СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому (родному) языку, 10 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обязательного изучения предмета"Русский (родной) язык" с учётом утверждённого учебного плана в 10 классе отведено 0,5 ч. в неделю, итого 17 часов в I полугодии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому (родному) языку, 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

протокол № ___________

от «______»_______2020 г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________Г.Г. Беликова



«______»_______ 2020 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________Е.П. Кузьмина


Приказ № ______

от « ___» __________2020 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК»

10 КЛАСС




Учитель:

Кузьмина Е.П.

учитель русского языка и литературы






















    1. 2020-2021 учебный год




  1. Пояснительная записка

Рабочая программа основной общеобразовательной школы по предмету «Русский (родной) язык» для 10 класса составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897; Приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» от 15.12. 2015г. № 1577;

  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» № 254 от 20.05.2020 г.

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования от 08.04. 2015 г. № 1/15;

  • «Русский (родной) язык». Примерные рабочие программы. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020;

  • Основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС ООО МБОУ «Георгиевская СОШ» на 2020-2021 учебный год, утвержденной приказом № 33 от 22.05.2020 г.;

  • Учебного плана МБОУ «Георгиевская СОШ» на 2020-2021 учебный год, приказ № 54 от 30.08.2020 г.

  • Положения о рабочей программе учебных предметов МБОУ «Георгиевская СОШ», приказ № 33 от 22.05.2020 г.

Реализуемый УМК:

  1. «Русский (родной) язык». 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / под редакцией О.М. Александровой – М.: Просвещение, 2019.

  2. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.

  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности – М.: Дрофа, 2015.

  4. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2016.

  5. Карцевский С.И. Язык, война и революция (Из лингвистического наследия). – М.: Языки русской культуры, 2016.

  6. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.

  7. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: Литера, 2015.

Программа обеспечивает достижение учащимися школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Для обязательного изучения предмета «Русский (родной) язык» с учетом утверждённого учебного плана в 10 классе отводится 0,5 ч в неделю, итого 17 часов

Целями изучения учебного предмета «Русский (родной) язык» являются:
  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Русский (родной) язык»

Изучение предмета «Русский (родной) язык» в 10-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский (родной) язык» в 10-м классе.

В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

  • понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

  • приводить примеры национального своеобразия,богатства,выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

  • понимать особенности освоения иноязычной лексики;

  • комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;

  • характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;


  • объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);

  • объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

  • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

  • понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;

  • употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

  • употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);

  • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

  • соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

  • анализировать и различать типичные речевые ошибки;

  • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

  • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;

  • редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

  • понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;



  • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

  • анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота,шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

  • понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

  • создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);

  • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Ученик научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.


  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура (4 ч)

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление. Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка. Проблемы экологии языка.

Раздел 2. Культура речи (6 ч)

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет -полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения (общение, сообщение, воздействие). Влияние языка на состояние общества.

Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.

Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия. Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

  1. Тематическое планирование

Разделы, темы

Количество часов

Язык и культура

4

Культура речи

6

Речь. Речевая деятельность. Текст

7

Итого: 17 часов




  1. Календарно-тематическое планирование


Раздел. Тема урока.

Кол-

во часов

Дата

Примечание

План

Факт

I четверть

Язык и культура (4 ч.)

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

1

03.09

2

Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление

1

10.09

3

Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка

1

17.09



4

Проблемы экологии языка.

1

24.09

Культура речи (6 ч.)

5

Этика и этикет в электронной среде общения.

1

01.10

6

Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

1

08.10

7

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

15.10



8

Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

1

22.10



9

Понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации

1

29.10



10

Ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы.

1

12.11



Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч.)

11

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

1

19.11



12

Сферы и ситуации речевого общения (общение, сообщение, воздействие).

1

26.11



13

Влияние языка на состояние общества.


1

03.12



14

Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.

1

10.12



15

Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы. красноречия». Риторика остроумия

1

17.10



16

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

1

24.12



17

Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

1

31.12



VI. Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: «Русский (родной) язык» класс: 10

учитель: Кузьмина Е.П.

2020-2021 учебный год

Тема

Кол-во часов

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнение программы, тема вынесена на самостоятельное изучение с последующим контролем, объединение тем)

По плану

дано























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!