Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
«Утверждаю»
Приказ от 27.08.2021 г. № 313
Директор МБОУ СОШ №1
________________ И.И. Ганеев
М.П.
Рабочая программа
по русскому языку
Уровень общего образования (класс) 7 «Б»
Количество часов 136
Учитель: Козлова Светлана Николаевна
г.Семикаракорск
2021г.
Раздел 1. «Пояснительная записка»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования.
Цели рабочей программы в области формирования системы знаний, умений соотнесены с целями и задачами учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования, что позволяет обеспечить средствами учебного предмета возможности для
— воспитания гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитания интереса и любви к русскому языку;
— совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
— освоения знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в разных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка; нормах русского литературного языка, русском речевом этикете.
Цель рабочей программы конкретизируется задачами, которые решаются при изучении курса «Русский язык». Они соотнесены с главными задачами реализации Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1:
— осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства;
— формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности в речевом самосовершенствовании;
— усвоение системы знаний о русском языке;
— формирование метапредметных умений и способов деятельности (определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; уметь извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её).
Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»).
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, соотнесено с объёмом курса. Содержание курса русского языка в 7 классе (4 ч в неделю, 35 учебных недель) – 140 часов. По календарному учебному графику школы в 7 «Б» классе – 136 часов. Уроки, выпавшие на праздничные дни, будут компенсированы за счет уплотнения программы.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык»
Учащиеся должны достигнуть следующих результатов личностных, метапредметных, предметных на уровне основного общего образования.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
–– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
–по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
–по лексике: пользоваться разными видами словарей;
–по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
–по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
–по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
–по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
–по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
–по связной речи, чтению и работе с информацией: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.
Речевая деятельность.
Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.
Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.
Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).
Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным
текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.
Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические
конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Раздел 3. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №1 г. Семикаракорска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку и программой учебного курса автора-составителя Е.А. Быстровой.
Русский язык в современном мире (1ч.)
Речь (16ч.)
Текст. Тема широкая и узкая. Простой и сложный план. Чтение — основной вид речевой деятельности.
Умеем ли мы правильно читать? Типы и стили речи. Научный стиль речи. Разновидности научного стиля речи (научно-учебный и научно-популярный). Публицистический стиль речи.
Повторение изученного в 5—6 классах (11ч.)
Фонетика. Орфоэпия
Морфемика. Словообразование
Лексика и фразеология
Морфология
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Имя числительное. Наречие.
Синтаксис и пунктуация
Морфология. Орфография
Причастие (30ч.)
Что такое причастие. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий настоящего времени. Образование причастий прошедшего времени. Полные и краткие причастия. Морфологический разбор причастия. План морфологического разбора причастия. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Употребление причастий в речи.
Деепричастие (14ч.)
Что такое деепричастие. Деепричастный оборот. Деепричастия несовершенного и совершенного видов. Образование деепричастий. План морфологического разбора деепричастия. Употребление деепричастий в речи.
Служебные части речи. Междометия (1ч.)
Предлог (12ч.)
Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов. План морфологического разбора предлога.
Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи.
Союз (17ч.)
Союз как служебная часть речи. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. План морфологического разбора союза. Правописание союзов. Употребление союзов в речи.
Частица (19ч.)
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы не и ни. План морфологического разбора частицы. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова (4ч.)
Повторение изученного в 7 классе (6ч.)
Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся |
Русский язык в современном мире (1 ч) | Осознавать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире. |
Речь (40 ч.) |
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Чтение как вид деятельности. Функциональные стили: научный публицистический. Их особенности. | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять мик- ротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Овладеть различными видами чтения. Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом |
Повторение изученного в 5—6 классах (8 ч) |
Морфология. Орфография (82 ч) |
Причастие (26 ч) Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление причастий в речи | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры. Выполнять морфологический разбор причастия. Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте. Освоить содержание изученных правил и применять их на письме. |
Деепричастие (12 ч) Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот. Употребление деепричастий в речи. | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Выполнять морфологический разбор деепричастия. Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом. |
Служебные части речи. Междометия (45 ч) |
Служебные части речи (1 ч) Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Предлог (10 ч) Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи | Различать предлог, союз, частицу. Производить морфологический анализ предлога. Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи. Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др. Освоить правила правописания предлогов и применять их на письме. |
Союз (14 ч) Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Правописание союзов. Употребление союзов в речи | Производить морфологический анализ союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Соблюдать правила правописания союзов.- |
Частица (16 ч) Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание частиц. Употребление частиц в речи | Производить морфологический анализ частицы. Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Соблюдать правила правописания частиц. |
Междометия и звукоподражательные слова (3 ч) Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий. Звукоподражательные слова | Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов. Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы. |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование 2021 – 2022 уч.г
по предмету «Русский язык» 7 «Б» класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
| 02.09 | Русский язык в современном мире. | 1 |
| 03.09 | Повторение изученного в 5 – 6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 |
| 06.09 | Повторение. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 |
| 07.09 | Повторение. Лексика. Фразеология | 1 |
| 09.09 | Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 1 |
| 10.09 | Повторение. Морфемика. Словообразование. | 1 |
| 13.09 | Повторение. Морфология и орфография. | 1 |
| 14.09 | Входная диагностика. Диктант с грамматическим заданием. | 1 |
| 16.09 | Работа над ошибками. Анализ результатов входной диагностики | 1 |
| 17.09 | РР. Сочинение по сложному плану «Народные умельцы моего края» | 1 |
| 20.09 | РР. Текст. Признаки текста. Тема широкая и узкая. | 1 |
| 21.09 | Причастие как часть речи. | 1 |
| 23.09 | РР. Типы и стили речи. Публицистический стиль. | 1 |
| 24.09 | Причастный оборот. | 1 |
| 27.09 | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 |
| 28.09 | Действительные и страдательные причастия | 1 |
| 30.09 | Образование действительных причастий настоящего времени | 1 |
| 01.10 | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 |
| 04.10 | Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 |
| 05.10 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 |
| 07.10 | РР. Подготовка к изложению научно-популярного стиля. | 1 |
| 08.10 | РР. Изложение | 1 |
| 11.10 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 |
| 12.10 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 |
| 14.10 | Правописание гласных перед Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 |
| 15.10 | Полные и краткие страдательные причастия. | 1 |
| 18.10 | Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 |
| 19.10 | Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | 1 |
| 21.10 | Морфологический разбор причастия | 1 |
| 22.10 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 |
| 25.10 | Анализ контрольной работы | 1 |
| 26.10 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 |
| 08.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 |
| 09.11 | Р.Р. Подготовка к сочинению. | 1 |
| 11.11 | РР. Сочинение-рассуждение на основе публицистического текста. | 1 |
| 12.11 | Буквы Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 |
| 15.11 | Употребление причастий в речи | 1 |
| 16.11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие» | 1 |
| 18.11 | Контрольный тест по теме «Причастие» | 1 |
| 19.11 | Анализ ошибок в тесте. | 1 |
| 22.11 | Деепричастие как часть речи. | 1 |
| 23.11 | Деепричастия несовершенного и совершенного видов. | 1 |
| 25.11 | Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. | 1 |
| 26.11 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 |
| 29.11 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 |
| 30.11 | Раздельное написание «не» с деепричастиями. | 1 |
| 02.12 | Морфологический разбор деепричастий. | 1 |
| 03.12 | РР. Обучение написанию сжатого изложения (по тексту И.Шмелева упр.250). | 1 |
| 06.12 | РР. Сжатое изложение. | 1 |
| 07.12 | Употребление деепричастий в речи. | 1 |
| 09.12 | Повторение темы «Деепричастие». | 1 |
| 10.12 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | 1 |
| 13.12 | Анализ ошибок в диктанте. | 1 |
| 14.12 | Служебные части речи. | 1 |
| 16.12 | Предлог как служебная часть речи. | 1 |
| 17.12 | Значения предлогов. Разряды предлогов | 1 |
| 20.12 | РР. Сочинение по пословице (упр. 281) | 1 |
| 21.12 | Простые и составные предлоги. | 1 |
| 23.12 | Производные и непроизводные предлоги. | 1 |
| 24.12 | Морфологический разбор предлогов. | 1 |
| 27.12 | Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи. | 1 |
| 28.12 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 |
| 30.12 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 |
| 10.01 | Правописание производных предлогов | 1 |
| 11.01 | РР. Устное рассуждение (дискуссия) «Нужны ли будут книги на печатной основе?» | 1 |
| 13.01 | Употребление предлогов в речи. | 1 |
| 14.01 | Контрольный тест по теме «Предлог». | 1 |
| 17.01 | Анализ ошибок в тесте. | 1 |
| 18.01 | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Союзы и союзные слова. | 1 |
| 20.01 | Простые и составные союзы. | 1 |
| 21.01 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 |
| 24.01 | Сочинительные союзы. Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами. | 1 |
| 25.01 | РР. Сочинение-описание «Музей, о котором хочу рассказать (по упр. 305) | 1 |
| 27.01 | Подчинительные союзы. | 1 |
| 28.01 | Знаки препинания в предложениях с подчинительными союзами. | 1 |
| 31.01 | Знаки препинания в предложениях с подчинительными союзами. | 1 |
| 01.02 | Морфологический разбор союзов. | 1 |
| 03.02 | РР. Сжатое изложение (по тексту упр. 326) | 1 |
| 04.02 | Правописание союзов. | 1 |
| 07.02 | Правописание союзов. | 1 |
| 08.02 | Контрольная работа по теме «Союз». Диктант. Тест | 1 |
| 10.02 | Анализ контрольной работы. | 1 |
| 11.02 | Употребление союзов в речи. | 1 |
| 14.02 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Союз». | 1 |
| 15.02 | РР. Сочинение-рассуждение «Что такое память?» | 1 |
| 17.02 | Частица как служебная часть речи. | 1 |
| 18.02 | Разряды частиц. | 1 |
| 21.02 | Формообразующие частицы. | 1 |
| 22.02 | Смысловые частицы. | 1 |
| 24.02 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 |
| 25.02 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 |
| 28.02 | Морфологический разбор частицы. | 1 |
| 01.03 | Правописание частицы НЕ с разными частями речи | 1 |
| 02.03 | Правописание частицы НЕ с разными частями речи | 1 |
| 04.03 | Правописание частицы НЕ с разными частями речи | 1 |
| 05.03 | Правописание частицы НИ | 1 |
| 10.03 | Правописание частицы НЕ и НИ | 1 |
| 11.03 | Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ | 1 |
| 14.03 | РР. Сочинение-рассуждение «Стиль жизни… Какой мне ближе?» (по упр. 344) | 1 |
| 15.03 | РР. Сочинение-рассуждение | 1 |
| 17.03 | Употребление частиц в речи. | |
| 18.03 | Повторение по теме «Частицы» | 1 |
| 21.03 | Повторение по теме «Частицы» | 1 |
| 22.03 | Контрольный диктант по теме «Частица». | 1 |
| 24.03 | Анализ контрольного диктната | 1 |
| 25.03 | Междометие как часть речи. | 1 |
| 04.04 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 |
| 05.04 | Производные и непроизводные междометия | 1 |
| 07.04 | Знаки препинания при междометиях. | 1 |
| 08.04 | Звукоподражательные слова. | 1 |
| 11.04 | РР. Изложение на лингвистическую тему. | 1 |
| 12.04 | Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах. | 1 |
| 14.04 | Разделы науки о русском языке. | 1 |
| 15.04 | Повторение по теме «Речь». Текст. Тема широкая и узкая. | 1 |
| 18.04 | Простой и сложный план. Чтение — основной вид речевой деятельности. | 1 |
| 19.04 | Умеем ли мы правильно читать? Типы и стили речи. | 1 |
| 21.04 | Научный стиль речи. Разновидности научного стиля речи (научно-учебный и научно-популярный). | 1 |
| 22.04 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 |
| 25.04 | Лексика. Фразеология. | 1 |
| 26.04 | Морфемика. Словообразование. | 1 |
| 28.04 | Морфология. Имя существительное. | 1 |
| 29.04 | Морфология. Имя прилагательное. | 1 |
| 05.05 | Морфология. Имя числительное | 1 |
| 06.05 | Морфология. Наречие. | 1 |
| 12.05 | Повторение по теме «Причастие» | 1 |
| 13.05 | Н-НН в разных частях речи. | 1 |
| 16.05 | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 |
| 17.05 | Повторение по теме «Деепричастие» | 1 |
| 19.05 | Повторение по теме «Служебные части речи» | 1 |
| 20.05 | Контрольный диктант по «Повторению» | 1 |
| 23.05 | Анализ ошибок в контрольном диктанте | 1 |
| 24.05 | Повторение. Синтаксис. | 1 |
| 26.05 | Повторение. Синтаксис. | 1 |
| 27.05 | Повторение. Пунктуация. | 1 |
| 30.05 | Повторение. Пунктуация. | 1 |
| 31.05 | Обсуждение проектов. | 1 |