Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Цели и задачи обучения русскому языку:
Обучение русскому языку в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
•формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
На изучение русского языка в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
Используемые технологии обучения:
- информационно-коммуникационные технологии;
- критического мышления;
- критериальное оценивание.
Основные методы обучения:
- практический,
- частично-поисковый,
- квазиисследовательский,
- моделирование,
- учебная задача,
- учебный диалог.
Формы организации учебной деятельности:
-групповая,
- парная,
-фронтальная,
- индивидуальная.
Методы контроля, отслеживания и оценивания результатов:
Предметные результаты оцениваются и контролируются методами: тест, самостоятельная работа, контрольная работа, проверочная работа.
Метапредметные результаты отслеживаются и оцениваются методами: наблюдение, проектная задача, исследовательская задача, портфолио, дневник достижений.
Личностные результаты отслеживаются с помощью портфолио.
В мае проводится промежуточная итоговая аттестация по предмету в форме контрольной работы. Нормы и дидактические критерии оценивания устных ответов и письменных работ с учетом всех возможных ошибок (грубых и негрубых), недочетов находят отражение в Положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ Гимназия № 13 «Академ»;
Содержание программы
Раздел курса | Содержание учебного предмета | Количество часов | Формы организации учебного процесса | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
| | | | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Ударные и безударные гласные звуки | Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение а письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова) Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др,) Работа с орфографическим словарем. Проверочный диктант. * Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух корова, молоко. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | 5 ч | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная | Регулятивные УУД: -
принимают и сохраняют цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; -
проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); -
оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные УУД: -
работают с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; -
понимают текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; -
анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); -
осуществляют сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); -
делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: -
оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -
задают вопросы, отвечают на вопросы других; -
принимают участие в работе парами и группами; | -
определяют качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; -
обозначают ударение в слове; -
записывают двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела); -
пользуются орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля; -
составляют текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); |
Согласные звуки | Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка-бочка) Слова с удвоенными согласными Буквы Й и И Слова со звуком (й) и буквой й. * Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный. | 3 ч | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная | -
различают гласные и согласные звуки, правильно их произносят; -
различают гласный звук [и] и согласный звук [й]; -
обозначают на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый; |
Твердые и мягкие согласные звуки | Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, ё, е, ю, я, ь. | 3 ч | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная | -
различают согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определяют их в слове и правильно произносят; -
различают непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находят их в слове, правильно произносят; -
называют буквы гласные как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков; -
определяют функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука. -
определяют функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.; |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звук в конце слова и в середине слова перед согласными (день, коньки). Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 3 ч | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная | -
составляют текст из набора предложений; -
анализируют текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливают их последовательность в тексте; -
определяют тему и главную мысль текста; |
Согласные звонкие и глухие | Звонкие и глухие согласные на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и обозначение его буквой на письме. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). Проверочный диктант. * Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь. Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | 5 ч | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная | -
различают согласные звуки: глухие и звонкие, определяют их в слове и правильно произносят; -
записывают слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.); -
выбирают заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливают текст; -
определяют тему и главную мысль текста; |
Шипящие согласные звуки | Буквы шипящих согласных звуков: непарных твердых ш, ж; непарных мягких ч, щ * Слова с непроверяемым написанием: работа (работать). Проект «Скороговорки). Составление сборника «Веселые скороговорки.» Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт. * Слова с непроверяемым написанием: девочка. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. * Слова с непроверяемым написанием: машина. | 4 ч | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная | -
различают непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находят их в слове, правильно произносят; -
привольно записывают буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; -
определяют отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; |