СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Родной язык. 10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Родной (русский) язык»  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Про­граммы курса «Русский язык».10-11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017 Рабочая программа рассчитана на использование учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной  «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2ч. –М.:ООО »Русское слово-учебник», 2018.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Родной язык. 10 класс.»

Рабочая программа курса «Родной (русский) язык» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Про­граммы курса «Русский язык».10-11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017 Рабочая программа рассчитана на использование учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2ч. –М.:ООО »Русское слово-учебник», 2018.

Курс родного (русского) языка и литературы направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

  • сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

  • обогащение словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ


Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.

Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:

осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

осознание роли русского родного языка в жизни человека;

осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.

понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

Предметные знания и умения:

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

понимание активных процессов в области произношения и ударения;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

различение стилистических вариантов лексической нормы;

употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

различение типичных речевых ошибок;

редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов опоизс в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу языков народов России.


Раздел 2. Культура речи

Синтаксические нормы литературного языка.

Знаки препинания при однородных членах.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Р.р. Сочинение – рассуждение.

Обособленные и необособленные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Контрольное тестирование.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при обращениях.

Вводные слова и вставные конструкции.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.-2ч

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи.

Знаки препинания при цитатах.

Авторская пунктуация.

Р.р. Сочинение – рассуждение


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Изобразительно-выразительные средства.

Функциональные стили.

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение

Контрольное тестирование.





Тематический план


Тема

Кол-во часов

Контр. работы

Развитие речи

1

Язык и культура.

Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу языков народов России.



1



2

Культура речи

Синтаксические нормы литературного языка.

Знаки препинания при однородных членах.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Р.р. Сочинение – рассуждение.

Обособленные и необособленные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при обращениях.

Вводные слова и вставные конструкции.

Контрольное тестирование.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложные предложения с разными видами связи.

Знаки препинания при цитатах.

Авторская пунктуация.

Р.р. Сочинение – рассуждение



1

1

1


1

2

1

1

1

2


1

1

2

1


1


2


1


1

2

1

1

1
















1






1






















1

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Изобразительно-выразительные средства.

Функциональные стили.

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение

Контрольное тестирование.


2


2

1

1


1








1









Итого

34

2

2






Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во

часов

Дата

план

Дата факт


1

Язык и культура.

Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу языков народов России.


1




2

Культура речи

Синтаксические нормы литературного языка.




1



3

Знаки препинания при однородных членах.

1



4

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1



5

Р.р. Сочинение – рассуждение.

1



6-7

Обособленные и необособленные определения.

2



8

Обособленные приложения.

1



9

Обособленные обстоятельства.

1



10

Обособленные дополнения.

1



11

12

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

2



13

Знаки препинания при сравнительном обороте.

1



14

Знаки препинания при обращениях.

1



15

16

Вводные слова и вставные конструкции.


2



17

Контрольное тестирование.

1



18

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1



19

20

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным.


2



21

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1



22

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1



23

24

Сложные предложения с разными видами связи.

2



25

Знаки препинания при цитатах.

1



26

Авторская пунктуация.

1



27

Р.р. Сочинение – рассуждение

1




28

29

Речь. Речевая деятельность. Текст

Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.




2



30

31

Изобразительно-выразительные средства.


2



32

Функциональные стили.

1



33

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

1



34

Контрольное тестирование.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!