СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. В. В. Бабайцева

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. В. В. Бабайцева»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

А.В. Денисова

__________________

«___» ______________ 2021 г.

«Утверждаю»

Директор школы

Л. Г. Осипова

__________________

«___» ____________2021 г.








Рабочая программа учебного предмета

_______________________«Русский язык»____________________
(наименование учебного предмета)

Основное общее образование, 9 класс
(уровень образования)

____________________105 часов_____________________

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


Составлена на основе программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы: В. В.Бабайцева, А. Ю. Купалова и др.)



Учитель русского языка и литературы Фёдорова Нина Михайловна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)











Мухоршибирь, 2021 г

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
  • знание определений основных изучен­ных в 5-9 классах языковых явлений, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил;

  • умение обосновывать свои от­веты, приводя нужные примеры;

Девятиклассники должны знать:

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  2. языковедческие понятия, разделы языкознания;

  3. основные единицы языка, их признаки;

  4. смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  5. признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;

  6. стили речи, их признаки и жанры;

  7. функционально-смысловые типы речи, их признаки;

  8. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-8 классах; нормы речевого этикета;

  • девятиклассники должны уметь:

  1. различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • аудирование и чтение:

  1. адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

  2. владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  3. извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • говорение и письмо:

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;

  2. создавать тексты различных стилей и жанров;

  3. владеть различными видами монолога и диалога;

  4. свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному;

  5. соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

  6. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  7. соблюдать нормы русского речевого этикета;

  8. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД

Учащиеся смогут:

  • задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать;

  • уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, давать им правильную оценку;

  • знать моральные нормы;

  • пользоваться правилами поведения, признавать свои ошибки и отвечать за них;

  • строить отношения с другими людьми, уважать их взгляды и культуру.


Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

участие в проектах;

творческие задания;

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений.


Одним из условий формирования личностных результатов ученика является интегрированный подход в преподавании русского языка в связи с ОДНКНР. Интеграция ОДНКНР с предметами филологического цикла поможет ученикам не только в личностном росте, но и в достижении высоких результатов при прохождении итоговой аттестации в 9 классе. 

ОДНКНР – источник навыков и знаний для школьников:

- ключевых моральных норм и общечеловеческих ценностей;

- традиций и культуры народов России;

- уважительного отношения к религиозным чувствам или их отсутствию;

- воспитание веротерпимости;

- представления о роли традиционных религий в истории;

- важности гражданского общества в становлении государственности в России.

При использовании культурологического подхода в преподавании русского языка на первый план выходят задачи развития и воспитания учащихся, выдвигается требование формирования помимо лингвистической и коммуникативной еще и культуроведческой компетенции.


Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

определять цель урока и выбирать средства ее достижения;

планировать деятельность, работать по плану, сверяясь с целью;

оценивать степень успешности достижения цели, вносить необходимые коррективы в случае отклонения.

Типовые задания для формирования регулятивных УУД.

Учебные действия

Типовые задания

Целеполагания

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Планирование

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществления учебных действий

«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова

Прогнозирование

Регулятивные прогнозирования

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».

Коррекция

Регулятивные коррекции

«Установи правильный порядок предложений в тексте»

Оценка

Регулятивные оценки

«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция

Регулятивные саморегуляции.

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

взаимный диктант;

диспут;

заучивание материала наизусть в классе;

контрольный опрос на определенную проблему.


Познавательные УУД

Обеспечивают общеучебные умения работы с информацией и предлагают учащимся:

  • извлекать необходимую информацию из текста;

  • владеть разными видами смыслового чтения;

  • анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи;

  • представлять информацию в сжатом или развернутом виде.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

сравни;

«найди отличия» (можно задать их количество);

«на что похоже?»;

поиск лишнего;

«лабиринты»;

упорядочивание;

«цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями.

Коммуникативные УУД позволяют учащимся

  • излагать свое мнение, аргументируя его, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • участвовать в диалоге, уметь слушать и слышать друг друга;

  • работать в паре и группе, управлять поведением партнера;

  • предотвращать, выявлять проблемы конфликтов и разрешать их.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

составление кластера;

дискуссия;

групповая форма работы;

проектная и исследовательская деятельности;

театрализация;

рефлексия;

портфолио;

создание учащимися литературных произведений.

  1. Содержание учебного предмета «русский язык»
Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, -- привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
- правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
- принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

- Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.


Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5– 8 классах

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи. Сложносочиненные предложения

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм

Сложноподчиненные предложения

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Общие сведения о языке

Основные виды деятельности учащихся


  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

  • работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

  • аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их связей);

  • информационная переработка устного и письменного текста:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • продолжение текста;

  • редактирование;

  • участие в диалогах различных видов;

  • создание собственных письменных текстов;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • составление опорных схем и таблиц;

  • ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;

  • конспектирование.


Интеграция предмета русский языка с ОДНКНР проявляется в следующих видах деятельности:

  • Анализ текстов, сопоставление, сравнение, выявления жанровых особенностей произведений русских классиков, писателей Бурятии, писателей других народов России, их фольклора.

  • Использование бурятского и русского местного фольклора, фольклора других народов России при письме по памяти, орфографических пятиминутках.

  • Комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант.

  • Составление предложений, текстов о природе Бурятии, о Байкале, о других достопримечательных местах России.

  • Нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах писателей и поэтов Бурятии, других народов России.

  • Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно-прикладного искусства.

Формы организации учебных занятий

поурочная система обучения с использованием

  • объяснительно-иллюстративного,

  • репродуктивного,

  • частично-поискового методов обучения.

А также такие формы обучения:

  • урок изучения нового материала,

  • урок закрепления знаний, умений и навыков,

  • комбинированный урок,

  • урок-беседа,

  • повторительно-обобщающий урок,

  • урок-практикум,

  • урок развития речи,

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Повторение изученного в 5-8 классах

3

3.

Сложное предложение

33

4.

Способы передачи чужой речи

7

5.

Общие сведения о языке

4

6.

Повторение изученного

6

7.

Подготовка к устному экзамену (УЭ)

6

8.

Подготовка к ОГЭ

37

9.

Административные контрольные диктанты

3

10.

Резервные уроки

5


Итого

105


Календарно-тематическое планирование


Урок №


Дата

Тема

Кол-во часов

1



Вводный урок. Русский язык - первоэлемент великого русского литературного языка. Богатство, красота и выразительность русского языка

1

2



Повторение изученного в 8 классе. Словосочетание. Способы подчинительной связи. Порядок слов в предложении. Односоставные и двусоставные предложения

1

3



Повторение. Предложения с обращениями и вводными словами. Обособление второстепенных членов

1

4

ОГЭ


Структура экзаменационной работы. Требования к выполнению работы. Точность и четкость речи как основной критерий изложений и сочинений.

1

5



Входной диктант

1

6



Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

1

7



ССП. Союзы и значения ССП. Знаки препинания в ССП и их функции: завершения, выделения, отделения

1

8

УЭ


Устный экзамен по русскому языку как допуск к итоговой аттестации: структура, требования к выполнению работы.

1

9

ОГЭ



РР. Методика подготовки к написанию сжатого изложения. Приемы компрессии текста

1

10



Знаки препинания в ССП.

1

11

ОГЭ


РР. Приемы компрессии текста изложения. Тренировочное изложение

1

12

ОГЭ


РР. Приемы компрессии текста изложения. Тренировочное изложение

1

13



Повторим орфографию: безударная гласная в корне слова, правописание согласной в корне слова.

1

14

УЭ


Работа над заданием №1 устной части ОГЭ «Говорение»

1

15



Повторение по орфографии и орфоэпии. Правописание пре-, при-. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка своей и собственной речи с точки зрения орфоэпических норм

1

16



Контрольный диктант по теме «ССП»

1

17

ОГЭ


Приёмы компрессии текста. Практическая работа

1

18



Анализ контрольного диктанта.

1

19



СПП. Строение предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Одиночные и парные знаки препинания.

1

20

ОГЭ


Работа над сочинением-рассуждением. Задание 9.1

1

21

УЭ


Работа над заданием №2 устной части ОГЭ «Говорение»

1

22



Роль указательных слов в СПП

1

23



Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

1

24

ОГЭ


Работа над сочинением-рассуждением. Задание 9.1

1

25



Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: однородным, параллельным и последовательным

1

26



Главные и придаточные предложения. Виды придаточных. Строение и особенности придаточных

1

27

УЭ


Работа над заданием №3 устной части ОГЭ «Говорение»

1

28



Контрольная работа по теме «СПП с несколькими придаточными»

1

29



Виды придаточных предложений по строению и значению.

1

30

ОГЭ


Задание 9.2 ОГЭ

1

31-32

УЭ


Работа над заданием №3-4 устной части ОГЭ «Говорение»

2

33



Придаточные определительные: строение и особенности.

1

34



Придаточные изъяснительные.

1

35

ОГЭ


Задание 9.3 ОГЭ

1

36



Придаточные обстоятельственные.

1

37



Строение сложноподчиненных предложений.

1

38-39

ОГЭ


Задание 9.3 ОГЭ

1

40



Контрольный диктант по теме «СПП»

1

41



Сложное бессоюзное.

1

42



Тире в СБП.

1

43

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 2. Синтаксический анализ

1

44



Двоеточие в СБП. Авторское употребление знаков препинания

1

45



Повторение по теме «Сложное бессоюзное предложение».

1

46

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 2. Синтаксический анализ.

1

47



Повторение по теме «БСП»

1

48



Контрольная работа по теме «БСП»

1

49

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 3. Пунктуационный анализ. Однородные члены предложения.

1

50



Анализ контрольной работы и работа над ошибками

1

51



Повторение по орфографии. Правописание безударной гласной в корне слова. Чередующиеся гласные в корнях.

1

52

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 3. Пунктуационный анализ. Обособленные члены предложения. Причастные и деепричастные обороты

1

53



Правописание Ь знака в различных частях речи.

1

54



Лексическое значение слова. Лексические средства выразительности.

1

55

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 3. Пунктуационный анализ. Сложное предложение

1

56



Сложное предложение с разными видами связи

1

57



Сложное предложение с разными видами связи

1

58

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Практическая работа по заданиям 2, 3

1

59



Контрольная работа по теме «Сложное предложение»

1

60

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 4. Способы подчинительной связи в словосочетании

1

61



Работа над ошибками

1

62



Способы передачи чужой речи. Знаки препинания и особенности строения предложений с чужой речью

1

63

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 5. Орфограммы-гласные после шипящих

1

64

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 5. Правописание корней

1

65



Предложения с прямой речью.

1

66



Предложения с косвенной речью.

1

67

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 5. Правописание приставок

1

68

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи

1

69



Цитаты и способы цитирования. Знаки препинания при цитатах.

1

70



Повторение и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи».

1

71

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 5. Правописание окончаний различных частей речи

1

72

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 5. Правописание НЕ и НИ

1

73



Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи»

1

74

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 5. Правописание служебных слов

1

75



Работа над ошибками

1

76

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 5. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

1

77

ОГЭ


Практическая работа по заданию 5. Орфография

1

78



Общие сведения о языке. Русский язык –государственный язык РФ и язык межнационального общения.

1

79



Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

1

80

ОГЭ


Тестовая часть ОГЭ. Задание 7. Средства выразительности

1

81



Русский язык как первоэлемент великой русской литературы

1

82



Русский язык как развивающееся явление

2

83-84

ОГЭ


Пробный ОГЭ

2

85



Повторение изученного в 5-9 классах по орфографии. Трудные случаи правописания

1

86

ОГЭ


Работа над ошибками

1

87



Правописание наречий и имен прилагательных. Не с разными частями речи.

1

88



Одна и две н в суффиксах разных частей речи. Не с разными частями речи.

1

89



Контрольная работа (тест) по теме «Повторение по орфографии»

1

90



Обобщение изученного по синтаксису и пунктуации. Знаки препинания в простом предложении.

1

91



Повторение. Знаки препинания в сложном предложении

1

92-93

ОГЭ


Пробный ОГЭ

2

94

ОГЭ


Работа над ошибками

1

95-96

ОГЭ


Пробный ОГЭ

2

97

ОГЭ


Работа над ошибками

1

98-100



Административный контрольный диктант по итогам четверти

3

101-105


Резервные уроки

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!