Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Сб. 1. – 224 стр.
Программа ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 264 стр.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью КОУВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» на 2018/2019 учебный год;
Календарный учебный график КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» на 2018/2019 учебный год.
Изучение письма и развития речи направлено на достижение следующей цели: максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и эмоционально-волевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подготовка их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.
Задачи:
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
- повысить уровень общего развития обучающихся;
- научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные направления коррекционной работы:
- обогащение и активизация словаря;
- развитие фонетико-фонематического слуха;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика курса
Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Уроки письма и развития речи носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений у обучающихся формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся старших классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 8 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (заявление, объявление, письмо и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звукобуквенного анализа слов.
География. Название рек, озер, городов.
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Структура курса
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» в 8 классе рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю. Возможно изменение количества часов, в зависимости от особенностей календарного учебного графика, выпадения уроков на праздничные дни.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Формы и методы контроля
Дата | Контрольные работы |
20.09 | Административный диктант «Летняя гроза» |
03.10 | Диктант «Осенняя пора» |
22.10 | Словарный диктант |
25.10 | Диктант «Гроза в лесу» |
05.12 | Диктант «Зима пришла» |
14.12 | Административный диктант «Шустик» |
18.01 | Диктант «В берлоге» |
18.02 | Словарный диктант |
13.03 | Диктант «Белки» |
08.04 | Словарный диктант |
25.04 | Диктант «Скворушки» |
17.05 | Административный диктант «Глухари» |
Дата | Развитие речи |
10.09 | Деловые бумаги. Объяснительная записка. |
13.09 | Сочинение «Мое веселое лето» |
12.10 | Деловые бумаги. Автобиография. |
17.10 | Изложение «Пожарные собаки» |
31.10 | Сочинение «Лес - наше богатство» |
14.11 | Деловые бумаги. Адрес на конверте. |
16.11 | Изложение «М.В. Ломоносов» |
23.11 | Сочинение по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря» |
10.12 | Изложение «Бурундук» |
26.12 | Изложение «На воде» |
11.01 | Сочинение на материале повести И.С.Тургенева «Муму» |
16.01 | Деловые бумаги. Заявление на работу. |
01.02 | Сочинение «Как я однажды пообедал» |
08.02 | Краткий пересказ по плану |
21.02 | Сочинение «Мой день рождения» |
27.02 | Сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» |
15.03 | Деловые бумаги. Письмо. |
20.03 | Деловые бумаги. Анкета. |
15.04 | Изложение «Ворона-разбойница» |
19.04 | Письмо литературному герою |
15.05 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание» |
22.05 | Деловые бумаги. Объявление. |
Тематическое распределение часов по предмету
№ п/п | Содержание темы | Кол-во часов |
Часы | Контрольные работы | Развитие речи |
-
| Повторение | 7 | - | 2 |
-
| Состав слова | 19 | 2 | 2 |
-
| Имя существительное | 14 | 2 | 3 |
-
| Имя прилагательное | 18 | 2 | 2 |
-
| Местоимение | 13 | 1 | 3 |
-
| Глагол | 33 | 2 | 6 |
-
| Предложение | 27 | 3 | 4 |
-
| Повторение | 4 | - | - |
-
| Резерв | 6 | | |
| Итого | 135 ч. + 6 ч. резерв | 12 | 22 |
Содержание учебного материала
Повторение. (7 ч.)
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Состав слова. (19 ч.)
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-) приставка пере-, единообразное написание приставок на согласный вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-)
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное. (14 ч.)
Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. (18 ч.)
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. (13 ч.)
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол. (33 ч.)
Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение. (27 ч.)
Простое и сложное предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми, же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь.
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русский и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями). Сочинения по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний. Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»). Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год. (4 ч.)
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, требования структурированы по уровням обученности (по В.В. Воронковой), которые должны достигать все учащиеся, окончившие 8 класс.
II уровень
Обучающиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение с опорой на план, словосочетания после предварительной обработки каждой части;
- оформлять деловые бумаги по образцам;
- пользоваться словарем.
Обучающиеся должны знать:
- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- название частей речи, их значение;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
III уровень
Обучающиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов (с помощью учителя);
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (с помощью учителя);
- различать части речи (с помощью учителя);
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение (с помощью учителя);
- писать изложение и сочинение (с помощью учителя);
- оформлять деловые бумаги (с помощью учителя);
- пользоваться словарем (с помощью учителя).
Обучающиеся должны знать:
- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- название частей речи, их значение (с помощью учителя);
- наиболее распространенные правила правописания слов (с помощью учителя).
Словарь: Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция, эскалатор (45 слов).
С учетом особенностей контингента обучающихся 8 класса, а именно наличием у отдельных учеников – Гапонова А., Ермилова П., Летягиной Ю., Лысикова М. большого количества специфических ошибок, обусловленных нарушениями речи и письма (замена согласных, искажение звуко-буквенного состава слов – пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, искажение структуры слова), контрольные работы могут выполняться ими в виде списывания. Т.о., к данной категории обучающихся будет осуществляться индивидуальный подход, обеспечивающий постепенное преодоление отставания в усвоении программного материала по письму и развитию речи. При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки, допущенные ими, приравниваются к одной орфографической ошибке.
Список литературы
1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида. Пособие для учителя, допущено Министерством образования Российской Федерации. М. Просвещение, 2002 г.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.
3. Русский язык 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 264 с.
4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. – М.: Просвещение, 2004.
5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2004.
6. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2004.
7. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. – М.: Просвещение, 2004.
8. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Пособие для учителя./ Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk (Социальная сеть работников образования – начальная школа)
http://www.uchportal.ru (Учительский портал)
http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
http://www.proshkolu.ru (Про школу – бесплатный школьный портал)
http://pedsovet.su (Сообщество взаимопомощи учителей)
www.gramota.ru (Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех)
http://www.k-yroky.ru/load/86 (К уроку. Русский язык, литература. Учителям, школьникам, студентам и родителям!)
http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor (СОНАТА-ПРО: Конструктор рабочих программ).
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе
135 часов, 4 часа в неделю
№ п/п | Дата по плану | Дата факти- ческая | Тема урока | Примечание |
I четверть |
Повторение. 7 ч. |
1 | 03.09 | | Простое и сложное предложения | |
2 | 05.09 | | Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях | Отечество гражданин |
3 | 06.09 | | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов | Конституция |
4 | 07.09 | | Упражнения в правописании предложений с однородными членами | |
5 | 10.09 | | Р.р. Деловые бумаги. Объяснительная записка. | упр. 16 |
6 | 12.09 | | Построение связного текста простыми и сложными предложениями | |
7 | 13.09 | | Р.р. Сочинение «Мое веселое лето» | |
Состав слова. 19 ч. |
8 | 14.09 | | Корень и однокоренные слова | |
9 | 17.09 | | Упражнения в подборе однокоренных слов, относящихся к разным частям речи | |
10 | 19.09 | | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | демократия демонстрация |
11 | 20.09 | | Административный диктант «Летняя гроза» | |
12 | 21.09 | | Работа над ошибками | |
13 | 24.09 | | Правописание ударных и безударных гласных в корне слова | |
14 | 26.09 | | Образование слов с помощью суффиксов и приставок | |
15 | 27.09 | | Приставки на -о и -а | |
16 | 28.09 | | Правописание приставки пере- | |
17 | 01.10 | | Приставка и предлог | |
18 | 03.10 | | Диктант «Осенняя пора» | |
19 | 04.10 | | Работа над ошибками | |
20 | 05.10 | | Сложные слова | аэродром |
21 | 08.10 | | Образование сложных слов | типография |
22 | 10.10 | | Образование сложных слов с соединительными гласными и без них | телеграф электростанция |
23 | 11.10 | | Упражнения на повторение изученного материала | |
24 | 12.10 | | Р.р. Деловые бумаги. Автобиография. | |
25 | 15.10 | | Суффиксальное образование слов | |
26 | 17.10 | | Р.р. Изложение «Пожарные собаки» | |
Имя существительное. 14 ч. |
27 | 18.10 | | Основные грамматические категории имени существительного | образование квалификация |
28 | 19.10 | | Упражнения на нахождение имен существительных в тексте | |
29 | 22.10 | | Словарный диктант | |
30 | 24.10 | | Склонение имен существительных | национальность территория |
31 | 25.10 | | Диктант «Гроза в лесу» | |
32 | 26.10 | | Работа над ошибками | |
33 | 29.10 | | Правописание падежных окончаний существительных множественного числа | |
34 | 31.10 | | Р.р. Сочинение «Лес – наше богатство» | упр. 98 |
35 | 01.11 | | Несклоняемые имена существительные | фойе, кафе, пианино |
36 | 02.11 | | Упражнения на повторение | |
II четверть |
1 | 12.11 | | Правописание падежных окончаний имен существительных | |
2 | 14.11 | | Р.р. Деловые бумаги. Адрес на конверте. | |
3 | 15.11 | | Правописание существительных с шипящей на конце | элеватор экскаватор эскалатор |
4 | 16.11 | | Р.р. Изложение «М.В.Ломоносов» | Р.р. упр106 |
Имя прилагательное. 18 ч. |
5 | 19.11 | | Имя прилагательное как часть речи | |
6 | 21.11 | | Основные грамматические категории имени прилагательного | галантерея кулинария |
7 | 22.11 | | Согласование имен прилагательных с существительными | |
8 | 23.11 | | Р.р. Сочинение по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» | упр. 149 |
9 | 26.11 | | Родовые окончания прилагательных | |
10 | 28.11 | | Правописание безударных окончаний прилагательных | |
11 | 29.11 | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе | экспедиция континент |
12 | 30.11 | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе | |
13 | 03.12 | | Прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? | |
14 | 05.12 | | Диктант «Зима пришла» | |
15 | 06.12 | | Работа над ошибками | |
16 | 07.12 | | Склонение прилагательных на -ий, -ье | |
17 | 10.12 | | Р.р. Изложение «Бурундук» | упр. 147 |
18 | 12.12 | | Склонение прилагательных на -ья | |
19 | 13.12 | | Склонение прилагательных на -ьи | абонемент |
20 | 14.12 | | Административный диктант «Шустик» | |
21 | 17.12 | | Работа над ошибками | искусство фестиваль |
22 | 19.12 | | Упражнения на повторение | |
Личные местоимения. 13 ч. |
23 | 20.12 | | Личные местоимения - часть речи. | |
24 | 21.12 | | Лицо и число личных местоимений. | |
25 | 24.12 | | Склонение местоимений 1-го лица. | |
26 | 26.12 | | Р.р. Изложение «На воде» | упр. 172 |
27 | 27.12 | | Склонение местоимений 2-го лица. | |
28 | 28.12 | | Склонение местоимений 3-го лица. | |
III четверть |
1 | 10.01 | | Правописание личных местоимений с предлогами | |
2 | 11.01 | | Р.р. Сочинение на материале повести И.С.Тургенева «Муму» | упр. 173 |
3 | 14.01 | | Упражнения на закрепление | регистратура |
4 | 16.01 | | Р.р. Деловые бумаги. Заявление на работу. | упр. 174 |
5 | 17.01 | | Упражнения на закрепление | пациент |
6 | 18.01 | | Диктант «В берлоге» | |
7 | 21.01 | | Работа над ошибками | бюллетень |
Глагол. 33 ч. |
8 | 23.01 | | Значение глагола в речи | рентген |
9 | 24.01 | | Неопределенная форма глагола | операция |
10 | 25.01 | | Правописание шипящих на конце слова | санаторий |
11 | 28.01 | | Изменение глаголов по временам | |
12 | 30.01 | | Прошедшее время глагола. Род и число. | |
13 | 31.01 | | Род и число глаголов прошедшего времени | секретарь швея |
14 | 01.02 | | Р.р. Сочинение «Как я однажды пообедал» | упр. 197 |
15 | 04.02 | | Правописание не с глаголами | |
16 | 06.02 | | Изменения глаголов по лицам и числам | |
17 | 07.02 | | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | |
18 | 08.02 | | Р.р. Краткий пересказ по плану | упр. 212 |
19 | 11.02 | | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | |
20 | 13.02 | | Глаголы 3-го лица | |
21 | 14.02 | | Различай глаголы на -тся и -ться | |
22 | 15.02 | | Правописание глаголов с -тся и -ться | парашют |
23 | 18.02 | | Словарный диктант | |
24 | 20.02 | | Упражнения на закрепление | |
25 | 21.02 | | Р.р. Сочинение «Мой день рождения» | упр. 231 |
26 | 22.02 | | Изменение глаголов по лицам и числам | |
27 | 25.02 | | Спряжение глаголов | |
28 | 27.02 | | Р.р. Сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» | упр. 240 |
29 | 28.02 | | Правописание безударных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения | промышленность |
30 | 04.03 | | Глаголы 2-го спряжения | |
31 | 06.03 | | Глаголы 1-го спряжения | |
32 | 07.03 | | Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения | коловорот |
33 | 11.03 | | Упражнения в определении спряжения глаголов | |
34 | 13.03 | | Диктант «Белки» | |
35 | 14.03 | | Работа над ошибками | |
36 | 15.03 | | Р.р. Деловые бумаги. Письмо. | упр.274 |
37 | 18.03 | | Спряжение глаголов настоящего и будущего времени | капитализм |
38 | 20.03 | | Р.р. Деловые бумаги. Анкета. | |
39 | 21.03 | | Упражнения в определении спряжения глаголов | |
40 | 22.03 | | Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения | |
41 | 08.03 | | Резерв (Международный женский день) | |
IV четверть |
Предложение. 27 ч. |
1 | 01.04 | | Простое предложение | |
2 | 03.04 | | Главные и второстепенные члены предложения | |
3 | 04.04 | | Распространенные и нераспространенные предложения | |
4 | 05.04 | | Простое предложение с однородными членами | гарнитур |
5 | 08.04 | | Словарный диктант | |
6 | 10.04 | | Однородные члены предложения с пояснительными словами и без | |
7 | 11.04 | | Запятая при однородных членах предложения | |
8 | 12.04 | | Знаки препинания при однородных членах | |
9 | 15.04 | | Р.р. Изложение «Ворона-разбойница» | упр. 313 |
10 | 17.04 | | Обращение | |
11 | 18.04 | | Знаки препинания в предложениях с обращением. | |
12 | 19.04 | | Р.р. Письмо литературному герою | упр. 320 |
13 | 22.04 | | Виды предложений по интонации | бандероль квитанция |
14 | 24.04 | | Различение предложений по интонации | |
15 | 25.04 | | Диктант «Скворушки» | |
16 | 26.04 | | Работа над ошибками. | |
17 | 29.04 | | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | |
18 | 06.05 | | Сложные предложения без союзов | |
19 | 08.05 | | Сложные предложения с союзами и, а, но | |
20 | 13.05 | | Упражнения на закрепление | |
21 | 15.05 | | Р.р. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание» | упр. 355 |
22 | 16.05 | | Сложные предложения со словами который, где, когда, чтобы, потому что | |
23 | 17.05 | | Административный диктант «Глухари» | |
24 | 20.05 | | Работа над ошибками. | |
25 | 22.05 | | Р.р. Деловые бумаги. Объявление. | упр. 360 |
26 | 23.05 | | Сложные предложения с союзными словами. | |
27 | 24.05 | | Упражнения на закрепление. | |
Повторение. 4 ч. |
28 | 27.05 | | Правописание в приставках слов | |
29 | 29.05 | | Правописание в корне слова | |
30 | 30.05 | | Правописание в окончаниях слов | |
31 | 31.05 | | Итоговый урок по теме «Повторение» | |
32 | 01.05 | | Резерв (День весны и труда) | |
33 | 02.05 | | Резерв (День весны и труда) | |
34 | 03.05 | | Резерв (День весны и труда) | |
35 | 09.05 | | Резерв (День Победы) | |
36 | 10.05 | | Резерв (День Победы) | |
14