Авторы С.В.ИВАНОВ, А.О. ЕВДОКИМОВА И ДР.
Пояснительная записка.
В авторскую программу изменения не внесены.
На изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов в год (34 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 80 часов – на первое полугодие (16 учебных недель, по 5 часов в неделю), 90 часов на второе полугодие (18 уч. недель по 5 ч. в нед.).
реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как
устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Всего 170 ч.
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
разделительного мягкого знака.
познакомится с базовыми эстетическими ценностями.
1. Учебник «Русский язык» (1,2 часть) 2 класс, авторы С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2016.
2. Рабочие тетради «Пишем грамотно» №1, №2, «Учимся писать без ошибок».
1. Беседы с учителем 2 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2011 г.
2. Методическое пособие «Русский язык 2 класс», автор С. В. Иванов М.: Изд. центр «Вентана - Граф», 2011 г.
3. Программа: С. В. Иванов «Русский язык» М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2016 г.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Оборудование: нетбук, медиапроектор, обучающие диски.
| Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс |
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Формирование УУД | Д/з | Дата |
план | факт |
1. | | Звуки речи и буквы. | Познавательные: Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: Характеризовать признаки звуков речи с опорой на схему «Звуки речи». Объяснять различие в звукобуквенном составе слов. Коммуникативные: Анализировать тексты с установкой на поиск допущенных ошибок, исправлять допущенные ошибки с опорой на знание о звуковом и графическом облике слова. | с.7, упр.4 | 3.09 | |
2. | | Гласные и согласные звуки и буквы. | Познавательные: Характеризовать различие гласных и согласных звуков. Различать гласные звуки и буквы гласных звуков. Регулятивные: Объяснять функцию букв гласных звуков как показателей мягкости предшествующего согласного. Использовать значок транскрипции для решения практических задач. Коммуникативные: Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» — трудное) и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. | с.11, упр.5 | 4.09 | |
3. | | Обозначение звуков речи на письме. | Познавательные: Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения (рубрика «Давай подумаем»). Сопоставлять информацию, представленную на рисунке, в транскрипции и орфографической записи слова. Регулятивные: Использовать транскрипцию для повторения различных способов обозначения мягкости согласного. Коммуникативные: Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (запись слов с помощью транскрипции). | с.14, упр.5 | 5.09 | |
4. | | Ударные и безударные гласные звуки. | Познавательные: Объяснять назначение знака ударения, анализируя проблемную ситуацию (рубрика «Давай подумаем»). Выделять ударные и безударные гласные. Наблюдать смыслоразличительную функцию ударения, устанавливать различие в значении слов. Регулятивные: Группировать слова по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). Коммуникативные: Выделять общий признак группы элементов, несоответствующих заданию (слова с ударением на четвёртом и пятом слогах). | с.17. упр.4 | 6.09 | |
5. | | Согласные звуки | Познавательные: Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт (рубрика «Давай подумаем). Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, составлять слова из предложенного набора букв. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, контролировать действия партнёра (работа в парах). Регулятивные: Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» — трудное) и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Определять способ обозначения звука [й’] в приведённых словах, находить объект по заданным основаниям (слова, в которых буква е обозначает один звук). Устанавливать позиции в слове, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. | с.20, упр.6 | 7.09 | |
6. | | Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие | Познавательные: Соотносить собственный ответ с предложенным в учебнике и обосновывать свою позицию. Наблюдать слова, записанные с помощью транскрипции, и устанавливать способы обозначения мягких согласных звуков. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов. Обобщать способы обозначения на письме мягкости согласных звуков и закреплять их на письме. Определять наличие твёрдого согласного звука. Соотносить буквенную запись слова и запись с помощью транскрипции. Регулятивные: Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль: соотносить написанный текст с печатным. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь в произнесении слов, различающихся одним звуком. | с.24, упр.5 | 10. 09 | |
7. | | Звонкие согласные звуки в конце слова. | Соотносить собственный ответ с предложенным в учебнике и обосновывать свою позицию. Наблюдать слова, записанные с помощью транскрипции, и устанавливать способы обозначения мягких согласных звуков. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов. Обобщать способы обозначения на письме мягкости согласных звуков и закреплять их на письме. Определять наличие твёрдого согласного звука. Соотносить буквенную запись слова и запись с помощью транскрипции. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять самоконтроль: соотносить написанный текст с печатным. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь в произнесении слов, различающихся одним звуком. | с.28, упр.5 | 11. 09 | |
8. | | Контрольное списывание. | Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Осуществлять самоконтроль при списывании с печатного текста. | с.31, упр.5 | 12. 09 | |
9. | | Учимся писать сочетания жи – ши | Использовать правило написания сочетаний жи — ши, осуществлять самоконтроль использования правила. Объяснять различие в звукобуквенном составе слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/не- возможность его выполнения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при использовании правила написания сочетаний жи — ши | с.33, упр.5 | 13. 09 | |
10. | | Правописание сочетаний ча-ща | Объяснять различие в звукобуквенном составе записанного слова. Осуществлять самоконтроль при использовании правила написания сочетаний ча — ща, чу — щу. Соблюдать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степнь сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения при отработке правописания ча — ща. | с.35, упр.4 | 14. 09 | |
11. | | Правописание сочетаний чу-щу | Преобразовывать информацию, представленную в виде схемы, рисунка: составлять слова с использованием схемы. Осуществлять самоконтроль и взаимный контроль при составлении и правильной записи слов с буквосочетаниями, чу — щу. Контролировать последовательность действий при списывании предложений и слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить слова по заданным основаниям. | с.35, упр.5 | 17. 09 | |
12. | | Входная диагнос- тика. | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | 18. 09 | |
13. | | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак. | Характеризовать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного). Использовать транскрипцию при решении практических задач. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий. Объяснять совпадения в звукобуквенном составе слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять самоконтроль при написании разделительного ь. | с.38, упр.4 | 19. 09 | |
14. | | Слог. Перенос слова. | Формулировать ответ на проблемный вопрос. Выбирать слова по заданным признакам. Сравнивать и анализировать пары слов по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Находить слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Составлять слова путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога. | с.41, упр.4 | 20. 09 | |
15. | | Правила переноса слов. | Анализировать высказывание и формулировать на основе анализа ответ на вопрос, связанный с правилом переноса слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; контролировать действия партнёра. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Обосновывать невозможность выполнения предложенного задания. Объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса. | с.43, упр.5 | 21. 09 | |
16. | | Правила переноса слов. Словарный диктант. | Сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. Уточнять правила переноса слов (буквы й, ь, ъ). Использовать правила переноса слов и осуществлять самоконтроль. Находить слова по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести). Осуществлять самоконтроль при делении слов для переноса. Выявлять существенные признаки каждой группы слов (особенности переноса слов с ь, й; слова, состоящие из одного слога). | с.45, упр.5 | 24. 09 | |
17. | | Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | Выделять голосом ударный гласный звук, объяснять отсутствие знака ударения в односложных словах. Определять ударный звук в слове. Отрабатывать алгоритм порядка действий при списывании. Наблюдать за словами, различающимися местом ударения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Составлять пары слов, различающихся только местом ударения. | с.48, упр.5 | 25. 09 | |
18. | | Слово. | Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Сравнивать слова и не слова, формулировать на основе сравнения признаки слова (единство звучания, написания и значения). Контролировать правильность и аккуратность записи. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимоп мощь (ра бота в парах) при объяснении значений имён героев. Понимать информацию, представленную в виде схем, устанавливать различия между схемами; по результатам наблюдения обобщать информацию о слове (единство звучания и значения). | с.52, упр.5 | 26. 09 | |
19. | | Слова, называющие предметы. | Задавать вопросы к словам (что? ка кой? и т. п.). Находить в тексте слова по заданным основаниям (слова, называющие явления природы). Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Находить слова, отвечающие на вопросы что? кто? Формулировать цель урока после обсуждения правила. Выявлять общий признак группы слов. Различать (по значению и вопросам) одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Группировать слова по заданным основаниям. | с.55, упр.5 | 27. 09 | |
20. | | Слова, называющие признаки и действия предметов. | Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Находить слова по заданному основанию. Наблюдать за словами, отвечающими на вопросы какой? какая? и т. п. Задавать вопросы какой? какая? и т. п. к приведённым словам. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Находить слова, отвечающие на вопросы какой? какая? что делать? что сделать? | с.58, упр.6 | 28. 09 | |
21. | | Слово и предложение. | Наблюдать различие между звуком, словом и предложением. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Различать предложение и непредложение. Сопоставлять интонационное оформление предложений. Знакомиться с признаками предложения: цель высказывания, интонация, знаки препинания в конце предложений. Выбирать из текста предложения по заданным признакам. | с.61, упр.4 | 1.10 | |
22. | | Восклицательное и невоск- лицательное предложения. | Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Наблюдать за интонационным оформлением предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут быть произнесены. Опознавать тип предложения по цели высказывания (в соответствии с предложенным образцом) и по интонации. Выбирать знак препинания в конце предложения. Осуществлять самоконтроль при постановке знаков препинания в конце предложения. | с.65, упр.4 | 2.10 | |
23. | | Слова в предложении. | Различать предложения и непредложения. Определять тип предложения (по цели высказывания и по интонации). Наблюдать за изменением формы слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах); контролировать действия партнёра. Составлять предложения из набора слов, выбирать необходимые знаки препинания в конце предложений. Соотносить знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с постановкой вопросов к словам, и при списывании. | с.67, упр.3 | 3.10 | |
24. | | Окончание как часть слова. | Различать разные слова и формы одного и того же слова. Высказывать предположение в результате наблюдения за предметом и словами, его называющими. Употреблять слова в предложении в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт). Формулировать вывод на основе наблюдения. Устанавливать слово на основе приведённых форм. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Знакомиться с окончанием как частью слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. | с.70, упр.4 | 4.10 | |
25. | | Изменение формы слова с помощью окончания. | Изменять формы слов, находить и выделять в них окончания. Наблюдать за изменением слова в составе предложения. Называть изменяемую часть слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах); контролировать действия партнёра. Наблюдать за связью слов в предложении. Анализировать предложенные группы слов и формулировать на основе анализа выводы. Использовать алгоритм выделения нулевых окончаний. Наблюдать за изменением форм глагола. | с.73, упр.4 | 5.10 | |
26. | | Неизменяемые слова. | Формулировать собственное мнение и аргументировать его при обсуждении проблемных вопросов. Наблюдать за неизменяемыми словами. Находить в тексте слова по заданным признакам. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Использовать алгоритм нахождения окончаний. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Восстанавливать предложения, выбирая правильные формы слов. Осуществлять самоконтроль с опорой на рубрику «Проверь себя». | с.76, упр.6 | 8.10 | |
27. | | Вспоминаем правило написания прописной буквы. | Использовать правило написания собственных имён при решении практических задач. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группах). Классифицировать слова по заданным группам. | с.80, упр.5 | 9.10 | |
28. | | Вспоминаем правило написания прописной буквы. | Использовать правило написания собственных имён при решении практических задач. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах); контролировать действия партнёра. | Рабочая тетрадь №1, урок 26, по выбору | 10. 10 | |
29. | | Диктант по теме «Слово и предложение». | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | 11. 10 | |
30. | | Работа над ошибками. Корень как часть слова. | Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различии. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. | с.83, упр.4 | 12. 10 | |
31. | | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | Наблюдать, сопоставлять и сравнивать написание ударных и безударных гласных в однокоренных словах. Знакомиться с понятием «орфограмма». Фиксировать место изучаемой орфограммы в словах. Понимать транскрипцию и преобразовывать её в буквенную запись. Отрабатывать применение изученного правила обозначения безударных гласных в корне слова. | с.86, упр.3 | 15. 10 | |
32. | | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Находить, опознавать и фиксировать орфограмму «Безударные гласные в корне слова». Выявлять среди родственных слов проверочные. Контролировать последовательность действий при списывании. | с.87, упр.2 | 16. 10 | |
33. | | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Группировать слова по заданному признаку (ударный гласный звук в корне слова). | с.90, упр.4 | 17. 10 | |
34. | | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Словарный диктант | Планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки. Подбирать проверочные слова к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | с.92, упр.4 | 18. 10 | |
35. | | Корень как общая часть родственных слов. | Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (отвечают на вопросы что? какой? что делать?). Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Устанавливать различия родственных слов и слов с омонимичными корнями. Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группах). Различать родственные слова и синонимы (без введения терминов). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить однокоренные слова. | с.95, упр.2 | 19. 10 | |
36. | | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию. Объяснять смыслоразличительную функцию буквы, принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Обнаруживать ошибки в подборе проверочных слов. Объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова. | тетрадь №1, урок 34, | 22. 10 | |
37. | | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Списывание. | Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Группировать слова по заданному основанию (группы слов с ударным и безударным гласным в корне слова). | тетрадь №1, урок 35, | 23. 10 | |
38. | | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова. Осуществлять самоконтроль при проведении словарного диктанта. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах или группах). Подбирать проверочные слова. Находить слова с заданной орфограммой. | тетрадь №1, урок 36, по выбору | 24. 10 | |
39. | | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова. Планировать собственную запись в соответствии с условием упражнения: находить слова с безударным гласным в корне, подбирать и записывать проверочное слово. | Повторить словарь. | 25. 10 | |
40. | | Итоговый диктант по теме «Правописание корня слов» | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | 26. 10 | |
41. | | Работа над ошибками. Однокоренные слова. | Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать слова по заданным основаниям (по сходству звучания и значения); находить, выделять и отмечать корень. Различать однокоренные слова и формы слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Подбирать родственные слова. Находить слова с заданным корнем. | с.97, упр.7 | 29. 10 | |
42. | | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | Наблюдать особенности обозначения на письме парных по звонкости-глухости согласных в корне слова и в позиции конца слова. Высказывать предположение в результате наблюдения. Анализировать предложенный в учебнике алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухости согласные в корне слова». Выбирать слова по заданным признакам. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Подбирать проверочные слова. | с.100, упр.2 | 30. 10 | |
43. | | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | Использовать алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Выбирать слова по заданному основанию (поиск слов, в которых необходимо проверить парный по звонкости-глухости согласный). Осуществлять самопроверку после записи текста по памяти, сверяя собственную запись с образцом. | тетрадь, урок 39, по выбору | 31. 10 | |
44. | | Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант. | Наблюдать особенности обозначения парных по звонкости-глухости согласных в корне слова в позиции стечения согласных. Использовать алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Различать транскрипцию и буквенную запись слов. Группировать слова по заданным основаниям: произношение и написание согласных звуков в корне слова совпадают или не совпадают. | тетрадь №1, урок 40, по выбору | 1.11 | |
45. | | Корень слова с чередованием согласных. | Наблюдать за чередованием согласных в корне слова. Понимать информацию, представленную в таблице. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Подбирать родственные слова с чередованием согласных в корне слова. Доказывать собственную точку зрения. Дополнять ряды слов по заданному основанию. | с. 104, упр.5 | 2.11 | |
46. | | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Подбирать проверочные слова, учитывая тип орфограммы («Безударные гласные в корне слова» и «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»). Наблюдать за словами с омонимичными корнями; учитывать смысл предложения при подборе проверочного слова. Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы. | тетрадь №1, урок 42, по выбору | 12. 11 | |
47. | | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Выявлять наличие в корне слова изученных орфограмм. Объяснять способ проверки орфограмм. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Находить слова с указанными орфограммами. Осуществлять самоконтроль при определении количества слов с безударными гласными в корне слова. | тетрадь №1, урок 43, по выбору | 13. 11 | |
48. | | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Сравнивать звуковую и буквенную записи слов. Объяснять особенности передачи звукового состава слова на письме. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Находить слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Группировать слова по заданному основанию (тип орфограммы). | тетрадь №1, урок 44, по выбору | 14. 11 | |
49. | | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм. Выбирать и обосновывать способ проверки орфограмм. Находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы. Дифференцировать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Определять количество слов с безударными гласными в корне слова. Находить в тексте слова по заданному основанию. Осуществлять самоконтроль. | тетрадь №1, урок 45, по выбору | 15. 11 | |
50. | | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Аргументировать написание слов с изученными орфограммами. Подбирать к одному слову несколько проверочных слов. Определять тип орфограммы и применять соответствующий способ проверки. Подбирать подходящие по смыслу слова и составлять словосочетания. Фиксировать (графически обозначать) изученные орфограммы. Сопоставлять транскрипции и буквенные записи слов. Устанавливать способы обозначения безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль при выполнении предложенных заданий. | тетрадь №1, урок 46, по выбору | 16. 11 | |
51. | | Диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне» | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | 19. 11 | |
52. | | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизно- симыми согласными. | Устанавливать несовпадение произношения и написания слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». | Рабочая тетрадь №1, урок 46, по выбору | 20. 11 | |
53. | | Суффикс как часть слова. | Сопоставлять однокоренные слова и выявлять различия между ними. Знакомиться с суффиксом как частью слова. Дополнять ряды слов по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Образовывать слова с заданными суффиксами и определять значение суффиксов. Находить слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. | с.110, упр.5 | 21. 11 | |
54. | | Значения суффиксов. | Знакомиться с алгоритмом нахождения суффикса в словах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать слова с заданным значением. Понимать и преобразовывать в текст информацию, представленную в виде схемы. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах). | с.113, упр.4 | 22. 11 | |
55. | | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | Наблюдать за группами родственных слов. Высказывать предположение о возможной орфографической проблеме. Устанавливать несовпадение произношения и написания слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность /невозможность его выполнения. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Подбирать родственные слова для обнаружения непроизносимого согласного в корне. Определять закономерность расположения слов в столбцах (наличие непроизносимого согласного и способ проверки). | Рабочая тетрадь №1, урок 49, по выбору | 23. 11 | |
56. | | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | Использовать алгоритм проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова» при записи слов. Находить, подбирать и классифицировать слова по заданным основаниям. | тетрадь №1, урок 50, по выбору | 26. 11 | |
57. | | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы. Подбирать и находить в тексте слова по заданным основаниям. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. | 27. 11 | |
58. | | Значения суффиксов. Словарный диктант. | Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы. Проверять предложенную работу, находить и исправлять ошибку в разборе слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Группировать слова по частям речи (на основании значения и вопроса). | с.119, упр.6 | 28. 11 | |
59. | | Учимся писать суффиксы - онок-, -ёнок-. | Наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффиксов -онок-/-ёнок-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -онок-/-ёнок-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывать звуковую запись в буквенную. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. | с.122, упр.2 | 29. 11 | |
60. | | Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-. | Сопоставлять буквенную запись слова и его транскрипцию. На основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов -ик-/-ек-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -ик-/-ек-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопо-мощь(работа в парах). Устанавливать тип орфограммы в предложенных словах, выбирать способ проверки в зависимости от орфограммы. Преобразовывать текст в таблицу. | Рабочая тетрадь №1, урок 54, по выбору | 30. 11 | |
61. | | Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-. | Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Подбирать родственные слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения при записи текста с пропущенными орфограммами. Составлять слова из заданных элементов. | с.126, упр.4 | 3.12 | |
62. | | Значения суффиксов. Списывание. | Выделять суффиксы на основе развёрнутого толкования слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Сопоставлять значения суффиксов. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Согласовывать действия в ходе групповой работы, контролировать и координировать действия партнёров. | с.130, упр.5 | 4.12 | |
63. | | Учимся писать суффикс -ость-. | Наблюдать за словами с суффиксом -ость- и устанавливать их значение. Выявлять место и тип орфограммы, доказывать правильность написания буквы в слове. Находить слова по заданному основанию и осуществлять самоконтроль в ходе выполнения упражнения. | с.132, упр.3 | 5.12 | |
64. | | Образование слов с помощью суффиксов. | Устанавливать значения суффиксов. Знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь при работе в группах и парах. Понимать схемы способов образования слов и подбирать к предложенным схемам соответствующие им слова. Анализировать слова по заданной модели и высказывать предположение о частеречной принадлежности производного слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Подбирать слова с заданными суффиксами. | с.134, упр.5 | 6.12 | |
65. | | Учимся писать суффиксы имён прилагательных | Наблюдать за языковым материалом, самостоятельно формулировать правило написания суф-фиксов -ив-, -ев-, -чив-, -лив-. Планировать свою работу при записи слов, группировать слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь при работе в группах. Составлять слова по заданной модели. | с.137, упр.5 | 7.12 | |
66. | | Образование слов с помощью суффиксов. | Образовывать слова позаданным моделям. Выделять части слова: корень, суффикс и окончание. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь при работе в парах. Находить допущенную ошибку и объяснять причину её появления. Определять способ образования слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. | с.139, упр.6 | 10. 12 | |
67. | | Учимся писать корни и суффиксы. | Осознавать особенности способов проверки безударных гласных в разных частях слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Находить слова позаданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Находить суффикс в заданном слове и подбирать примеры слов с таким же суффиксом. Сопоставлять буквенную запись слов с транскрипцией. | с.142, упр.4 | 11. 12 | |
68. | | Приставка как часть слова. | Анализировать языковой материал. Обсуждать проблемные вопросы. Высказывать предположение о наличии/отсутствии тех или иных частей в слове. Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Знакомиться с пристав- кой как частью слова. Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Преобразовывать информацию, представленную в виде толкования слова: устанавливать производное слово, выделять и отмечать в нём приставку. Знакомиться с алгоритмом нахождения приставки и использовать его при решении практических задач. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. | с.146, упр.5 | 12. 12 | |
69. | | Значение приставок. | Определять значения приставок. Подбирать родственные слова с различными приставками. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Распределять слова в зависимости от значения слова. Находить слова, от которых образованы слова с приставкой. Объяснять значения производных слов с использованием приёма развёрнутого толкования. Учитывать степеньсложностизадания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать слова с приставкой не-. Находить и фиксировать (графически обозначать) приставки в словах. | с.148, упр.6 | 13. 12 | |
70. | | Учимся писать приставки. | Наблюдать за приставками, в которых пишется буква о. Группировать слова по предложенному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Устанавливать место орфограммы в слове и выбирать способ её проверки. | тетрадь урок 64, по выбору | 14. 12 | |
71. | | Учимся писать приставки. | Наблюдать за приставками, в которых пишется буква а. Определять место орфограммы в слове. Группировать слова по заданному основанию. Объяснять написание слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись, учитывая тип и место орфограммы. | тетрадь, урок 65, по выбору | 17. 12 | |
72. | | Различаем приставки с буквами «о», «а». | Различать приставки с буквами о, а. Самостоятельно устанавливать критерии объединения слов; группировать слова по заданному основанию. Объяснять причины допущенных ошибок, доказывать правильное написание. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Находить приставку вслове, подбирать слова с такой же приставкой. | тетрадь, урок 66, по выбору | 18. 12 | |
73. | | Образование слов с помощью приставок. | Определять значения приставок и способ образования слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Подбирать слова, образованные приставочным способом, в соответствии с заданной моделью. Различать слова с приставками и слова, корень которых начинается со сходных буквосочетаний. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить слова, образованные приставочным способом. Осуществлять самоконтроль и самопроверку. | с.156, упр.4 | 19. 12 | |
74. | | Учимся писать разделительный твёрдый знак. | Понимать информацию, представленную в виде рисунков, и сопоставлять её с текстами. Сравнивать транскрипцию и буквенную запись слов; высказывать предположение об условиях написания ъ. Знакомиться с алгоритмом написания слов с ъ; контролировать свои действия при использовании алгоритма. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Понимать транскрипцию ипреобразовывать её в буквенную запись. Группировать слова по заданному основанию (наличие/отсутствие твёрдого знака). Осуществлять самоконтроль. | с.159, упр.3 | 20. 12 | |
75. | | Различаем разделительные Ъ и Ь. | Определять место орфограммы в слове и различать ъ и ь. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. Контролировать свои действия при использовании алгоритма написания слов с ъ и ь. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Группировать слова по заданному основанию. | Рабочая тетрадь, урок 69, по выбору | 21. 12 | |
76. | | Итоговый диктант по теме «Правописание» | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | 24. 12 | |
77. | | Работа над ошибками. Написание слов с разделительными ь и ъ | Контролировать свои действия при использовании алгоритма написания слов с ъ и ь. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Группировать слова по заданному основанию. | | 25. 12 | |
78. | | Как образуются слова. | Наблюдать за словами, образованными приставочно - суффиксальным способом, определять способобразования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Наблюдать за словами, образованными способом сложения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Устанавливать способ образования слов. Опознавать слова по их условным словообразовательным значениям. | с.164, упр.5 | 26. 12 | |
79. | | Различаем Ъ и Ь. | Подбирать слова по заданным основаниям. Восстанавливать правильную запись слова. Различать слова с разделительными ь и ъ. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). | тетрадь, урок 71, по выбору | 27. 12 | |
80. | | Основа слова. | Знакомиться с основой как частью слова. Применять алгоритм нахождения основы слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Подбирать слова к схемам. Находить и исправлять ошибку в разборе слова. Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. Подбирать слова по заданным основаниям и фиксировать (графически обозначать) указанные в задании части слов. | с.166, упр.4 | 28. 12 | |
81. | | Учимся различать предлоги и приставки. | Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Вырабатывать в обсуждении алгоритм различения приставок и предлогов. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. | тетрадь, урок 73, по выбору | | |
82. | | Учимся различать предлоги и приставки. | Использовать алгоритм различения приставок и предлогов. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. Распознавать изученные орфограммы в словах. Осуществлять взаимо и самоконтроль при решении практических задач. | тетрадь, урок 74, по выбору | | |
83. | | Повторяем состав слова. | Определять способобразования слов. Подбирать слова к заданным моделям. Выбирать из текста слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. | с.171, упр.4 | | |
84. | | Повторяем правописание частей слова. | Устанавливать тип орфограммы во всех частях слова и выбирать соответствующий способ проверки. Составлять пары слов по заданному основанию. Подбирать слова, соответствующие заданным условиям (родственные, но отличающиеся приставками). | тетрадь, урок 76, по выбору | | |
85. | | Повторяем правописание частей слова. | Находить и фиксировать (графически обозначать) в словах заданную орфограмму. Различать приставки и предлоги. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). | тетрадь, урок 77, по выбору | | |
86. | | Слово и его значение. | Понимать информацию, представленную в виде схемы. Высказывать предположение о причинах ошибок в толковании значения слова. Формулировать значение слова, опираясь на ри- сунок и систему вопросов. Опознавать слова по их лексическим значениям. | с.6, упр.2 | | |
87. | | Значение слова. | Объяснять значение слова с опорой на рисунок. Группировать слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Находить заданную группу слов и аргументировать свой выбор. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать за однокоренными словами и устанавливать слова с другим корнем. Определять значения слов и составлять предложения с этими словами. | с.9, упр.6 | | |
88. | | Повторяем правописание частей слова. | Устанавливать место орфограммы в слове. Объяснять написание слов. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Осуществлять самоконтроль и самопроверку. Анализировать алгоритм работы над ошибками и контролировать свои действия при его использовании. Находить и исправлять ошибки, объяснять правильное написание слова. Обосновывать применение разных способов работы над ошибками. | тетрадь, урок 80, по выбору. | | |
89. | | Диктант по теме «Правописание» | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | | |
90. | | Работа над ошибками. Текст. | Сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Различать текст и «нетекст». Высказывать и аргументировать свою точку зрения. | с.11, упр.2 | | |
91. | | Заголовок текста. | Понимать текст. Высказывать предположение о связи предложений в тексте. Устанавливать соответствие/несоответствие заголовка и текста. Аргументировать свою точку зрения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать заголовки к текстам. | с.14. упр.3 | | |
92. | | Как сочетаются слова. | Наблюдать за ошибками, связанными со значением слова. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Наблюдать за словами, схожими по звучанию, но разными по значению. Высказывать предположение о причинах несочетаемости приведённых в задании слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Выбирать слова по заданному основанию. Составлять сочетания слов с указанным значением. Исправлять допущенные ошибки и аргументировать свой ответ. | с.17, упр.4 | | |
93. | | Значение слова в словаре и тексте. | Опознавать слова по их лексическим значениям. Наблюдать за значением слов в тексте, устанавливать значение слова, опираясь на текст. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. | с.21, упр.5 | | |
94. | | Повторяем правописание частей слова. | Подбирать приставки и суффиксы по заданному основанию. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Находить слова с заданной орфограммой. Применять алгоритм работы над ошибками и контролировать свои действия при его использовании. Находить и исправлять ошибки, объяснять правильное написание слова. Обосновывать применение разных способов работы над ошибками. | тетрадь, урок 85, по выбору | | |
95. | | Один текст – разные заголовки. | Понимать текст. Наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста. Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Анализировать содержание учебника. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность /невозможность его выполнения. | с.22, упр.3 | | |
96. | | Учимся озаглавливать текст. | Подбирать различные заголовки к одному тексту. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Высказывать предположение об основной мысли возможного текста, опираясь только на заголовок. Формулировать основную мысль текста, используя образец. | с.24, упр.3 | | |
97. | | Слово в толковом словаре и тексте. | Устанавливать значения слов с помощью контекста и толкового словаря. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. | с.26, упр.2 | | |
98. | | Слова однозначные и многозначные. | Высказывать предположение о возможных причинах непонимания значения слов. Знакомиться с многозначными словами. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, объяснять значения многозначных слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Устанавливать причины появления у слова нескольких значений. Составлять предложения с использованием многозначных слов. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. | с.29, упр.5 | | |
99. | | Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | Находить в слове орфограммы и определять часть слова, в которую они входят. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Устанавливать тип орфограммы в словах. Объяснять написание суффиксов. Различать случаи написания ъ и ь, аргументировать свой выбор. Подбирать необходимые приставки и объяснять их написание. | тетрадь, урок 90, по выбору | | |
100. | | Учимся озаглавливать текст. | Устанавливать правильность выбора заголовков к предложенным текстам. Подбирать заголовки к текстам. Объяснять выбор наиболее подходящего заголовка. | с.32. упр.2 | | |
101. | | Как строится тект. Окончание текста. | Понимать текст. Обнаруживать неполноту текста. Заканчивать текст. Выбирать подходящее окончание текста из предложенных и объяснять свой выбор. | с.34, упр.2 | | |
102. | | Как появляются многозначные слова. | Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Высказывать предположение о причинах появления многозначных слов. Сопоставлять значения многозначного слова. Опознавать слова в переносном значении. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Устанавливать значения слов в тексте и в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах). Составлять предложения с использованием многозначного слова в определённом значении. | с.38, упр.3 | | |
103. | | Как определить значение многозначного слова. | Высказывать предположение о необходимых условиях для понимания значения многозначного слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Наблюдать за значениями многозначных слов в тексте. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Использовать толковый словарик учебника для поиска необходимой информации. | с.40, упр.4 | | |
104. | | Диктант по теме «Правописание» | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | | |
105. | | Работа над ошибками. Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | Выбирать нужное слово из пары, обосновывать свой выбор. Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. Соотносить слова и модели состава слова. Осуществлять самопроверку. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму в слове. | Рабочая тетрадь, урок 95, по выбору | | |
106. | | Учимся заканчивать текст. | Подбирать заголовок к тексту, обосновывать выбор. Сравнивать варианты окончания исходного текста. Доказывать, почему предложенное окончание текста не соответствует авторскому замыслу. Заканчивать текст. | с.42, упр.2 | | |
107. | | Слова - синонимы. | Сравнивать тексты, находить слова по заданному основанию. Знакомиться с синонимами. Пони мать информацию, представленную в виде рисунка, и преобразовывать её в текст. Наблюдать за сходством и различием значений синонимов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Выбирать из пары синонимов слово, подходящее к заданному предложению. Аргументировать свой выбор. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Сравнивать слова в синонимическом ряду и выявлять различия между словами. Находить синонимы в тексте и формулировать их общее значение. | с.45, упр.4 | | |
108. | | Сочетание синонимов с другими словами. | Находить синонимы в тексте. Группировать слова по заданному основанию. Наблюдать за словами в синонимическом ряду и высказывать предположение о различных ситуациях их использования. Находить и исправлять ошибки при употребле- нии слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Выбирать слово из синонимического ряда. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать синонимы к заданным словам. | с.49, упр.5 | | |
109. | | Учимся применять орфографические правила. | Устанавливать тип орфограммы. Аргументировать правильность выбранного способа проверки. Сравнивать транскрипцию и буквенную запись одного и того же слова, объяснять рас хождение в записях. Контролировать свои действия при использовании алгоритма работы над ошибками. Устанавливать причину допущенных ошибок. | Рабочая тетрадь, урок 99, по выбору | | |
110. | | Как строится текст. Начало текста. | Заканчивать текст, подбирать заголовки к тексту. Наблюдать за структурой текста. Восстанавливать начало предложенного текста. Обсуждать правильность выбора того или иного начала текста, аргументировать свою точку зрения. | с.51. упр.2 | | |
111. | | Сочиняем начало текста. | Начинать текст, опираясь на предложенный заголовок. Выявлять нарушения в тексте, исправлять допущенные ошибки. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Восстанавливать начало и окончание текста. | с.53, упр.3 | | |
112. | | Как используются синонимы. | Наблюдать за способностью синонимов объяснять значение слова. Подбирать синонимы к словам. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Выбирать слово из синонимического ряда. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Находить в тексте синонимы. | с.55, упр.4 | | |
113. | | Синонимы в тексте. | Высказывать предположение о цели использования ряда синонимов в предложенном тексте. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Находить в тексте неоправданные повторы слов и исправлять их с помощью синонимов. Подбирать синонимы к словам. Составлять текст, используя предложенный ряд синонимов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах). | с.58, упр.5 | | |
114. | | Диктант по теме «Правописание» | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | | |
115. | | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | Контролировать собственные действия при переносе слов. Находить слова, которые нельзя переносить. Различать написания предлогов и приставок. Устанавливать тип орфограммы. Группировать слова по заданному основанию. Объяснять разницу в произношении и написании слов. | тетрадь, урок 104, по выбору | | |
116. | | Учимся составлять текст. | Составлять текст по заданному заголовку и началу. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения. Восстанавливать текст по заданному окончанию. Сжато пересказывать текст по образцу. | с.59, упр.2 | | |
117. | | Последовательность предложений в тексте. | Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. Восстанавливать деформированный текст. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невоз- можность его выполнения. Обнаруживать нарушение в тексте, исправлять допущенные ошибки. Использовать информацию рубрик для решения поставленных задач. | с.61, упр.2 | | |
118. | | Слова - антонимы. | Понимать информацию, представленную в виде рисунка, и соотносить её с приведёнными словами. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Знакомиться с антонимами. Находить антонимы в текстах. Подбирать антонимы к предложенным словам. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Исправлять текст, подбирая антонимы к выделенным словам. | с.64, упр.5 | | |
119. | | Сочетание антонимов с другими словами. | Выбирать слова по заданному основанию. Подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова. Группировать пары слов по заданному основанию. Использовать антонимы в тексте. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работать в парах). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать антонимы к словам различных частей речи. | с.66, упр.4 | | |
120. | | Учимся применять орфографические правила. | Различать написание разделительных ь и ъ, объяснять выбор ь и ъ. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму в слове. Соотносить слова и схемы состава слова. Группировать слова по заданному основанию. Подбирать проверочные слова к словам с изученными орфограммами. | тетрадь, урок 109, по выбору | | |
121. | | Связь предложений в тексте. | Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. Находить и исправлять допущенные ошибки, объяснять их причину. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Восстанавливать порядок предложений в тексте, заканчивать и озаглавливать текст. | с.67, упр.3 | | |
122. | | Слова – омонимы. | Интерпретировать информацию, представленную в виде рисунка. Высказывать предположение о словах, называющих изображённые на рисунке предметы. Знакомиться с омонимами. Наблюдать за использованием омонимов. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах). Находить омонимы. Дополнять таблицу. Осуществлятьвзаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Выявлять особенности омонимов, найденных в тексте | с.71, упр.6 | | |
123. | | Слова исконные и заимствованные. | Высказывать предположение о появлении новых слов в русском языке. Знакомиться с исконными и заимствованными словами. Соотносить значения слов и предметов, изображённых на рисунке. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Опознавать слово по его значению. | с.74, упр.5 | | |
124. | | Котрольный диктант. | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | | |
125. | | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, выявлять и объяснять различия в записи. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Устанавливать причину допущенных ошибок. | Рабочая тетрадь, урок 113, по выбору | | |
126. | | Абзац. | Наблюдать за структурой текста. Знакомиться с абзацем. Выделять абзацы в тексте. Определять порядок следования абзацев. Сравнивать различные варианты оформления одного текста. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Сопоставлять основную мысль текста с содержанием каждого абзаца. | с.76, упр.2 | | |
127. | | Учимся выделять абзацы. | Наблюдать за структурой текста. Разделять текст на абзацы. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Преобразовывать основную мысль текста и основную мысль каждого абзаца в предложении. Подбирать различные заголовки к тексту. | с.78, упр.2 | | |
128. | | Значения заимствованных слов. | Восстанавливать значение слова по приведённым толкованиям его частей. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Соотносить слова с их значениями. Понимать текст и обнаруживать слова, значения которых неизвестны. Заканчивать предложения, используя слова для справок. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Составлять текст, используя заданные слова. | с.81, упр.5 | | |
129. | | Учимся применять орфографические правила. | Устанавливать тип орфограммы, фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Доказывать правильность выбранного способа проверки. Осуществлять самоконтроль и самопроверку при написании словарных слов и слов с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Соотносить слова и схемы со става слова. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Выявлять причину допущенных ошибок. | Рабочая тетрадь, урок 117, по выбору | | |
130. | | Последовательность абзацев. | Составлять текст по заданным характеристикам: по названию, количеству абзацев и микротемам каждого абзаца. Исправлять тексты с нарушенной последовательностью абзацев, с отсутствием окончания текста. Контролировать собственные действия при выполнении задания. Находить ошибки в построении текста и объяснять возможные причины их появления. | с.83, упр.3 | | |
131. | | Учимся составлять текст из абзацев. | Исправлять тексты с нарушенной последовательностью абзацев. Составлять текст по заданным основаниям. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Устанавливать последовательность абзацев в тексте, заканчивать текст. | с.84, упр.2 | | |
132. | | Устаревшие слова. | Высказывать предположения о причинах, по которым слова выходят из употребления. Знакомиться с устаревшими словами. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Самостоятельно объяснять значения слов и проверять себя по толковому словарику учебника. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения. Находить в тексте устаревшие слова и устанавливать их значение. | с.87, упр.3 | | |
133. | | Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова. | Наблюдать за устаревшими словами и их современными синонимами, высказывать предположение о причинах исчезнования некоторых слов. Контролировать собственные действия при объяснении значения устаревших слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Соотносить устаревшие слова с их современными синонимами. | с.89, упр.3 | | |
134. | | Учимся применять орфографические правила. | Находить ошибки в выполненной работе, исправлять их и объяснять правильное написание слов. Обосновывать правильность подбора проверочных слов. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. | тетрадь, урок 122, по выбору | | |
135. | | Учимся составлять текст. | Начинать предложенный текст. Подбирать заголовки к тексту. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Выявлять основную мысль текста и микротем каждого абзаца. Кратко пересказывать предложенный текст. | с.92, упр.2 | | |
136. | | Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. | Находить ключевые слова текста и каждого абзаца. Составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами. Кратко пересказывать текст, выделяя ключевые слова. Восстанавливать текст по ключевым словам, заглавию и основной мысли. | с.94, упр.2 | | |
137. | | Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова. | Заканчивать предложения, используя слова для справок. Понимать текст и обнаруживать слова, значения которых неизвестны. Использовать словарик учебника для поиска необходимой информации. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах и в группах). Подбирать синонимы к словам. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать за приставками с противоположным значением. | с.97, упр.6 | | |
138. | | .Диктант по теме «Правописание» | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | | |
139. | | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | Составлять из заданных элементов слова, соответствующие моделям состава слов. Группировать слова по заданному основанию. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Сравнивать написания собственных и нарицательных имён существительных. Выбирать слово по заданному основанию и обосновывать свой выбор. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Определять причину допущенных ошибок. | Рабочая тетрадь, урок 126, по выбору | | |
140. | | План текста. | Составлять план текста. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать заголовки к тексту, исправлять порядок следования предложений. Составлять собственный текст на определённую тему по заданным условиям. Сравнивать текст и предложенный план текста. | с.99, упр.4 | | |
141. | | Учимся составлять план текста. | Составлять план предложенного текста. Исправлять неправильно составленный план. Контролировать собственные действия при сравнении соответствия плана и текста. | с.101, упр.2 | | |
142. | | Фразеологизмы. | Обсуждать текст, высказывать предположение означении сочетания слов с опорой на собственный речевой опыт. Знакомиться с фразеологизмами. Сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Устанавливать значение фразеологизмов. Знакомиться с фразеологическим словарём. Соотносить фразеологизмы с их значением. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Подбирать фразеологизмы к заданным словосочетаниям. Находить, объяснять и исправлять ошибки при использовании фразеологизмов. | с.106, упр.5 | | |
143. | | Учимся применять орфографические правила. | Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Обосновывать правильность написания слов. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. | Рабочая тетрадь, урок 130, по выбору | | |
144. | | Составляем текст по плану. | Заканчивать текст по предложенному плану и заголовку. Составлять собственный текст по предложенному плану и заголовку. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать заголовки и составлять план будущего текста по заданной теме. | с. 109, упр.3 | | |
145. | | Учимся писать письма по плану. | Составлять план текста на заданную тему. Анализировать предложенный текст и устанавливать причины ошибок в тексте. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах). Составлять текст на заданную тему по предложенному плану, подбирать заголовки к тексту. | с.110, упр.3 | | |
146. | | Значение фразеологизмов. | Наблюдать за фразеологизмами-синонимами, подбирать фразеологизмы к словам. Сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Понимать информацию, представленную в виде рисунка, заканчивать предложение с использованием фразеологизма. Наблюдать за фразеологизмами с противоположным значением и фразеологизмами, в состав которых входят устаревшие слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Устанавливать различные ситуации, в которых используются фразеологизмы. | с.113, упр.5 | | |
147. | | Учимся применять орфографические правила. | Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Различать предлоги и приставки. Составлять слова по моделям. Группировать слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Определять причину допущенных ошибок. | Рабочая тетрадь, урок 134, по выбору | | |
148. | | Составляем текст по плану. | Составлять план будущего текста на заданную тему. Соотносить предложенный план текста с основной мыслью и заголовком текста. Находить и исправлять ошибки в плане. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения. Определять возможные темы будущих текстов по предложенным заголовкам и составлять планы текстов. | с. 115, упр.3 | | |
149. | | Текст - описание. | Понимать текст. Высказывать предположение о целях создания текста. Знакомиться с описанием как типом текста. Наблюдать за текстом-описанием и устанавливать его особенности. Находить в тексте средства создания описания. | Составить текст-описание «Ночь» | | |
150. | | Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант. | Находить ошибки в подборе проверочных слов к словам с орфограммами «Парные по звонкости - глухости согласные в корне слова», «Безударные гласные в корне слова». Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма ра- боты над ошибками. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Находить и исправлять ошибки в словарном диктанте. | Рабочая тетрадь, урок 137, по выбору | | |
151. | | Особенности текста – описания. | Составлять текст-описание с опорой на рисунок в учебнике. Сравнивать составленный текст с предложенным. Учитывать рекомендации по составлению текста-описания. Сопоставлять информацию о предмете (объекте), представленную в предложении и тексте. | с.119, упр.2 | | |
152. | | Учимся сочинять текст - описание. | Понимать текст. Находить в тексте языковые средства, помогающие описать предмет или явление. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Составлять текст-описание по заданной теме. Высказывать предположение об основной мысли текста и цели, с которой он создан. Подбирать заголовки к тексту. | с.120, упр.2 | | |
153. | | Учимся применять орфографические правила. | Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Составлять слова из предложенных частей слова. Фиксировать (графически обозначать) орфограммы в слове. Обосновывать выбор правильного написания слов. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Определять причину допущенных ошибок. | Рабочая тетрадь, урок 140. по выбору | | |
154. | | Учимся сочинять яркий текст – описание. | Создавать собственный текст-описание на заданную тему. Находить в текстах-описаниях образные выражения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Составлять план текста на заданную тему, подбирать к нему заголовок и включать в будущий текст языковые средства выразительности. | с.122, упр.3 | | |
155. | | Текст - повествование. | Составлять тексты по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Сравнивать тексты. Знакомиться с текстом-повествованием. | с.123, упр.3 | | |
156. | | Особенности текста - повествования. | Наблюдать за текстом-повествованием. Определять тип текста по заглавию. Составлять планы текстов разных типов в соответствии с заглавием. Исправлять деформированный текст. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Восстанавливать последовательность абзацев. Определять тип текста. | с.125, упр.4 | | |
157. | | Итоговый тест за 2 класс. | Устанавливать орфограмму и обосновывать правильность на - писания. | | | |
158. | | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | Устанавливать орфограмму и обосновывать правильность на - писания. Находить ошибки в подборе проверочных слов и в написании слов. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками и при списывании. Определять причину допущенных ошибок. Подбирать слова по заданным основаниям. | тетрадь, урок 144, по выбору | | |
159. | | Учимся сочинять текст - повествование. | Создавать текст-повествование по заданному плану и по основной мысли текста. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах). Формулировать инструкцию к предложенной ситуации. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Упорядочивать последовательность действий в инструкции к игре. | с.128, упр.3 | | |
160. | | Описание и повествование в тексте. | Составлять план текста по ключевым словам. Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Различать элементы повествования и описания. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Создавать текст по заданным основаниям. | с.130, упр.3 | | |
161. | | Текст - рассуждение. | Понимать текст. Знакомиться с текстом-рассуждением. Наблюдать за текстом-рассуждением. Различать описание, повествование и рассуждение. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Понимать информацию, представленную в виде рисунка и преобразовывать её в текст-рассуждение. Отвечать на предло- женные вопросы. Соотносить вопросы с текстом-рассуждением | с. 133, упр.4 | | |
162. | | Особенности текста - рассуждения. | Восстанавливать начало предложений. Заканчивать предложения по предложенным моделям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Составлять текст-рассуждение по заданной теме. Использовать дополнительную информацию, представленную в разделе учебника «Твои помощники» | с.135, упр.3 | | |
163. | | Описание. Повествование. Рассуждение. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группах). Определять типы текста, составлять его план и подбирать заголовки. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Кратко пересказывать содержание текста. Создавать текст по заданным основаниям. | с. 138, упр.4 | | |
164. | | Повторение. | Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс. | с.140, упр.3 | | |
165. | | Повторение. | Определять тип текста, аргументировать свой ответ. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. | с.142, упр.3 | | |
166. | | Повторение. | Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Подбирать антонимы к выделенным словам. Выделять и обозначать части слова, устанавливать способ образования слов. Заканчивать текст. Устанавливать орфограммы и обосновы- вать правильность написания. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками и при списывании. | с.144, упр.3 | | |
167. | | Повторение. | Находить слова по заданным признакам. Восстанавливать последовательность абзацев в тексте. Определять тип текста. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. | с.146, упр.3 | | |
168. | | Повторение. | Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Выделять и обозначать части слова. Уточнять лексическое значение слов. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике. Находить слова по заданному основанию. | с.148, упр.3 | | |
169. | | Повторение: развитие речи, лексика, правописание, состав слова. | Знать изученные орфограммы, уметь соблюдать изученные нормы орфографии. Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | | |
170. | | Повторение. | Знать изученные орфограммы, уметь соблюдать изученные нормы орфографии. Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. | | | |
Все текущие, четвертные, итоговые контрольно- измерительные работы укомплектованы в рабочих тетрадях для контрольных работ по русскому языку Петленко Л.В. и Диагностике уровней формирования предметных умений и УУД Лавреньтевой Т.М. М.: Вентана-Граф.