СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому родному языку для 3 класса на 2021 - 2022 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому родному языку для 3 класса на 2021-2022 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку для 3 класса на 2021 - 2022 учебный год.»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипиловская основная общеобразовательная школа


Утверждаю

Директор школы:______________/Т.В.Орлова/

Приказ № от 2021 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2021 – 2022 учебный год


УЧЕБНОГО КУРСА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»


В 3 КЛАССЕ


Учителя начальных классов Беспоясовой Л.М.


Предметная линия УМК «Школа России» по учебни­ку «Родной (русский) язык»

(автор: О. М. Александрова )



2021 г.




Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы О. М. Александровой, Л. А. Вербицкой «Родной (русский) язык» Рабочая программа «Русский родной язык» предназначено для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации.


Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения,

приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности школьника.

Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более прочному и

сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников, готовить ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель курса:

  • расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,

показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:
Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: 

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.

Основными из них являются следующие принципы:

1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.

Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.

Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.

3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.

 Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.

4. Принцип занимательности.

Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы.

Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.


Результаты изучения родного (русского) языка

3--й класс

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 

  • интерес к изучению языка; 

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 

  • пользоваться словарями, справочниками; 

  • осуществлять анализ и синтез; 

  • устанавливать причинно-следственные связи; 

  • строить рассуждения; 

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

  • задавать вопросы







Содержание учебного курса «Родной (русский) язык»


Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч.

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Кто друг прямой, тот брат родной..

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Сошлись два друга - мороз да вьюга.

Ветер без крыльев летает.

Какой лес без чудес.

Дело мастера боится.

Заиграйте, мои гусли...

Что ни город, то норов.

У земли ясно солнце,

у человека - слово.

Язык в действии 5ч.

Для чего нужны суффиксы.

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Секреты речи и текста 2 ч.

Создаем тексты-рассуждения.

Создаем тексты-повествования



3.




Тематическое планирование курса «Родной (русский) язык» в 3классе

Количество учебных часов по программе 16, количество учебных часов 1 раз в неделю 1 полугодие.


Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата

Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч.


1/1

Где путь прямой, там не езди по кривой. Повторение об устной и письменной речи.

Узнают об общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «россказни».

С. 9-11,зад. 7,8.


2/2

Кто друг прямой, тот брат родной. Изучение стандартных оборотов речи для участия в диалоге.

Изучают стандартные обороты речи для участия в диалоге. Тренируются в диалоге.

С. 16, зад. 6


3/3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Знакомство с понятием «диалекты».

Узнают об общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «диалекты».

С. 25,26, зад.10,12


4/4

Сошлись два друга - мороз да вьюга. Знакомство со словами, обозначающими предметы традиционного русского быта.

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось

(бус, омуль, глухомань, чаща, роща, изба, терем, хоромы, опушка, майник и др.).

С. 34, зад. 10,11


5/5

Ветер без крыльев летает. Знакомство со словами, обозначающими предметы традиционного русского быта.

С.40 зад. 7


6/6

Какой лес без чудес. Знакомство со словами, обозначающими предметы традиционного русского быта.

С. 47-48, зад. 7,8


7/7

Дело мастера боится. Знакомство с устаревшими профессиями.

Знакомятся с понятием «мастер», «ямщик». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл.

С. 58, зад. 11


8/8

Заиграйте, мои гусли... Знакомство с «музыкальными» словами.

Знакомятся с понятием «смычок», «куга», «балакать». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл.

С. 66-67,зад. 8,9


9/9

Что ни город, то норов. Знакомство с «городскими» словами.

Знакомятся с понятием «закорма», «Кремль», «горододелец». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл.

С. 77, зад. 8,9


10/10

У земли ясно солнце, у человека - слово. Знакомство со «сказочными» словами. Проверочная тестовая работа.

Знакомятся с понятием «затон», «дубравушка», «лебёдушка». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл.

С. 87, зад. 16,17


Язык в действии 5ч.


11/1

Для чего нужны суффиксы.

Знакомятся с ролью суффиксов в словах.

С. 95-96, зад. 8,9


12/2

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке.

Знакомятся с понятием рода имен существительных, а также с родами частей речи других народов.

С. 98, зад. 3


13/3

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.

Знакомятся с понятием числа имен существительных.

С. 103, зад. 7


14/4

Как изменяются имена существительные во множественном числе.

Знакомятся с понятием множественного числа имен существительных.

С. 110, зад. 14


15/5

Зачем в русском языке такие разные предлоги. Проверочная тестовая работа.

Знакомятся с ролью предлогов в словах русского языка.

С. 115, зад. 8


Секреты речи и текста 2 ч.


16/1

Создаем тексты-рассуждения.

Учатся составлять тексты-рассуждения, аргументировать свой ответ.

С. 123, зад. 8


17/2

Создаем тексты-повествования. Проверочная тестовая работа.

Учатся редактировать тексты различных видов и жанров.




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оснащение процесса обучения родному языку обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.

В комплект печатных пособий включены таблицы по русскому языку, в которых представлены основные схемы, правила, памятки, сведения языковых понятий. Различные виды плакатов (разъяснительные, сравнительные, обобщающие) облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.

Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1. Учебник: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. 1 класс .– М.: Просвещение. 2018.

2. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 2 класс.– М.: Просвещение. 2018.

3. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 3 класс.– М.: Просвещение. 2018.

4. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 4 класс.– М.: Просвещение. 2018.

Технические средства обучения, учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование

 Интерактивная доска

 Ноутбук;

 мультимедиапроектор

 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

 Дидактический материал

 Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.

 Карточки для проведения контрольных работ.

 Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.

 Тесты.

Печатные пособия:

• Набор букв и слогов

• Предметные картинки

• Азбука подвижная

• Комплект таблиц по обучению грамоте

• Комплект таблиц по русскому языку для 1-4 классов.

• Словари по русскому языку: толковый, словарь фразеологизмов, орфографический, морфемный и словообразовательный словари.


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Касса букв

Наборы муляжей овощей и фруктов

Набор предметных картинок

Наборное полотно.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

Экранно- звуковые пособия

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.




Разрезной материал предназначен для практической деятельности учащихся. Включает в себя наборы предметных картинок, букв, слогов, ленты букв. Демонстрационная таблица представляет собой красочно оформленное пособие, которое содержит печатные и рукописные буквы русского алфавита. Таблицы могут быть использованы учителями на уроке для фронтальной работы с детьми, а также в качестве информационно-справочного материала на разных этапах урока: при изучении нового, закреплении материала, обобщении и систематизации.









Диски предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам

начального курса русского языка представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях и самоконтроль.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!