Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла протокол № ___________ от «______»_______2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________Г.Г. Беликова «______»_______ 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________Е.П. Кузьмина Приказ № ______ от « ___» __________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК»
10 КЛАСС
Учитель:
Кузьмина Е.П.
учитель русского языка и литературы
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа основной общеобразовательной школы по предмету «Русский (родной) язык» для 10 класса составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897; Приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» от 15.12. 2015г. № 1577;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» № 254 от 20.05.2020 г.
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования от 08.04. 2015 г. № 1/15;
«Русский (родной) язык». Примерные рабочие программы. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020;
Основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС ООО МБОУ «Георгиевская СОШ» на 2020-2021 учебный год, утвержденной приказом № 33 от 22.05.2020 г.;
Учебного плана МБОУ «Георгиевская СОШ» на 2020-2021 учебный год, приказ № 54 от 30.08.2020 г.
Положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Георгиевская СОШ», приказ № 33 от 22.05.2020 г.
Реализуемый УМК:
«Русский (родной) язык». 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под редакцией О.М. Александровой – М.: Просвещение, 2019.
Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности – М.: Дрофа, 2015.
Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2016.
Карцевский С.И. Язык, война и революция (Из лингвистического наследия). – М.: Языки русской культуры, 2016.
Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: Литера, 2015.
Программа обеспечивает достижение учащимися школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Для обязательного изучения предмета «Русский (родной) язык» с учетом утверждённого учебного плана в 10 классе отводится 0,5 ч в неделю, итого 17 часов
Целями изучения учебного предмета «Русский (родной) язык»
являются: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Русский (родной) язык»
Изучение предмета «Русский (родной) язык» в 10-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский (родной) язык» в 10-м классе.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
приводить примеры национального своеобразия,богатства,выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
понимать особенности освоения иноязычной лексики;
комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота,шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Ученик научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление. Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка. Проблемы экологии языка.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет -полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения (общение, сообщение, воздействие). Влияние языка на состояние общества.
Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия. Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Тематическое планирование
Разделы, темы | Количество часов |
Язык и культура | 4 |
Культура речи | 6 |
Речь. Речевая деятельность. Текст | 7 |
Итого: 17 часов
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел. Тема урока. | Кол- во часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
I четверть |
Язык и культура (4 ч.) |
1 | Русский язык в Российской Федерации и в современном мире | 1 | 03.09 | | |
2 | Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление | 1 | 10.09 | | |
3 | Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка | 1 | 17.09 | | |
4 | Проблемы экологии языка. | 1 | 24.09 | | |
Культура речи (6 ч.) |
5 | Этика и этикет в электронной среде общения. | 1 | 01.10 | | |
6 | Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | 1 | 08.10 | | |
7 | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 | 15.10 | | |
8 | Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. | 1 | 22.10 | | |
9 | Понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации | 1 | 29.10 | | |
10 | Ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. | 1 | 12.11 | | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч.) |
11 | Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. | 1 | 19.11 | | |
12 | Сферы и ситуации речевого общения (общение, сообщение, воздействие). | 1 | 26.11 | | |
13 | Влияние языка на состояние общества. | 1 | 03.12 | | |
14 | Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. | 1 | 10.12 | | |
15 | Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы. красноречия». Риторика остроумия | 1 | 17.10 | | |
16 | Категория монолога и диалога как формы речевого общения. | 1 | 24.12 | | |
17 | Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. | 1 | 31.12 | | |
VI.
Лист корректировки календарно-тематического планирования Предмет: «Русский (родной) язык» класс: 10
учитель: Кузьмина Е.П.
2020-2021 учебный год
№ | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнение программы, тема вынесена на самостоятельное изучение с последующим контролем, объединение тем) |
По плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |