муниципальное общеобразовательное учреждение
Шипиловская основная общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы:______________/Т.В.Орлова/
Приказ № от 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021 – 2022 учебный год
УЧЕБНОГО КУРСА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
В 3 КЛАССЕ
Учителя начальных классов Беспоясовой Л.М.
Предметная линия УМК «Школа России» по учебнику «Родной (русский) язык»
(автор: О. М. Александрова )
2021 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы О. М. Александровой, Л. А. Вербицкой «Родной (русский) язык» Рабочая программа «Русский родной язык» предназначено для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации.
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения,
приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности школьника.
Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более прочному и
сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников, готовить ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Цель курса:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,
показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Результаты изучения родного (русского) языка
3--й класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание учебного курса «Родной (русский) язык»
Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч. |
Где путь прямой, там не езди по кривой. |
Кто друг прямой, тот брат родной.. |
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. |
Сошлись два друга - мороз да вьюга. |
Ветер без крыльев летает. |
Какой лес без чудес. |
Дело мастера боится. |
Заиграйте, мои гусли... |
Что ни город, то норов. |
У земли ясно солнце, у человека - слово. |
Язык в действии 5ч. |
Для чего нужны суффиксы. |
Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? |
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? |
Как изменяются имена существительные во множественном числе? |
Зачем в русском языке такие разные предлоги? |
Секреты речи и текста 2 ч. |
Создаем тексты-рассуждения. |
Создаем тексты-повествования |
3.
Тематическое планирование курса «Родной (русский) язык» в 3классе
Количество учебных часов по программе 16, количество учебных часов 1 раз в неделю 1 полугодие.
№ | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата |
Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч. | |
1/1 | Где путь прямой, там не езди по кривой. Повторение об устной и письменной речи. | Узнают об общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «россказни». | С. 9-11,зад. 7,8. | |
2/2 | Кто друг прямой, тот брат родной. Изучение стандартных оборотов речи для участия в диалоге. | Изучают стандартные обороты речи для участия в диалоге. Тренируются в диалоге. | С. 16, зад. 6 | |
3/3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Знакомство с понятием «диалекты». | Узнают об общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «диалекты». | С. 25,26, зад.10,12 | |
4/4 | Сошлись два друга - мороз да вьюга. Знакомство со словами, обозначающими предметы традиционного русского быта. | Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось (бус, омуль, глухомань, чаща, роща, изба, терем, хоромы, опушка, майник и др.). | С. 34, зад. 10,11 | |
5/5 | Ветер без крыльев летает. Знакомство со словами, обозначающими предметы традиционного русского быта. | С.40 зад. 7 | |
6/6 | Какой лес без чудес. Знакомство со словами, обозначающими предметы традиционного русского быта. | С. 47-48, зад. 7,8 | |
7/7 | Дело мастера боится. Знакомство с устаревшими профессиями. | Знакомятся с понятием «мастер», «ямщик». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. | С. 58, зад. 11 | |
8/8 | Заиграйте, мои гусли... Знакомство с «музыкальными» словами. | Знакомятся с понятием «смычок», «куга», «балакать». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. | С. 66-67,зад. 8,9 | |
9/9 | Что ни город, то норов. Знакомство с «городскими» словами. | Знакомятся с понятием «закорма», «Кремль», «горододелец». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. | С. 77, зад. 8,9 | |
10/10 | У земли ясно солнце, у человека - слово. Знакомство со «сказочными» словами. Проверочная тестовая работа. | Знакомятся с понятием «затон», «дубравушка», «лебёдушка». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. | С. 87, зад. 16,17 | |
Язык в действии 5ч. | |
11/1 | Для чего нужны суффиксы. | Знакомятся с ролью суффиксов в словах. | С. 95-96, зад. 8,9 | |
12/2 | Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. | Знакомятся с понятием рода имен существительных, а также с родами частей речи других народов. | С. 98, зад. 3 | |
13/3 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам. | Знакомятся с понятием числа имен существительных. | С. 103, зад. 7 | |
14/4 | Как изменяются имена существительные во множественном числе. | Знакомятся с понятием множественного числа имен существительных. | С. 110, зад. 14 | |
15/5 | Зачем в русском языке такие разные предлоги. Проверочная тестовая работа. | Знакомятся с ролью предлогов в словах русского языка. | С. 115, зад. 8 | |
Секреты речи и текста 2 ч. | |
16/1 | Создаем тексты-рассуждения. | Учатся составлять тексты-рассуждения, аргументировать свой ответ. | С. 123, зад. 8 | |
17/2 | Создаем тексты-повествования. Проверочная тестовая работа. | Учатся редактировать тексты различных видов и жанров. | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оснащение процесса обучения родному языку обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.
В комплект печатных пособий включены таблицы по русскому языку, в которых представлены основные схемы, правила, памятки, сведения языковых понятий. Различные виды плакатов (разъяснительные, сравнительные, обобщающие) облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.
Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.
Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Учебник: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. 1 класс .– М.: Просвещение. 2018.
2. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 2 класс.– М.: Просвещение. 2018.
3. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 3 класс.– М.: Просвещение. 2018.
4. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 4 класс.– М.: Просвещение. 2018.
Технические средства обучения, учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование
Интерактивная доска
Ноутбук;
мультимедиапроектор
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Дидактический материал
Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
Тесты.
Печатные пособия: • Набор букв и слогов • Предметные картинки • Азбука подвижная • Комплект таблиц по обучению грамоте • Комплект таблиц по русскому языку для 1-4 классов. • Словари по русскому языку: толковый, словарь фразеологизмов, орфографический, морфемный и словообразовательный словари. | | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Касса букв Наборы муляжей овощей и фруктов Набор предметных картинок Наборное полотно. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы. | Экранно- звуковые пособия Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера. | | | Разрезной материал предназначен для практической деятельности учащихся. Включает в себя наборы предметных картинок, букв, слогов, ленты букв. Демонстрационная таблица представляет собой красочно оформленное пособие, которое содержит печатные и рукописные буквы русского алфавита. Таблицы могут быть использованы учителями на уроке для фронтальной работы с детьми, а также в качестве информационно-справочного материала на разных этапах урока: при изучении нового, закреплении материала, обобщении и систематизации. Диски предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса русского языка представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях и самоконтроль. |