СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень)»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»



Согласовано

Руководитель МО

________И. Б. Федорук

Протокол №1 от 31.08.2020 г.

Утверждаю

Директор «Гимназии №2»

________ Н. В. Маслеников

Протокол № 03-02/181 от 31.08.2020 г.



Рабочая программа

по русскому языку

в 10 Б классе

(базовый уровень)

учитель Гулий А.Н.



34 часа

г. Ярославль



Раздел 1.

Рабочая программа предмета «Русский язык» обязательной предметной области "Филология" для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" от 20.05.2020 № 254;

  • Методическое письмо о преподавании учебных предметов «русский язык» и «родной язык (русский)» в 2021–2022 учебном году (составитель: Киселева Н. В., доцент КГД ГАУ ДПО ЯО ИРО, канд. культурологии)

  • Учебный план гимназии на 2021-22 учебный год, приказ № …от…..2021 г.

  • Приказ об утверждении списка учебников на 2021-2021 учебный год № …от….2021г.

  • Приказ об утверждении рабочих программ № ….от…..2021 г. в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год, приказ № ….от …..г.

  • Основная образовательная программа гимназии, утв. Приказом директора № 03-02/218 от 31.08.18.

  • Предметная программа по русскому языку на ступень основного общего образования, утв. Приказом директора № 03-02/219 от 31.08.18.

Целями изучения русского (родного) языка в 10 классе явля­ются:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основные задачи курса:

  • повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;

  • закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;

  • подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку, а также вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.


Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:

  1.  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2.  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3.  объём словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

в области аудирования и чтения:

  • адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;

  • владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках программы 6 класса;

  •  адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;

  •  способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;

  •  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  •  осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения;

  •  понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;

  •  избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

в области говорения и письма:

  • способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

  •  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация);

  •  умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;

  •  способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

  •  владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);

  •  соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  •  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  •  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;

  1.  применение приобретённых знаний, умений и навыков:

  • в повседневной жизни;

  • для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

  • анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  1.  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:

  • в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;

  • в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 10 классе являются:

  1.  представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2.  понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3.  усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 9 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  4.  овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  5.  опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  6.  проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  7.  понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  8.  понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Раздел 3. Содержание курса.

В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у обучающихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.

Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.

Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.

Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.

Введение в курс русского языка 10 класса.

Входное диагностическое тестирование (безоценочное).

Содержательный учебный блок I.

Общие сведения о языке

Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью .

Речь как процесс коммуникативной деятельности

Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности.

Орфография

Правописание сложных слов.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи

Содержательный учебный блок II

Становление и развитие русского языка

Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка.

Текст как результат речевой деятельности

Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов.)

Орфография

Употребление прописных и строчных букв.

Синтаксис и пунктуация

Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых.Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений.

Содержательный учебный блок III

Краткая история русской письменности и реформы русского письма

Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.

Виды речевой деятельности и способы фиксации информации

Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.

Орфография

Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.

Синтаксис и пунктуация

Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.

Содержательный учебный блок IV

Лексика и фразеология

Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению.

 Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль     художественной литературы. Разговорный стиль речи.

Орфография

Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ –

Синтаксис и пунктуация

Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Содержательный учебный блок V

Фонетика

Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования.

Нормы русского литературного языка

Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические нормы.

Орфография

Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З - / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов.

Синтаксис и пунктуация

Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Содержательный учебный блок VI

Морфемика и словообразование

Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование.

Русский речевой этикет

Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.

Орфография

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О - Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И - Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Синтаксис и пунктуация

Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные синтаксические конструкции.

Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей примерно определены содержательные учебные единицы - уроки.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 10 класс (базовый уровень)


п/п


Наименование разделов




Всего часов

В том числе на

В том числе на

В том числе на

Инструментарий

работ по развитию речи

контрольных работ

итоговых контрольных работ



1





Раздел 1. Введение





2



-



1



-

https://sdamgia.ru/


2

Раздел 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности



1


-


-


-

https://foxford.ru/teacher-dashboard


3

Раздел 3. Этапы развития русского литературного языка.

1

-

-

-

https://www.yaklass.ru/

https://resh.edu.ru/subject/13/

https://sdamgia.ru/


4

Раздел 4. Орфография



7


-


2


-


5

Раздел 5. Синтаксис и пунктуация



4


-


1


-


6

Раздел 6. Текст как результат речевой деятельности


1


-


-


-


7

Раздел 7. Функциональные стили речи



3


2


-


-

https://www.yaklass.ru/

https://resh.edu.ru/subject/13/

https://sdamgia.ru/

8

Раздел 8. Синтаксис и пунктуация сложного предложения


10


2


3


-

https://www.yaklass.ru/

https://resh.edu.ru/subject/13/

https://sdamgia.ru/

https://foxford.ru/teacher-dashboard

9

Раздел 9. Нормы русского литературного языка



1


-


-


-


10

Раздел 10. Русский речевой этикет

1

-

-

-


11

Раздел 11. Итоги курса

3

-

-

1

https://sdamgia.ru/

https://foxford.ru/teacher-dashboard


Итого

34

4

7

1



Характеристика основных видов деятельности

№ п/п

Наименование изучаемого раздела

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

1

Раздел 1. Введение (2 ч.)



Введение в курс русского языка 10 класса. Входная контрольная работа за курс 5-9 классов.

  1. Определяют понятия.

  2. Попутно решают отдельные вопросы лексикологии, синтаксиса, фонетики, орфографии.

  3. Выявляют функции русского языка.

  4. Создают текст по теме.

  5. Выполняют упражнения по теме.

  6. Выполняют входную контрольную работу.

  7. Рефлексия.

2

Раздел 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности (1 ч.)

Анализ ошибок входной контрольной работы. Речь как процесс коммуникативной деятельности.


          1. Анализируют ошибки входной контрольной работы.

2)Определяют понятие «речь» в контексте коммуникативной деятельности.

3) Актуализируют знания за курс фонетики.

4) Выполняют упражнения по теме.

5) Рефлексия.

3

Раздел 3. Этапы развития русского литературного языка (1 ч.)

Этапы развития русского литературного языка.

  1. Определяют понятия.

  2. Выявляют основные этапы развития русского литературного языка.

  3. Выполняют упражнения.

  4. Рефлексия.

4

Раздел 4. Орфография (7 ч.)

Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. Орфография. Употребление строчных и прописных букв. Контрольная работа по теме «Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. Употребление строчных и прописных букв». Анализ ошибок контрольной работы. Орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Контрольная работа по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Анализ ошибок контрольной работы.

Орфография. Правописание гласных в корне слова. Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне слова.


  1. Определяют понятия.

  2. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи».

  3. Выполняют упражнения по теме.

  4. Рефлексия.

  5. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограмм «Строчные и прописные буквы».

  6. Выполняют упражнения по теме.

  7. Выполняют контрольную работу.

  8. Анализируют ошибки контрольной работы.

  9. Рефлексия.

  10. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-».

  11. Выполняют упражнения по теме.

  12. Составляют текст по теме.

  13. Выполняют контрольную работу.

  14. Анализируют ошибки контрольной работы.

  15. Рефлексия.

  16. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограмм «Гласные в корне слова».

  17. Выполняют упражнения по теме.

  18. Актуализируют знания по применению навыков правописания орфограмм «Чередующиеся гласные в корне слова».

  19. Выполняют упражнения по теме.

  20. Рефлексия.

5

Раздел 5. Синтаксис и пунктуация (4 ч.)

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические единицы. Синтаксис и Пунктуация простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

  1. Определяют понятия.

  2. Актуализируют знания по темам «Синтаксис и пунктуация простого предложения», «Главные и второстепенные члены предложения».

  3. Выявляют главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения.

  4. Определяют типы сказуемого.

  5. Выявляют способы выражения приложения.

  6. Ставят/не ставят тире между подлежащим и сказуемым.

  1. Выполняют упражнения по теме.

  2. Составляют текст по теме.

  3. Выполняют контрольную работу.

  4. Рефлексия.


6

Раздел 6. Текст как результат речевой деятельности (1 ч.)

Анализ ошибок контрольной работы. Текст как результат речевой деятельности.


  1. Анализируют ошибки контрольной работы.

  2. Рефлексия.

  3. Актуализируют знания по теме «Текст. Его признаки».

  4. Определяют понятие «текст» как результат речевой деятельности.

  5. Выполняют упражнения.

  6. Создают тексты.

  7. Рефлексия.


7

Раздел 7. Функциональные стили речи (1 ч. + 2 ч.)

Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль: особенности и разновидности. Публицистический стиль: особенности и разновидности.

  1. Определяют понятия.

  2. Актуализируют знания по теме «Официально-деловой стиль речи».

  3. Выявляют особенности и разновидности официально-делового стиля речи.

  4. Выполняют упражнения.

  5. Создают тексты.

  6. Рефлексия.

  7. Актуализируют знания по теме «Публицистический стиль речи».

  8. Определяют особенности и разновидности публицистического стиля.

  9. Создают тексты.

  10. Рефлексия.

8

Раздел 8. Синтаксис и пунктуация сложного предложения (8 ч. + 2 ч.)

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложносочиненные предложения: знаки препинания. Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения». Анализ ошибок контрольной работы. Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения: виды и знаки препинания. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения: знаки препинания». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера.

  1. Определяют понятия.

  2. Актуализируют знания по темам «Синтаксис и пунктуация сложного предложения», «Сложносочинённые предложения: знаки препинания».

  3. Выполняют упражнения по теме.

  4. Составляют схемы предложений.

  5. Составляют текст по теме.

  6. Выполняют контрольную работу.

  7. Анализируют ошибки контрольной работы.

  8. Рефлексия.

  9. Актуализируют знания по теме «Сложноподчинённые предложения: виды и знаки препинания».

  10. Выполняют упражнения по теме.

  11. Составляют схемы предложений.

  12. Составляют текст по теме.

  13. Выполняют контрольную работу.

  14. Анализируют ошибки контрольной работы.

  15. Рефлексия.

  16. Актуализируют знания по теме «Структура сочинения-рассуждения».

  17. Определяют понятия.

  18. Пишут сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

  19. Корректируют написанное.

  20. Рефлексия.

  21. Актуализируют знания по теме «Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания».

  22. Выполняют упражнения по теме.

  23. Составляют схемы предложений.

  24. Составляют текст по теме.

  25. Выполняют контрольную работу.

  26. Анализируют ошибки контрольной работы.

  27. Рефлексия.

  28. Определяют понятия.

  29. Пишут сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера.

9

Раздел 9. Нормы русского литературного языка (1 ч.)


Нормы русского литературного языка.

  1. Определяют понятия.

  2. Выявляют признаки нормы.

  3. Выполняют упражнения.


10

Раздел 10. Русский речевой этикет (1 ч.)

Русский речевой этикет.

  1. Определяют понятия.

  2. Выполняют упражнения.

  3. Создают текст по теме.

11

Раздел 11. Итоги курса (3 ч.)

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. Анализ ошибок итоговой контрольной работы. Итоги курса русского языка в 10 классе.


  1. Выполняют итоговую контрольную работу за курс 10 класса.

  2. Анализируют ошибки итоговой контрольной работы.

  3. Подводят итоги изучения курса русского языка в 10 классе.

  4. Ставят задачи на будущее.



Примерное тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

К-во часов

Элемент содержания

Планируемые результаты

Контрольно-оценочная деятельность (вид, форма)

Примечание

1


Введение в курс русского языка 10 класса.

1

Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса.

Л1-3; М1-5; П2, 4, 5.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


2


Входная контрольная работа за курс 5-9 классов.

1

Входная контрольная работа за курс 5-9 классов (контрольная работа № 1).

Л2-3; М1, 3-5; П1, 3, 5.

Входной (контрольная работа № 1)


3


Анализ ошибок входной контрольной работы.

Речь как процесс коммуникативной деятельности.

1

Анализ ошибок входной контрольной работы.

Речь как процесс коммуникативной деятельности.

Л1-8; М1-7; П1-3.


Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


4


Этапы развития русского литературного языка.

1

Этапы развития русского литературного языка.

Л1-3; М1-7; П1-2.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


5


Словосочетание как синтаксическая единица.

1

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

Л3, 5, 6, 8, 9; М1-3, 6-8; П1, 2, 4.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


6


Орфография. Употребление строчных и прописных букв.


1

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием строчных и прописных букв.

Л1, 2, 4, 7, 10; М1, 2, 4, 5, 7, 8; П3, 8.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


7


Контрольная работа по теме «Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. Употребление строчных и прописных букв».

1

Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков

(контрольная работа № 2).

Л3; М1, 4, 6-8; П1-3, 7, 8.

Тематический

(контрольная работа № 2)


8


Анализ ошибок контрольной работы.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.Орфография.


1

Анализ ошибок контрольной работы.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Л2, 3, 5, 6, 9; М1-3, 5, 7, 8; П1, 4, 9.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


9


Контрольная работа по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

1

Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков

(контрольная работа № 3).

Л3; М1, 4, 6-8; П1, 4, 9.

Тематический (контрольная работа № 3)


10


Анализ ошибок контрольной работы.

Орфография. Правописание гласных в корне слова.


1

Анализ ошибок контрольной работы.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных в корне слова.

Л2-4, 8, 9, 10; М1-3, 5, 7, 8; П1, 3, 10.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


11


Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием чередующихся гласных в корне слова.

Л2, 4, 5, 7; М1, 2, 4, 5, 6-8; П1, 5, 6, 10-12.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


12


Синтаксис и пунктуация. Синтаксические единицы.


1

Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические единицы.


Л2, 4, 7, 8; М1-5, 7, 8; П1, 5.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


13-14


Синтаксис и Пунктуация простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения.


2

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения.

Л1, 3, 5, 6, 7, 9; М1-4; 6-8; П1, 5.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


15


Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков

(контрольная работа № 4).

Л2, 5; М1, 3, 4, 7, 8; П1, 5.

Тематический (контрольная работа № 4)


16


Анализ ошибок контрольной работы.

Текст как результат речевой деятельности.


1

Анализ ошибок контрольной работы.

Текст как результат речевой деятельности.

Л1-5; М1-5; П1-3.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


17


Функциональные стили речи.


1

Функциональные стили речи.


Л2, 3, 5, 6, 8, 9; М1, 2, 4, 7, 8; П1, 4.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


18


Официально-деловой стиль: особенности и разновидности.


1

Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности.

Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме.

Работа по развитию речи № 1.

Л2, 4, 9; М1-3, 5, 7, 8; П1-6.

Текущий (работа по развитию речи № 1)


19


Публицистический стиль: особенности и разновидности.

1

Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения.

Работа по развитию речи № 2.

Л1, 4, 5, 7, 9, 10; М1-3, 5-8; П1, 3, 4, 7, 8.

Текущий (работа по развитию речи № 2)


20


Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложносочиненные предложения: знаки препинания.


1

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложносочиненные предложения: знаки препинания.


Л3, 5, 6, 7, 9; М1-3, 5, 7, 8; П1-3, 10-12.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


21


К.р. по теме «ССП»

1

Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков

(контрольная работа № 5).

Л2, 3, 6; М1-4, 6-8; П1-3, 10-12.

Тематический (контрольная работа № 5)


22


Анализ ошибок контрольной работы.



1

Анализ ошибок контрольной работы.


Л2, 4-8, 10; М1-3, 6-8; П1-3, 10-12.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


23


Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения: виды и знаки препинания.


1

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения: виды и знаки препинания.


Л1, 4, 6, 9, 10; М1-3, 5-8; П1, 2, 4, 13-16.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


24


Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

1

Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков

(контрольная работа № 6).

Л2, 3, 6; М1-4, 6-8; П1, 2, 4, 12-16.

Тематический (контрольная работа № 6)


25


Анализ ошибок контрольной работы.


1

Анализ ошибок контрольной работы.


Л2, 4-8, 10; М1-3, 6-8; П1, 2, 4, 12-16.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


26


Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

1

Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера (работа по развитию речи № 3).

Л1-6, 9, 10; М1-3, 5-8; П5, 6, 17, 18.

Тематический (работа по развитию речи № 3)


27


Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания.

1

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания.

Л2, 4, 5-7, 10; М1-3, 5-8; П1, 2, 7, 19-21.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


28


Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения: знаки препинания».

1

Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 7).

Л2, 3, 6; М1-4, 6-8; П1, 2, 7, 19-21.

Тематический (контрольная работа № 7)


29


Анализ ошибок контрольной работы.

Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера.

1

Анализ ошибок контрольной работы.

Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера (работа по развитию речи № 4).

Л2, 4-8, 10; М1-3, 6-8; П1, 2, 7, 19-21.

Л1-6, 9, 10; М1-3, 5-8; П9, 21, 22.

Тематический (работа по развитию речи 4)


30


Нормы русского литературного языка.


1

Нормы русского литературного языка.


Л1-8; М1-8; П1-2.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


31


Русский речевой этикет.



Русский речевой этикет.


Л1-4; М1-7; П1-3.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


32


Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

1

Определение уровня изученного материала. Итоговый контроль знаний, умений, навыков (итоговая контрольная работа № 1).


Л1-4; М1-4; П1-4.

Итоговый (итоговая контрольная работа № 1)


33


Анализ ошибок итоговой контрольной работы.

1

Анализ ошибок итоговой контрольной работы.

Л1-4; М1-4; П1-4.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


34


Итоги курса русского языка в 10 классе.

1

Итоги курса русского языка в 10 классе.

Л1-4; М1-4; П1-4.

Итоговый (устный опрос и упражнение)







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне выпускник должен добиться следующих результатов:

1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

7) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

8) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

9) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

10) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

11) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

12) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • построению жизненных планов во временной перспективе;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;

  • ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.



29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!