Учитель:Мамедова Р.Р.
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
9)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
№ п/п | Тема раздела | Основная цель | Содержание обучения |
1 | Введение | Показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и этического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова. | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. |
2 | Устное народное творчество. | Познакомить с понятием «предания», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; познакомить с героями –государственными деятелями. Показать своеобразие ритмико-мелодической организации былин, сравнить былину со сказкой: сюжет, герои, система образов. Показать, как в героическом эпосе народа отражается его жизнь, национальные традиции, обычаи, трудовые будни и праздники. Познакомить с жанровыми особенностями пословиц и поговорок; воспитывать уважение и любовь к богатому и меткому русскому слову. | Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. |
3 | Из древнерусской литературы | Дать понятие о древнерусской литературе. Показать отражение в древнерусской литературе народных идеалов. | «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления) |
4 | Из русской литературы XVIIIвека | Отметить широту интересов поэтов XVIII века, подчеркнуть их прямоту и честность. | Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Теория лит-ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание. |
5 | Из русской литературы XIX века | Отметить интерес писателей к историческому прошлому, раскрыть нравственную проблематику произведений, особенности языка. Показать отражение существенных черт русского национального характера. Развивать умение анализировать текст; воспитывать патриотизм. | Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник».вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах» Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Родная природа в стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления. |
6 | Из литературы XX века | Познакомить с произведениями писателей, их нравственной проблематикой. | Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов. Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя. Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А..Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. |
7 | Из зарубежной литературы | Расширить представление учащихся о зарубежной литературе; помочь осознать философскую проблематику произведений. Познакомить с основными темами. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления). |
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 3 |
3 | Из древнерусской литературы. | 1 |
4 | Из русской литературы XVIII века. | 1 |
5 | Из русской литературы XIXвека . | 32 |
6 | Из русской литературы XX века. | 17 |
7 | Из зарубежной литературы | 13 |
Итого за год | 68 |
№ п/п | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Домашнее задание |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ |
| | | Художественное произведение, автор, герои. | Научиться пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения | |
|
| | | Обрядовый фольклор.Внеобрядовый песенный фольклор Тюменского края (РК) | Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи | |
| | | Пословицы и поговорки.Пословицы и поговорки в жизни северных народов (РК) | Научиться толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок | |
| | | Загадки (урок внеклассного чтения) Р.р. Русский фольклор. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | Научиться составлять план устного высказывания. Уметь объяснять прямой и переносный смысл загадок. Научиться проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных теме. Уметь составить план ответа на проблемный вопрос | |
|
| | | Русская летопись.Сибирские летописи. Повесть о городах Таре и Тюмени. (РК) | Знать ключевые темы, образы и приемы изображения человека в древнерусской литературе. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
| | | Русские басни. И.И. Дмитриев. «Муха». | Научиться находить цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория», «мораль». | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
| | | И.А. Крылов. «Осел и соловей». | Научиться понимать иносказательный подтекст басни и её мораль. | |
| | | И.А. Крылов. «Листы и корни». | Научиться понимать смысл произведений и видеть смешное (юмор). | |
| | | И.А. Крылов. «Ларчик» Р.р. Русские басни. | Научиться понимать смысл произведений и видеть смешное (юмор). | |
| | | А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». А.С. Пушкин. «Узник». | Знать художественные особенности жанра стихотворного послания, уметь выявлять его черты в стихотворении. Научиться аргументировать свою точку зрения. Научиться анализировать текст стихотворения, уметь выявлять черты фольклорной традиции в стихотворении. | |
| | | А.С. Пушкин. «Зимнее утро». | Научиться анализировать текст стихотворения. Уметь объяснить роль композиции в понимании смысла стихотворения. | |
| | | А.С. Пушкин «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина (урок внеклассного чтения). | Уметь определять роль эпитета, метафоры в выражении авторской позиции. Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы. | |
| | | Р.р. А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. Научиться определять стихотворные размеры. Уметь составить план ответа на проблемный вопрос. | |
| | | А.С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров.«Дубровский»: бунт крестьян. | Знать историю создания романа. Научиться анализировать эпизод, уметь составлять план сравнительной характеристики Дубровского-старшего и Троекурова. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | |
| | | «Дубровский»: история любви. «Дубровский»: протест Владимира Дубровского. Сильный характер в произведениях сибирских писателей. Г. Сазонов, А. Конькова «Как поссорился человек с медведем» (отрывок из романа-сказания) Леонид Лапцуй «Дедовский мотив», «Перед порогом» (РК) | Научиться анализировать эпизод и определять его роль в повести. Знать формы выражения авторской позиции по отношению к героям романа. Уметь составить характеристику Владимира Дубровского, объяснить его протест против произвола и деспотизма. | |
| | | «Дубровский»: композиция романа. Р.р. «Дубровский»: моё понимание романа Пушкина. | Уметь выявлять авторское отношение к героям повести, определять роль композиционных элементов в выражении позиции автора. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи Научиться характеризовать героя повести, понимать смысл произведения и видеть главное. Уметь составить план ответа на проблемный вопрос. | |
| | | А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои. | Научиться определять особенности повествования | |
| | | "Барышня-крестьянка": особенности композиции повести. | Научиться определять особенности композиции повести. | |
| | | "Повести Белкина": проблемы и герои (урок внеклассного чтения) | Научиться проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных теме | |
| | | М.Ю. Лермонтов. "Тучи".М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". | Научиться анализировать текст стихотворения Научиться характеризовать средства выразительности в стихотворении. | |
| | | М.Ю. Лермонтов. "Листок".М.Ю. Лермонтов. "Утёс", "На севере диком..." | Научиться анализировать текст стихотворения. Уметь различать образы лирического героя и автора. Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Научиться определять двусложные и трехсложные размеры стиха. | |
| | | Р.р. М.Ю. Лермонтов. Лирика. | Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | |
| | | И.С. Тургенев. "Бежин луг": образы автора и рассказчика. | Научиться составлять литературный портрет писателя. Уметь различать образы автора и рассказчика в произведении. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | |
| | | "Бежинлуг": образы крестьянских детей, картины природы | Научиться составлять характеристику героев | |
| | | И.С. Тургенев. "Хорь и Калиныч" и другие рассказы. (урок внеклассного чтения). | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной деятельности . Иметь представление о портретной характеристике персонажей. | |
| | | Ф.И. Тютчев. "Неохотно и не смело...". Край родной мой - просторы Тюменские (РК) | Научиться анализировать поэтический текст. Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии | |
| | | Ф.И. Тютчев. "С поляны коршун поднялся...".Ф.И.Тютчев. "Листья". | Научиться анализировать поэтический текст. Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии | |
| | | А.А. Фет. "Ель рукавом мне тропинку завесила..." А.А. Фет. "Ещё майская ночь". | Научиться определять черты пейзажной лирики Научиться определять особенности звукового строя стихотворения | |
| | | А.А. Фет. "Учись у них - у дуба, у берёзы...". | Научиться определять черты пейзажной лирики | |
| | | Р.р. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Лирика. | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | |
| | | Н.А. Некрасов. "Железная дорога": автор и народ, своеобразие композиции стихотворения. | Научиться анализировать текст Научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения Научиться анализировать поэтический текст | |
| | | К.Р. Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова. | Научиться анализировать текст | |
| | | Н.С. Лесков. "Левша": народ и власть."Левша": язык сказа. Понятие об иронии. | Научиться составлятьлитературный портрет писателя, владеть навыками устной монологической речи. Научиться определять особенности языка сказа, приёмы комического в сказе «Левша» | |
| | | Н.С. Лесков. "Человек на часах" (урок внеклассного чтения). | Научиться анализу различных форм выражения авторской позиции. | |
| | | А.П. Чехов. "Толстый и тонкий": герои рассказа. | Научиться составлять литературный портрет писателя. Научиться анализу различных форм выражения авторской позиции. Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы | |
| | | Я.П. Полонский. "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри - какая мгла..." | Научиться применять алгоритм проведения анализа поэтического текста | |
| | | Е.А. Баратынский. "Весна! Весна!", "Чудный град". А.К. Толстой. "Где гнуться над омутом лозы" | Научиться определять особенности пейзажной лирики | |
| | | Романсы на стихи русских поэтов. А.С. Пушкин, "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов. "Парус"; Ф.И. Тютчев. "Ещё в полях белеет снег..." Подготовка к сочинению. Интегрированный урок: литература, музыка | Научиться применять алгоритм проведения анализа поэтического текста | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
| | | А.И. Куприн. "Чудесный доктор": герой и прототип. | Научиться выявлять характерные особенности содержания рассказа. Научиться составлять устную и письменную характеристику героя | |
| | | А.С. Грин. "Алые паруса": мечта и действительность | Научиться определять жанрово-композиционные особенности произведения | |
| | | А.П. Платонов. "Неизвестный цветок": образы-символы в сказке. | Научиться определять идейное своеобразие рассказа | |
| | | К.М. Симонов. "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..."."Поклонимся, друзья, фронтовикам". Тюменские поэты о войне и победе. (РК) | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы | |
| | | Д.С. Самойлов. "Сороковые"."Поклонимся, друзья, фронтовикам". Тюменские поэты о войне и победе. (РК) | Научиться систематизиро-вать и обобщать теоретический материал | |
| | | В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой": сюжет и герои, проблематика рассказа, речь героев. | Научиться определять идейно-художественное своеобразие прозаического текста | |
| | | В.Г. Распутин. "Уроки французского": трудности послевоенного времени. | Уметь анализировать прозаический текст Научиться анализу различных форм выражения авторской позиции. | |
| | | "Уроки французского": стойкость главного героя.Отражение в повести В.П.Крапивина "Реквием" мира военного и послевоенного детства. (Отрывок из "Летящей сказки") (РК) | Научиться анализировать и пересказывать текст, характеризовать литературного героя, давать ему нравственную оценку. | |
| | | В.М. Шукшин. "Критики": образ странного героя. | Научиться характеризовать литературного героя, давать ему нравственную оценку. | |
| | | Ф.И. Искандер. "Тринадцатый подвиг Геракла": школа, учитель, ученики. | Научиться анализу различных форм выражения авторской позиции. Научиться способам аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками | |
| | | Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера | Научиться проектировать и корректировать индивидуаль-ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Научиться способам аргументации собственного мнения | |
| | | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Разнотравье Сибири в стихах поэтов Тюменского края (РК). | Научиться выразительно читать стихотворный текст | |
| | | С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Образ снега в творчестве поэтов Тюменской области (РК). | Научиться выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно- выразительных средств | |
| | | Н.М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. | Научиться выразительно читать стихи | |
| | | Н.М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа. (урок внеклассного чтения). | Уметь различать образы лирического героя и автора. | |
| | | Р.р. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». | Научиться проектировать и реализовывать индивидуаль-ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | |
| | | К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ». | Научиться обобщать и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
| | | Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. | Научиться определять жанрово-композиционные особенности мифа | |
| | | Геродот. «Легенда об Арионе». | Научиться определять особенности повествования в легендах, инсценированному чтению мифов | |
| | | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. | Научиться инсценированному чтению эпизодов героического эпоса | |
| | | Гомер «Одиссея» как героическая эпическая поэма. | Научиться давать характеристику мифологическому герою | |
| | | Гомер. «Одиссея» (урок внеклассного чтения) | Научиться инсценированному чтению эпизодов героического эпоса, их анализу. | |
| | | М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. | Научиться определять композиционные и жанровые особенности рыцарского романа, анализировать эпизод | |
| | | «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы, нравственный смысл романа. | Научиться анализировать эпизод, давать характеристику герою. | |
| | | Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести. | Научиться определять жанрово-композиционные особенности баллады | |
| | | П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация. «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства | Научиться понимать смысл произведения и видеть его идейно-содержательные особенности | |
| | | Тестовая работа в рамках промежуточной аттестации. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | |
| | | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: взрослые и дети. | Научиться понимать иносказательный подтекст философской сказки, выразительно читать по ролям | |
| | | «Маленький принц»: вечные истины в сказке. (урок внеклассного чтения) | Научиться давать нравственную оценку героям и их поступкам. | |
| | | Р.р. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения | Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. | |