ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для обучения учащихся 6 класса в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
с учетом:
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся
Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1. Русский родной язык : 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых.— М. : Просвещение, 2019.
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
Срок реализации программы – 1 год.
Место предмета в учебном плане: в учебном плане МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» – 34 часа (из расчѐта – 1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) понимание родного русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться работать по предложенному учителем плану;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в справочном аппарате учебника;
научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
находить ответы на вопросы в тексте, словарях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные результаты:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка,
проведение различных видов анализа слова , стилистического анализа текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1 Язык и культура (12 часов)
Русский язык – национальный язык русского народа*.
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Русский язык - язык русской художественной литературы. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
*Жирным курсивом выделено содержание «Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования», рекомендованное для реализации в первый год обучения (5 класс), но в целях обеспечения преемственности изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» включенное в содержание второго года обучения (6 класс).
Раздел 2. Культура речи (12 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы*.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы и стилистические варианты употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода и категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (9 час)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Точность, логичность, выразительность, чистота и богатство речи*.
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Повторение- 1 часа
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые,
фронтальные; классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
Методы и приемы обучения:
-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником; письмо под диктовку; демонстрация картин;
-репродуктивный: разные виды чтения взависимости от коммуникативной задачи и характера текста; создание текстов различныхтипов и жанров;
-частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного
текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений, докладов, проектов.
Формы и способы проверки знаний:
- проверочные работы;
- тесты;
- сочинения-рассуждения;
-проекты.
Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности
обучающихся
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям
оценивания по предмету, утвержденным локальным актом «Положение о нормах и
критериях оценивания учащихся МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов | Контроль знаний | Всего |
1. | | | | |
2. | Язык и культура | 12 | 1 | 12 |
3. | Культура и речь | 12 | 1 | 12 |
4. | Речь. Речевая деятельность. Текст | 9 | 1 | 9 |
5. | Итоговое повторение | 1 | | 1 |
| Итого: | 34 | 1 | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | По плану | Факт. |
Раздел 1. Язык и культура (12 час.) | | |
1 | Из истории русского литературного языка.(1) | 1 | 03.09 | |
2 | Роль церковнославянского языка(старославянского)языка в развитии русского языка.(1) | 1 | 10.09 | |
3 | Диалекты как часть народной культуры.(2) | 1 | 17.09 | |
4 | Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.(2) | 1 | 24.09 01.10 | |
5 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.(3) | 1 | 08.10 | |
6 | Особенности освоения иноязычной лексики.(4) | | 15.10 | |
7 | Роль заимствованной лексики в современном русском языке.(4) | 1 | 22.10 | |
8 | Современные неологизмы.(5) | 1 | 05.11 | |
9 | Отражение во фразеологии истории и культуры народа.(6) | 1 | 12.11 | |
10 | Отражение во фразеологии предметов ушедшего быта, представлений и верований наших предков, реальных событий далекого прошлого.(7) | 1 | | |
11 | Современные фразеологизмы.(7) | 1 | 19.11 | |
12 | Проверочная работа №1 | 1 | 26.11 | |
Раздел 2. Культура речи (12 час.) | | |
1 | Стилистические особенности произношения и ударения.(8) | 1 | 03.12 | |
2 | Нормы произношения отдельных грамматических форм.(9) | 1 | 10.12 | |
3 | Синонимы и точность речи.(10) | 1 | 17.12 | |
4 | Контекстные синонимы; смысловые и стилистические синонимы.(10) | 1 | 24.12 | |
5 | Антонимы и точность речи.(11) | 1 | 14.01 | |
6 | Лексические омонимы и точность речи.(12) | 1 | 21.01 | |
7 | Особенности склонения имён существительных.(13) | 1 | 28.01 | |
8 | Нормы употребления имён существительных.(14) | 1 | 04.02 | |
9 | Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений.(15) | 1 | 11.02 | |
10 | Национальные особенности речевого этикета.Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.(16) | 1 | 18.02 | |
11 | Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. . Этикетные формулы благодарности. . Этикетные формулы сочувствия, утешения.(16) | 1 | 25.02 | |
12 | Проверочная работа №2 | 1 | 03.03 | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 час.) | 10.03 | |
1 | Эффективные приемы чтения.(17) | 1 | 17.03 | |
2 | Этапы работы с текстом.(18) | 1 | 31.03 | |
3 | Тематическое единство текста.(19) | 1 | 07.04 | |
4 | Тексты описательного вида.(20) | 1 | 14.04 | |
5 | Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.(21) | 1 | 21.04 | |
6 | Научный стиль. Словарная статья.(22) | 1 | 28.04 | |
7 | Научное сообщение. Устный ответ.(23) | 1 | 05.05 | |
8 | Виды ответов.(24) | 1 | 12.05 | |
9 | Проверочная работа №3 | 1 | 19.05 | |
1. | Итоговое повторение. | 1 | 26.05 | |
|
Итого | 34 | | |