Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Серебряно-Прудская средняя общеобразовательная школа
имени маршала В.И. Чуйкова»
Утверждена
приказом № 235 от 01.09.2020 г.
Директор школы ________ Пащенко И.Б.
Рабочая программа
Русский родной язык
3 В класс
базовый уровень
Составитель:
учитель первой кв. категории
Чинарова Елена Владимировна
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению школьным методическим
объединением учителей начальных классов
(31.08.2020, протокол № 1).
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________ Павлихина Т.А.
"______" ___________ 2020г.
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык" для 3 класса разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык" и соответствует содержанию учебного пособия «Русский родной язык" 3класс авторы: О.М. Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования МОУ "Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова".
Адресность: 3 В класс
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов в год
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса русского языка
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- осознавать язык как основное средство человеческого общения;
- воспринимать русский язык как явление национальной культуры;
- понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- оценивать собственную речь;
- осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;
- осознавать роль речи в общении людей;
- понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- проявлять интерес к изучению курса развития речи;
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись указанной учителем информации о русском языке; пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме; находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- контролировать действия партнера; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия; понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
– распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
– понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
– понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильно их употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
– понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
– соблюдать принципы этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
– различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
– соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного)
– пользоваться словарями для решения учебно-практических задач;
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении на родном языке (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
– осознанно и произвольно строить сообщения в соответствии с нормами устной и письменной родной речи.
2.Содержание учебного предмета, курса русского родного языка
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10ч)
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Раздел 2. Язык в действии (5ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2ч)
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Для реализации программы по русскому родному языку используется:
Русский родной язык: 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.М. Александрова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Учебная литература, 2020. - 144 с.: ид. - ISBN 978-5-09-075593-1.
Учебник по русскому языку, используемый в образовательном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников на текущий учебный год.
3.Тематическое планирование
Разделы | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 10 часов |
2 | Язык в действии | 5 часов |
3 | Секреты речи и текста | 2 часов |
Итого: | 17 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Раздел, количество часов, тема урока, вид контроля | Дата проведения урока |
| | | план | факт |
Русский язык: прошлое и настоящее (10ч) |
1 | 1 | Где путь прямой, там не езди по кривой. | 18.09 | |
2 | 2 | Кто друг прямой, тот брат родной. | 30.09 | |
3 | 3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. | 08.10 | |
4 | 4 | Сошлись два друга - мороз да вьюга. | 22.10 | |
5 | 5 | Ветер без крыльев летает. | 12.11 | |
6 | 6 | Какой лес без чудес. | 26.11 | |
7 | 7 | Дело мастера боится. | 10.12 | |
8 | 8 | Заиграйте, мои гусли... | 24.12 | |
9 | 9 | Что ни город, то норов. | 15.01 | |
10 | 10 | У земли ясно солнце, у человека - слово. | 29.01 | |
Язык в действии (5ч) |
11 | 1 | Для чего нужны суффиксы? | 12.02 | |
12 | 2 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 26.02 | |
13 | 3 | Все ли имена существительные "умеют" изменяться по числам? | 12.03 | |
14 | 4 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 02.04 | |
15 | 5 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 16.04 | |
Секреты речи и текста (2ч) |
16 | 1 | Создаём тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты. | 07.05 | |
17 | 2 | Создаём тексты-повествования. | 21.05 | |
16