Рабочая программа курса «Родной (русский) язык» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Программы курса «Русский язык».10-11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017 Рабочая программа рассчитана на использование учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2ч. –М.:ООО »Русское слово-учебник», 2018.
Курс родного (русского) языка и литературы направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Предметные знания и умения:
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу языков народов России.
Раздел 2. Культура речи
Синтаксические нормы литературного языка.
Знаки препинания при однородных членах.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Р.р. Сочинение – рассуждение.
Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Контрольное тестирование.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при обращениях.
Вводные слова и вставные конструкции.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.-2ч
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
Знаки препинания при цитатах.
Авторская пунктуация.
Р.р. Сочинение – рассуждение
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение
Контрольное тестирование.
Тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Контр. работы | Развитие речи |
1 | Язык и культура. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу языков народов России. | 1 | | |
2 | Культура речи Синтаксические нормы литературного языка. Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Р.р. Сочинение – рассуждение. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции. Контрольное тестирование. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания при цитатах. Авторская пунктуация. Р.р. Сочинение – рассуждение | 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 | 1 | 1 1 |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение Контрольное тестирование. | 2 2 1 1 1 | 1 | |
| Итого | 34 | 2 | 2 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Язык и культура. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу языков народов России. | 1 | | |
2 | Культура речи Синтаксические нормы литературного языка. |
1 | | |
3 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | | |
4 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | | |
5 | Р.р. Сочинение – рассуждение. | 1 | | |
6-7 | Обособленные и необособленные определения. | 2 | | |
8 | Обособленные приложения. | 1 | | |
9 | Обособленные обстоятельства. | 1 | | |
10 | Обособленные дополнения. | 1 | | |
11 12 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 2 | | |
13 | Знаки препинания при сравнительном обороте. | 1 | | |
14 | Знаки препинания при обращениях. | 1 | | |
15 16 | Вводные слова и вставные конструкции. | 2 | | |
17 | Контрольное тестирование. | 1 | | |
18 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | | |
19 20 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным. | 2 | | |
21 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | | |
22 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | | |
23 24 | Сложные предложения с разными видами связи. | 2 | | |
25 | Знаки препинания при цитатах. | 1 | | |
26 | Авторская пунктуация. | 1 | | |
27 | Р.р. Сочинение – рассуждение | 1 | | |
28 29 | Речь. Речевая деятельность. Текст Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. |
2 | | |
30 31 | Изобразительно-выразительные средства. | 2 | | |
32 | Функциональные стили. | 1 | | |
33 | Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. | 1 | | |
34 | Контрольное тестирование. | 1 | | |