Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
Согласовано Руководитель МО ________И. Б. Федорук Протокол №1 от 31.08.2020 г. | Утверждаю Директор «Гимназии №2» ________ Н. В. Маслеников Протокол № 03-02/181 от 31.08.2020 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
в 10 Б классе
(базовый уровень)
учитель Гулий А.Н.
34 часа
г. Ярославль
Раздел 1.
Рабочая программа предмета «Русский язык» обязательной предметной области "Филология" для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" от 20.05.2020 № 254;
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «русский язык» и «родной язык (русский)» в 2021–2022 учебном году (составитель: Киселева Н. В., доцент КГД ГАУ ДПО ЯО ИРО, канд. культурологии)
Учебный план гимназии на 2021-22 учебный год, приказ № …от…..2021 г.
Приказ об утверждении списка учебников на 2021-2021 учебный год № …от….2021г.
Приказ об утверждении рабочих программ № ….от…..2021 г. в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год, приказ № ….от …..г.
Основная образовательная программа гимназии, утв. Приказом директора № 03-02/218 от 31.08.18.
Предметная программа по русскому языку на ступень основного общего образования, утв. Приказом директора № 03-02/219 от 31.08.18.
Целями изучения русского (родного) языка в 10 классе являются:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса:
повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;
закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;
подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку, а также вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
объём словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
в области аудирования и чтения:
адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;
владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках программы 6 класса;
адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;
способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;
осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения;
понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;
избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
в области говорения и письма:
способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;
способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;
применение приобретённых знаний, умений и навыков:
в повседневной жизни;
для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:
в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:
представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 9 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Раздел 3. Содержание курса.
В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.
Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.
Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.
Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.
Введение в курс русского языка 10 класса.
Входное диагностическое тестирование (безоценочное).
Содержательный учебный блок I.
Общие сведения о языке
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью .
Речь как процесс коммуникативной деятельности
Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.
Орфография
Правописание сложных слов.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи
Содержательный учебный блок II
Становление и развитие русского языка
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.
Текст как результат речевой деятельности
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов.)
Орфография
Употребление прописных и строчных букв.
Синтаксис и пунктуация
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых.Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.
Содержательный учебный блок III
Краткая история русской письменности и реформы русского письма
Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.
Виды речевой деятельности и способы фиксации информации
Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.
Орфография
Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.
Содержательный учебный блок IV
Лексика и фразеология
Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.
Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению.
Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи.
Орфография
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ –
Синтаксис и пунктуация
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Содержательный учебный блок V
Фонетика
Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования.
Нормы русского литературного языка
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы.
Орфография
Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов.
Синтаксис и пунктуация
Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Содержательный учебный блок VI
Морфемика и словообразование
Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование.
Русский речевой этикет
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.
Орфография
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О - Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И - Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Синтаксис и пунктуация
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные синтаксические конструкции.
Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы - уроки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 10 класс (базовый уровень)
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на | В том числе на | В том числе на | Инструментарий |
работ по развитию речи | контрольных работ | итоговых контрольных работ |
1 | Раздел 1. Введение | 2 | - | 1 | - | https://sdamgia.ru/ |
2 | Раздел 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности | 1 | - | - | - | https://foxford.ru/teacher-dashboard |
3 | Раздел 3. Этапы развития русского литературного языка. | 1 | - | - | - | https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru/subject/13/ https://sdamgia.ru/ |
4 | Раздел 4. Орфография | 7 | - | 2 | - | |
5 | Раздел 5. Синтаксис и пунктуация | 4 | - | 1 | - | |
6 | Раздел 6. Текст как результат речевой деятельности | 1 | - | - | - | |
7 | Раздел 7. Функциональные стили речи | 3 | 2 | - | - | https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru/subject/13/ https://sdamgia.ru/ |
8 | Раздел 8. Синтаксис и пунктуация сложного предложения | 10 | 2 | 3 | - | https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru/subject/13/ https://sdamgia.ru/ https://foxford.ru/teacher-dashboard |
9 | Раздел 9. Нормы русского литературного языка | 1 | - | - | - | |
10 | Раздел 10. Русский речевой этикет | 1 | - | - | - | |
11 | Раздел 11. Итоги курса | 3 | - | - | 1 | https://sdamgia.ru/ https://foxford.ru/teacher-dashboard |
| Итого | 34 | 4 | 7 | 1 | |
Характеристика основных видов деятельности
№ п/п | Наименование изучаемого раздела | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Раздел 1. Введение (2 ч.) | Введение в курс русского языка 10 класса. Входная контрольная работа за курс 5-9 классов. | Определяют понятия. Попутно решают отдельные вопросы лексикологии, синтаксиса, фонетики, орфографии. Выявляют функции русского языка. Создают текст по теме. Выполняют упражнения по теме. Выполняют входную контрольную работу. Рефлексия. |
2 | Раздел 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности (1 ч.) | Анализ ошибок входной контрольной работы. Речь как процесс коммуникативной деятельности. | Анализируют ошибки входной контрольной работы. 2)Определяют понятие «речь» в контексте коммуникативной деятельности. 3) Актуализируют знания за курс фонетики. 4) Выполняют упражнения по теме. 5) Рефлексия. |
3 | Раздел 3. Этапы развития русского литературного языка (1 ч.) | Этапы развития русского литературного языка. | Определяют понятия. Выявляют основные этапы развития русского литературного языка. Выполняют упражнения. Рефлексия. |
4 | Раздел 4. Орфография (7 ч.) | Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. Орфография. Употребление строчных и прописных букв. Контрольная работа по теме «Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. Употребление строчных и прописных букв». Анализ ошибок контрольной работы. Орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Контрольная работа по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Анализ ошибок контрольной работы. Орфография. Правописание гласных в корне слова. Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне слова. | Определяют понятия. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи». Выполняют упражнения по теме. Рефлексия. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограмм «Строчные и прописные буквы». Выполняют упражнения по теме. Выполняют контрольную работу. Анализируют ошибки контрольной работы. Рефлексия. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-». Выполняют упражнения по теме. Составляют текст по теме. Выполняют контрольную работу. Анализируют ошибки контрольной работы. Рефлексия. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограмм «Гласные в корне слова». Выполняют упражнения по теме. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограмм «Чередующиеся гласные в корне слова». Выполняют упражнения по теме. Рефлексия. |
5 | Раздел 5. Синтаксис и пунктуация (4 ч.) | Синтаксис и пунктуация. Синтаксические единицы. Синтаксис и Пунктуация простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | Определяют понятия. Актуализируют знания по темам «Синтаксис и пунктуация простого предложения», «Главные и второстепенные члены предложения». Выявляют главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Определяют типы сказуемого. Выявляют способы выражения приложения. Ставят/не ставят тире между подлежащим и сказуемым. Выполняют упражнения по теме. Составляют текст по теме. Выполняют контрольную работу. Рефлексия. |
6 | Раздел 6. Текст как результат речевой деятельности (1 ч.) | Анализ ошибок контрольной работы. Текст как результат речевой деятельности. | Анализируют ошибки контрольной работы. Рефлексия. Актуализируют знания по теме «Текст. Его признаки». Определяют понятие «текст» как результат речевой деятельности. Выполняют упражнения. Создают тексты. Рефлексия. |
7 | Раздел 7. Функциональные стили речи (1 ч. + 2 ч.) | Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль: особенности и разновидности. Публицистический стиль: особенности и разновидности. | Определяют понятия. Актуализируют знания по теме «Официально-деловой стиль речи». Выявляют особенности и разновидности официально-делового стиля речи. Выполняют упражнения. Создают тексты. Рефлексия. Актуализируют знания по теме «Публицистический стиль речи». Определяют особенности и разновидности публицистического стиля. Создают тексты. Рефлексия. |
8 | Раздел 8. Синтаксис и пунктуация сложного предложения (8 ч. + 2 ч.) | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложносочиненные предложения: знаки препинания. Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения». Анализ ошибок контрольной работы. Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения: виды и знаки препинания. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения: знаки препинания». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера. | Определяют понятия. Актуализируют знания по темам «Синтаксис и пунктуация сложного предложения», «Сложносочинённые предложения: знаки препинания». Выполняют упражнения по теме. Составляют схемы предложений. Составляют текст по теме. Выполняют контрольную работу. Анализируют ошибки контрольной работы. Рефлексия. Актуализируют знания по теме «Сложноподчинённые предложения: виды и знаки препинания». Выполняют упражнения по теме. Составляют схемы предложений. Составляют текст по теме. Выполняют контрольную работу. Анализируют ошибки контрольной работы. Рефлексия. Актуализируют знания по теме «Структура сочинения-рассуждения». Определяют понятия. Пишут сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. Корректируют написанное. Рефлексия. Актуализируют знания по теме «Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания». Выполняют упражнения по теме. Составляют схемы предложений. Составляют текст по теме. Выполняют контрольную работу. Анализируют ошибки контрольной работы. Рефлексия. Определяют понятия. Пишут сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера. |
9 | Раздел 9. Нормы русского литературного языка (1 ч.) | Нормы русского литературного языка. | Определяют понятия. Выявляют признаки нормы. Выполняют упражнения. |
10 | Раздел 10. Русский речевой этикет (1 ч.) | Русский речевой этикет. | Определяют понятия. Выполняют упражнения. Создают текст по теме. |
11 | Раздел 11. Итоги курса (3 ч.) | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. Анализ ошибок итоговой контрольной работы. Итоги курса русского языка в 10 классе. | Выполняют итоговую контрольную работу за курс 10 класса. Анализируют ошибки итоговой контрольной работы. Подводят итоги изучения курса русского языка в 10 классе. Ставят задачи на будущее. |
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | К-во часов | Элемент содержания | Планируемые результаты | Контрольно-оценочная деятельность (вид, форма) | Примечание |
1 | | Введение в курс русского языка 10 класса. | 1 | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. | Л1-3; М1-5; П2, 4, 5. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
2 | | Входная контрольная работа за курс 5-9 классов. | 1 | Входная контрольная работа за курс 5-9 классов (контрольная работа № 1). | Л2-3; М1, 3-5; П1, 3, 5. | Входной (контрольная работа № 1) | |
3 | | Анализ ошибок входной контрольной работы. Речь как процесс коммуникативной деятельности. | 1 | Анализ ошибок входной контрольной работы. Речь как процесс коммуникативной деятельности. | Л1-8; М1-7; П1-3. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
4 | | Этапы развития русского литературного языка. | 1 | Этапы развития русского литературного языка. | Л1-3; М1-7; П1-2. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
5 | | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. | Л3, 5, 6, 8, 9; М1-3, 6-8; П1, 2, 4. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
6 | | Орфография. Употребление строчных и прописных букв. | 1 | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием строчных и прописных букв. | Л1, 2, 4, 7, 10; М1, 2, 4, 5, 7, 8; П3, 8. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
7 | | Контрольная работа по теме «Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. Употребление строчных и прописных букв». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 2). | Л3; М1, 4, 6-8; П1-3, 7, 8. | Тематический (контрольная работа № 2) | |
8 | | Анализ ошибок контрольной работы. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.Орфография. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-. | Л2, 3, 5, 6, 9; М1-3, 5, 7, 8; П1, 4, 9. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
9 | | Контрольная работа по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 3). | Л3; М1, 4, 6-8; П1, 4, 9. | Тематический (контрольная работа № 3) | |
10 | | Анализ ошибок контрольной работы. Орфография. Правописание гласных в корне слова. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных в корне слова. | Л2-4, 8, 9, 10; М1-3, 5, 7, 8; П1, 3, 10. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
11 | | Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием чередующихся гласных в корне слова. | Л2, 4, 5, 7; М1, 2, 4, 5, 6-8; П1, 5, 6, 10-12. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
12 | | Синтаксис и пунктуация. Синтаксические единицы. | 1 | Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические единицы. | Л2, 4, 7, 8; М1-5, 7, 8; П1, 5. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
13-14 | | Синтаксис и Пунктуация простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | Предикативная (грамматическая) основа предложения. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. | Л1, 3, 5, 6, 7, 9; М1-4; 6-8; П1, 5. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
15 | | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 4). | Л2, 5; М1, 3, 4, 7, 8; П1, 5. | Тематический (контрольная работа № 4) | |
16 | | Анализ ошибок контрольной работы. Текст как результат речевой деятельности. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. Текст как результат речевой деятельности. | Л1-5; М1-5; П1-3. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
17 | | Функциональные стили речи. | 1 | Функциональные стили речи. | Л2, 3, 5, 6, 8, 9; М1, 2, 4, 7, 8; П1, 4. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
18 | | Официально-деловой стиль: особенности и разновидности. | 1 | Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме. Работа по развитию речи № 1. | Л2, 4, 9; М1-3, 5, 7, 8; П1-6. | Текущий (работа по развитию речи № 1) | |
19 | | Публицистический стиль: особенности и разновидности. | 1 | Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Работа по развитию речи № 2. | Л1, 4, 5, 7, 9, 10; М1-3, 5-8; П1, 3, 4, 7, 8. | Текущий (работа по развитию речи № 2) | |
20 | | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложносочиненные предложения: знаки препинания. | 1 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложносочиненные предложения: знаки препинания. | Л3, 5, 6, 7, 9; М1-3, 5, 7, 8; П1-3, 10-12. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
21 | | К.р. по теме «ССП» | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 5). | Л2, 3, 6; М1-4, 6-8; П1-3, 10-12. | Тематический (контрольная работа № 5) | |
22 | | Анализ ошибок контрольной работы. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. | Л2, 4-8, 10; М1-3, 6-8; П1-3, 10-12. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
23 | | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения: виды и знаки препинания. | 1 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения: виды и знаки препинания. | Л1, 4, 6, 9, 10; М1-3, 5-8; П1, 2, 4, 13-16. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
24 | | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 6). | Л2, 3, 6; М1-4, 6-8; П1, 2, 4, 12-16. | Тематический (контрольная работа № 6) | |
25 | | Анализ ошибок контрольной работы. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. | Л2, 4-8, 10; М1-3, 6-8; П1, 2, 4, 12-16. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
26 | | Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. | 1 | Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера (работа по развитию речи № 3). | Л1-6, 9, 10; М1-3, 5-8; П5, 6, 17, 18. | Тематический (работа по развитию речи № 3) | |
27 | | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. | 1 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. | Л2, 4, 5-7, 10; М1-3, 5-8; П1, 2, 7, 19-21. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
28 | | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения: знаки препинания». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 7). | Л2, 3, 6; М1-4, 6-8; П1, 2, 7, 19-21. | Тематический (контрольная работа № 7) | |
29 | | Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера (работа по развитию речи № 4). | Л2, 4-8, 10; М1-3, 6-8; П1, 2, 7, 19-21. Л1-6, 9, 10; М1-3, 5-8; П9, 21, 22. | Тематический (работа по развитию речи 4) | |
30 | | Нормы русского литературного языка. | 1 | Нормы русского литературного языка. | Л1-8; М1-8; П1-2. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
31 | | Русский речевой этикет. | | Русский речевой этикет. | Л1-4; М1-7; П1-3. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
32 | | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. | 1 | Определение уровня изученного материала. Итоговый контроль знаний, умений, навыков (итоговая контрольная работа № 1). | Л1-4; М1-4; П1-4. | Итоговый (итоговая контрольная работа № 1) | |
33 | | Анализ ошибок итоговой контрольной работы. | 1 | Анализ ошибок итоговой контрольной работы. | Л1-4; М1-4; П1-4. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
34 | | Итоги курса русского языка в 10 классе. | 1 | Итоги курса русского языка в 10 классе. | Л1-4; М1-4; П1-4. | Итоговый (устный опрос и упражнение) | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне выпускник должен добиться следующих результатов:
1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
8) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
9) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
10) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
11) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
12) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
29