СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе по ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение учебного предмета русский язык в 9 классе отволится 3 часа в неделю (102 часа) из обязательной части Учебного плана школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 9 классе по ФГОС»




Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

(русский язык). (ФГОС ООО)

Предметные результаты изучения предметной области " Русский язык и литература" должны отражать:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

- создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

- развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

- овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

- понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

- умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

- осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

- соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

- стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

- распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

- уместное использование фразеологических оборотов в речи;

- корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

- использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

- идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

- распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

- распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

- распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

- распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

- проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

- проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

- анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

- определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

- определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

- деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

- умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

- проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;

- характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

- опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

- определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

- определение грамматической основы предложения;

- распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;

- распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

- определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

- умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

- пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

- пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

- использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

- использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

- поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

- освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

- применение правильного переноса слов;

- применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

- соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

- выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

- нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

- соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте.

Выпускник научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.



Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета (русский язык).

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся овладеет навыками:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся овладеет навыками:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную деятельность.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийсяовладеет навыками:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийсяовладеет навыками:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийсяовладеет навыками:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийсяовладеет навыками:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями; из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийсяовладеет навыками:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта.

  1. Смысловое чтение.

Обучающийсяовладеет навыками:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • обосновывать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийсяовладеет навыками:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийсяовладеет навыками:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийсяовладеет навыками:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийсяовладеет навыками:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные клише и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийсяовладеет навыками:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



Содержание учебного предмета.

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложносочиненные предложения

  1. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

  2. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

  3. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.



Сложноподчиненные предложения

  1. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

  2. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

  3. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения

  1. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

  2. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

  3. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

  2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

  3. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Место предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета русский язык 9 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа) из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».

Наименование разделов учебной программы



п/п

Название разделов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1.

Международное значение русского языка.

Анализировать теоретические сведения из учебника. Работать с таблицей учебника. Иллюстрировать таблицу своими примерами. Осуществлять тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работать с текстами разных стилей.

2.

Повторение изученного в 5-8 классах

Анализировать теоретические сведения из учебника. Работать с таблицей учебника. Иллюстрировать таблицу своими примерами. Осуществлять тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работать с текстами разных стилей.

3.

Сложносочиненные предложения

Понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения,определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненных предложений.Моделировать сложносочиненные предложения по заданным схемам и употреблять их в речи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений. Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений.

4.

Сложноподчиненные предложения

Определять (находить) главную и придаточную части. сложноподчиненного предложения.Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями. Разграничивать союзы и союзные слова.

Распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточнойчастью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, причины, следствия, цели).

5.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчиненные предложения разных видов. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения.

Оценивать правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчиненных

предложений.

6.

Бессоюзные сложные предложения

Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов и выражать их с помощью интонации.

Освоить правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях и применять их на практике.

Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру бессоюзных сложных предложений, смысловые отношения между частями бессоюзного

предложения.

7.

Сложные предложения с различными видами связи

Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Наблюдать за использованием в речи сложных предложений.

8.

Общие сведения о языке

Иметь представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знать основные изобразительные свойства русского языка.

9.

Повторение и систематизация изученного материала

Закрепить знания, полученные в 9 классе



Контроль знаний

Период обучения

урока

Вид контроля

Форма контроля

Тема

1 четверть

15

входной

Контрольный диктант

Входная контрольная работа

2 четверть

27

текущий

Контрольный диктант

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «ССП».

2 четверть

45

текущий

Контрольный диктант

Контрольный диктант с грамматическим заданием по изученным придаточным предложениям.

3 четверть

57

промежуточный

ОГЭ

Пробный ОГЭ

3

четверть

60

текущий

зачет

Урок-зачет по теме «Сложноподчинённые предложения»

3

четверть

64

текущий

Контрольная работа

Контрольная работа по теме «СПП».

3 четверть

75

текущий

контрольный диктант

Контрольный диктант с грамматическим задание по теме «БСП».

4

четверть

83

Текущий


Контрольная работа

Контрольная работа по теме «Синтаксис сложного предложения».



Проектная деятельность.

Средства речевой выразительности в заголовках СМИ.
Стилистические функции синонимов (антонимов) в произведениях художественной литературы.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Судьба "великого и могучего".
Схемы бывают разные (сопоставление различных способов схематического изображения структуры сложного предложения).
Тезисы как вид сжатого текста.
Тематические группы фрезеологизмов.
Типы многозначности в русском языке и иерархия значений (прямое и переносное).
Тире в сложносочиненном предложении.
Употребление канцеляризмов и штампов в речи моих сверстников и людей старшего поколения.
Употребление молодежного сленга в речи моих одноклассников.
Употребление этикетных форм речи в общении.
Фразеологизмы с компонентом-именем числительным в русском языке.
Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
Этимология названий месяцев в календарях разных народов.
Язык рекламы.
Языковые особенности рекламных текстов.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Введение

1

Международное значение русского языка.

02.09


Повторение изученного в 5-8 классах

2-3

Фонетика.

05.09/06.09

07.09


4-5

Лексика и фразеология.

09.09

12.09/13.09


6

Р./р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».

14.09


7-8

Морфемика. Словообразование.

16.09

19.09/20.09


9-10

Морфология.

21.09

23.09


11-12

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

26.09/27.09

28.09


13-14

Р/Р Текст, типы и стили речи.

30.09

03.10/04.09


15

Входной контроль

05.10


Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение

16-17

Основные виды сложных предложений.

07.10

10.10/11.10


18-19

Р/Р Способы сжатого изложения содержания текста.

12.10

14.10


20

Р./р. Сжатое изложение .

17.10/18.10


Союзные сложные предложения

Сложносочиненные предложения

21-22

Основные группы ССП по значению и союзам.

19.10

21.10


23-25

Знаки препинания в ССП.

31.10/1.11

02.11

07.11/08.11


26

Р/Р Рецензия на книгу. Структура текста.

09.11


27

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «ССП».

11.11


Сложноподчиненные предложения

28-29

Строение CПП. Знаки препинания с СПП.

14.11/15.11

16.11


30

Место придаточного предложения по отношению к главному. Основные группы СПП.

18.11


31-32

CПП с придаточными определительными.

21.11/22.10

23.11


33

Р./р. Сжатое изложение.

25.11


34-35

CПП с придаточными изъяснительными.

28.11/29.11

30.11


36

Проверочная работа по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

02.12


37

CПП с придаточными обстоятельственными.

05.12/06.12


38-39

CПП образа действия и степени.

07.12

09.12


40-41

CПП с придаточными места.

12.12/13.12

14.12


42

Р/Р Сочинение-рассуждение о родном крае (по упр.151).КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

16.12


43-44

CПП с придаточными времени.

19.12/20.12

21.12


45

Контрольный диктант с грамматическим заданием по изученным придаточным предложениям.

23.12


46-47

CПП с придаточными условия и причины.

09.01/10.01

11.01


48

Урок-обобщение по изученным придаточным.

13.01


49-50

CПП с придаточными цели.

16.01/17.01

18.01


51-52

CПП с придаточными сравнительными.

20.01

23.01/24.01


53-54

CПП с придаточными уступительными.

25.01

27.01


55-56

CПП с придаточными следствия

30.01/31.01

01.02


57

Промежуточная аттестация (пробный ОГЭ)

03.02


58-59

СПП с придаточными присоединительными.

06.02/07.02

08.02


60

Урок-зачет по теме «Сложноподчинённые предложения»

10.02


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

61-63

CПП с несколькими придаточными.

13.02/14.02

15.02

17.02


64

Контрольная работа по теме «СПП».

20.02/21.02


65

Р/Р Деловые бумаги.

22.02


Бессоюзные сложные предложения

66

Понятие о БСП. Знаки препинания в БСП.

27 .02/28.02


67

Р/Р. Сжатое изложение.

01.03


68-69

Запятая и точка с запятой в БСП.

03.03

06.03/7.03


70-71

Двоеточие в БСП.

10.03

13.03/14.03


72-73

Тире в БСП.

15.03

17.03


74

Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение».

20.03/21.03



75

Контрольный диктант с грамматическим задание по теме «БСП».

22.03


76-77

Систематизация изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение».

24.03

05.04


78

Р/Р Устное сочинение о выборе профессии.

07.04


Сложные предложения с различными видами связи

79-80

Сложные предложения с различными видами связи.

10.04/11.04

12.04


81

Сложные предложения с различными видами связи. Задания ОГЭ .

14.04


82

Авторские знаки препинания.

17.04/18.04


83

Контрольная работа по теме «Синтаксис сложного предложения».

19.04


Общие сведения о языке

84

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

21.04


85-86

Русский литературный язык и его стили.

24.04/25.04

26.04


Повторение и систематизация изученного материала

87-88

Фонетика. Графика. Орфография. Задания ОГЭ.

28.04



89-90

Лексика. Фразеология. Орфография. Задания ОГЭ.

3.05/2.05



91-92

Морфемика. Словообразование. Орфография. Задания ОГЭ.

5.05



93

Р/Р Сжатое изложение.

10.05


94-95

Морфология. Орфография. Именные части речи. Задания ОГЭ.

12.05

15.05/16.05


96-97

Глагол, причастие, деепричастие. Задания ОГЭ.

17.05



98-99

Наречие, служебные части речи. Задания ОГЭ.

19.05



100-101

Синтаксис. Пунктуация. Задания ОГЭ.

22.05/23.05
24.05



102

Употребление знаков препинания. Задания ОГЭ.

26.05





По учебному плану – 102 часа (3 часа в неделю)

По учебно-календарному графику – 97 часов

Праздничные дни – 4.11, 24.02, 8.03, 1.05, 8.05



Распределение часов: 9а,

1 четверть 24 ч 24 ч

2 четверть 24 ч 23ч

3 четверть 33 ч 31 ч

4 четверть 21 ч 19ч

102 ч 97 ч













































Предметные результаты освоения пятого года обучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:


 понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 330 слов; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов).

 извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензия); использовать при создании собственного текста разные функционально-смысловые типы речи, понимать закономерности их сочетания, в том числе сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении; использовать нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи, нормы построения тезисов, конспекта, реферата; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи;

 устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 150 слов;

 владеть различными видами диалога;

 создавать тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0–4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); составлять тезисы, конспект, рецензию, реферат;

 распознавать тропы (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение);

 проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

 распознавать виды сложносочиненных предложений; характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения; выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями; понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи; выделять основные нормы построения сложносочиненного предложения; выявлять грамматическую синонимию сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами; применять нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях (обобщение);

 распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного

предложения, различать подчинительные союзы и союзные слова; различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения; выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели); выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей; понимать; выявлять грамматическую синонимию сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами; понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи; применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

 распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные); характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений; понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи; выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

 распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи; применять нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;

 распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью; уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание; применять нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании;

 проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 140−160 слов; словарного диктанта объемом 35–40 слов; диктанта на основе связного текста объемом 140−160 слов, содержащего не более 24 орфограмм, 15 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми написаниями).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!