АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор
Протокол № 1 от 30.08.2022 В.В.Кудельникова
Приказ № 209а - ОД
от 30.08.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 4 класса
(начальное общее образование)
Рожковой Аллы Александровны,
учителя высшей квалификационной категории;
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, завершённой предметной линии учебников «Русский язык», авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России»).
Цели:
- Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающегося | Формы контроля |
Повторение | 11 ч | Наша речь и наш язык. Текст. План текста. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание. Стартовая контрольная работа. Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Стартовая контрольная работа |
Предложение | 9 ч | Однородные члены предложения. Интонация перечисления. Связь однородных членов в предложении с помощью союзов Запятая между однородными членами предложения. Р/ р Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» Работа над ошибками Простые и сложные предложения. Проект №1 «Похвальное слово знакам препинания Отличие сложного предложения от простого с однородными членами Р/ р Изложение повествовательного текста Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Предложение» | Проверочная работа по теме «Предложение» |
Слово в языке и речи | 19ч | Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные и устаревшие слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Значимые части слова. Однокоренные слова. Состав слова. Суффиксы и приставки. Контрольное списывание №1 Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной и с удвоенной согласной. Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с Ъ и Ь разделительными знаками. Контрольный диктант №1 за 1 четверть Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Склонение имён существительных и имён прилагательных. Имя числительное. Глагол. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Р/ р Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» Анализ сочинений. Работа над ошибками | Контрольное списывание №1. Контрольный диктант №1 за 1 четверть. Контрольный (словарный) диктант № 1. |
Имя существительное | 41 ч | Склонение имён существительных. Признаки падежных форм неодушевлённых имён существительных. Признаки падежных форм одушевлённых имён существительных. Творительный и предложный падеж имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных. 1-е склонение имен существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. 2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2 склонения. 3-е склонение имён существительных Падежные окончания имён существительных 3 склонения. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Р/ р Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег». Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Именительный и винительный падежи. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. Контрольный (словарный) диктант № 2. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Р/ р. Контрольное изложение. Работа над ошибками Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Контрольный диктант № 2 за 2 четверть Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе. Именительный падеж имён существительных множественного числа. Родительный падеж имён существительных множественного числа. Контрольная работа за 1 полугодие. Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных Дательный, творительный, предложный падежи существительных множественного числа. Проверочная работа «Имя существительное». Правописание падежных окончаний во множественном числе. Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Проверочная работа «Имя существительное». Контрольный (словарный) диктант № 2. Р/ р. Контрольное изложение. Контрольный диктант №2 за 2 четверть Контрольная работа за 1 полугодие. |
Имя прилагательное | 31 ч | Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Род и число имён прилагательных Р/ р Сочинение - описание по личным наблюдениям «Моя любимая игрушка» Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Проект № 2 «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Р/ р. Изложение повествовательного текста с элементами описания Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в Р.п, Д.п., Т.п., П.п. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Падежные окончания имен прилагательных множественного числа Р/ р. Сочинение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь Работа над ошибками. Повторение пройденного Падежные окончания имен прилагательных множественного числа Падежные окончания имен прилагательных Обобщение по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками. Закрепление пройденного. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». |
Личные местоимения | 9 ч | Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Склонение личных местоимений 1 и 2 лица. Составление диалога с использованием местоимений. Написание предлогов с личными местоимениями. Склонение личных местоимений 3 лица. Изложение повествовательного текста с элементами описания Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Местоимение». Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Проверочная работа по теме «Местоимение». |
Глагол | 32 ч | Глагол как часть речи (повторение). Время глагола. Изменение глаголов по временам. Контрольный диктант № 3 за 3 четверть Неопределённая форма глагола Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Работа над ошибками. Спряжение глаголов. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени. Р/ р. Контрольное сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» Ι и ΙΙ спряжение глаголов в настоящем времени. I и II спряжение глаголов в будущем времени. Проект № 3 «Пословицы и поговорки» Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Глаголы – исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах. Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах. Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Контрольное списывание №2. Повторение. Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. Проверочная работа по теме «Глагол». Работа над ошибками. Закрепление пройденного Контрольный (словарный) диктант № 4. Состав слова. Анализ диктанта, работа над ошибками. | Контрольный диктант №3 за 3 четверть. Р/ р. Контрольное сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» Контрольный (словарный) диктант № 3. Проверочная работа по теме «Глагол». Контрольное списывание №2. Контрольный (словарный) диктант № 4. |
Повторение | 18 ч | Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Предложение и словосочетание. Контрольный диктант №4 за 4 четверть Работа над ошибками. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова Состав слова. Контрольная работа в рамках проведения промежуточной аттестации. Части речи. Имя существительное. Части речи. Имя прилагательное. Части речи. Глагол. Части речи. Местоимение. Части речи. Наречие. Части речи. Обобщение Звуки и буквы. Звуки и буквы. Обобщение знаний по курсу «Русский язык». Игра «Родное слово» | Контрольный диктант №4 за 4 четверть Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Резерв |
1 | Повторение | 11 | |
2 | Предложение | 9 | |
3 | Слово в языке и речи | 19 | |
4 | Имя существительное | 41 | |
6 | Имя прилагательное | 31 | |
7 | Личные местоимения | 9 | |
8 | Глагол | 32 | |
9 | Повторение | 18 | |
| Итого: | 170ч | |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
для 4 класса
(количество часов: в год – 170ч; в неделю – 5ч)
№ п/п | Тема урока | Планируемоед/з | Дата | Коррек- тировка КТП |
УЧЕБНИК, ЧАСТЬ 1 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1 -3 КЛАССАХ (11часов) |
1 | Наша речь и наш язык. | Упр.2, с.6 | | |
2 | Текст. План текста. | Упр. 6., с.9 | | |
3 | Типы текстов. | Упр. 11, с.12 | | |
4 | Предложение как единица речи. | Упр.14, с.14 | | |
5 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | Упр.19, с.16 | | |
6 | Диалог. Обращение. | Упр. 22, с.18 | | |
7 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | Упр.27, с.20 | | |
8 | Распространённые и нераспространённые предложения. | Упр.26., с.20 | | |
9 | Словосочетание. | Упр.30, с.23 | | |
10 | Стартовая контрольная работа. | Повторить словарные слова | | |
11 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | | | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 часов) |
12 | Однородные члены предложения. Интонация перечисления. | с. 27 правило,упр.36, | | Поиск информации и работа с ней |
13 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов | с.30-32 правила, упр.41 | | |
14 | Запятая между однородными членами предложения. | с.33 правило, упр.46, с.31 | | Поиск информации и работа с ней |
15 | Р/ р Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» | упр. 47 | | Поиск информации и работа с ней |
16 | Работа над ошибками Простые и сложные предложения. | Повторить правила | | Поиск информации и работа с ней |
17 | Проект №1 «Похвальное слово знакам препинания» | с. 36 правило, упр.52 | | |
18 | Отличие сложного предложения от простого с однородными членами | упр.55 | | |
19 | Р/ р Изложение повествовательного текста | | | |
20 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Предложение» Контрольный словарный диктант № 1 | | | |
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (19 часов) |
21 | Слово и его лексическое значение. | упр.61 | | |
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные и устаревшие слова. | упр.66 | | |
23 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | С. 47 правило, упр.72 | | |
24 | Фразеологизмы. | упр.75(5-8пр.) | | |
25 | Значимые части слова. Однокоренные слова. | С.52 правило, упр.81, | | |
26 | Состав слова. Суффиксы и приставки. | упр.84 | | |
27 | Контрольное списывание №1 | упр.88 | | |
28 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | с.56 правило, упр.93 | | |
29 | Правописание слов с непроверяемой безударной гласной и с удвоенной согласной. | упр.99 | | |
30 | Правописание приставок и суффиксов. | С.61-62 правила, упр.105 | | |
31 | Правописание слов с Ъ и Ь разделительными знаками. | С. 64 правило, упр.109 | | |
32 | Контрольный диктант №1 за 1 четверть по теме «Правописание слов с непроверяемой безударной гласной» | Повторить словарные слова | | |
33 | Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | С.67-69 правила, упр.114 | | |
34 | Склонение имён существительных и имён прилагательных. | упр.120 | | |
35 | Имя числительное как часть речи. | упр. 122 | | |
36 | Глагол как часть речи. | с.74 правило, упр.129 | | |
37 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | Повторить правила | | |
38 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | упр.130 | | |
39 | Словесное рисование. Отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | упр. 132 | | |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (41 час) |
40 | Склонение имён существительных. | с. 81 правило, упр.137 | | |
41 | Признаки падежных форм неодушевлённых имён существительных. | С. 84 правило, упр. 141 | | |
42 | Признаки падежных форм одушевлённых имён существительных. | упр144 | | |
43 | Признаки падежных форм одушевлённых имён существительных. | упр.150 | | |
44 | Несклоняемые имена существительные. | С.88 правило, упр. 152 | | |
45 | Три склонения имён существительных. | Упр.155, с.90 правило. | | |
46 | 1-е склонение имен существительных. | С.91 правило, упр.160 | | |
47 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | повторить правила | | |
48 | 2-е склонение имён существительных. | С. 93 правило, Упр.164 | | |
49 | Падежные окончания имён существительных 2 склонения. | С. 95 правило, Упр.168 | | |
50 | 3-е склонение имён существительных | С. 97 правило, упр.172 | | |
51 | Падежные окончания имён существительных 3 склонения. | Упр.176 | | |
52 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | С.99-100 правило, упр.179 | | |
53 | Р/ р Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег». | Повторить словарные слова | | |
54 | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | С.102-103 правила, упр.183 | | |
55 | Именительный и винительный падежи. | С. 105 правило,упр.189 | | |
56 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | упр. 189 | | |
57 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | упр.206 | | |
58 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | упр.210 | | |
59 | Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | упр.215 | | |
60 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | упр. 218 | | |
61 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | С.119 правило, упр.221 | | |
62 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. | упр.226, | | |
63 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | С.121 правило, упр.230 | | |
64 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. | Упр.232 | | |
65 | Контрольный (словарный) диктант № 2. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | С.125 правило. Упр.238 | | |
66 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | | | |
67 | Р/ р. Контрольное изложение. | Упр.246 | | |
68 | Работа над ошибками Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | Повторить словарь | | |
69 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | Упр.245 | | |
70 | Контрольный диктант № 2 за 2 четверть «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах» | | | |
71 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе. | упр.252 | | |
72 | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | упр.256 | | |
73 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | упр.261 | | |
74 | Контрольная работа в рамках проведения промежуточной аттестации за 1 полугодие. | | | |
75 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. | упр.262 | | |
76 | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных | упр.268 | | |
77 | Дательный, творительный, предложный падежи существительных множественного числа. | | | |
78 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | упр.271 | | |
79 | Правописание падежных окончаний во множественном числе. | Упр.275 | | |
80 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Повторить правила | | |
УЧЕБНИК, ЧАСТЬ 2 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (31час) |
81 | Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. | упр.5 | | |
82 | Род и число имён прилагательных | упр.13 | | |
83 | Р/ р Сочинение - описание по личным наблюдениям «Моя любимая игрушка» | | | |
84 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | С.12правило, упр.20 | | |
85 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | С. 16 правило, упр. 27 | | |
86 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | упр.28 | | |
87 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | упр.31 | | Поиск информации и работа с ней |
88 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | упр.37 | | Поиск информации и работа с ней |
89 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | упр.41 | | Поиск информации и работа с ней |
90 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. | упр.49 | | Поиск информации и работа с ней |
91 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. | упр.54 | | Поиск информации и работа с ней |
92 | Проект № 2 «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина» | упр.56 | | |
93 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | | | |
94 | Р/ р. Изложение повествовательного текста с элементами описания. | | | |
95 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе | упр.59 | | |
96 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | упр.64 | | |
97 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | Повторить словарные слова | | |
98 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в Р.п, Д.п., Т.п., П.п. | упр.75 | | |
99 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | упр.76 | | |
100 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | | | |
101 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | упр.83 | | |
102 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | упр.89 | | |
103 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | упр.93 | | |
104 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | упр.99 | | |
105 | Падежные окончания имен прилагательных множественного числа | | | |
106 | Р/ р. Сочинение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | задания на карточках | | |
107 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | | | |
108 | Падежные окончания имен прилагательных множественного числа. | упр.104 | | |
109 | Падежные окончания имен прилагательных. | Задание 2, с.50 | | |
110 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | | | |
111 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного. Контрольный словарный диктант № 3 | | | |
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (9 часов) |
112 | Местоимение как часть речи. | упр.111 | | |
113 | Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Склонение личных местоимений 1 и 2 лица. | с. 54 правило, упр.117 | | |
114 | Составление диалога с использованием местоимений. | упр.123 | | |
115 | Написание предлогов с личными местоимениями. | упр.125 | | |
116 | Склонение личных местоимений 3 лица. | упр.130 | | |
117 | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | упр.137 | | |
118 | Работа над ошибками. | Повторить правила | | |
119 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | | | |
120 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | задания на карточках | | |
ГЛАГОЛ (32 часа) |
121 | Глагол как часть речи (повторение). | упр.144 | | |
122 | Время глагола. Изменение глаголов по временам. | упр. 145 | | |
123 | Контрольный диктант № 3 за 3 четверть «Падежные окончания имен прилагательных» | | | |
124 | Неопределённая форма глагола. | с.73 правило, упр.153 | | |
125 | Неопределенная форма глагола. | упр.156 | | |
126 | Изменение глаголов по временам. | С.76, упр.161 | | |
127 | Спряжение глаголов. | упр.166 | | Поиск информации и работа с ней |
128 | Спряжение глаголов. | С.82,упр.170 | | |
129 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени. | упр.177 | | |
130 | Р/ р. Контрольное сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | | | Поиск информации и работа с ней |
131 | Работа над ошибками. Ι и ΙΙ спряжение глаголов в настоящем времени. | упр.182 | | Поиск информации и работа с ней |
132 | I и II спряжение глаголов в будущем времени. | упр.188 | | Поиск информации и работа с ней |
133 | Проект № 3 «Пословицы и поговорки» | | | |
134 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | С.94 правило, упр.194 | | |
135 | Глаголы – исключения. | упр.201 | | |
136 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | Упр.205 | | |
137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | упр.206 | | |
138 | Возвратные глаголы. | С.102 прав., упр.213 | | |
139 | Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах. | упр.219 | | |
140 | Правописание –тся и -ться в возвратных глаголах. | упр.224 | | |
141 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | упр.226 | | |
142 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | упр.230 | | |
143 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | упр.233 | | |
144 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | упр.236 | | |
145 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | упр.240 | | |
146 | Контрольное списывание № 2 | упр.242 | | |
147 | Работа над ошибками. Повторение. | упр.244 | | |
148 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. | упр. 249 | | |
149 | Проверочная работа по теме «Глагол». | упр.251 | | |
150 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного | | | |
151 | Контрольный (словарный) диктант № 4. Морфемный анализ слова. | | | |
152 | Анализ диктанта, работа над ошибками. Морфологический разбор глагола. | | | |
ПОВТОРЕНИЕ (18часов) |
153 | Язык. Речь. Текст. | упр.259 | | |
154 | Предложение и словосочетание. | упр.260 | | |
155 | Предложение и словосочетание. | Упр.266 | | |
156 | Контрольный диктант №4 за 4 четверть по теме «Правописание глаголов» | | | |
157 | Работа над ошибками. Предложение и словосочетание. | | | |
158 | Лексическое значение слова. | упр.277 | | |
159 | Состав слова. | | | |
160 | Состав слова. | Упр.283 | | |
161 | Контрольная работа в рамках проведения промежуточной аттестации. | Упр.290 | | |
162 | Части речи. Имя существительное. | Упр. 297 | | |
163 | Части речи. Имя прилагательное. | Упр.307 | | |
164 | Части речи. Глагол. | Упр.317 | | |
165 | Части речи. Местоимение. | Упр.319 | | |
166 | Части речи. Наречие. | Упр.322 | | |
167 | Части речи. Обобщение | | | |
168 | Звуки и буквы. | Упр.325 | | |
169 | Звуки и буквы. | Задания на карточках | | |
170 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». Игра «Родное слово» | | | |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ УУД
Контрольные работы/диктанты | Контрольный словарный диктант/списывание | Практические работы (развитие речи: изложение / сочинение | Проекты |
1 | 2 | год | 1 | 2 | год | 1 | 2 | год | 1 | 2 | год |
2/2 | 1/2 | 3/4 | 2/1 | 2/1 | 4/2 | 3 + 1 конт.изложен. | 3 + 1 конт.сочинен. | 8 | 1 | 2 | 3 |
P.S: Контр работы – это и контр дикт, и контр словар дикт, и контр списыв
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебнопознавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
Познавательные УУД
Выпускник научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге действовать даже в ситуациях неуспеха.;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
объяснять правописание личных окончаний глагола;
объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
33