СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (учебник Е. Быстровой)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, программы под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой— М.: ООО «Русское слово — учебник».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (учебник Е. Быстровой)»

Ростовская область

Матвеево- Курганский район поселок Матвеев-Курган

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Матвеево- Курганская средняя общеобразовательная школа №2





Утверждаю

Директор МБОУ Матвеево- Курганской сош №2

Приказ от 31 августа 2017 г. № 272

___________________________/С.А. Мазнев/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2017-2018 учебный год.

Основное общее образование, 7 класс «Б»

Количество часов – 137.

Учитель Репринцева С.П.









Программа разработана на основе УМК

для 5-9 классов Е.А. Быстровой, Ю.Н. Гостевой, Л.В. Кибиревой, Т.М. Воителевой, Е.С. Антоновой, Н.Н. Фаттаховой, И.Р. Калмыковой



2017 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, программы под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой— М.: ООО «Русское слово — учебник». В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Рабочая программа рассчитана на 140 часов, реализуется за 137 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю.

Первостепенное значение одноимённой учебной дисциплины определяется тем, что русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем — на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Главными целями изучения предмета «Русский язык» в основной школе являются:

- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

- осознание его эстетической ценности;

- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);

- овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

- овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса;

- расширение объема используемых в речи грамматических средств;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

- развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения;

- воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.


Задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования:


  1. воспитание духовно богатой нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания;

  2. овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  3. развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся;

  4. совершенствование коммуникативных, речевых способностей.

Для реализации поставленных целей используются элементы следующих образовательных технологий:

  • проблемное обучение;

  • технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;

- педагогика сотрудничества;

- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);

  • дифференцированное обучение;

  • игровые технологии.

Программа предусматривает прочное усвоение материала. С этой целью:

  • На повторение изученного материала в программе отводится значительное место;

  • Каждая тема завершается повторением пройденного;

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • Контрольный диктант

  • Тест

  • Контрольное упражнение

  • Контрольное сочинение

  • Контрольное изложение

  • Контрольный срез

  • Контрольная проверочная работа

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль

Пути решения поставленных в программе задач:

Объяснительно-иллюстративные методы:

  • Рассказ

  • Беседа с опорой на правило

  • Письменное упражнение

  • Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления

  • ЦОР

Репродуктивные методы:

  • Пересказ

  • Списывание готового материала выполнение задания по образцу

  • Работа с книгой

  • Воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу

Проблемно-сообщающие методы:

  • Объяснение причин разного правописания

  • Сообщение алгоритмов с последующим анализом

  • Частично-поисковые методы:

  • Эвристическая беседа

  • Комментированное письмо с выводом

Методы устного изложения:

  • Рассказ

  • Объяснение

  • Беседа

  • Лекция

  • Дискуссия

Наглядные методы обучения:

  • ЭОР

  • Использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ

  • Практические методы обучения:

  • Упражнения

  • Дидактические игры

Формы обучения:

  • Деловая игра

  • Аукцион

  • Конкурс

  • Зачет

  • Общественный смотр знаний

  • Взаимообучение

  • КСО

Дидактическое обеспечение:

  • Раздаточный материал

  • Тестовые задания на печатной основе

  • Тестовые задания в электронном виде

  • Справочная литература

  • Репродукции картин известных художников

  • Коллекция презентаций к каждому уроку


Планируемые предметные результаты:

В познавательной сфере:

Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся является главной целью преподавания русского языка в школе, для достижения которой необходимо решение следующих задач:

  1. формирование научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала. В процессе решения этих познавательных задач реализуется языковая компетенция;

  2. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения названных практических задач.

  3. знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарных сведений о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка .

В ценностно- ориентационной сфере:

осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В коммуникативной сфере:

способность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий, овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи. Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.

В эстетической сфере:

формирование культуроведческой компетенции, к этой линии относится материал, дающий представление о родном языке как национально-культурном феномене, раскрывающий связь языка с историей и культурой русского народа, это содержание последовательно и целенаправленно реализуется при изучении каждого раздела программы. Особое место уделено познанию русского языка как средства выражения национальной культуры, ее самобытности. В определенной мере осуществляется знакомство с русской языковой картиной мира.

Предметные знания:

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотношение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года соответствует требованиям, установленным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку.

Предметные умения:

Личностные:

• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

• достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

• применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

• коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




























Содержание учебного предмета

п/п

Наименование учебного раздела

Коли-чество часов

Форма организации учебных занятий (вид урока)

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты

1

Введение

1 ч

Урок «открытия» нового знания

Знакомство с условными обозначениями и структурой учебника; изучение содержания параграфа. Фронтальная работа с классом.

Осознавать роль русского языка в современном мире.

2

Речь

8 ч

Урок общеметодической направленности, урок «открытия» нового знания, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала

Знать признаки текста. Научиться определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. Научиться выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка); осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п. Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности. Соблюдать норму построения текста. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.

3

Повторение изученного в 5-6 классах

11 ч

Урок общеметодической направленности, урок «открытия» нового знания, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Комплексное повторения ранее изученных орфограмм; проектирование способов выполнения д/з; комментирование выставленных оценок. Групповая работа по учебнику, работа в парах, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов написания изложения: написание подробного изложения по алгоритму выполнения задачи.

Повторять изученный материал по морфемике и словообразованию. Выполнять морфемный и словообразовательный разборы. Повторять изученный материал по грамматике, орфографии. Выполнять морфологический разбор именных частей речи. Повторять изученный материал по грамматике, орфографии. Выполнять морфологический разбор глагола и наречия. Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

4

Причастие

35 ч

Урок общеметодической направленности, урок «открытия» нового знания, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Фронтальная устная работа по учебнику, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з. Комплексное повторения ранее изученных тем; проектирование способов выполнения д/з; комментирование выставленных оценок. Групповая работа по учебнику, работа в парах, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов написания изложения: написание подробного изложения по алгоритму выполнения задачи.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия. Научиться определять способ склонения причастий, освоить применение правила склонения причастий на письме. Научиться правильно употреблять причастия с определяемыми словами, находить причастный оборот в предложении, соблюдать правильный порядок слов в предложениях с причастным оборотом. Освоить правила выделения причастного оборота на письме. Научиться применять правила употребления причастий, научиться соблюдать видовременную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

5

Деепричастие

17 ч

Урок общеметодической направленности, урок «открытия» нового знания, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Фронтальная устная работа по учебнику, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з. Комплексное повторения ранее изученных тем

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Научиться применять правила употребления деепричастий, научиться соблюдать видовременную соотнесённость деепричастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с деепричастными оборотами и в деепричастном обороте

6

Служебные части речи.

1 ч.

Урок общеметодической направленности, урок «открытия» нового знания, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Фронтальная устная работа по учебнику, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з. Комплексное повторения ранее изученных тем

Распознавать служебные и самостоятельные части речи, различать предлог, союз, частицу.

7

Предлог

15 ч

Урок общеметодической направленности, урок «открытия» нового знания, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Фронтальная устная работа по учебнику, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з. Комплексное повторения ранее изученных тем

Научиться отличать производные предлоги от омонимичных частей речи

8

Союз

17 ч

Урок общеметодической направленности, урок «открытия» нового знания, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Фронтальная устная работа по учебнику, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з. Комплексное повторения ранее изученных тем

Научиться отличать союз от других частей речи и определять их роль в предложении. Научиться различать простые и составные союзы. Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

9

Частицы

16 ч

Урок общеметодической направленности, урок «открытия» нового знания, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Фронтальная устная работа по учебнику, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з. Комплексное повторения ранее изученных тем

Научиться отделять частицу от других частей речи. Научиться определять формообразующие частицы . Научиться определять смыслоопределяющие частицы. Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

10

Междометие

8 ч

Урок общеметодической направленности, урок «открытия» нового знания, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Фронтальная устная работа по учебнику, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения д/з. Комплексное повторения ранее изученных тем; проектирование способов выполнения д/з; комментирование выставленных оценок. Групповая работа по учебнику, работа в парах, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок. Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов написания изложения: написание подробного изложения по алгоритму выполнения задачи.

Научиться отделять междометия от других частей речи. Научиться применять правила дефисного написания междометий, постановки знаков препинания при междометиях. Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

11

Повторение изученного в 5-7 классах

9 ч

Урок общеметодической направленности, урок закрепления знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии

Фронтальная устная работа по учебнику, самостоятельная работа, коллективное проектирование выполнения упражнения. Создание собственного текста по заданным параметрам

Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста. Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

Итого часов

137 ч




















Календарно- тематическое планирование к рабочей программе

по русскому для 7 "Б" класса


п/п

Дата

ТЕМА УРОКА

1

04.09

Русский язык в современном мире.


2

05.09

Р/Р Текст. Тема широкая и узкая.

3

06.09

Р/Р Текст. Простой и сложный план.

4

07.09

Р/Р Текст. Чтение – основной вид речевой деятельности.

5

11.09

Р/Р Типы и стили речи.

6

12.09

Р/Р Научно-учебный и научно-популярный стили речи.

7

13.09

Р/Р Публицистический стиль.

8

14.09

Р/Р Обобщение по разделу «Речь».

9

18.09

Р/Р Проверочная работа по разделу «Речь».

10

19.09

Повторение Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

11

20.09

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

12

21.09

Повторение. Морфемика Словообразование. Орфография

13

25.09

Повторение. Лексика. Фразеология.

14

26.09

Р/Р Комплексный анализ художественного текста

15

27.09

Повторение. Именные части речи.

16

28.09

Повторение. Глагол. Наречие.

17

02.10

Р/Р Обучающее изложение (по отрывку из повести А.Толстого «Необыкновенное приключение Никиты Рощина»)

18

03.10

Обобщение по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах».

19

04.10

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

20

05.10

Анализ контрольного диктанта.

21

09.10

Причастие как часть речи.

22

10.10

Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия.

23

11.10

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

24

12.10

Причастный оборот.

25

16.10

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

26

17.10

Р/Р Творческая работа «Чем славится наш посёлок»

27

18.10

Действительные и страдательные причастия.

28

19.10

Действительные причастия настоящего времени.

29

23.10

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

30

24.10

Р/Р Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

31

25.10

Страдательные причастия настоящего времени.

32

26.10

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

33

07.11

Р/Р Комплексный анализ текста по С. Тер-Минасовой

34

08.11

Действительные причастия прошедшего времени

35

09.11

Страдательные причастия прошедшего времени.

36


13.11

Р/Р Сочинение-рассуждение по исходному тексту (из воспоминаний Н.Толстого)

37

14.11

Полные и краткие страдательные причастия.

38

15.11

Гласные перед Н, НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

39

16.11

Гласные перед Н, НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

40

20.11

Морфологический разбор причастия

41

21.11

Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

42

22.11

Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

43

23.11

Правописание Н, НН в суффиксах омонимичных частей речи.

44

27.11

Р/Р Творческая работа учащихся «Наша северная столица – Петербург»

45

28.11

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

46

29.11

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

47

30.11

Буквы Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

48

04.12

Р/Р Употребление причастий в речи.

49

05.12

Повторение темы «Причастие»

50

06.12

Повторение темы «Причастие»

51

07.12

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

52

11.12

Анализ контрольного диктанта.

53

12.12

Р/Р Комплексный анализ текста «Кем быть?»

54

13.12

Тест по теме «Причастие»

55

14.12

Анализ теста.

56

18.12

Деепричастие как часть речи. Морфологические признаки деепричастия. Раздельное написание не с деепричастиями.

57

19.12

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

58

20.12

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДИКТАНТ

59

21.12

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

60

25.12

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Их образование.

61

26.12

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Их образование.

62

27.12

Морфологический разбор деепричастий.

63

09.01

Р/Р Употребление деепричастий в речи.

64

10.01

Р/Р Употребление деепричастий в речи.

65

11.01

Р/Р Употребление деепричастий в речи.

66

15.01

Р/Р Сочинение по репродукции картины О.В. Белоковской «Портрет сына».

67

16.01

Повторение темы «Деепричастие».

68

17.01

Повторение темы «Деепричастие».

69

18.01

Повторение темы «Деепричастие».

70

22.01

Контрольный диктант №3 по теме «Деепричастие»

71

23.01

Анализ контрольного диктанта.

72

24.01

Р/Р Комплексный анализ текста.

73

25.01

Служебные части речи. Междометия.

74

29.01

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов.

75

30.01

Р/Р Публичные выступления о лингвистах.

76

31.01

Р/Р Публичные выступления о лингвистах.

77

01.02

Простые и составные предлоги.

78

05.02

Производные и непроизводные предлоги.

79

06.02

Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи

80

07.02

Морфологический разбор предлогов.

81

08.02

Р/Р Употребление предлогов в речи

82

12.02

Р/Р Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?»

83

13.02

Анализ сочинения-рассуждения

84

14.02

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

85

15.02

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

86

19.02

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

87

20.02

Контрольный диктант №4 по теме «Предлог»

88

21.02

Анализ контрольной работы.

89

22.02

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.

90

26.02

Простые и составные союзы.

91

27.02

Союзы сочинительные и подчинительные.

92

28.02

Сочинительные союзы. Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами.

93

01.03

Сочинительные союзы. Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами.

94

05.03

Подчинительные союзы.

95

06.03

Подчинительные союзы.

96

07.03

Морфологический разбор союзов.

97

12.03

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Их отличие от местоимений и наречий.

98

13.03

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Их отличие от местоимений и наречий.

99

14.03

Р.Р. Употребление союзов в речи.

100

15.03

Р.Р. Сжатое изложение по тексту А. Дорохова

101

19.03

Обобщение и повторение по теме «Союз»

102

20.03

Обобщение и повторение по теме «Союз»

103

21.03

Контрольный диктант №5 по теме «Союз».

104

22.03

Анализ контрольного диктанта.

105

02.04

Р/Р Комплексный анализ текста («Что такое? Кто такой?»)

06

03.04

Частица как служебная часть речи.

107

04.04

Разряды частиц

108

05.04

Формообразующие частицы

109

09.04

Смыслоразличительные частицы

110

10.04

Раздельное и дефисное написание частиц.

111

11.04

Раздельное и дефисное написание частиц.

112

12.04

Отрицательные частицы НЕ и НИ

113

16.04

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

114

17.04

Различение на письме частицы НИ, приставки НИ, союза НИ НИ

115

18.04

ИТОГОВЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДИКТАНТ

116

19.04

Р.Р. Морфологический разбор частицы Употребление частиц в речи

117

23.04

Р.Р. Употребление частиц в речи

118

24.04

Повторение по теме «Частица»

119

25.04

Контрольный диктант№ 6 по теме «Частица»

120

26.04

Анализ контрольной работы.

121

28.04

Повторение правописания частиц.

122

03.05

Повторение правописания служебных частей речи.

123

07.05

Повторение правописания служебных частей речи.

124

08.05

Тест по теме «Служебные части речи».

125

10.05

Р/Р Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни.

126

14.05

Междометие как особый разряд слов.

127

15.05

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

128

16.05

Р.Р. Сочинение лингвистической сказки, героями которой были бы междометия

129

17.05

Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса

130

21.05

Р/Р Текст. Стили речи. Анализ текста (по выбору)

131

22.05

Фонетика и графика

132

23.05

Лексика и фразеология

133

24.05

Морфология

134

28.05

Синтаксис и пунктуация

135

29.05

Орфоэпия

136

30.05

Орфография

137

31.05

Морфемика





















Контрольно-измерительные материалы

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»



Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары некуда было деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.

Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился в глубь реки, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка поплыл к берегу и стал шарить возле камышовых зарослей.


Грамматические задания:

1.Обозначить грамматические основы предложения, составить схему:

Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.

2. Выполнить морфологический разбор : 1 вариант – (около) реки, 2 вариант – (на) берегу.

3. Выполнить морфемный разбор слов: расположился, наверх, зарослей.


.













Контрольный диктант №2 по теме «Причастие"

Ночь у костра.

Поздним вечером мы останавливаемся на ночлег в горах. У сочащегося из земли родничка растут старые пихты, тянутся поддерживаемые пихтами корявые берёзки. яркая звезда загорелась над горами. летом под высокими пихтами жили пастухи. Раньше здесь стоял сделанный из пихтовых дранок балаган. Ветер и непогода давно разметали лёгкое пастушеское жилище.

Мы взялись за восстановление разрушенного балагана.

Среди охотников и путешественников есть особенно неоценимые в путешествиях люди. Мой приятель умело раздувает костёр. лицо его освещено вспышками огня. Красные искры уносятся в невидимое небо и остывают.

Ночью мы, разбуженные холодом, необычайностью ночлега, будем вставать, чтобы подкинуть топлива в костёр. Вот я кладу в огонь заготовленные дрова. Пламя принимается жарко лизать сухие поленья.

Как хороша, как чудесна над горами звёздная ночь!


(119 сл.) (По И. Соколову-Микитову)


Грамматические задания:


1. Записать причастия, указать, действительные они или страдательные, определить вид, обозначить суффиксы.


2.Подчеркнуть глаголы в настоящем и будущем времени, обозначить спряжение.


3. Выполнить морфологический разбор одного причастия (по выбору).


























Контрольный диктант № 3 по теме «Деепричастие"

Ледоход.

  Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда составляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.

  Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд.

  Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Кажется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.

(По А.П. Чехову)

(145 слов)

 

Грамматические задания:


  1) Проведите морфологический разбор двух деепричастий из текста диктанта.


  2) Подчеркните как члены предложения деепричастные обороты.


  3) Найдите в первом абзаце слово, состоящее из двух корней, и выполните его морфемный разбор.

 

















Контрольный диктант № 4 по теме «Предлог"

  Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес. Грибы попадались изредка, но мы проходили бы в течение всего дня, но нам помешал дождь. Вследствие того, что ушли недалеко от лагеря, мы успели добежать до палаток. Тяжёлая синяя туча в виде острого угла выдвинулась откуда-то из-за леса. Сразу стало сумрачно и неуютно.

  С лёгким шорохом по траве, по воде прокатилась первая полоса дождя и затихла. Всё вокруг затихло и насторожилось. Вслед за тем опять ударил гром, рванул откуда-то ветер, и вдруг хлынуло так, что всё загудело под напором воды.

  В течение получаса продолжался ливень и вдруг совсем смолк. Мы несмело откинули полог палатки. Прямо от наших ног до ближайшего куста, окрашивая его в жёлтый цвет, в виде фонтана круто вверх взметнулась широкая радуга. 

(По А. Приставкину)

(127 слов)

 

 Грамматические задания:


  1) Подчеркните все предлоги.


  2) Выполните морфологический разбор производного предлога.

 



























Контрольный диктант № 5 по теме «Союз»



Мститель

  Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

  Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут. 

  Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

  Ни один человек не заметил маленького происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, чтобы в другой раз было неповадно.

(По В. Солоухину)

(135 слов)

 

 Грамматические задания:



  1) Обведите союзы, связывающие части сложных предложений.



  2) Объясните значение слова  неповадно  из последнего предложения.

























Контрольный диктант№ 6 по теме "Частица"



Дорога в детство.

Эту дорогу я знаю наизусть, как любимое стихотворение, которое никогда не заучивал, но которое само запомнилось на всю жизнь. Я мог бы идти по ней зажмурившись. Если бы по тротуарам не спешили пешеходы, а по мостовой не мчались автомашины и троллейбусы...

Иногда по утрам я выхожу из дому вместе с ребятами, которые в ранние часы бегут той самой дорогой. Мне кажется, что вот-вот сейчас из окна высунется мама и крикнет мне вдогонку с четвертого этажа: «Ты забыл на столе свой завтрак!» Но теперь я уже редко что-нибудь забываю, а если бы и забыл, не очень-то прилично было бы догонять меня криком с четвертого этажа: ведь я уже давно не школьник.

Помню, однажды мы с моим лучшим другом Валериком сосчитали зачем-то количество шагов от дома до школы. Теперь я делаю меньше шагов: ноги у меня стали длиннее. Но путь продолжается дольше, потому что я уже не могу, как раньше, мчаться сломя голову.



 Грамматические задания:



1.Выпишите по три-пять примеров слов всех служебных частей речи.



2.Укажите разряды выписанных частиц.













































Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса



Уже на восходе солнца мы были в птичьем заповеднике. Окруженные несметными стаями птиц, упираясь легким веслом, мы тихо плыли серединой зеркально-спокойного залива. Январское солнце по-весеннему ярко отражалось в золотившейся глади…

Круг птиц незаметно размыкался и опять сходился над кормой. Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга.

Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над самой гладью залива, раскинув крылья, пролетали огромные пеликаны. Точно белые сказочные корабли, плавали белые лебеди.

Чем дальше мы продвигались в глубь заповедника, тем смелее держалась птица. Стаи гусей и казарок подпускали почти вплотную. На отмелях, кишевших разноцветными птицами, неподвижно сидели орлы.

В окружении бесчисленных птиц мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько рассказов нашего проводника.


(113 слов)

(По И.Соколову-Микитову)



 Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст, определите основную мысль.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложений:

     Над самой гладью залива, раскинув крылья, пролетали огромные пеликаны (1 вариант ) 

    и 

    На отмелях, кишевших разноцветными птицами, неподвижно сидели орлы (2 вариант)

  3. Выполните морфемный разбор слов:


Окруженные, упираясь (1 вариант)


Золотившиеся, бесчисленных (2 вариант)




















СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания ВМО учителей

Русского языка и литературы

от 30.08.2017 года № 1


_____________ Кравцова И.Н.




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания МС МБОУ Матвеево- Курганской сош №2

от 31.08.2017 года № 1


___________Лямцева Л.М.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

Школы по УВР

_____________ Малащенко В.Н.

31 августа 2017 года





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!