СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для СПО, 2020-2021

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.31  Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики, утверждённого приказом Министерства образования и науки от 09.12.2016 г., № 1569. Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины общеобразовательного цикла очной формы обучения по профессии 15.01.31  Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики в I, II, III семестрах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для СПО, 2020-2021»


Приложение № ___

к образовательной программе 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики,

утверждённой приказом директора № ___ от _________ 202_ г.





Рабочая программа учебной дисциплины


ОУД. 01 Русский язык

(Код, наименование дисциплины, МДК, ПМ)


15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики

(Профессия, специальность)


наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики - слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

(Квалификация)


Очная

(Форма обучения)






















Нижневартовск

2020

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики, утверждённого приказом Министерства образования и науки от 09.12.2016 г., № 1569.


Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины (обязательной части или вариативной части) общеобразовательного цикла очной формы обучения по профессии 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики в I, II, III семестрах.


Составитель программы: Шевцова Екатерина Викторовна

Должность: преподаватель



Рассмотрена на заседании МК __________________________

«____» от ___________202_ г.

Протокол № _____

Руководитель: ________/Троян О.В.

Рекомендована к утверждению

на заседании МС

«____» ___________202_ г.

Протокол № ____
























СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации программы учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины





1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа входит в цикл общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Обучающийся научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Компетенции, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 134 часа, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 134 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

134

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

134

в том числе:


практические занятия

60

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Уровень освоения

Объем часов

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение

Содержание учебного материала

Русский язык в современном мире

3





2

Информационные (лекционные) занятия

Русский язык в современном мире

1

Практические занятия

Входной контроль

1

Раздел 2.

Язык и речь. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала

Язык и речь. Функциональные стили речи. Художественный стиль. Разговорный стиль. Публицистический стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Лингвостилистический анализ текста

3













16


Информационные (лекционные) занятия

Язык и речь.

Функциональные стили речи.

Художественный стиль.

3

Практические занятия

Художественный стиль.

1

Информационные (лекционные) занятия

Разговорный стиль.

1

Практические занятия

Разговорный стиль.

1

Информационные (лекционные) занятия

Публицистический стиль.

2

Практические занятия

Изложение с творческим заданием

2

Информационные (лекционные) занятия

Научный стиль.

Официально-деловой стиль.

4

Практические занятия

Лингвостилистический анализ текста

2

Раздел 3.

Лексика и фразеология


Содержание учебного материала

Слово и его лексическое значение. Синонимы, омонимы, антонимы.

Выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. Стилистически ограниченная лексика. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Фразеологизмы. Афоризмы. Лексические нормы. Лексический анализ слова.

3




18

Информационные (лекционные) занятия

Слово и его лексическое значение.

Синонимы.

Омонимы.

Антонимы.

Выразительные средства языка.

5

Практические занятия

Тропы и фигуры речи.

1

Информационные (лекционные) занятия

Стилистически ограниченная лексика.

Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

Неологизмы.

Фразеологизмы.

Афоризмы.

6

Практические занятия

Изложение с творческим заданием

2

Информационные (лекционные) занятия

Лексические нормы.

1

Практические занятия

Лексические нормы.

Лексический анализ слова.

3

Раздел 4.

Повторение

Содержание учебного материала

Повторение по теме «Стили речи». Повторение по теме «Лексика». Повторение по теме «Фразеология».

3

3

Практические занятия

Повторение по теме «Стили речи».

Повторение по теме «Лексика».

Повторение по теме «Фразеология».

3

Раздел 5.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография


Содержание учебного материала

Фонетические единицы. Звук и фонема. Орфоэпические нормы. Правописание безударных гласных. Правописание и\ы после приставок

Фонетический разбор слова.

3




10

Информационные (лекционные) занятия

Фонетические единицы.

1

Практические занятия

Звук и фонема.

1

Информационные (лекционные) занятия

Орфоэпические нормы.

1

Практические занятия

Орфоэпические нормы.

1

Информационные (лекционные) занятия

Правописание безударных гласных.

Правописание и\ы после приставок.

2

Практические занятия

Фонетический разбор слова.

Изложение с творческим заданием.

4

Раздел 6.

Морфемика, словообразование, орфография


Содержание учебного материала

Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.

Морфемный анализ слова. Употребление Ь. Правописание гласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные. Правописание приставок. Буквы Е и О после шипящих и Ц. Правописание сложных слов.

3





14

Информационные (лекционные) занятия

Понятие морфемы как значимой части слова.

Способы словообразования.

2

Практические занятия

Морфемный анализ слова.

1

Информационные (лекционные) занятия

Употребление Ь.

1

Практические занятия

Правописание гласных в корне слова.

Правописание гласных после шипящих и Ц.

Правописание согласных в корне слова.

3

Информационные (лекционные) занятия

Двойные согласные.

Правописание приставок.

2

Практические занятия

Правописание приставок.

1

Информационные (лекционные) занятия

Буквы Е и О после шипящих и Ц.

Правописание сложных слов.

2

Практические занятия

Изложение с творческим заданием.

2

Раздел 7.

Морфология и орфография


Содержание учебного материала

Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Морфологический разбор имени прилагательного. Имя числительное. Правописание имён числительных. Местоимение. Наречие. Использование местоименных наречий. Глагол. Причастие. Деепричастие. Причастный оборот. Деепричастный оборот. Служебные части речи. Предлоги. Союзы и частицы.

3




34

Информационные (лекционные) занятия

Имя существительное.

2

Практические занятия

Морфологический разбор имени существительного.

2

Информационные (лекционные) занятия

Имя прилагательное.

2

Практические занятия

Морфологический разбор имени прилагательного.

2

Информационные (лекционные) занятия

Имя числительное.

2

Практические занятия

Правописание имён числительных.

Изложение с творческим заданием.

4

Информационные (лекционные) занятия

Местоимение.

Наречие.

4

Практические занятия

Использование местоименных наречий.

2

Информационные (лекционные) занятия

Глагол.

1

Практические занятия

Глагол.

1

Информационные (лекционные) занятия

Причастие.

1

Практические занятия

Причастие.

1

Информационные (лекционные) занятия

Деепричастие.

Причастный оборот.

Деепричастный оборот.

Служебные части речи.

6

Практические занятия

Предлоги.

Союзы и частицы.

Изложение с творческим заданием.

4

Раздел 8. Повторение


Содержание учебного материала

Повторение по теме «Фонетика». Повторение по теме «Морфемика». Повторение по теме «Морфология».

3

3

Практические занятия

Повторение по теме «Фонетика».

Повторение по теме «Морфемика».

Повторение по теме «Морфология».

3

Раздел 9.

Синтаксис и пунктуация


Содержание учебного материала

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Простое предложение. Осложнённое простое предложение. Вводные слова и предложения. Прямая и косвенная речь. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение. Бессоюзное сложное предложение.

3

28

Информационные (лекционные) занятия

Основные единицы синтаксиса.

Словосочетание.

Простое предложение.

Осложнённое простое предложение.

Вводные слова и предложения.

Прямая и косвенная речь.


















10

Практические занятия

Изложение с творческим заданием.

2

Информационные (лекционные) занятия

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Сложное предложение.

Сложносочинённое предложение.

7

Практические занятия

Сложносочинённое предложение.

1

Информационные (лекционные) занятия

Сложноподчинённое предложение.

3

Практические занятия

Сложноподчинённое предложение.

1

Информационные (лекционные) занятия

Бессоюзное сложное предложение.

2

Практические занятия

Изложение с творческим заданием.

2

Раздел 10. Повторение

Содержание учебного материала

Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение.

3






6

Практические занятия

Повторение. Словосочетание.

Повторение. Простое предложение.

Повторение. Сложное предложение.

Подготовка к экзамену.

6

Всего:

134


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и культуры речи.


Оборудование учебного кабинета:

- многофункциональный комплекс преподавателя;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты писателей и поэтов);

- информационно-коммуникативные средства;

- экранно-звуковые пособия;

- комплект технической документации, в том числе паспорт кабинета, инструкции по технике безопасности;

- библиотечный фонд.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. Издательство «Академия», 2019 г.

Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. Издательство «Академия», 2019 г.


Дополнительные источники:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень), Издательство «Просвещение», 2019 г.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык. В 2 ч. (базовый уровень). 10-11 класс. Издательство «Русское слово», 2019 г.

Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс: базовый и углублённый уровни. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 г.

Пахнова Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10 класс. Издательство «ДРОФА», 2019 г.

Пахнова Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 11 класс. Издательство «ДРОФА», 2019 г.

Бабайцева В. В. Русский язык и литература. Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс. Издательство «ДРОФА», 2019 г.


Интернет-ресурсы:

www.eor.it.ru/eor учебный портал по использованию ЭОР

www.ruscorpora.ru Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

www.russkiyjazik.ru энциклопедия «Языкознание»

www.etymolog.ruslang.ru Этимология и история русского языка

www.rus.1september.ru электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

www.uchportal.ru Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com Образовательный портал «Учеба»

www.uroki.ru Образовательный портал «Уроки»

www.metodiki.ru Методики

www.posobie.ru Пособия

www.it-n.ru Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

www.prosv.ru Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»

www.spravka.gramota.ru Справочная служба русского языка

www.slovari.ru Словари

www.gramota.ru Учебник грамоты

www.gramota.ru Справочная служба

www.gramma.ru Экзамены. Нормативные документы


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

Извлечение из разных источников и преобразование информации;

составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме.

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

Извлечение из разных источников и преобразование информации;

определять тему, основную мысль текстов;

выразительно читать текст.

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

Извлечение из разных источников и преобразование информации;

определять тему, основную мысль текстов;

проводить языковой разбор текстов;

выразительно читать текст;

определять функциональный тип речи.

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

Извлечение из разных источников и преобразование информации;

составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

определять тему, основную мысль текстов;

определять функциональный тип речи;

выполнять лингвостилистический анализ текста.

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

Извлечение из разных источников и преобразование информации;

выразительно читать текст;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания;

исправлять речевые недостатки; редактировать текст;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами.

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

Извлечение из разных источников и преобразование информации;

составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

определять функциональный тип речи;

исправлять речевые недостатки; редактировать текст.

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

Извлечение из разных источников и преобразование информации;

анализировать пословицы и поговорки;

определять тему, основную мысль текстов;

проводить языковой разбор текстов;

определять функциональный тип речи;

выполнять лингвостилистический анализ текста.

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

Извлечение из разных источников и преобразование информации.

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

Извлечение из разных источников и преобразование информации.

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

Фонетический разбор слова.

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

Искать информацию в орфоэпических словарях.

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

Извлекать информацию из таблиц, схем учебника.

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

Проводить операции синтеза и анализа;

извлекать информацию из таблиц, схем учебника.

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

Проводить морфемный, словообразовательный анализ;

извлекать информацию из таблиц, схем учебника;

характеризовать словообразовательные цепочки;

использовать этимологическую справку.

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

Проводить морфемный, словообразовательный анализ;

характеризовать словообразовательные цепочки.

  • проводить лексический анализ слова;

Работа со словарями;

опознавать основные виды тропов.

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

Работа со словарями;

опознавать основные виды тропов.

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

Морфологический, орфографический анализ слов;

определять круг орфографических правил;

проводить операции синтеза и анализа;

подбирать примеры по теме из текстов художественных произведений;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

анализировать текст.

  • проводить морфологический анализ слова;

Морфологический, орфографический анализ слов.

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

Морфологический, орфографический анализ слов;

определять круг орфографических правил;

проводить операции синтеза и анализа;

подбирать примеры по теме из текстов художественных произведений;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

анализировать текст.

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

Извлекать информацию из учебника;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме.

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме.

  • находить грамматическую основу предложения;

Составлять синтаксические конструкции;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме.

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

Производить синонимическую замену синтаксических конструкций.

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

Подбирать примеры по теме из текстов художественных произведений.


  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

Проводить синтаксический, пунктуационный разбор;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме.

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

Комментировать ответы товарищей;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

Конструировать предложения по схемам.

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

Пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками;

составлять схемы предложений.

  • использовать орфографические словари.

Извлечение из разных источников и преобразование информации.