СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому (родному) языку в 6 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует стандарту ФГОС и разработана для учебного пособия для общеобразовательных организаций Русский родной язык : 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н.& ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому (родному) языку в 6 классе.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для обучения учащихся 6 класса в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);

Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

с учетом:

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся

Используемый учебно-методический комплект (УМК): 

1. Русский родной язык : 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых.— М. : Просвещение, 2019.  

2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov. 

Срок реализации программы – 1 год. 

Место предмета в учебном плане: в учебном плане МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» – 34 часа (из расчѐта – 1 час в неделю). 




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные

1) понимание родного русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в справочном аппарате учебника;

  • научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • находить ответы на вопросы в тексте, словарях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики;

  • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка,

  • проведение различных видов анализа слова , стилистического анализа текста;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка;



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1 Язык и культура (12 часов)

Русский язык – национальный язык русского народа*.

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Русский язык - язык русской художественной литературы. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).


*Жирным курсивом выделено содержание «Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования», рекомендованное для реализации в первый год обучения (5 класс), но в целях обеспечения преемственности изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» включенное в содержание второго года обучения (6 класс).



Раздел 2. Культура речи (12 часов)


Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы*.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы и стилистические варианты употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода и категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.





Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (9 час)


Язык и речь. Виды речевой деятельности

Точность, логичность, выразительность, чистота и богатство речи*.

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста.

Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.


Повторение- 1 часа





Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, 

фронтальные; классные и внеклассные. 

Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный. 

Методы и приемы обучения: 

-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником; письмо под диктовку;  демонстрация картин; 

-репродуктивный:  разные виды чтения взависимости от коммуникативной задачи и характера текста; создание текстов различныхтипов и жанров; 

-частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного 

текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений, докладов, проектов. 

Формы и способы проверки знаний: 

- проверочные работы; 

- тесты; 

- сочинения-рассуждения; 

-проекты. 

Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности 

обучающихся 

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям 

оценивания по предмету, утвержденным локальным актом  «Положение о нормах и 

критериях оценивания учащихся МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа». 



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название темы

Количество часов

Контроль

знаний

Всего

1.





2.

Язык и культура


12

1

12

3.

Культура и речь

12

1

12

4.

Речь. Речевая деятельность. Текст

9

1

9

5.

Итоговое повторение

1


1


Итого:

34

1

34



Календарно-тематическое планирование.


п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

По плану

Факт.

Раздел 1. Язык и культура (12 час.)



1

Из истории русского литературного языка.(1)

1

03.09


2

Роль церковнославянского языка(старославянского)языка в развитии русского языка.(1)

1

10.09


3

Диалекты как часть народной культуры.(2)

1

17.09


4

Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.(2)

1

24.09

01.10


5

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.(3)

1

08.10


6

Особенности освоения иноязычной лексики.(4)


15.10


7

Роль заимствованной лексики в современном русском языке.(4)

1

22.10


8

Современные неологизмы.(5)

1

05.11


9

Отражение во фразеологии истории и культуры народа.(6)

1

12.11


10

Отражение во фразеологии предметов ушедшего быта, представлений и верований наших предков, реальных событий далекого прошлого.(7)

1



11

Современные фразеологизмы.(7)

1

19.11


12

Проверочная работа №1

1

26.11


Раздел 2. Культура речи (12 час.)



1

Стилистические особенности произношения и ударения.(8)

1

03.12


2

Нормы произношения отдельных грамматических форм.(9)

1

10.12


3

Синонимы и точность речи.(10)

1

17.12


4

Контекстные синонимы; смысловые и стилистические синонимы.(10)

1

24.12


5

Антонимы и точность речи.(11)

1

14.01


6

Лексические омонимы и точность речи.(12)

1

21.01


7

Особенности склонения имён существительных.(13)

1

28.01


8

Нормы употребления имён существительных.(14)

1

04.02


9

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений.(15)

1

11.02


10

Национальные особенности речевого этикета.Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.(16)

1

18.02


11

Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. . Этикетные формулы благодарности. . Этикетные формулы сочувствия, утешения.(16)

1

25.02


12

Проверочная работа №2

1

03.03


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 час.)

10.03


1

Эффективные приемы чтения.(17)

1

17.03


2

Этапы работы с текстом.(18)

1

31.03


3

Тематическое единство текста.(19)

1

07.04


4

Тексты описательного вида.(20)

1

14.04


5

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.(21)

1

21.04


6

Научный стиль. Словарная статья.(22)

1

28.04


7

Научное сообщение. Устный ответ.(23)

1

05.05


8

Виды ответов.(24)

1

12.05


9

Проверочная работа №3

1

19.05


1.

Итоговое повторение.

1

26.05



Итого

34














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!