СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса (начальное общее образование)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса (начальное общее образование)»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)


Рассмотрено Утверждаю

на заседании педагогического совета Директор

Протокол № 1 от 30.08.2022 В.В.Кудельникова

Приказ № 209а - ОД

от 30.08.2022








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


для 4 класса

(начальное общее образование)


Рожковой Аллы Александровны,

учителя высшей квалификационной категории;













2022г.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, завершённой предметной линии учебников «Русский язык», авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России»).


Цели:

- Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;


- Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Задачи:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;


  • Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;


  • Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;


  • Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающегося

Формы контроля

Повторение


11 ч

Наша речь и наш язык.

Текст. План текста.

Типы текстов.

Предложение как единица речи.

Виды предложе­ний по цели высказывания и по интонации.

Диалог. Обращение.

Основа предло­жения. Главные и второ­степенные члены предложения.

Распространён­ные и нераспро­странённые предложения.

Словосочетание.

Стартовая контрольная работа.

Работа над ошибками. Повторение пройденного.













Стартовая контрольная работа

Предложение


9 ч

Однородные члены предложе­ния. Инто­нация перечис­ления.

Связь однород­ных членов в предложении с помощью союзов

Запятая между однородными членами предложения.

Р/ р Сочинение по ре­продукции карти­ны И.И. Левитана «Золотая осень»

Работа над ошибками

Простые и слож­ные предложения.

Проект №1 «Похвальное слово знакам препинания

Отличие сложного предложения от простого с однородными членами

Р/ р Изложение повествовательного текста

Работа над ошибками.

Проверочная работа по теме «Предложение»



















Проверочная работа по теме «Предложение»


Слово в языке и речи


19ч

Слово и его лексическое зна­чение.

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные и устаревшие слова.

Синонимы. Анто­нимы. Омонимы.

Фразеологизмы.

Значимые части слова.

Однокоренные слова.

Состав слова. Суффиксы и приставки.

Контрольное списывание №1

Правописание гласных и со­гласных в значимых частях слова.

Правописание слов с непроверяемой безударной гласной и с удвоенной согласной.

Правописание при­ставок и суффик­сов.

Правописание слов с Ъ и Ь разделитель­ными знаками.

Контрольный диктант №1

за 1 четверть

Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Склонение имён существительных и имён прилагательных.

Имя числительное.

Глагол.

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Р/ р Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова

«Иван-царевич на Сером волке»

Анализ сочинений. Работа над ошибками










Контрольное списывание №1.









Контрольный диктант №1

за 1 четверть.









Контрольный (словарный) диктант № 1.


Имя существительное

41 ч


Склонение имён существительных.

Признаки падежных форм неодушевлённых имён существительных.

Признаки падежных форм одушевлённых имён существительных.

Творительный и предложный падеж имен существительных.

Несклоняемые имена существи­тельные.

Три склонения имён существи­тельных.

1-е склонение имен существительных.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

2-е склонение имён существи­тельных.

Падежные окон­чания имён су­ществительных 2 склонения.

3-е склонение имён существи­тельных

Падежные окон­чания имён су­ществительных 3 склонения.

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

Р/ р Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окон­чаний имен су­ществительных.

Именительный и винительный падежи.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

Контрольный (словарный) диктант № 2. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Р/ р. Контрольное изложение.

Работа над ошибками Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Контрольный диктант № 2 за 2 четверть

Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе.

Именительный падеж имён существительных множественного числа.

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Контрольная работа за 1 полугодие.

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных

Дательный, творительный, предложный падежи существительных множественного

числа.

Проверочная работа «Имя существительное».

Правописание падежных окончаний во множественном числе.

Работа над ошибками. Повторение пройденного.



















































Проверочная работа «Имя существительное».







Контрольный (словарный) диктант № 2.





Р/ р. Контрольное изложение.





Контрольный диктант №2 за 2 четверть









Контрольная работа за 1 полугодие.


Имя прилагательное


31 ч

Имя прилагательное.

Значение и употребление в речи.

Род и число имён прилагательных

Р/ р Сочинение - описание по личным наблюдениям «Моя любимая игрушка»

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Проект № 2 «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Р/ р. Изложение повествовательного текста с элементами описания

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в Р.п, Д.п., Т.п., П.п.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Падежные окончания имен прилагательных множественного числа

Р/ р. Сочинение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь

Работа над ошибками. Повторение пройденного

Падежные окончания имен прилагательных множественного числа

Падежные окончания имен прилагательных

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Работа над ошибками. Закрепление пройденного.












































































Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».


Личные местоимения


9 ч

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2, 3 лица.

Склонение личных местоимений 1 и 2 лица.

Составление диалога с использованием местоимений.

Написание предлогов с личными местоимениями.

Склонение личных местоимений 3 лица.

Изложение повествовательного текста с элементами описания

Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Местоимение».

Работа над ошибками. Повторение пройденного.













Проверочная работа по теме «Местоимение».


Глагол


32 ч

Глагол как часть речи (повторение).

Время глагола.

Изменение глаголов по временам.

Контрольный диктант № 3

за 3 четверть

Неопределённая форма глагола

Неопределенная форма глагола.

Изменение глаголов по временам.

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

Спряжение глаголов.

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.

Р/ р. Контрольное сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Ι и ΙΙ спряжение глаголов в настоящем времени.

I и II спряжение глаголов в будущем времени.

Проект № 3 «Пословицы и поговорки»

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Глаголы – исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Возвратные глаголы.

Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах.

Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах.

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Контрольное списывание №2. Повторение. Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. Проверочная работа по теме «Глагол».

Работа над ошибками. Закрепление пройденного

Контрольный (словарный) диктант № 4. Состав слова.

Анализ диктанта, работа над ошибками.



Контрольный диктант №3

за 3 четверть.









Р/ р. Контрольное сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»











Контрольный (словарный) диктант № 3.












Проверочная работа по теме «Глагол».


Контрольное списывание №2.






Контрольный (словарный) диктант № 4.

Повторение


18 ч

Язык. Речь. Текст.

Предложение и словосочетание.

Предложение и словосочетание.

Контрольный диктант №4

за 4 четверть

Работа над ошибками. Предложение и словосочетание.

Лексическое значение слова.

Состав слова

Состав слова.

Контрольная работа в рамках проведения промежуточной аттестации.

Части речи. Имя существительное.

Части речи. Имя прилагательное.

Части речи. Глагол.

Части речи. Местоимение.

Части речи. Наречие.

Части речи. Обобщение

Звуки и буквы.

Звуки и буквы.

Обобщение знаний по курсу «Русский язык». Игра «Родное слово»




Контрольный диктант №4

за 4 четверть





Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации









3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС


Наименование разделов и тем

Всего часов

Резерв

1

Повторение

11


2

Предложение

9


3

Слово в языке и речи

19


4

Имя существительное

41


6

Имя прилагательное

31


7

Личные местоимения

9


8

Глагол

32


9

Повторение

18



Итого:

170ч




4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

для 4 класса

(количество часов: в год – 170ч; в неделю – 5ч)


п/п


Тема урока

Планируемоед

Дата

Коррек-

тировка

КТП

УЧЕБНИК, ЧАСТЬ 1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1 -3 КЛАССАХ (11часов)

1

Наша речь и наш язык.

Упр.2, с.6



2

Текст. План текста.

Упр. 6., с.9



3


Типы текстов.

Упр. 11, с.12



4

Предложение как единица речи.

Упр.14, с.14



5

Виды предложе­ний по цели высказывания и по интонации.

Упр.19, с.16



6

Диалог. Обращение.

Упр. 22, с.18



7

Основа предло­жения. Главные и второ­степенные члены предложения.

Упр.27, с.20



8

Распространён­ные и нераспро­странённые предложения.

Упр.26., с.20



9

Словосочетание.

Упр.30, с.23



10

Стартовая контрольная работа.

Повторить словарные слова



11

Работа над ошибками. Повторение пройденного.





ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 часов)

12


Однородные члены предложе­ния. Инто­нация перечис­ления.

с. 27 правило,упр.36,


Поиск информации и работа с ней


13

Связь однород­ных членов в предложении с помощью союзов

с.30-32 правила, упр.41



14


Запятая между однородными членами предложения.

с.33 правило, упр.46, с.31


Поиск информации и работа с ней

15

Р/ р Сочинение по ре­продукции карти­ны И.И. Левитана «Золотая осень»

упр. 47


Поиск информации и работа с ней

16

Работа над ошибками

Простые и слож­ные предложения.

Повторить правила



Поиск информации и работа с ней

17

Проект №1 «Похвальное слово знакам препинания»

с. 36 правило, упр.52




18

Отличие сложного предложения от простого с однородными членами

упр.55



19

Р/ р Изложение повествовательного текста




20

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Предложение» Контрольный словарный диктант № 1





СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (19 часов)

21

Слово и его лексическое зна­чение.

упр.61



22

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные и устаревшие слова.

упр.66



23

Синонимы. Анто­нимы. Омонимы.

С. 47 правило, упр.72



24

Фразеологизмы.

упр.75(5-8пр.)



25

Значимые части слова.

Однокоренные слова.

С.52 правило, упр.81,



26

Состав слова. Суффиксы и приставки.

упр.84



27

Контрольное списывание №1

упр.88



28

Правописание гласных и со­гласных в значимых частях слова.

с.56 правило, упр.93



29

Правописание слов с непроверяемой безударной гласной и с удвоенной согласной.

упр.99



30

Правописание при­ставок и суффик­сов.

С.61-62 правила, упр.105



31

Правописание слов с Ъ и Ь разделитель­ными знаками.

С. 64 правило, упр.109



32

Контрольный диктант №1

за 1 четверть по теме «Правописание слов с непроверяемой безударной гласной»

Повторить словарные слова



33

Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

С.67-69 правила, упр.114



34

Склонение имён существительных и имён прилагательных.

упр.120



35

Имя числительное как часть речи.

упр. 122



36

Глагол как часть речи.

с.74 правило, упр.129



37

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Повторить правила



38

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

упр.130



39

Словесное рисование. Отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова

«Иван-царевич на Сером волке»

упр. 132




ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (41 час)

40


Склонение имён существительных.

с. 81 правило, упр.137



41

Признаки падежных форм неодушевлённых имён существительных.

С. 84 правило, упр. 141



42

Признаки падежных форм одушевлённых имён существительных.

упр144



43

Признаки падежных форм одушевлённых имён существительных.

упр.150



44

Несклоняемые имена существи­тельные.

С.88 правило, упр. 152



45

Три склонения имён существи­тельных.

Упр.155, с.90 правило.



46

1-е склонение имен существительных.

С.91 правило, упр.160



47

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

повторить правила



48

2-е склонение имён существи­тельных.

С. 93 правило, Упр.164



49

Падежные окон­чания имён су­ществительных 2 склонения.

С. 95 правило, Упр.168



50

3-е склонение имён существи­тельных

С. 97 правило, упр.172



51

Падежные окон­чания имён су­ществительных 3 склонения.

Упр.176



52

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

С.99-100 правило, упр.179



53

Р/ р Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

Повторить словарные слова



54

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окон­чаний имен су­ществительных.

С.102-103 правила, упр.183



55

Именительный и винительный падежи.

С. 105 правило,упр.189



56

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

упр. 189



57

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

упр.206



58

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

упр.210



59

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

упр.215



60

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

упр. 218



61

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

С.119 правило, упр.221



62

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.

упр.226,



63

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

С.121 правило, упр.230



64

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

Упр.232



65

Контрольный (словарный) диктант № 2. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

С.125 правило. Упр.238



66

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.




67

Р/ р. Контрольное изложение.

Упр.246



68

Работа над ошибками Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Повторить словарь



69

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Упр.245



70

Контрольный диктант № 2 за 2 четверть «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»




71

Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе.

упр.252



72

Именительный падеж имён существительных множественного числа.

упр.256



73

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

упр.261



74

Контрольная работа в рамках проведения промежуточной аттестации за 1 полугодие.




75

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже.

упр.262



76

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных

упр.268



77


Дательный, творительный, предложный падежи существительных множественного

числа.




78

Проверочная работа по теме

«Имя существительное».

упр.271



79

Правописание падежных окончаний во множественном числе.

Упр.275



80

Работа над ошибками. Повторение пройденного.

Повторить правила




УЧЕБНИК, ЧАСТЬ 2

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (31час)

81

Имя прилагательное.

Значение и употребление в речи.

упр.5



82

Род и число имён прилагательных

упр.13



83

Р/ р Сочинение - описание по личным наблюдениям «Моя любимая игрушка»




84

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

С.12правило, упр.20



85

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

С. 16 правило, упр. 27



86

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

упр.28



87

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

упр.31


Поиск информации и работа с ней

88

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

упр.37


Поиск информации и работа с ней

89

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

упр.41


Поиск информации и работа с ней

90

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

упр.49


Поиск информации и работа с ней

91

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

упр.54


Поиск информации и работа с ней

92

Проект № 2 «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

упр.56



93

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.




94

Р/ р. Изложение повествовательного текста с элементами описания.




95

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

упр.59



96

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

упр.64



97

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

Повторить словарные слова



98

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в Р.п, Д.п., Т.п., П.п.

упр.75



99

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

упр.76



100

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.




101

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

упр.83



102

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.


упр.89



103

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

упр.93



104

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

упр.99



105

Падежные окончания имен прилагательных множественного числа




106

Р/ р. Сочинение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

задания на карточках



107

Работа над ошибками. Повторение пройденного.




108

Падежные окончания имен прилагательных множественного числа.

упр.104



109

Падежные окончания имен прилагательных.

Задание 2, с.50



110

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».




111

Работа над ошибками. Закрепление пройденного. Контрольный словарный диктант № 3





ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (9 часов)

112

Местоимение как часть речи.

упр.111



113

Личные местоимения 1, 2, 3 лица.

Склонение личных местоимений 1 и 2 лица.

с. 54 правило, упр.117



114

Составление диалога с использованием местоимений.

упр.123



115

Написание предлогов с личными местоимениями.

упр.125



116

Склонение личных местоимений 3 лица.

упр.130



117

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

упр.137



118

Работа над ошибками.

Повторить правила



119

Проверочная работа по теме «Местоимение».




120

Работа над ошибками. Повторение пройденного.

задания на карточках




ГЛАГОЛ (32 часа)

121

Глагол как часть речи (повторение).

упр.144



122

Время глагола.

Изменение глаголов по временам.

упр. 145



123

Контрольный диктант № 3

за 3 четверть «Падежные окончания имен прилагательных»




124

Неопределённая форма глагола.

с.73 правило, упр.153



125

Неопределенная форма глагола.

упр.156



126

Изменение глаголов по временам.

С.76, упр.161



127

Спряжение глаголов.

упр.166


Поиск информации и работа с ней

128

Спряжение глаголов.

С.82,упр.170



129

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.

упр.177



130

Р/ р. Контрольное сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»



Поиск информации и работа с ней

131

Работа над ошибками. Ι и ΙΙ спряжение глаголов в настоящем времени.

упр.182


Поиск информации и работа с ней

132

I и II спряжение глаголов в будущем времени.

упр.188


Поиск информации и работа с ней

133

Проект № 3 «Пословицы и поговорки»




134

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

С.94 правило, упр.194



135

Глаголы – исключения.

упр.201



136

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Упр.205



137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

упр.206



138

Возвратные глаголы.

С.102 прав., упр.213



139

Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах.

упр.219



140

Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах.

упр.224



141

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

упр.226



142

Правописание глаголов в прошедшем времени.

упр.230



143

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

упр.233



144

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

упр.236



145

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

упр.240



146

Контрольное списывание № 2

упр.242



147

Работа над ошибками. Повторение.

упр.244



148

Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола.

упр. 249



149

Проверочная работа по теме «Глагол».

упр.251



150

Работа над ошибками. Закрепление пройденного




151

Контрольный (словарный) диктант № 4. Морфемный анализ слова.




152

Анализ диктанта, работа над ошибками. Морфологический разбор глагола.





ПОВТОРЕНИЕ (18часов)

153

Язык. Речь. Текст.

упр.259



154

Предложение и словосочетание.

упр.260



155

Предложение и словосочетание.

Упр.266



156

Контрольный диктант №4

за 4 четверть по теме «Правописание глаголов»




157

Работа над ошибками. Предложение и словосочетание.




158

Лексическое значение слова.

упр.277



159

Состав слова.




160

Состав слова.

Упр.283



161

Контрольная работа в рамках проведения промежуточной аттестации.

Упр.290



162

Части речи. Имя существительное.

Упр. 297



163

Части речи. Имя прилагательное.

Упр.307



164

Части речи. Глагол.

Упр.317



165

Части речи. Местоимение.

Упр.319



166

Части речи. Наречие.

Упр.322



167

Части речи. Обобщение




168

Звуки и буквы.

Упр.325



169

Звуки и буквы.

Задания на карточках



170

Обобщение знаний по курсу «Русский язык». Игра «Родное слово»












СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ УУД


Контрольные работы/диктанты


Контрольный словарный диктант/списывание

Практические работы (развитие речи: изложение / сочинение

Проекты

1

2

год

1

2

год

1

2

год

1

2

год


2/2


1/2


3/4


2/1


2/1


4/2


3 + 1

конт.изложен.


3 + 1

конт.сочинен.

8


1


2


3


P.S: Контр работы – это и контр дикт, и контр словар дикт, и контр списыв





5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, раз­витие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно­познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного инте­реса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого об­щения, понимание важности общения как значимой состав­ляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных нацио­нально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за соб­ственной речью;

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гор­дости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной при­надлежности; формирование ценностей многонационально­го российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и куль­туре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгля­да на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви­вающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелатель­ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пони­мание и сопереживание чувствам других людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе ма­териалов курса русского языка;

  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстника­ми в процессе выполнения совместной деятельности на уро­ке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной дея­тельности, к созданию собственных информационных объ­ектов и др.), к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в ре­альном поведении и поступках, бережное отношение к ма­териальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осущест­вления и ставить новые учебные задачи; проявлять познава­тельную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в но­вом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одно­классниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её ре­ализации; определять наиболее эффективные способы до­стижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по ин­струкциям, содержащимся в источниках информации (в за­даниях учебника, в справочном материале учебника — в па­мятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результа­ту, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно


Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информа­ции в различных источниках для выполнения учебных за­даний (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться слова­рями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инстру­ментов ИКТ;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учеб­ных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой за­дачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том чис­ле модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразо­вывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудитори­ей одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, син­теза, обобщения, классификации по родо-видовым при­знакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под по­нятие на основе выделения комплекса существенных при­знаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях об­щения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию парт­нёра в общении, учитывать различные мнения и координи­ровать различные позиции в сотрудничестве с целью успеш­ного участия в диалоге действовать даже в ситуациях неуспеха.;

  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять вза­имный контроль в совместной деятельности, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к более точному выражению собственного мне­ния и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совмест­ной деятельности, в том числе в ситуации столкновения ин­тересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собствен­ной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного ре­шения коммуникативных задач (диалог, устные монологиче­ские высказывания, письменные тексты) с учётом особен­ностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответ­ствующие языковые средства, соблюдая нормы литератур­ного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства информа­ционных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального язы­ка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русско­му языку, понимание значимости хорошего владения рус­ским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • овладение начальными представлениями о нормах русско­го языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к каче­ству своей речи, контроля за ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, сред­ствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основ­ных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и вза­имозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, класси­фицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы бо­лее высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познава­тельных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфо­графическими и пунктуационными умениями (в объёме изу­чаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собствен­ных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разде­лам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и не­языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • владеть формой диалогической речи; умением вести разго­вор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вни­мание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного ха­рактера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображе­нию и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения ос­военных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содер­жания, заменять слова на более точные и выразительные;

пользоваться специальной, справочной литературой, слова­рями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно вы­бранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и на­учного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и вы­разительности письменной речи; использовать в текстах си­нонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при ра­боте над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность вы­полнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правиль­ность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непар­ные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, пар­ные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собствен­ной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собесед­ников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за по­мощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенно­го состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользо­ваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нуж­ной информации;пользоваться при письме небуквенными графическими сред­ствами: пробелом между словами, знаком переноса, крас­ной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алго­ритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенно­го разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разде­лам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из усло­вий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помо­щью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антони­мы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного реше­ния коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминоло­гии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и пись­менной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

приобретать опыт редактирования предложения (текста).



Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокорен­ных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, си­нонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединитель­ные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опо­знавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием со­гласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, вы­бирать из предложенных слов слово, соответствующее за­данной модели, составлять модель заданного слова;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и при­ставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью при­ставки или суффикса или с помощью и приставки и суф­фикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексиче­ского значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или при­ставок;

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответ­ствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне сло­ва, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими при­ставками и суффиксами (при изучении частей речи).


Морфология

  • Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифициро­вать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существитель­ных — род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагатель­ных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоиме­ния в начальной форме — лицо, число, род (у местоиме­ний 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоиме­ний;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в на­стоящем и будущем времени); изменять глаголы в насто­ящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных гла­голах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о скло­нении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устра­нения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существи­тельных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по ука­занным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных при­знаков;

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с за­висимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь меж­ду словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложе­ние, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их гра­ницы;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепен­ные члены предложения (без деления на виды);

распознавать предложения с однородными членами, нахо­дить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и исполь­зовать их в речи; при составлении таких предложений поль­зоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике ал­горитмом разбор простого предложения (по членам предло­жения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под уда­рением;

  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, именах собствен­ных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существитель­ных (речь, брошь, мышь);

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, везде­ход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключикклю­чика, замочекзамочка);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимения­ми; раздельное написание частицы не с глаголами;

мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси­тельный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфогра­фической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознаватель­ным признакам в указанных учителем словах (в объёме изуча­емого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с не­проверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соот­ветствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

объяснять правописание безударных падежных оконча­ний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

объяснять правописание личных окончаний глагола;

объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаго­лах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря

ж) при составлении собственных текстов во избежание ор­фографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.




33