ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Родной русский язык» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся), разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренная Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 31 января 2018 года №2/18,. Примерной рабочей программы «Русский родной язык» 5–9 классы : учеб. пособия для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020) в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.07.2021 года),
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 (с изменениями на 11.12.2020 года)
Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российский Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 года № 637-р
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2021-2022 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
Учебное пособие «Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019»
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Образовательные: - углубление и расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечива- ют его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературно го языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете. Воспитательные: - воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценнос-ти народа; - осознание национального своеобразия русского языка; - формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России. Развивающие: - совершенствование умений опознавать, анализировать, классифи-цировать языковые факты, оценивать их с точки зрения норматив-ности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - развитие проектного и исследовательского мышления, приобре-тение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. - развитие словесно-логического мышления, психических процессов: внимания, памяти, воображения. Коррекционные: - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным язы-ком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; разви-тие готовности и способности к речевому взаимодействию и вза-имопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию - развитие слухового восприятия изучаемого материала с использо-ванием звукоусиливающей аппаратуры и на голое ухо; - корректировка словесной речи, т.е. следить за соблюдением норм орфоэпии, словесного и логического ударения, - закрепление навыка чтения с губ; - развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет «Родной русский язык» является составной частью предметной области «Родной язык и родная литература». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Родной язык» в части, учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение «Русского языка» в 5-б классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год, утвержденным приказом № 128 от 31.08.2021 года, рабочая программа составлена на 34 часа с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» В 5 КЛАССЕ
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные
▪ понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
▪ осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
▪ достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
▪ владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
▪ применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
▪ коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
▪ представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
▪ понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
▪ усвоение основ научных знаний о родном языке;
▪ освоение базовых понятий лингвистики.
Предметные
▪ совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
▪ понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
▪ использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
▪ расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
▪ формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
▪ овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных, письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
▪ формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел (тема) программы | Коли-чество часов | Система оценки планируемых результатов |
1. | Раздел 1. Язык и культура |
| Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художест- венной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей националь-ной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Краткая история русской письмен-ности. Создание славянского алфавита. Слова с суф-фиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художест-венной литературы разных исторических эпох. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материаль-ной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Слова со специфическим оценочно-характе-ризующим значением. Связь определенных наиме-нований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня — об изне-женной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п., лиса — хитрая для русских, мудрая для эскимосов; змея — злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости — в тюркских языках и т. п.). Русские имена. Имена исконные и заимствован ные, краткие сведения по их этимологии. Имена, ко-торые не являются исконно русскими, но восприни-маются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску. Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение. | 12 | Устный опрос Защита проекта Самостоятельная работа |
2. | Раздел 2. Культура речи |
| Основные орфоэпические нормы современно-го русского литературного языка. Понятие о вариан-те нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь — микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жес-тов и мимики в русской речи, отражение их в устой-чивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имен существи-тельных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная); употреб-ление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского языка (кинофильм — кино-картина — кино — кинолента; интернациональный — международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато — болото; брещи — беречь; шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный — бесперестанный; глаголить — говорить — сказать — брякнуть). Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географи-ческих названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существ. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы (туловища); образа (иконы) — образы (литературные); меха (выделанные шкуры) — мехи (кузнечные); соболя (меха) — соболи (животные). Литературные‚ разго-ворные‚ устарелые и профессиональные особеннос-ти формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари — токаря, цехи — цеха, выборы — выбора, тракторы — трактора и др.). Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качест ве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по про-фессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состоя-ния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обраще-ния к незнакомому человеку. Употребление формы «он». | 11 | Устный опрос Защита проекта Самостоятельная работа Проверочная работа |
3 | Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст |
| Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразитель-ность, чистота и богатство речи. Средства вырази-тельной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жан-ры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицис-тический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.). | 10 | Устный опрос Самостоятельная работа |
4 | Раздел 4. Повторение и систематизация изученного |
| Повторение основных разделов. | 1 | Устный опрос |
| Итого | 34 ч. | |
Тематическое планирование по родному русскому языку для 5-б класса составлено с учетом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования:
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ В 5-Б КЛАССЕ
№ урока | Содержание учебного материала | Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
| | по плану | по факту |
I четверть |
Раздел 1. Язык и культура- 12 часов |
1 | Русский язык – национальный язык русского народа, язык русской художественной культуры. | Вводный урок | 1 | 01.09. | |
2 | История русской письменности. | Комбинированный | 1 | 08.09. | |
3 | Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. | Урок овладения новыми знаниями | 1 | 15.09. | |
4 | Отражение русского быта в языке. Происхождение названий русских городов. | Урок комбинированный | 1 | 22.09. | |
5 | Крылатые слова и выражения. Значение и употребление в ситуациях речевого общения. | Урок коррекции знаний, умений и навыков | 1 | 29.09. | |
6 | Пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума. | Урок-практикум | 1 | 06.10. | |
7 | Жесты и мимика в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах). | Урок комбинированный | 1 | 13.10. | |
8 | Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Происхождение имен. Творческая работа. | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 20.10. | |
9 | Метафора, эпитет как изобразительные средства, использование их в текстах художественного стиля. | Урок овладения новыми знаниями | 1 | 27.10. | |
II четверть |
10 | Олицетворение, сравнение. Использование их в текстах художественного стиля. | Урок-практикум | 1 | 10.11. | |
11 | Анализ текста с точки зрения использования выразительных средств | Урок комбинированный | 1 | 17.11. | |
12 | Слова с оценочно-характеризующим значением. Связь наименований с качествами, особенностями и т.п. человека. | Урок овладения новыми знаниями | 1 | 24.11. | |
Раздел 2. Культура речи – 11 часов |
13 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Проверочная работа | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 01.12. | |
14 | Виды ударений в именах существительных, прилагательных, глаголах. Омографы. | Урок-практикум | 1 | 08.12. | |
15 | Роль звукописи в художественных текстах | Урок овладения новыми знаниями | 1 | 15.12. | |
16 | Основные нормы словоупотребления (лексические) | Урок овладения новыми знаниями | 1 | 22.12. | |
III четверть |
17 | Основные нормы словоупотребления (грамматические) | Урок-практикум | 1 | 12.01. | |
18 | Основные нормы словоупотребления (стилистические) | Урок овладения новыми знаниями | 1 | 19.01. | |
19 | Ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления. | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 26.01. | |
20 | Проверочная работа по теме «Основные нормы словоупотребления» | Урок контроля знаний и умений | 1 | 02.02. | |
21 | Правила речевого этикета: нормы и традиции | Урок-практикум | 1 | 09.02. | |
22 | Обращение в русском речевом этикете. Подготовка к защите проекта. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 16.02. | |
23 | Обращение в русском речевом этикете. Творческая работа. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 02.03. | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст - 10 часов |
24 | Язык и речь. Точность, логичность, выразительность, чистота и богатство речи. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 09.03. | |
25 | Средства выразительности устной речи, способы их тренировки | Урок овладения новыми знаниями | 1 | 16.03. | |
IV четверть |
26 | Речевая характеристика героев художественных произведений. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 30.03. | |
27 | Текст классической литературы как образец литературной речи. | Работа с текстом | 1 | 06.04. | |
28 | Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. | Урок-практикум | 1 | 13.04. | |
29 | Учебно-научный стиль. | Урок овладения новыми знаниями | 1 | 20.04. | |
30 | План ответа на уроке, план текста. | Урок коррекции знаний, умений и навыков | 1 | 27.04. | |
31 | Язык художественной литературы. Рассказ. | Комбинированный | 1 | 04.05 | |
32 | Особенности языка литературной и народной сказки | Комбинированный | 1 | 11.05 | |
33 | Проверочная работа по теме: «Речевая деятельность. Текст». | Комбинированный | 1 | 18.05. | |
Раздел 4. Повторение и систематизация изученного - 1 час |
34 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1 | 25.05. | |
11