Министерство образования и науки РБ
МКУ «Селенгинское районное управлением образованием»
МБОУ Ноехонская СОШ им. В.Д.Ринчинова
Рассмотрена Принята «Утверждаю»
на заседании МС педагогическим советом Директор школы:
Протокол № школы ______ В.Д.Зодбоева
«19» июня 2018г. «21» июня 2018г.
Рабочая учебная программа
Предмет: русский язык (обучение письму)
Класс: 1
Учебники: Азбука, В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, М.В.Бойкина;
Русский язык, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;
Количество часов в неделю: 4 ч., всего 132 ч.
Составитель: Болхоева А.К., учитель начальных классов, учитель первой квалификационной категории.
Зурган-Дэбэ
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению (обучению грамоте) в 1 классе составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Примерные программы начального общего образования.
Авторской программой для общеобразовательных школ УМК «Школа России» «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной и др., утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Ноехонская СОШ им. В.Д.Ринчинова.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Национально- региональный компонент.
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:
- бурятского фольклора;
- художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;
- музейных материалов;
- традиций народных праздников;
- флоры и фауны Бурятии;
- народных промыслов;
- этнологии и этнографии Бурятии.
- составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского заповедника;
- использование предложений из журнала "Одон";
- описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и наблюдения).
Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только существенно расширить кругозор учащихся, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленности, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, волю, нравственные качества ученика).
Планируемые предметные результаты изучения курса «Русский язык».
1 класс
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы русского алфавита;
называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Описание места учебного предмета
Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение письму». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет рассчитан на 2 ч. в неделю, итого:66ч.
из них - 46 ч отводится урокам обучения письму и 20 ч – урокам русского языка.
Количество часов в 1 четверти - 18;
Количество часов во 2 четверти - 14;
Количество часов в 3 четверти - 18;
Количество часов в 4 четверти - 16.
В данной рабочей программе на национально-региональный компонент отдельное количество часов не выделяется, но материалы национально-регионального компонента используются на уроках.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука:
· гласный - согласный;
· гласный ударный - безударный;
· согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный;
· согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
• сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Русский язык (20 ч)
Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (4 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (6 ч)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.
Повторение (1 ч)
Календарно - тематическое планирование русского языка
(обучение письму) 1 класс Школа России
№ п/п | Номер раздела и гемы урока | Тема урока | Кол- во часов | Дата |
Раздел I. Добукварный период (20часов). |
1- | 1.1 | Обведение и письмо элементов букв. с. 3-6 | 1 | 03.09 |
Обведение и письмо элементов букв. С. 13-15 |
2 | 1.2 | Закрепление полученных навыков письма элементов букв. С. 16-17 НРК Обведение и письмо элементов букв. С. 18-19 | 1 | 05.09 |
3 | 1.3 | Обведение и письмо элементов букв. С. 20-21 | 1 | 10.09 |
4 | 1.4 | Обведение и письмо элементов букв. С.24-25 Закрепление полученных навыков письма. С. 26-27 НРК | 1 | 12.09 |
Гласные и согласные звуки. С. 28-29 |
5 | 1.5 | Знакомство с алфавитом. С.32 | 1 | 17.09 |
Гласные буквы А, а, обозначающие звук (а) с. 3-4 |
Закрепление письма букв А, а. |
6 | 1.6 | Гласные буквы О, о, обозначающие звук (о) с. 5-6 Гласные буквы И, и, обозначающие звук (и). с. 7-8 | 1 | 19.09 |
Гласная буква ы, обозначающая звук (ы). с.9- 10 |
7 | 1.7 | Гласные буквы У, у, обозначающие звук (у) с. 1112 Закрепление письма изученных букв и соединений с ними. НРК | 1 | 24.09 |
С 13.
Раздел II. Букварный период (часов) |
8 | 1.8 | Согласные буквы Н,н, обозначающие согласные звуки (н), (н) с. 14-15 | 1 | 26.09 |
Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки (с), (с) с. 16-17 |
9 | 1.9 | Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки (к), (к) с. 18-19 | 1 | 01.10 |
10 | 1.10 | Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки (т), (т) с. 20-21 | 1 | 03.10 |
Закрепление письма изученных букв. С. 22. НРК |
11 | 1.11 | Письмо слогов, слов, предложений с буквами Т, т. | 1 | 08.10 |
Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки (л), (л). С. 23-24 Письмо слов, предложений с буквами Л, л. С. 25 |
Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р), (р) с. 26-27 |
12 | 1.12 | Закрепление письма изученных букв.НРК | 1 | 10.10 |
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в), (в). с. 28-30 |
13 | 1.13 |
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки (й э). с. 31-32 | 1 | 15.10 |
14 | 1.14 | Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки (п), (п) с. 3-4 Закрепление письма изученных букв. НРК | 1 | 17.10 |
15 | 1.15 | Письмо текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имен, отчеств, фамилий. с.5 Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки (м), (м) с. 6-7 | 1 | 22.10 |
16 | 1.16 | Письмо слов и текстов с буквами М, м. с. 8 | 1 | 24.10 |
17 | 1.17 | Согласные буквы З, з, обозначающие согласные звуки (з), (з) с. 9-10 Закрепление письма изученных букв | 1 | 29.10 | | 18 | 1.18 | Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б). с.12-13 | 1 | 31.10 | | 19 | 1.19 | Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки (д), (д) с. 16-17 | 1 | 12.11 | | 20 | 1.20 | Закрепление письма изученных букв с. 18 НРК Письмо слов с буквами Д, д., С. 19 | 1 | 14.11 | | 21 | 1.21 | Буквы Я.я, обозначающие звуки (й а). с. 20-21 Письмо текстов. Повторение изученного. С. 23 | 1 | 19.11 | | 22 | 1.22 | Закрепление письма изученных букв Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки (г), (г). с. 24-25 | 1 | 21.11 | | 23 | 1.23 | Согласные буквы Ч. ч, обозначающие согласный звук (ч). с. 27-28 Закрепление письма изученных букв НРК | 1 | 26.11 | | 24 | 1.24 | Буква ь - показатель мягкости согласных звуков. с. 30-31 Разделительный мягкий знак. С. 32. | 1 | 28.11 | | 25 | 1.25 | Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук (ш). с. 3-4 Закрепление письма изученных букв | 1 | 03.12 | |
|
26 | 1.26 | Письмо слов, текстов с изученными буквами. Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж). с. 6-7 | 1 | 05.12 |
27 | 1.27 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й о) с. 10-11 Буква Ё, ё - показатель мягкости. С. 12 | 1 | 10.12 |
28 | 1.28 | Буквы Й, й, обозначающие согласный звук (й). с. 13 Звук (й), буква Й. Повторение и обобщение. С. 14. | 1 | 12.12 |
29 | 1.29 | Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х). с. 15 Закрепление письма изученных букв нрк | 1 | 17.12 |
30 | 1.30 | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й у). с. 19-20 | 1 | 19.12 |
31 | 1.31 | Буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук (ц). с. 22-23 | 1 | 24.12 |
Чтение предложений и текстов с буквами Ц, ц. с. 24 |
32 | 1.32 | Закрепление письма изученных букв нрк обозначающие звук с. 25 | 1 | 26.12 |
33 | 1.33 | Формирование навыков письма. С. 29 | 1 | 14.01 |
34 | 1.34 | Закрепление письма изученных букв | 1 | 16.01 |
35 | 1.35 | Закрепление письма изученных букв. Списывание | 1 | 21.01 |
36 | 1.36 | Закрепление письма изученных букв НРК | 1 | 23.01 |
37 | 1.37 | Закрепление письма изученных букв | 1 | 28.01 |
38 | 1.38 | Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ). с. 27-28 | 1 | 30.01 |
39 | 1.39 | Твердый и мягкий разделительные знаки. Письмо слов, предложений с буквами Ф, ф. с. 31 | 1 | 04.02 |
40 | 1.40 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? | | 06.02 |
Раздел III После букварный период (20 часов) |
41 | 1.41 | Слуховой диктант. Слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какие? НРК | 1 | 11.02 |
42 | 1.42 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | 13.02 |
43 | 1.43 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Закрепление. НРК | 1 | 25.02 |
44 | 1.44 | Правописание жи- ши. Правописание ча-ща. Правописание чу-щу. | 1 | 27.02 |
45 | 1.45 | Правописание чк-чн, щн. Заглавная буква в именах собственных | 1 | 04.03 |
46 | 1.46 | Словарный диктант. | 1 | 06.03 11.03 |
Повторение изученного. |
Календарно - тематическое планирование русского языка
1 класс Школа России
№ п/п | Номер раздела и гемы урока | Тема урока | часы | дата |
Раздел I. НАША РЕЧЬ - 1 ч. |
1 | 1.1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | 13.03 |
Русский язык — родной язык русского народа.НРК |
Раздел II. ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 1 ч. |
2 | 1.2 | Текст (общее представление) | 1 | 18.03 |
Предложение как группа слов, выражающая закончен-ную мысль |
Диалог. |
Раздел III. СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА... -2 ч. |
3 | 1.3 | Слово. Роль слов в речи. | 1 | 20.03 | |
Слова-названия предметов и явлений, звания признаков предметов, действий предметов. |
4 | 1.4 | Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | 01.04 | |
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова, близкие и противоположные по значению. |
Раздел IV/ СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. - 3 Ч. |
5 | 1.5 | НРК Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). | 1 | 3.04 | |
6 | 1.6 | Деление слов на слоги. *Слова с непроверяемым написанием: лисица. | 1 | 08.04 | |
Перенос слов Правила переноса слов (первое представление Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. |
7 | 1.7 | Перенос слов | 1 | 10.04 | |
Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. |
| | Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. | | | | |
Раздел V. ЗВУКИ И БУКВЫ - 14 Ч. |
8 | 1.8 | Ударение (общее представление) Зависимость значения слова от ударения. Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. | 1 | | |
Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. |
9 | 1.9 | Звуки и буквы Условные звуковые обозначения слов. *Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | | |
Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. |
10 | 1.10 | Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями. *Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. | 1 | | |
Гласные звуки Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). |
11 | 1.11 | Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | | |
Гласные звуки Слова с буквой э. *Слово с непроверяемым написанием: деревня. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. |
12 | 1.12 | Ударные и безударные гласные звуки Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 1 | | |
Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного |
| | | | | | |
| 8 | Ударные и безударные гласные звуки Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарём. *Слова с непроверяемым НРК | 1 | 15.04 | | |
| 9 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Согласные звуки | 1 | 17.04 | | |
Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки |
| 10 | Согласные звуки Слова с удвоенными согласными. НРК | 1 | 22.04 | | |
Согласные звуки Буквы Й и И Слова со звуком [й’] и |
| 11 | буквой «и краткое». *Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный. | 1 | 24.04 | | |
Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. |
| 12 | Твёрдые и мягкие согласные звуки Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | 29.04 | | |
Твёрдые и мягкие согласные звуки Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. *Слово с непроверяемым написанием: ребята |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. НРК |
| 13 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | 30.04 | | |
Согласные звонкие и глухие Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. |
| | | | | |
| 14 | Согласные звонкие и глухие Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. НРК | 1 | 06.05 | |
|
Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». |
| 15 | Развитие речи. | 1 | 13.05 | |
Шипящие согласные звуки Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. *Слова с непроверяемым написанием: работа (работать). Проект «Скороговорки». Составление сборника |
«Весёлые скороговорки». НРК |
Повторение и закрепление изученного | 1 | 15.05 | |
| 16-17 | Шипящие согласные звуки Развитие речи. Заглавная буква в словах Развитие речи. | 2 | 22.05 23.05 | |
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). |
|
22
Национально – региональный компонент на уроке русского языка
№ НРК | Тема урока | Национально – региональный компонент |
1 | Правописание большой буквы в словах. | Дамба Жалсараев. А течёт из Байкала одна Ангара. И краса её чистая всеми воспета, Дай – то бог, чтоб одна только песня добра Каждый день выливалась из сердца поэта. 1. Подчеркните имена собственные. |
4 | Понятие об удвоенных согласных буквах. | Бурятская поговорка В бездонную бочку воду лить бесполезно. Задание: 1. Прочитай и запиши поговорку. 2. Выпиши слово с удвоенной согласной, раздели его для переноса. |
5 | Развитие речи. Творческая работа. | Составляем рассказ о природе своего края. |
7 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Намжил Нимбуев «В родном улусе» Здесь старики сидят на солнцепёке, Прошедшие перебирают дни, Считают весны, осени свои. Задания: 1. К словам с безударными гласными в корне подбери проверочные слова. 2. Сделай разбор предложения по членам и по частям речи. |
8 | Развитие речи. Сочинение по наблюдениям. | Сочинение «Прогулка в лес» |
9 | Образование сложных слов. Словарный диктант. | Бурятские загадки. 1. У рыжего телёнка жёлтое брюхо. (Облепиха) 2. Шёлковый клуб, семь дыр вокруг. (Голова) 3. Под землёй птица гнездо свила, яиц снесла. (Картошка) 4. Бурка бежит, а оглобли стоят. (Река и берег) Задание: Запиши отгадки, объясни правописание слов. |
11 | Звук й и его обозначение на письме. | Дондок Улзытуев «Люблю зелёную тайгу» Люблю зелёную тайгу, Лесную глушь, покой природы. Но долго жить в ней не могу, И в Шибертуе не могу спокойно жить, считая годы. Задания: 1. Прочитай стихотворение. В каких словах есть звук й? 2. Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают звук й? |
14 | Контрольное списывание | М. Аджиев «Байкал» Нет, Байкал даже не озеро, а целое море. Вода здесь самая чистая и самая прозрачная. Сквозь неё можно смотреть, как сквозь воздух. С лодки хорошо видно глубокое дно в заливах, рыб, копошащихся у камней. Даже маленьких рачков можно рассмотреть. Задание: 1. Списать текст. 2. Обозначить все знакомые орфограммы. |
16 | . | Ц.-Б. Бадмаев «Степная песенка» Солнце, играй В небесах надо мной, Медленный жар, Разливайся дневной! Воздух настоен На травах пахучих, Дышится сладко Степью родной. Задание: 1. Прочитай отрывок из стихотворения. 2. Спиши. Обозначь род имён существительных. |
18 | Развитие речи. Изложение. | Изложение «Зима в родном краю» |
20 | Роль личных местоимений в речи. | Жамсо Тумунов «Байкалу» Широкий, бездонный, великий Байкал! Я часто тебя вдалеке вспоминал, Мечтал о твоей серебристой волне. На этой тяжёлой и долгой войне. Задания: 1. Прочитай. 2. Спиши. Подчеркни личное местоимение, укажи его начальную форму. |
21 | Определение имени прилагательного. | Дондок Улзытуев «Листья» Потеряв свой зелёный цвет, Листья жалобно шелестели: «Мы бы в этот прозрачный свет С удовольствием полетели». Задания: 1. Прочитай стихотворение. 2. Спиши. Выдели окончания имён прилагательных. |
22 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | Владимир Петонов «Утро» Потеплело небо. Расцвело. Молод__ зорька засверкала, И открылось хмур__ чело За ночь постаревшего Байкала. Задание: 1. Прочитай. Какие окончания нужно написать у имён прилагательных? 2.Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы. |
26 | Развитие речи. | Изложение «Природа родного края» |
28 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | Ц.-Б.Бадмаев Путник» В телегу с помощью отца Запряг я мигом жеребца. Встряхнул гнедой короткой гривой И затрусил рысцой ленивой. В степи – У деревца кривого – Мы повстречали верхового. Задание: 1. Контрольное списывание. 2. Найдите однородные члены предложения. |
31 | Развитие речи. | Сочинение «Моя семья» |
32 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | С.И.Куренков «Родное село» В ясный день, в часы досуга Я с утёса каждым летом Ноехоном я любуюсь, Что в черёмуху одет. Задание: 1. Спиши стихотворение. 2. Обозначь знакомые орфограммы. 3. Разбери по составу слова: ясный, милой. |
33 | Контрольное списывание. | Б.Кауров Я по роду, племени крестьянин Городское выбрал ремесло Только сердце постоянно тянет В отчий край, родимое село. |
34 | Обобщающий урок. | Край, родины моей начало Здесь я вырос, здесь моя семья Наш Хилок бурливый величаво Катит волны в дальние края. Задание: объясни знакомые орфограммы. |