МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УРЕНСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Руководитель МО _______/Соловьева О.П. Протокол № 1 от «31» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Коротина Т.В. «31» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Уренская коррекционная школа интернат» ________/Шагина Н.В. Приказ № 59 от «31» августа 2019 г. |
Рабочая программа по русскому языку
для 9 д класса
(ГОС)
Автор-составитель: учитель начальных классов
Желнова Светлана Михайловна.
Урень
Русский язык 9 д класс
2. Пояснительная записка.
Программа адресована для детей со сложной структурой дефекта 9 д класса и рассчитана на 104 часов в год (3 часа в неделю).
Нормативные документы, на основе которых разработана данная рабочая программа:
- приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- «Методические рекомендации по разработке учебных планов, разрабатываемых образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы» ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования.
- учебный план МКОУ «Уренская коррекционная общеобразовательная школа – интернат»;
-программы обучения глубоко умственно отсталых детей Составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1984 год;
-учебник по русскому языку для 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида Москва «Просвещение» 2011. Автор А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова.
У детей с глубокими интеллектуальными нарушениями в связи с нарушением пространственного восприятия и замедленного развития мелкой моторики, а также нарушением аналитико-синтетической деятельности мозга графические навыки и соотнесение звука и буквы сформированы недостаточно, или вообще отсутствуют.
Уроки обучения чтению и письму ведутся параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию.
С детьми с глубоким нарушением интеллекта проводится работа по развитию зрительных пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева направо расположение строчек, начертаний букв, распознавание называние цветов (черного, белого, коричневого, красного, синего, желтого, зеленого), название и расположение геометрических фигур (горизонтально, вертикально)
Особенности занятий по обучению письму в этом классе заключаются в том, что обучающимся одновременно с момента поступления в школу даются как технические навыки(правильно держать ручку, карандаш, правильно ими пользоваться при проведении линии),так и умения в изображении отдельных элементов букв. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенок может достигать разного уровня успехов, поэтому данный курс обучения письму детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью ставит цель:
- научить детей самостоятельно писать небольшие предложения, свое имя, фамилию.
Задачи обучения:
-формирование у учащихся графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;
- подготовка учащихся к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;
- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- совершенствование графических навыков;
- привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом.
3. Содержание программы учебного предмета.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение) |
1 | Повторение. | 3 | | |
2 | Звуки и буквы. | 78 | | 3 |
3 | Слово. | 22 | | 1 |
4 | Повторение пройденного. | 1 | | |
| Итого: | 104 | 100 | 4 |
4. Требования к уровню подготовки выпускников.
К концу 9 класса учащийся должен:
- различать свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, с-з, ш-ж).
- уметь различать части речи (названия предметов, названия действий предметов) по вопросам, правильное употребление их- уметь вести правильно тетрадь;
-уметь писать имена собственные с предлогами;
- уметь писать предлоги со словами, обозначающими предметы;
-уметь образовывать родственные слова;
- уметь составлять предложения по вопросам учителя;
- уметь работать с деформированными предложениями;
- уметь писать свой адрес, заполнять дневник;
- уметь писание по образцу заявления;
5. Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | по факту |
1 | Предложение. Повторение. | | | |
2 | Предложение. Повторение. | | | |
3 | Предложение. Повторение. | | | |
4 | Звуки и буквы. Алфавит. | | | |
5 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | | | |
6 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | | | |
7 | Сравнение по смыслу, произношению, написанию слов с ь. | | | |
8 | Сравнение по смыслу, произношению, написанию слов с ь. | | | |
9 | Правописание слов с ь на конце и в середине слова. | | | |
10 | Правописание слов с ь на конце и в середине слова. | | | |
11 | Разделительный ь. | | | |
12 | Слитное и раздельное произношение согласных и гласных звуков | | | |
13 | Правописание слов с разделительным ь. | | | |
14 | Правописание слов с разделительным ь. | | | |
15 | Правило переноса слов с разделительным ь и ь. | | | |
16 | Гласные после шипящих. | | | |
17 | Гласные после шипящих. | | | |
1 | Гласные после шипящих. | | | |
19 | Гласные после шипящих. | | | |
20 | Гласные после шипящих. | | | |
21 | Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание | | | |
22 | Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание | | | |
23 | Контрольная работа по теме «Гласные после шипящих» | | | |
24 | Работа над ошибками | | | |
25 | Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание | | | |
26 | Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание | | | |
27 | Правописание звонкие и глухие согласные на конце слова. Умение объяснить их правописание. | | | |
28 | Правописание звонкие и глухие согласные на конце слова. Умение объяснить их правописание. | | | |
29 | Звонкие и глухие согласные в середине слова перед гласными и согласными. Их произношение и написание. | | | |
30 | Звонкие и глухие согласные в середине слова перед гласными и согласными. Их произношение и написание. | | | |
31 | Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | | | |
32 | Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | | | |
33 | Правописание зв. и гл. согл. на конце и в середине слова перед согл. Умение объяснить орфограммы | | | |
34 | Правописание зв. и гл. согл. на конце и в середине слова перед согл. Умение объяснить орфограммы | | | |
35 | Правописание зв. и гл. согл. на конце и в середине слова перед согл. Умение объяснить орфограммы | | | |
36 | Правописание зв. и гл. согл. на конце и в середине слова перед согл. Умение объяснить орфограммы | | | |
37 | Дифференциация изученных орфограмм. | | | |
38 | Ударение. | | | |
39 | Ударение. | | | |
40 | Ударение. | | | |
41 | Одинаковое написание удар. И безударных гласных в различных формах одного и того же слова. | | | |
42 | Одинаковое написание удар. И безударных гласных в различных формах одного и того же слова. | | | |
43 | Одинаковое написание удар. И безударных гласных в различных формах одного и того же слова. | | | |
44 | Ударные и безударные гласные. | | | |
45 | Правописание безударных гласных в корне. | | | |
46 | Правописание безударных гласных в корне. | | | |
47 | Контрольная работа по теме «Ударные и безударные гласные». | | | |
48 | Работа над ошибками.. | | | |
49 | Правописание безударных гласных в корне. | | | |
50 | Правописание безударных гласных в корне. | | | |
51 | Знакомство со способом подбора проверочных слов по образцу (вода- воды). | | | |
52 | Знакомство со способом подбора проверочных слов по образцу (вода- воды). | | | |
53 | Знакомство со способом подбора проверочных слов по образцу (вода- воды). | | | |
54 | Развитие умения находить изучаемую орфограмму сначала в отдельных словах, потом в тексте. | | | |
55 | Развитие умения находить изучаемую орфограмму сначала в отдельных словах, потом в тексте. | | | |
56 | Развитие умения находить изучаемую орфограмму сначала в отдельных словах, потом в тексте. | | | |
57 | Развитие умения находить изучаемую орфограмму сначала в отдельных словах, потом в тексте. | | | |
58 | Развитие умения выделять орфограммы, относящиеся к разным правилам, не сходным с только что изученным | | | |
59 | Дифференциация всех изученных правил | | | |
60 | Дифференциация всех изученных правил | | | |
61 | Повторение изученного. | | | |
62 | Повторение изученного. | | | |
63 | Повторение изученного. | | | |
64 | Повторение изученного материала. | | | |
65 | Название предметов. | | | |
66 | Название предметов. | | | |
67 | Названия действий. | | | |
68 | Названия действий. | | | |
69 | Названия признаков предметов. | | | |
70 | Названия признаков предметов. | | | |
71 | Названия признаков предметов. | | | |
72 | Имена собственные. | | | |
73 | Имена собственные. | | | |
74 | Имена собственные. | | | |
75 | Предлоги. | | | |
76 | Предлоги. | | | |
77 | Контрольный диктант по теме: «Итоги 3 четверти». | | | |
78 | Работа над ошибками. | | | |
79 | Разделительный твёрдый знак. | | | |
80 | Разделительный твёрдый знак. | | | |
81 | Разделительный твёрдый знак. | | | |
82 | Родственные слова. | | | |
83 | Родственные слова. | | | |
84 | Родственные слова. | | | |
85 | Предложение. Связь слов в предложении. | | | |
86 | Предложение. Связь слов в предложении. | | | |
87 | Предложение. Связь слов в предложении. | | | |
88 | Предложение. Связь слов в предложении. | | | |
89 | Предложение. Связь слов в предложении. | | | |
90 | Повторение материала. | | | |
91 | Повторение материала. | | | |
92 | Знаки препинания в конце предложения. | | | |
93 | Знаки препинания в конце предложения. | | | |
94 | Знаки препинания в конце предложения. | | | |
95 | Знаки препинания в конце предложения. | | | |
96 | Главные и второстепенные слова в предложении. | | | |
97 | Главные и второстепенные слова в предложении. | | | |
98 | Главные и второстепенные слова в предложении. | | | |
99 | Главные и второстепенные слова в предложении. | | | |
100 | Главные и второстепенные слова в предложении. | | | |
101 | Контрольный диктант по теме: «Главные и второстепенные слова в предложении» | | | |
102 | Работа над ошибками. | | | |
103 | Повторение. | | | |
| Итого: | 103 ч | | |
6. Формы и средства контроля.
1. Контрольные диктанты.
7.Учебно-методические средства обучения.
1. программы обучения глубоко умственно отсталых детей Составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1984 год;
2. учебник по русскому языку для 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида Москва «Просвещение» 2011. Автор А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова.
3. Чистякова О.В. «Обучение грамоте». Издательский дом «Литера», 2009.
4. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс. – М.: «Экзамен», 2013.
Дидактический и демонстрационный материал:
-таблицы к урокам по темам;
-картотека словарных слов;
-плакат и раздаточный материал «Пиши правильно»;
-иллюстрации по темам.
Раздаточный материал:
-карточки с заданиями на темы курса
-памятка (написание букв), карточки с текстами и словами на различные правила.