СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в  соответствии:

  • С Федеральным Законом от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

  • С Федеральным законом от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

  • с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

  • с требованиями к структуре рабочей программы (письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334);

  • с ч. 2 ст. 28 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  • с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

  • с приказом Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

  • с приказом от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого, «Русский язык» («Школа России». Москва, «Просвещение», 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 1.09.2018 г. (Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах).

  • Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

  • Приказ от 13 марта 2019 года № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Повторение (9ч).

Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (6ч)

Однородные члены предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (16 ч)

Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева,издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения)

Имя существительное (34 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные типы склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-госклонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа(инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (27 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (8 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (27ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний –тся в возвратных глаголах в 3-м лице и –ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение изученного (9ч)

Связная речь

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1.Цели и задачи, основные принципы.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности

чистоты;

  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.

  • Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.

  • Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.

  • Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.

  • Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).

  • Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.



К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Изученные части речи, их признаки и определения; одно­родные члены предложения, их признаки.

Учащиеся должны уметь:

  • орфографически и каллиграфически правильно списы­вать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включаю­щий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

  • производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

  • производить разбор по составу (находить в слове окон­чание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа по­звонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

  • производить разбор слова как части речи: начальная фор­ма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

  • производить синтаксический разбор простого предложе­ния, предложения с однородными членами;

  • определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

  • определять тип текста (повествование, описание, рассуж­дение); использовать эти типы текстов в речи;

  • писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествова­тельного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  • работы со словарем (алфавит);

  • соблюдения орфоэпических норм;

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

3.Система контроля оценивания.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в четвёртом классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в четвёртом классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например,
если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;

ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные;
ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

нарушение орфографических правил при написании слов;

неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;

дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 4-ом классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«5» - без ошибок.

«5» - верно выполнено более 5/6 заданий

«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий

«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление

«3» - 2 ошибки и 1 исправление

«3» - верно выполнено 1/2 заданий

«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки

«2» - 3-5 ошибок.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий


Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведён авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Примерное количество слов:

для словарных диктантов: 12 – 15;

для контрольных диктантов: первое полугодие – 65-70, конец года – 75-80;

для изложений: первое полугодие - примерно 75-85 слов, конец года – 85-95 слов.


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения







План

Факт






Повторение (9 ч)





1.

1.1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

1







2.

1.2

Текст и его план. Типы текстов

1







3.

1.3

Текст и его план. Типы текстов

1







4.

1.4

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1







5.

1.5

Диалог. Обращение.

Словарный диктант №1

1







6.

1.6

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1







7.

1.7

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.


1







8.

1.8

Входной контрольный диктант №1 по теме: «Повторение»

1







9.

1.9

Работа над ошибками. Словосочетание

1








Предложение (6 ч)





10

2.1

Однородные члены предложения.

1







11.

2.2

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1







12.

2.3

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1







13.

2.4

Р/р: Обучающее изложение « Первая вахта» по учеб.стр 10№8

1







14.

2.5

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

1







15.

2.6

Сложное предложение и предложение с однородными членами

1







Слово в языке и речи (16 ч)





16.

3.1

Слово и его лексическое значение.

Словарный диктант №2

1







17.

3.2

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1







18.

3.3

Синонимы, антонимы, омонимы.

1







19.

3.4

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1







20.

3.5

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1







21.

3.6

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1







22.

3.7

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях

1







23.

3.8

Правописание приставок и суффиксов.

Словарный диктант№3

1







24.

3.9

Разделительные твердый и мягкий знаки

1







24.

3.10

Контрольное списывание №1

1







26.

3.11

Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1







27.

3.12

Склонение имен существительных и имен прилагательных

1







28.

3.13

Контрольный диктант №2 за 1 четверть

1







29.

3.14

Работа над ошибками. Имя числительное. Глагол

1







30.

3.15

Наречие как часть речи.

Правописание наречий

1







31.

3.16

Р/р: Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Стр 77 №134

1








Имя существительное ( 34 ч)





32.

4.1

Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных

1







33.

4.2

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.


1







34.

4.3

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. Контрольное списывание № 2

1







35.

4.4

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах..

1







36.

4.5

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1







37.

4.6

Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных

1







38.

4.7

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения

1







39.

4.8

2-е склонение имен существительных. Словарный диктант №4.

1







40.

4.9

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения

1







41.

4.10

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

1







42.

4.11

Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное, склонение имен существительных».

1







43.

4.12




Работа над ошибками. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.


1







44.

4.13

Именительный и винительный падежи

1







45.

4.14

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

1







46.

4.15

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1







47.

4.16

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

1







48.

4.17

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1







49.

4.18

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1







50.

4.19

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1







51.

4.20

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.

Словарный диктант №5

1







52.

4.21

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже


1







53.

4.22

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

1







54.

4.23

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1







55.

4.24

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

1







56.



4.25


Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

1







57.

4.26

Склонение имён существительных во множественном числе

1







58.

4.27

Р/р: Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Стр.101№180

1







59.

4.28

Работа над ошибками. Именительный падеж имён существительных множественного числа.

1







60.

4.29

Родительный падеж имён существительных множественного числа

1







61.

4.30

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

1







62.

4.31

Контрольное списывание № 3 Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

1







63.

4.32

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе

1







64.

4.33

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе

1







65.

4.34

Проект «Говорите правильно»

1








Имя прилагательное (28 ч)





66.

5.1

Имя прилагательное как часть речи

1







67.

5.2

Род и число имён прилагательных.

Словарный диктант №6

1







68.

5.3

Склонение имён прилагательных

1







69.

5.4

Р/р: Обучающее сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» стр 13 № 22

1







70.

5.5

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1







71.

5.6

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

1







72.

5.7

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1







73.

5.8

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1







74.

5.9

Именительный, винительный, родительный падежи. Словарный диктант № 7.

1







75.

5.10

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1







76.

5.11

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1







77.

5.12

Проект « Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина»

1







78.

5.13

Контрольный диктант №5 по теме «Склонение имён прилагательных»

1







79.

5.14

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1







80.

5.15

Склонение имён прилагательных женского рода. Наши проекты

1







81.

5.16

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1







82.

5.17

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

Контрольное списывание № 4

1







83.

5.18

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1







84.

5.19

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных..

1







85.

5.20

Р/р: Изложение описательного текста стр 36 №77

1







86.

5.21

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе

1







87.

5.22

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. Словарный диктант №8.

1







88.

5.23

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.


1







89.

5.24

Р/р: Контрольное сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» стр40 №85

1







90.

5.25

Работа над ошибками. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа

1







91.

5.26

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1







92.

5.27

Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное»

1







93.

5.28

Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме « Имя прилагательное»

1








Местоимение (8 ч)





94.

6.1

Местоимение как часть речи

1







95.

6.2

Личные местоимения

1







96.

6.3

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1







97.

6.4

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1







98.

6.5

Изменение личных местоимений по падежам. Тест по теме «Местоимение»

1







99.

6.6

Изменение личных местоимений по падежам. Тест по теме «Местоимение»

1







100.

6.7

Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение» Повторение изученного материала по теме

«Местоимение»

1







101.

6.8

Работа над ошибками. Роль глаголов в языке

1








Глагол (26 ч)





102.

7.1

Изменение глаголов по временам

1







103.

7.2

Неопределённая форма глагола

1







104.

7.3

Изменение глаголов по временам.

1







105.

7.4

Спряжение глаголов.

1







106.

7.5

Словарный диктант №9 Спряжение глаголов

1







107.

7.6

Спряжение глаголов

1







108.

7.7

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1







109.

7.8

I и II спряжение глаголов настоящего времени

1







110.

7.9

I и II спряжение глаголов будущего времени

1







111.

7.10

Р/р: Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» стр49 № 107

1







112.

7.11

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1







113.

7.12

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Контрольное списывание № 5

1







114.

7.13

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1







115.

7.14

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1







116.

7.15

Проект «Пословицы и поговорки»

1







117.

7.16

Контрольный диктант №8 на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

1







118.

7.17

Возвратные глаголы.

1







119.

7.18

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

1







120.

7.19

Р/р: Изложение повествовательного текста по вопросам стр 79 №162

1







121.

7.20

Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.


1







122.

7.21

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант № 10

1







123.

7.22

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1







124.

7.23

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

1







125.

7.24

Работа над ошибками.

Обобщение по теме «Глагол»

1







126.

7.25

Р/р: Контрольное сочинение стр 114 № 242

1







127.

7.26

Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме «Глагол»

1








Итоговое повторение (9 ч.)





128.

8.1

Язык. Речь. Текст

1







129.

8.2

Итоговый контрольный диктант №10

1







130.

8.3

Работа над ошибками. Предложение и словосочетание.


1







131.

8.4

Состав слова.

1







132.

8.5

Лексическое значение слова

1







133.

8.6

Части речи. Контрольное списывание № 6

1







134.

8.7

Части речи.

1







135.

8.8


Звуки и буквы

1







136.

8.9

Резерв













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Список учебно-методической литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2014. — (Стандарты второго поколения).

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 4 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — 2-е изд. — М.:Просвещение, 2018. — (Школа России).




13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!