МБОУ «Павловская СШ»
Рассмотрено на педсовете протокол № 1 от 30.08.2017г. | . | Утверждено Директор школы Емельянцева Л.И.____________ приказ № 57 от 01.09.2017г. |
Рабочая программа
по русскому языку
класс 4
Рабочую программу составил:
учитель начальных классов Рубцова Валентина Михайловна
:
2017 г.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы
«Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта
«Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. –
М.: Вентана-Граф, - (Начальная школа XXI века).
Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2/ М.И. Кузнецова. -4-е изд.,
М.: Вентана-Граф, - (Начальная школа XX! века).
Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. –
М.: Вентана-Граф, - (Оценка знаний).
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а
также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского
языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения
за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты)
с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и
координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть
речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Основные требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
● имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
● слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить:
● начальную форму глагола;
●глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
●глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи:
●определять спряжение глагола;
●устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
●разбирать по членам простое двусоставное предложение;
●использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
●подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
●определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
●безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
●проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
●непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
●не с глаголами;
●мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
●мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
●безударные личные окончания глаголов.
К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться:
●проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
●проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
●определять вид глагола;
●находить наречие и имя числительное в тексте;
●применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,-ова/-ева;
●применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
●применять правило правописания букв а, она конце наречий;
●применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
●применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
●применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
●при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных
работах;
●применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
●письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
●соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме
представленного в учебнике материала)
Содержание программы.
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (54 часа)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам:
настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Изменение глаголов по числам
. Спряжение глаголов.
Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч)
Наречие как часть речи. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)
Словосочетание. (7ч)
Сложное предложение. (5ч)
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч.)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи» (29 ч.)
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения
с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Резервные уроки – 35 часов включены в основные темы, направлены на повторение тем, контроль и учет знаний.
Для контроля и учёта знаний используется методическое пособие «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения»
авт. В.Ю.Романова, Л.В.Петленко под ред.С.В.Иванова – М.: Вентана – Граф, 2010г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы
Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | Развитие речи. Повторение. Пишем письма. | 1 | | |
2. | Как устроен наш язык Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | | |
3. | Правописание. Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | | |
4. | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | | |
5. | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | | |
6. | Развитие речи. Повторение. Пишем письма: «Как я провёл лето» | 1 | | |
7. | Как устроен наш язык Повторяем признаки имени существительного | 1 | | |
8. | Правописание. Повторяем правописание окончание имен существительных 1 склонения. | 1 | | |
9. | Правописание. Повторяем правописание окончание имен существительных 1 склонения. | 1 | | |
10. | Повторяем правописание окончание имен существительных 2 склонения. | 1 | | |
11. | Повторяем правописание окончание имен существительных 2 склонения. | 1 | | |
12. | Повторяем правописание окончаний имен существительных 3 склонения. | | | |
13 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 3 склонения. | 1 | | |
14. | Входной диктант на тему : «Повторение пройденного в 3 классе». | 1 | | |
15. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
16. | Развитие речи. Пишем письма. Постскриптум. | 1 | | |
17. | Как устроен наш язык Морфологический разбор имени существительного | 1 | | |
18. | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | |
19. | Правописание Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | | |
20. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | | |
21. | Развитие речи. Текст-рассуждение «Красная площадь». | 1 | | |
22. | Как устроен наш язык Повторяем признаки имени прилагательного. | 1 | | |
23. | Правописание Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. | 1 | | |
24. | Как устроен наш язык Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | |
25.. | Развитие речи. Типы текста. Текст «Ливень» | 1 | | |
26 | Тест. Тема: «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи». | 1 | | |
27. | Правописание Буквы О-Ё после шипящих и Ц. | 1 | | |
28 | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». | 1 | | |
29. | Как устроен наш язык Повторяем местоимения. | 1 | | |
30. | Правописание. Орфограммы приставок. | 1 | | |
31. | Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки. | 1 | | |
32 | Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки. Контрольный словарный диктант | 1 | | |
33 | Развитие речи. Изложение-повествование .Текст «Домашние кошки». | 1 | | |
34. | Как устроен наш язык Редактирование изложения. Разбор по членам предложения. | 1 | | |
35. | Синтаксический анализ предложения | 1 | | |
36. | Синтаксический анализ предложения. | 1 | | |
37 | Итоговая контрольная работа на тему: «Грамматические признаки изученных частей речи.» | 1 | | |
38 | Анализ работы .Работа над ошибками. | 1 | | |
39 | Итоговый диктант за 1 четверть. | 1 | | |
40 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
41. | Правописание. Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | | |
42. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | | |
43. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | | |
44. | Как устроен наш язык Синтаксис. Простое предложение. Синтаксический анализ простого предложения. | 1 | | |
45 | Развитие речи. Текст «Васильки». Совершенствование речевых умений. Восстановление абзацев. | 1 | | |
46. | Как устроен наш язык. Глагол как часть речи. | 1 | | |
47. | Правописание Правописание приставок в глаголах. | 1 | | |
48. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | | |
49. | Развитие речи. Работа над изложением. Обучающее выборочное изложение. Текст «Журавли». | 1 | | |
50. | Как устроен наш язык Морфология. Глагол. Глаголы совершенного и несовершенного видов. | 1 | | |
51. | Начальная форма глагола. | 1 | | |
52. | Изменение глаголов по лицам. Личные формы глагола. | 1 | | |
53. | Изменение глаголов по лицам и числам. Лицо и число глаголов. | 1 | | |
54. | Правописание Правописание глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах.1 | 1 | | |
55. | Употребление буквы ь в глагольных формах. | 1 | | |
56. | Развитие речи. Текст. Сочинение- описание «Белка». | 1 | | |
57. | Правописание Правописание глаголов. Правописание -ться и –тся в глаголах. | 1 | | |
58. | Правописание –ться и –тся в глаголах. | 1 | | |
59. | Развитие речи. Текст «Осиновый лист» . Работа над выразительностью письменной речи. Связь абзацев в тексте. | 1 | | |
60. | Как устроен наш язык Морфология. Глагол. Спряжение глаголов. | 1 | | |
61. | Спряжение глаголов. | 1 | | |
62. | Определение спряжения глаголов. | 1 | | |
63. | Правописание Правописание глаголов. Отработка орфографических правил правописания глаголов. | 1 | | |
64. | Развитие речи. Текст «Сирень и рябина»Знакомство со средствами художественной изобразительности: сравнение, противопоставление. | 1 | | |
65. | Текущая контрольная работа. Тема: Глагол. | 1 | | |
66. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | | |
67 | Правописание Правописание глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | | |
68. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | | |
69. | Отработка правописания безударных личных окончаний глаголов. | 1 | | |
70. | Правописание глаголов. Контрольный словарный диктант. | 1 | | |
71. | Развитие речи. Текст «Дубы». Работа над точностью письменной речи. | 1 | | |
72. | Правописание Правописание личных окончаний глаголов. Контрольный словарный диктант. | 1 | | |
73. | Как устроен наш язык Морфология. Глагол. Отработка правописания личных окончаний глаголов. | 1 | | |
74. | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | | |
75. | Настоящее время глагола. | 1 | | |
76. | Правописание. Правописание глаголов. Отработка правописания суффиксов глаголов. | 1 | | |
77. | Как устроен наш язык Морфология. Глагол. Прошедшее время глагола. | 1 | | |
78. | Итоговый диктант. Тема: Орфограммы, изученные в 1 и 2 четвертях Мониторинг за первое полугодие | 1 | | |
79. | Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов. | 1 | | |
80. | Развитие речи. Работа над изложением. Текст «Штора». Обучающее изложение с элементами сочинения. | 1 | | |
81. | Как устроен наш язык Морфология. Глагол. Будущее время глагола. | 1 | | |
82. | Правописание Отработка правописания суффиксов глаголов. | 1 | | |
83. | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
84. | Развитие речи. Текст «Сугроб с хоботом». Изложение с элементами сочинения. | 1 | | |
85. | Как устроен наш язык Морфология. Глагол. Наклонение глаголов: изъявительное. | 1 | | |
86. | Условное наклонение глагола. | 1 | | |
87. | Правописание Правописание глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
88. | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
89. | Развитие речи. Текст «Бы…»В.Драгунский Обучающее сочинение-повествование. | 1 | | |
90. | Как устроен наш язык Морфология. Глагол. Повелительное наклонение глагола. | 1 | | |
91 | Повелительное наклонение глагола. | 1 | | |
92. | Глагол. Словообразование глаголов от других частей речи. | | | |
93. | Развитие речи. Текст «История Деда Мороза». Обучающее сочинение-повествование. | 1 | | |
94. | Как устроен наш язык Глагол. Глагол в предложении. | 1 | | |
95. | Глагол в предложении. | 1 | | |
96. | Правописание Правописание глаголов. Отработка орфографических правил правописания суффиксов глаголов. | 1 | | |
97. | Отработка орфографических правил правописания суффиксов глаголов. | 1 | | |
98. | Развитие речи. Текст 2Заколдованные яблоки». Работа над правильностью и точностью письменной речи. | 1 | | |
99. | Как устроен наш язык Морфология. Глагол. Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
100 | Повторение пройденного Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
101 | Текущий диктант. Тема: Безударные личные окончания глаголов, суффиксы глаголов. | 1 | | |
102 | Анализ и работа над ошибками. | 1 | | |
103 | Развитие речи. Текст 2Бабочка и бревно». Обучающее сжатое изложение. | 1 | | |
104 | Как устроен наш язык Морфология. Наречие. | 1 | | |
105 | Наречие. Значение наречий. | 1 | | |
106 | Синтаксическая функция наречий | 1 | | |
107 | Образование наречий. | 1 | | |
108 | Правописание Правописание наречий. Правописание гласных на конце наречий. | 1 | | |
109 | Правописание гласных на конце наречий. | 1 | | |
110 | Развитие речи. Текст «Зима». Обучающее сочинение-описание. | 1 | | |
111 | Как устроен наш язык Морфология. Наречие. Морфологический разбор наречий. | 1 | | |
112 | Правописание Правописание наречий. Правописание наречий на шипящую. | 1 | | |
113 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | | |
114 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | | |
115 | Развитие речи. Текст «Зайчонок». Обучающее сочинение-повествование по заданному плану. | 1 | | |
116 | Текущий диктант. Тема: Гласные на конце наречий, ь после шипящих. | 1 | | |
117 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
118 | Как устроен наш язык Морфология. Имя числительное. | 1 | | |
119 | Имя числительное. Общее значение. | 1 | | |
120 | Развитие речи. Текст «Пробуждение». Работа над правильностью и точностью письменной речи. | 1 | | |
121 | Как устроен наш язык Морфология. Имя числительное. Изменение имён числительных. | 1 | | |
122 | Правописание Правописание числительных. Слитное и раздельное написание числительных. | 1 | | |
123 | Правописание мягкого знака в числительных. | 1 | | |
124 | Правописание числительных. | 1 | | |
125 | Итоговый диктант. Тема: Орфограммы, изученные в 3 четверти. | 1 | | |
126 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | | |
127 | Развитие речи. Текст «Приметы». Обучающее сочинение-описание. | 1 | | |
128 | Правописание Правописание числительных. Повторение правил правописания ь в словах. Контрольный словарный диктант. | 1 | | |
129 | Как устроен наш язык Синтаксис. Словосочетание. Словосочетание. | 1 | | |
130 | Словосочетание. | 1 | | |
131 | Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | | |
132 | Развитие речи. Текст «Маленький принц». Обучающее сочинение-рассуждение. | 1 | | |
133 | Правописание Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | | |
134 | Как устроен наш язык Синтаксис. Связь слов в словосочетании. Согласование. | 1 | | |
135 | Правописание Правописание словосочетаний с типом связи согласование. | 1 | | |
136 | Как устроен наш язык Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в словосочетании: управление. | 1 | | |
137 | Правописание Правописание словосочетаний. Правописание словосочетаний с типом связи управление. | 1 | | |
138 | Как устроен наш язык Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 1 | | |
139 | Правописание Правописание словосочетаний. Правописание словосочетаний с типом связи примыкание. | 1 | | |
140 | ВПР. Диктант. | 1 | 17.04 | |
141 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
142 | ВПР. Тестовые задания. | 1 | 19.04 | |
143 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
144 | Развитие речи. Текст «Выдумки». Обучающее сочинение-рассуждение. | 1 | | |
145 | Развитие речи. Текст. Сочинение-повествование по теме «В нашем классе». | 1 | | |
146 | Развитие речи. Повторение | 1 | | |
147 | Как устроен наш язык Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. | 1 | | |
148 | Сложносочинённое предложение. | 1 | | |
149 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | |
150 | Постановка запятой между частями сложного предложения. | 1 | | |
151 | Развитие речи. Текст. Сочинение-описание на тему «Дым столбом». | 1 | | |
152 | Как устроен наш язык. Синтаксис. Сложное предложение. Подчинительная связь между частями сложного предложения. | 1 | | |
153 | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | 1 | | |
154 | Постановка запятой между частями сложного предложения. | 1 | | |
155 | Постановка запятой между частями сложного предложения. | 1 | | |
156 | Как устроен наш язык Синтаксис. Сложное предложение. | 1 | | |
157 | Постановка запятых между частями сложного предложения. | 1 | | |
158 | Контрольная работа. Тема: Сложное предложение. | 1 | | |
159 | Анализ и работа над ошибками. | 1 | | |
160 | Развитие речи. Текст. Обучающее сочинение. Продолжение рассказа «Мальчики». | 1 | | |
161 | Повторение. Контрольный словарный диктант. | 1 | | |
162 | Повторение | 1 | | |
163 | Итоговый диктант. Тема: Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах. Итоговый мониторинг | 1 | 17.05 (четверг) | |
164 | Анализ и работа над ошибками. | 1 | | |
165 | Развитие речи. Текст-игра. | 1 | | |
166 | Повторение | 1 | | |
167 | Повторение | 1 | | |
168 | Повторение | 1 | | |
169 | Повторение | 1 | | |
170 | Повторение | 1 | | |