СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку по программе Шмелева А.Д

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по программе А.Д.Шмелева

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку по программе Шмелева А.Д»


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»


Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты учебного предмета «Русский язык. Родной язык»:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;

характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;

распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;

8) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в изучении учебного предмета «Русский язык»

Предметные результаты изучения учебного предмета "Родной язык ":

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.



Содержание учебного предмета "Русский язык"

5 класс

Раздел 1. Речь и речевое общение. Речевая деятельность

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Диалог (этикетный , диалог-расспрос)

Речь как деятельность.Виды речевой деятельности: чтение, аудирование(слушание) , говорение, письмо.

Раздел 2. Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке

Текст как речевое произведение. Понятие текста.Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи. Повествование , описание , рассуждение. План текста .

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык; территориальные диалекты, жаргон.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Лингвистика как наука о языке.Основные разделы лингвистики . Выдающиеся отечественные лингвисты

Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка.

Система гласных звуков. Система согласных звуков русского языка. Элементы фонетической транскрипции.

Слог и ударение.Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.Состав русского алфавита, названия букв.Соотношение звука и буквы.Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j]. Прописные и строчные буквы

Раздел 4. Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов.

Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный , сложение. Словообразовательная пара.

Раздел 5. Лексикология. Фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Фразеологизмы.Пословицы, поговорки

Раздел 6. Морфология

Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Раздел 7. Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики.

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

Однородные члены предложения, обращение, вводные конструкции

Сложные предложения

Раздел 8. Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные и раздельные написания.

Употребление строчной и прописной буквы.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

Раздел 9. Культура речи. Язык и культура

Культура речи как раздел лингвистики.

Языковая норма, её функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм.

Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.

6 класс

Раздел 1.Речь и речевое общение. Речевая деятельность

Речь и речевое общение. Речевая ситуация.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование, письмо

Раздел 2. Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке

Основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Основные виды информационной переработки текста: план.

Функциональные разновидности языка: научный, официально-деловой, публицистический. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного, официально-делового и публицистического стилей. Основные жанры официально-делового стиля (заявление), разговорной речи(рассказ).

Литературный язык и городское просторечие.

Раздел 3.Фонетика. Орфоэпия. Графика

Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Основные выразительные свойства фонетики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных.

Раздел 4.Морфемика. Словообразование .

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Варианты морфем. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательный и морфемный словари.

Раздел 5.Лексикология. Фразеология

Лексикология. Слово как единица языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.

Фразеологизмы, их признаки и значение. Фразеологические словари.

Раздел 6.Морфология .

Принципы классификации частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи .

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени числительного, местоимения. Место причастия и деепричастия в системе частей речи.

Раздел 7. Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление строчной и прописной букв. Перенос слов. Пунктуация. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Раздел 8.Культура речи.Язык и культура

Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, грамматические. Нормативные словари русского литературного языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь). Их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

7 класс

Раздел 1. Речь и речевое общение. Речевая деятельность .

Речь диалогическая и монологическая. Сочетание разных видов монолога. Диалог-обмен мнениями, диалог-расспрос. Приемы эффективного слушания в ситуации диалога.

Правила эффективного слушания в ситуации диалога.

Раздел 2.Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке

Текст. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Способы развития темы в тексте. Виды связи предложений в тексте.

Повествование, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. Способы развития темы в тексте.

Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Основные жанры научного стиля: отзыв, тезисы, их особенности. Жанры публицистического стиля: статья, её особенности.

Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности.

Язык художественной литературы.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты

Раздел 3.Морфемика и словообразование

Морфемика. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.

Словообразование. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Типичные способы образования слов разных частей речи.

Словообразовательные и морфемные словари русского языка.

Раздел 4.Лексикология и фразеология

Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.

Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Этимологические словари.

Фразеология. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии

Раздел 5. Морфология

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.Система частей речи в русском языке. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий

Звукоподражательные слова.

Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)

Раздел 6.Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

Предложение. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп.

Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом

Раздел 7. Правописание: орфография и пунктуация

Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Раздел 8.Культура речи. Язык и культура

Культура речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.

Язык и культура. Отражение в языке культуры и истории народа, происходящих в современном языке изменений. Пословицы и поговорки русского народа, современный городской фольклор. Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.


8 класс

Глава 1. Речь и речевое общение. Речевая деятельность Речь и общение. Виды монолога. Виды диалога. Сопоставление устной и письменной речи: соотнесение с целями, ситуациями, условиями общения. Причины коммуникативных неудач; пути их преодоления. Электронная коммуникация.

Глава 2. Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке. Структура текста. Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Структура текста: средства связи предложений и частей текста. Уместность, целесообразность использования лексических и грамматических средств связи.

Виды информационной переработки текста. Переработка текста в таблицы, схемы. Электронная форма представления проекта.

Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.

Разговорный язык. Разговорный язык, его особенности (обобщение). Публицистический стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля.

Основные жанры публицистического стиля: интервью, его особенности.. Научный стиль. Основные жанры научного стиля: реферат, доклад. Официально-деловой стиль. Основные жанры официально-делового стиля: доверенность

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из мировых языков.

Глава 3. Лексикология. Фразеология. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Паронимы. Словари иностранных слов. Афоризмы, крылатые слова.

Глава 4. Морфология. Части речи как лексико- грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Омонимия слов разных частей речи. Переход слова из одной части речи в другую (прилагательные в существительные, числительные в прилагательные и т. п.)

Глава 5. Синтаксис. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Стилистические возможности односоставных предложений.

Осложнённое простое предложение. Предложения с однородными членами предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Обособленные члены. Сущность и условия обособления. Смысловые и интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.

Обращение (односоставное и неодносоставное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.

Вводные конструкции. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

Глава 6. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Вариативность постановки знаков препинания.

Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

Знаки предложения в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Глава 7. Культура речи. Язык и культура Правильность, точность, богатство, выразительность, уместность речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Нормативные словари современного русского языка, справочники по пунктуации.

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.

9 класс

Раздел 1.Речь и речевое общение. Речевая деятельность

Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств.

Общение и взаимодействие.

Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.

Культура аудирования.

Раздел 2. Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке

Структура текста

Виды информационной переработки текста

Функционально-смысловые типы речи

Сочетание разных функционально-смысловых типов речи. Уместность, целесообразность использования языковых средств связи предложений и частей текста.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение)

Язык художественной литературы. Научный стиль. Публицистический стиль

Официально-деловой стиль

Стилистическая система современного русского языка. Функциональные стили (обобщение).

Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности.

Основные жанры публицистического стиля: очерк, его особенности. Социальная сеть. Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности

Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты

Раздел 3. Фонетика.Орфоэпия. Графика

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение (повторение).

Звукопись как одно из выразительных средств русского языка.

Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков, ударения в словах. Допустимые варианты произношения и ударения

Принципы русской графики. Соотношение звука и буквы (повторение)

Раздел 4.Морфемика.Словообразование

Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования

Раздел 5.Лексикология.Фразеология.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Лексический анализ слова.

Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари

Раздел 6.Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Раздел 7.Синтаксис

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание

Раздел 8.Правописание: орфография и пунктуация

Правила орфографии (повторение).

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.






























Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании.

Оформление диалога на письме

Раздел 9. Культура речи. Язык и культура

Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм.

Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет (повторение). Нормы информационной культуры, этики и права



Тематическое планирование с указанием количества часов

5 класс (всего 204 часа)


Название раздела, темы

Кол-во часов

В том числе

уроки

Контрольные работы

1

Речь и речевое общение

Речевая деятельность

22 ч

19

3

2

Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке.

20 ч

16

4

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика

29 ч

27

2

4

Морфемика. Словообразование.

21 ч

28

3

5

Лексикология. Фразеология.

30 ч

27 ч

3

6

Морфология

27 ч

23

4

7

Синтаксис

21 ч

17

4

8

Правописание: орфография и пунктуация

31

28

3

9

Культура речи.Язык и культура

3

3

0


Итого

204

178

26



6 класс (всего 204 часа)


Тема урока

Кол-во часов

В том числе

уроки

Контрольные работы

1

Речь и речевое общение. Речевая деятельность

16

14

2

2

Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке.

29

25

4

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика

26

22

4

4

Морфемика. Словообразование.

23

21

2

5

Лексикология. Фразеология.

39

37

2

6

Морфология.

20

17

3

7

Правописание: орфография, пунктуация

26

24

2

8

Культура речи. Язык и культура.

25

25

3


Итого

204

182

22
















7 класс (всего 170 часов)

№/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по программе

Уроки

Контрольные уроки

1

Речь и речевое общение. Речевая деятельность

12

11

1

2

Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке.

13

13

0

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика

26

24

2

4

Морфемика. Словообразование.

31

28

3

5

Лексикология. Фразеология.

23

20

3

6

Морфология.

36

33

3

7

Правописание: орфография, пунктуация

26

23

3

8

Культура речи. Язык и культура.

3

3

0


Итого

170

155

15

8 класс

(

№/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по программе

Уроки

Контрольные уроки

1

Речь и речевое общение. Речевая деятельность.

11

10

1

2

Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке

22

22

0

3

Лексикология. Фразеология

8

8

0

4

Морфология

10

10

0

5

Синтаксис

63

58

5

6

Правописание: орфография и пунктуация.

15

14

1

7

Культура речи. Язык и культура

7


6

1


Итого

136

128

8




































всего 136 часов)

9

№/п

Наименование разделов, тем

Количество часов по программе

Уроки

Контрольные уроки

1

Речь и речевое общение. Речевая деятельность.

6

5

1

2

Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языке

6

6

0

3

Фонетика.Орфоэпия.Графика.

1

1

0

4

Морфемика.Словообразование.

1

1

0

5

Лексикология. Фразеология

1

1

0

6

Морфология

1

1

0

7

Синтаксис

46

40

6

8

Правописание: орфография и пунктуация.

4

3

1

9

Культура речи. Язык и культура

2

2

0


Итого

68

60

8

класс (всего 68 часов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!