные высказывания. |
40 | Развертывание текста. | 1 | 8.1 11 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Правильно развивать мысль, выраженную в тематической фразе. Учиться развертывать текст. Исправлять ошибки в построении абзаца, совершенствовать собственные высказывания. |
Систематический курс русского языка Фонетика, орфоэпия и графика (Применение знаний по фонетике в практике правописания) |
41 | Что изучает фонетика? Состав русского алфавита, названия букв. Звуки речи. Связь фонетики с графикой и орфографией. | 1 | 1.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать предмет изучения фонетики. Учиться различать звук и букву, устную и письменную речь. Понимать роль звуков речи. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. |
42 | Система гласных звуков и согласных звуков. | 1 | 1.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о работе органов речи при произнесении гласных и согласных. Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). |
43 | Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. | 1 | 1.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. |
44 | Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Соотношение звука и буквы. | 1 | 1.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Учиться использовать знаки фонетической транскрипции. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова. |
45 | Слог. Словарный диктант. | 1 | | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Членить слова на слоги. Различать фонетические и орфографические слоги. |
46 | Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | 9.1 | 2.1, 2.2, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать основные особенности русского ударения. Определять ударный и безударные слоги в слове. В необходимых случаях обозначать ударение в письменной речи. |
47 | Фонетический анализ слова. | 1 | 1.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Производить фонетический анализ слова. |
48 | Орфоэпия как раздел лингвистики. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. | 1 | 9.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять орфоэпические пометы. |
49 | Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах). | 1 | 9.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио.) |
50 | Орфоэпический разбор слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. | 1 | 9.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Различать слабые и сильные позиции у гласных и согласных звуков, определять позиционные чередования гласных и согласных звуков. |
51 | Контрольная работа по фонетике и орфоэпии. | 1 | 1.1 1.2 9.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Применять правила написания гласных и согласных в приставках и корнях, владеть терминологией, методами проверки, правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении |
52 | Работа над ошибками. Обобщение по фонетике и орфоэпии. | 1 | 1.1 1.2 9.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила. |
Лексикология и фразеология |
53 | Р/Р. Подготовка к написанию изложения. | 1 | 8.6 11 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Создавать текст, редактировать написанное. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). |
54 | Р/Р. Изложение. | 1 | 8.6 11 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Создавать текст, редактировать написанное. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное |
55 | Работа над ошибками. Предмет изучения лексики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. | 1 | 2.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове. |
56 | Сколько лексических значений имеет слово? Однозначные и многозначные слова. | 1 | 2.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи. |
57 | Активный и пассивный словарный запас. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. | 1 | 2.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Различать активный и пассивный словарь, фразеологизмы. Опознавать основные виды тропов. |
58 | Когда слово употребляется в переносном значении? Прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. | 1 | 2.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Различать прямое и переносное значение с помощью толкового словаря. |
59 | Как пополняется словарный состав русского языка? Исконно русские и заимствованные слова. | | 2.1 2.4 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик учебника (твёрдые и мягкие согласные перед е). Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро — ра, оло — ла, ере — ре, ело — ле). Находить слова с подобными сочетаниями в предложении, тексте, словаре. |
60 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Чем отличаются эти слова? | 1 | 2.2 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов (старая пила — жадно пила; обижать друга — обежать вокруг дома). Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. Использовать словари омонимов. Знать основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.) |
61 | Что такое профессиональные и диалектные слова. Выдающиеся отечественные лингвисты. В.И.Даль. | 1 | 2.1 2.4 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснить значение диалектного слова через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь назвать термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о содержании «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Учиться извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей. |
62 | О чем рассказывают устаревшие и новые слова. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. | 1 | 2.1 2.4 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать признаки устаревших слов. Понимать, что устаревшие слова образовались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном русском языке. Иметь представление об этимологии как науке, изучающей происхождение слова, его исторические родственные связи с другими словами. Учиться извлекать необходимую информацию из словаря устаревших слов. |
63 | Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. | | 2.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Выделять стилистическую окраску слова и стилистические пласты лексики. |
64 | Лексический анализ слова. | | 2.5 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Производить лексический анализ слова. |
Морфемика и словообразование. Правописание: орфография (Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания) |
65 | Правописание чередующихся гласных в корнях лаг,лож. рос, раст, ращ. | 1 | 6.5 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать (расположиться — располагаться, предложить — предлагать, предложение, положение). Пользоваться орфографическим словарём. |
66 | Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов. | 1 | 6.5 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать правила употребления букв о — ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило (капюшон, обжора, шорох, трущобы, чёрный, жёлудь, щёлкать; шоссе, шоколад, шофёр, жонглёр и т.д.) и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарём. |
67 | Правописание корней слов. | 1 | 6.5 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Закреплять изученные орфографические правила; верно писать предложенные для специального заучивания слова (ЗСП). Совершенствовать умение писать слова с орфограммами в корне с орфографическим словарём и без него. |
68 | Правописание приставок. | 1 | 6.6 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Понимать правописание и различать слова с приставками на з/с: 1) располагать, разбросать и т.д.; 2)разжать, расщедриться и т.д. Владеть способом определения верного употребления приставок разили рас, без или бес и т.д. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём. |
69 | Буквы И-Ы после Ц. | 1 | 6.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать условия употребления в слове букв и или ы после ц и уметь привести примеры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило с орфографическим словарём и без него. |
70 | Контрольная работа за 2 четверть по теме «Орфография». | 1 | 6.1-6.17 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Применять полученные знания по разделу. |
71 | Работа над ошибками. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы. | 1 | 3.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении. |
72 | Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. | | 3.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями. |
73 | Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. | 1 | 3.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями. |
74 | Словообразовательный анализ слова. | 1 | 3.4 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Производить словообразовательный анализ слова. |
75 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. Чередование звуков в морфемах. | 1 | 6.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимые части слова), функциях, место расположении в слове. Пользоваться орфографическим словарём. Выполнить контрольную работу по словообразованию и проанализировать ошибки. |
Культура речи |
76 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова? Речевой этикет. Культура речевого поведения. Невербальные средства общения. | 1 | 9.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 1, 3 | | | Понимать, что речевой этикет — это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых частотных этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д. в соответствии с речевой ситуацией. |
77 | Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. | 1 | 9.1 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 1, 3 | | | Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. |
78 | Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. | 1 | 9.1 9.2 9.3 9.4 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 1, 3 | | | Стилистически дифференцированно использовать формы обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке. |
Речь. Речевая деятельность |
79 | Что изучает стилистика? | 1 | 8.3 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы. |
80 | Разговорная речь. | 1 | 8.3 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 1, 3 | | | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи |
81 | Книжная речь. | 1 | 8.3 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи |
82 | Художественная речь. | 1 | 8.3 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему). Знать ведущие стилевые черты художественной речи (образность и эмоциональность) и характерные для неё языковые средства (конкретная, оценочная лексика, образная фразеология, сравнения, метафоры, эпитеты). Проводить стилистический анализ художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразительности. |
83 | Научно-деловая речь. | 1 | 8.3 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для научно-деловой речи: условия общения (официальная обстановка, 1 — много), основная задача речи (сообщение информации), ведущие стилевые черты (точность, официальность), характерные языковые средства. Учиться разграничивать научно-деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в деловую и наоборот. |
84 | Р/Р. Подготовка к сочинению по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | 8.4 8.6 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли. |
85 | Р/Р. Сочинение по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | 8.4 8.6 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли. |
Синтаксис (Применение знаний по синтаксису в практике правописания.) Правописание: пунктуация (Соблюдение основных пунктуационных норм.) |
86 | Работа над ошибками. Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Единицы синтаксиса русского языка. | 1 | 5.1 5.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения. |
87 | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 | 5.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание. Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схемам. Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания. |
88 | Словосочетание и его типы. | 1 | 5.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать типы словосочетаний, уметь определять тип. |
89 | Предложения. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Основные нормы интонирования предложений. | 1 | 5.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. |
90 | Типы предложений по цели высказывания. | 1 | 5.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, научные). |
91 | Типы предложений по эмоциональной окраске. | 1 | 5.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Различать восклицательные и невосклицательные предложения, читать предложения, соблюдая нужную интонацию. |
92 | Грамматическая основа предложения. | 1 | 5.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением). Знать способы выражения сказуемого глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. |
93 | Главные и второстепенные члены. | 1 | 5.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Находить главные и второстепенные члены предложения, знать способы их выражения. |
94 | Способы выражения подлежащего и сказуемого. | | 5.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Находить главные и второстепенные члены предложения, знать способы их выражения. |
95 | Р.Р. Сравнение и метафора. | 1 | 10.1 | 2.1, 2.2, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Различать сравнения и метафоры в тексте, определять их роль |
96 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 7.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике. |
97 | Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 | 5.5 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые. |
98 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | 5.3 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. |
99 | Определение. | 1 | 5.3 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Находить определения в предложении. |
100 | Обстоятельство. | 1 | 5.3 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Находить обстоятельства в предложении. |
101 | Однородные члены предложения. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения). | 1 | 5.7 9.4 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать характерные признаки однородных членов предложения. Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. |
102 | Обобщающее слово перед однородными членами предложения. | 1 | 5.7 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать и использовать на практике правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах. |
103 | Обращение. | 1 | 5.7 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. |
104 | Знаки препинания при обращениях. | 1 | 7.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Верно ставить знаки препинания. |
105 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | 5.12 7.19 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме |
106 | Предложения простые и сложные. | 1 | 5.8 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. |
107 | Сложное предложение. | 1 | 5.8 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с союзом и. Определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам. |
108 | Прямая речь. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы построения предложений с прямой и косвенной речью). | 1 | 5.11 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их. |
109 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 7.10 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Верно ставить знаки препинания. Составлять элементарные схемы предложений с прямой речью. |
Речь. Речевая деятельность |
110 | Диалог. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). | 1 | 5.11 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 1, 3, 4 | | | Знать, что такое диалог, реплика. Правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; интонационно правильно читать диалоги. Правильно произносить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией. |
111 | Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. | 1 | 5.11 | 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 1, 3 | | | Правильно составлять полилоги. |
112 | Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. | 1 | 8.3 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь общее представление об основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Разграничивать типы речи на основе их значения, используя при затруднении приём «фотографирования». |
113 | Описание. Словарный диктант. | 1 | 8.3 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать основные признаки понятия каждого типа речи. Строить по образцу устный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или иному типу речи (владение научной речью). Строить текст – описание. |
114 | Повествование. | 1 | 8.3 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Строить текст – повествование. |
115 | Рассуждение. | 1 | 8.3 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Строить текст – рассуждение. |
116 | Оценка действительности. | 1 | 8.3 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положи тельной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний. Создавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания. |
117 | Строение текста типа рассуждения-доказательства. | 1 | 8.3 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения-доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему в предложении ... следует поставить запятую?» и т.п. Оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т.д.) |
118 | Анализ текста (практикум). | 1 | 8.5 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Выразительно читать текст, определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи. Указывать стилистические признаки в тексте. Выполнять грамматические задания к тексту. |
Морфология (Применение знаний по морфологии в практике правописания.) |
119 | Р/Р. Подготовка к написанию изложения по тексту «Джек здоровается». | 1 | 8.6 11 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать и применять основные приемы сжатия и развертывания текста |
120 | Р/Р. Изложение по тексту «Джек здоровается». | 1 | 8.6 11 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Писать сжатое изложение, выдерживая текст в одном стиле Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (сжатое). |
121 | Работа над ошибками. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 4.1 4.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать предмет изучения морфологии. Знать названия самостоятельных и служебных частей речи. |
122 | Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Работать над обогащением словаря учащихся различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп. |
123 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами (закрепление). | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Используя известное правило, писать глаголы с данной орфограммой раздельно. Использовать орфографический словарь для самоконтроля слитного написания глаголов-исключений. |
124 | Словообразование глаголов. Нормы образования форм глаголов. | 1 | 4.1 3.3 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать основные способы образования глаголов. Тренироваться в умении образовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать в тексте глаголы. |
125 | Вид глагола. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глагола. |
126 | Контрольная работа за 3 четверть по теме «Глагол». | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. |
127 | Работа над ошибками. Корни с чередованием букв Е-И. | 1 | 6.5 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать перечень корней -мер — мир- (а), -тер- — -тир-(а) и т.д. Владеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными, используя правила и орфографический словарь. |
128 | Начальная форма (инфинитив). Правописание ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах (закрепление). | 1 | 4.1 6.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределённую форму глагола в тексте. Знать правописание неопределённой формы глагола. Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой. |
129 | Наклонение глагола. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола. |
130 | Как образуется сослагательное наклонение глагола. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, как образуется сослагательное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме сослагательного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно писать частицу бы с соответствующими глаголами. |
131 | Как образуется повелительное наклонение глагола. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, как образуется повелительное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения. Образовывать глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно употреблять в устной и письменной речи формы глаголов повелительного наклонения, избегая ошибок типа ляжь, ложи! те, ехай, едьте, бройся. Использовать орфоэпический словарь для исправления подобных ошибок. Знать и применять порядок и образец морфологического разбора глагола. |
132 | Времена глагола. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глагола, в том числе время. Правильно образовывать и произносить глаголы в форме прошедшего времени, используя орфоэпический словарь. |
133 | Спряжение глагола. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, что такое спряжение глагола. |
134 | Глаголы I и II спряжения. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Спрягать глаголы и определять окончания глаголов I и II спряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте. |
135 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Распознавать в тексте глаголы с безударным личным окончанием, знать окончания глаголов I и II спряжения наизусть. Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила. |
136 | Безличные глаголы. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление, какие глаголы считаются безличными. Уметь находить в тексте безличные (и личные в безличной форме) и правильно использовать их в собственной речи |
137 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление, какие глаголы считаются п ереходными и непереходными. Уметь находить в тексте переходные и непереходные глаголы и правильно использовать их в собственной речи |
138 | Морфологический разбор глагола. | 1 | 4.3 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Производить морфологический разбор глагола. |
Речь. Речевая деятельность |
139 | Как связываются предложения в тексте. Данное и новое в предложениях текста. | 1 | 8.2 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о «данном» и «новом» в предложениях текста: знать, что «данное» обеспечивает связь между предложениями, а «новое» — развитие мысли в тексте. Находить «данное» в предложениях текста путём сопоставления этого предложения с предыдущим; находить «новое» посредством постановки вопроса от одного предложения текста к другому по краткому ответу на этот вопрос. |
140 | Строение текста типа повествования. Анализ текста типа повествования. | 1 | 8.1 8.5 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о строении повествования («данное» обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?, «новое» обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?). Находить в «большом» тексте фрагменты со значением повествования; различать повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, используя приём «фотографирования». |
Морфология (Применение знаний по морфологии в практике правописания.) |
141 | Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и глаголов (признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов. Работать над обогащением словаря с различными группами имён существительных. |
142 | Основные способы образования имён существительных. Нормы образования форм имен существительных. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имён существительных. Опознавать в тексте имена существительные со значением отвлечённого действия и признака. Пользоваться школьным словообразовательным словарём и словарём морфем. |
143 | Употребление суффиксов –чик, -щик. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами чик, щик правильно писать их. |
144 | Употребление суффиксов -ек, - ик. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Овладеть способом определения верного написания суффиксов-ек,- ик-. Пользоваться орфографическим словарём. |
145 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. | 1 | 6.11 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с не. |
146 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, на чём основываются различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Иметь представление об использовании приёма олицетворения в художественной литературе. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
147 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, на чём основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Распознавать в тексте имена собственные и правильно их писать. Тренироваться в умении пересказывать лингвистический текст. Иметь представление о словаре Ф.Л. Агеенко «Собственные имена в русском языке» для предупреждения орфографических и орфоэпических ошибок. |
148 | Род имен существительных. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать способ определения рода имён существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имён существительных. |
149 | Существительные общего рода. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода. |
150 | Род несклоняемых имен существительных. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, как определяется род несклоняемых имён существительных; тренироваться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные. Приводить соответствующие примеры. |
151 | Число имен существительных. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о значении форм числа имени существительного. Тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, обладающих формами только единственного или только множественного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно употреблять имена существительные в речи. Приводить соответствующие примеры. |
152 | Падеж и склонение имен существительных. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на мя и существительное путь. |
153 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | 6.9 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Распознавать в тексте имена существительные с безударным окончанием, обозначаемым буквой е или и. Знать (уметь перечислить) случаи написания окончаний и и е в безударном положении в единственном числе; приводить соответствующие примеры. |
154 | Употребление имен существительных в речи. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 9.1 4.3 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных. Производить морфологический разбор имени существительного. |
155 | Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Доказывать, что слово является именем прилагательным. |
156 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. | | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные. Знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Работать над обогащением словаря учащихся именами прилагательными различных разрядов. |
157 | Правописание окончаний прилагательных. | 1 | 6.9 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания (по вопросу, за исключением слов на -ый, -ий); приводить примеры. В пределах положительных оценок писать имена прилагательные с безударным окончанием с использованием орфографического словаря и без словаря. |
158 | Словообразование имен прилагательных. Нормы образования форм имен прилагательных. | 1 | 4.1 3.3 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. |
159 | Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий. | 1 | 4.1 6.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Различать и правильно образовывать полную и краткую форму имён прилагательных. Находить в тексте краткие имена прилагательные и определять их синтаксическую роль. Знать, что в кратких прилагательных на шипящий не пишется ь; верно писать эти слова в сопоставлении с существительными и глаголами с шипящими на конце. Использовать орфографический словарь. |
160 | Сравнительная и превосходная степени имен прилагательных и их образование. | 1 | 4.1 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление о том, как различаются по значению сравнительная и превосходная степени имён прилагательных. Знать, как образуются степени сравнения, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно. Находить в тексте данные формы имён прилагательных. |
161 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 4.3 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Производить морфологический разбор имени прилагательного. |
Речь. Речевая деятельность |
162 | Р.Р. Подготовка к сочинению «Что я люблю делать и почему?» | 1 | 8.4 8.6 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли. |
163 | Р.Р. Сочинение «Что я люблю делать и почему?» | 1 | 8.4 8.6 | 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли. |
164 | Работа над ошибками. Строение текста типа описания предмета. | 1 | 8.1 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Иметь представление об описании предмета как о разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа описания предмета («данное» обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?, «новое» обозначает признак и отвечает на вопрос какой?). Опознавать в «большом» тексте фрагменты со значением описания предмета, находить в них «данное» и «новое». Знать основные способы выражения «данного» и «нового» в этом фрагменте текста и применять их при создании текста. |
165 | Р.Р. Соединение типов речи в тексте. | 1 | 8.1 8.3 11 | 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Правильно строить художественные и деловые тексты с описанием предмета. |
166 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Применять полученные знания за весь год при выполнении контрольной работы. |
Повторение и систематизация изученного за курс 5 класса |
167 | Работа над ошибками. Повторение по разделу «Фонетика, орфоэпия и графика». | 1 | 1.1 1.2 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Выполнять работу над ошибками. |
168 | Повторение по разделу «Лексикология и фразеология». | 1 | 2.1-2.5 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Применять полученные знания по разделам. |
169 | Повторение по разделу «Морфемика и словообразование». | 1 | 3.1-3.4 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Применять полученные знания по разделам. |
170 | Повторение по разделам «Морфология» и «Синтаксис» Итоги по пройденным материалам. | 1 | 4.1-4.3 5.1-5.14 | 1.1, 2.1, 2.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 1, 3 | | | Применять полученные знания по разделам. |