СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по сенсорному развитию

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий в пятом классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по сенсорному развитию»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02

с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru


«Рассмотрено»


на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»


Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»


Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________









Программа коррекционно - развивающих занятий



Класс: 5

Учебный год: 2020-2021

Педагог-психолог: Истомина И.С.










с. Новая – Брянь

Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекционной работе разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» и следующих нормативно - правовых документов:

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями является одной из наиболее важных и актуальных проблем в коррекционной педагогике. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Известно, что у обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Поэтому возникает необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному и сенсорному развитию. Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно - развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с отклонениями в развитии.

Цель данной программы: создание оптимальных условий для познания ребёнком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств и признаков для формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития ребёнка и эффективной социализации в обществе.

Задачи:

  • обогащение чувственного познавательного опыта, направленное на развитие речи и высших психических функций;

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухо голосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации и ориентации в пространстве.

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

  • корригировать поведение учащихся с помощью игротерапии;

  • изучать индивидуально - психофизические особенности учащихся;

Общая характеристика коррекционного курса

Основной формой организации является коррекционное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.

Формы организации деятельности детей на занятии могут быть самыми разными.

Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий:

- принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями;

- индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития;

- интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия;

- активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся должны уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д., а в дальнейшем спланировать свою деятельность, отчитаться по результатам;

- преемственность в работе учителя-дефектолога и педагога-психолога: решение в объёме одного раздела программы специфических задач, что позволяет определить меру интенсивности психолого-педагогического воздействия на каждого ученика.

Основные направления коррекционной работы

Наша коррекционная программа имеет два основных направления работы:

первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов;

второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.

Данная программа является коррекционно направленной: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Неоднородность состава учащихся ярко проявляется в разных уровнях усвоения программного материала (особенно по математике, русскому языку, труду). Коррекционные занятия призваны создать основу для возможно более полного овладения ребенком школьными знаниями.

В специальной (коррекционной) школе общая коррекционная работа проводится на всех уроках, что предусмотрено содержанием каждого предмета. Кроме того учебной программой отводится время для специальных (коррекционных) занятий, где осуществляется индивидуальная коррекция недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объём материала, наращивается темп выполненной работы.

Структура программы включает в себя следующие разделы:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;

  • тактильно-двигательное восприятие;

  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

  • восприятие пространства;

  • восприятие времени;

  • восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств; барических ощущений);

  • кинестетическое и кинетическое развитие;

  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана Занятия проводятся в 5 классе по расписанию продолжительностью 15 -20 минут, 3 занятия в неделю, 99 занятии в год.

Форма работы: индивидуальная. Обязательным условием является создание ситуации успеха, поощрения ребенка, стимулирование его к дальнейшей работе. Задания должны быть непродолжительными по времени, чтобы не вызывать утомления и пресыщения.

Для занятий лучше использовать часы после отдыха детей.

Важны также условия, в которых проводятся занятия. Некоторые занятия могут проходить во время прогулок, но для формирования ряда психических функций необходима спокойная деловая обстановка, отсутствие отвлекающих факторов.

Занятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития, а также в учебном кабинете. Кабинет для работы обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно - релаксационной и имитационно-игровой деятельности.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, составлять план действий;

  • Выполнять точные движения при штриховке двумя руками;

  • Пользоваться элементами расслабления;

  • Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

  • Смешивать цвета, называть их;

  • Конструировать сложные формы из 8 -12 элементов;

  • Находить нереальные элементы нелепых картинок;

  • Определять противоположные качества и свойства предметов;

  • Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;

  • Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

  • Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

  • Моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

  • Ориентироваться на собственном теле, на плоскости листа бумаги, в пространстве, выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

  • Определять время по часам;

  • Соотносить времена года с названиями месяцев;

  • Определять возраст людей.

Прогнозируемые результаты

Прежде чем определить степень и содержание конкретной помощи ученику в рамках дополнительных коррекционных занятий, следует провести полноценное обследование с позиций системного подхода: вычленить специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями и навыками; установить причинность, структуру, выявить особенности познавательной деятельности, определить потенциальные возможности.

Многолетние педагогические (В. В. Воронкова, С. А. Мирский, Н. П. Павлова, В. В. Эк и др.) и психологические (И. В. Белякова, И. Ю. Левченко, В. Г. Петрова, У. В. Ульенкова и др.) исследования подтвердили результативность коррекционной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью при разделении их на группы по общей способности к обучению.

Комплексное изучение развития психики ребёнка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями развития среднего и старшего школьного возраста.

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в психике ребенка, его познавательных способностях.







Содержание коррекционного курса

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов (2).

Развитие моторики, графомоторных навыков (11).

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Формирование чувства равновесия (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. п.). Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом и ручкой). Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание шнурков, нанизывание на нитку с иголкой бусин, бисера; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин). Работа в технике рваной аппликации. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

Тактильно-двигательное восприятие (9).

Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Упражнения в раскатывании пластилина, глины, теста. Игры с крупной мозаикой.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (8).

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишнего предмета. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Гимнастика для глаз.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (8).

Выделение и различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шум дождя, шелест листьев и т п.). Различение речевых и неречевых звуков. Имитация речевых и неречевых звуков.

Восприятие пространства (12).

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Движение в заданном направлении в пространстве. Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева).

Восприятие времени (11).

Сутки. Части суток. Упражнения на графической модели «Суточный домик». Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

Обозначение в речи временных представлений.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (8).

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий), обозначение словом. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Развитие обоняния (приятный запах и неприятный запах). Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый - лёгкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.

Кинестетическое и кинетическое развитие (8).

Формирование ощущений от различных поз тела, верхних и нижних конечностей, головы. Вербализация собственных ощущений. Движения и позы верхних и нижних конечностей. Движения и позы головы по показу. Выразительность движений. Имитационные упражнения (бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (20).

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Выделение признака формы предмета словом; называние основных геометрических фигур. Группировка предметов и их изображений по форме, показу. Работа с геометрическим конструктором. Различение предметов по величине (большой - маленький). Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте и длине. Обозначение словом (высокий - длинный). Сопоставление двух предметов контрастных величин по ширине и толщине. Обозначение словом (широкий - толстый, шире - ужи, одинаковые и т. д.). Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, чёрный, белый). Различение и обозначение основных цветов. Работа с цветными веерами. Конструирование объёмных геометрических фигур и предметов из составных частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов ( 2).

Календарно - тематическое планирование.



тема

Дидактические игры

занятия

дата

1

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.



2


2

Развитие моторики, графомоторных навыков



11


3

Развитие крупной моторики.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога(повороты, перестроения).

Дидактические игры: «Тир»,

«Попади в цель».


1



4

Формирование чувства равновесия.


Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.).

Игровые упражнения: «Дорожка следов», стойка на одной ноге.


1


5


Развитие координации движений руки и глаза

Завязывание шнурков,

на нитку с иголкой бусин, бисера; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин

2


6

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитее навыков владения письменными принадлежностями (карандашом и ручкой).

Пальчиковая гимнастика: «Переложи игрушки», «Перебираем крупу», «Флажок»,

1


7


Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

Графический диктант, «Очки», «Бинокль».

2


8


Работа в технике оригами


Сгибание бумаги.

2


9


Работа в технике аппликации.

Вырезание ножницами прямых полос.

2


10

Тактильно-двигательное восприятие



9


11


Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький - самый маленький).


Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Чудесный мешочек», « Собери матрёшку».

2


12


Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.


Дидактические игры: « Назови букву»,

« Назови цифру»,

«Назови геометрическую фигуру».

2


13


Упражнения в раскатывании пластилина, теста.

Раскатывание брёвнышек.

Сборка из «брёвнышек» домика;

1


14


Упражнения в раскатывании пластилина, теста.

Улитки - путём скручивания «брёвнышек».

1


15


Игры с крупной мозаикой.


Сборка домика, ракеты, ёлочек из различных геометрических фигур.

3


16

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.



8


17


Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

Дидактические игры: «Разрезные изображения», «Запомни и нарисуй», «Найди букву».


2


18


Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.


Дидактические игры: «Сравни предметы», «Найди отличия», «Парные изображения».

2


19


Определение изменений в предъявленном ряду.

Дидактические игры « Что изменилось?», «Найди ошибку».

2


20


Нахождение лишнего предмета.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

2


21

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.



8


22


Выделение и различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение).

Дидактическая игра «Определи, что слышится?»


2


23


Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шум дождя, шелест листьев и т.п.).

Дидактические игры: « Далеко – близко», « Угадай, какой музыкальный инструмент звучит?»

2


24


Различение речевых и неречевых звуков.


Дидактические игры: «Будь внимателен!», «Шумящие коробочки», «Что слышно?»

2


25


Имитация речевых и неречевых звуков.


Дидактические игры: «Зоопарк»,

« Кто, как голос подаёт?»

2


26

Восприятие пространства.



12



27


Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела.

Дидактическая игра: «Какая рука?» Ориентировка в помещении.

2


28


Определение

расположения предметов в помещении.

Дидактическая игра: «Выполни задание», «Что дальше, что ближе к нам в комнате»

2


29


Движение в заданном направлении в пространстве.


Дидактические игры: «Где находится…», «Куда едет машина?», «Твой путь в школу»

2


30


Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.)

Дидактические игры: «Где находится…», «Куда едет машина?», «Твой путь в школу»

2


31


Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона)

Дидактическая игра: «Внимательно слушай и рисуй».

2


32


Определение расположения предметов в пространстве (вверху – внизу, над - под, справа – слева)

Дидактическая игра: «Внимательно слушай и рисуй».

2


33

Восприятие времени.



11


34


Сутки. Части суток.

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

Упражнения на графической модели «Суточный домик».

2


35


Последовательность событий (смена времени суток)

Дидактическая игра: «Неделька».

2


36


Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

Дидактическая игра: «Неделька».

2


37


Обозначение в речи временных представлений.

Дидактическая игра: «Угадай, в какой день недели это было?»

2


38


Год. Месяцы.

Дидактическая игра: «Месяцы».

3



39

Восприятие особых свойств предметов.



8


40


Развитие осязания

Контрастные температурные ощущения: холодный- горячий, обозначение словом.

2


41


Вкусовые ощущения

кислый, сладкий, горький, соленый,

Дидактическая игра:

«Узнай по вкусу».

2


42


Развитие обоняния


Дидактическая игра: «Определи по запаху», приятный запах-неприятный запах.

2


43


Барические ощущения

Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести, восприятие чувства тяжести: тяжёлый-лёгкий.

2


44

Кинестетическое и кинетическое развитие.



8


45


Формирование ощущений от различных поз тела, верхних и нижних конечностей, головы.

Вербализация собственных ощущений.

Дидактическая игра: «Море волнуется».

2


46


Движения и позы верхних и нижних конечностей.

Дидактическая игра: «Пешеходы идут».


2


47


Движения и позы головы по показу.

Вербализация собственных ощущений.

2


48


Выразительность движений.

Имитационные упражнения: бабочка летит, обезьянка прыгает, кенгуру скачет.

2


49

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.



20


50


Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).


Дидактическая игра: «Найди предмет указанной формы».


2


51


Выделение признака формы предмета словом; называние основных геометрических фигур.


Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы».

2


52


Группировка предметов и их изображений по форме, показу.

Работа с геометрическим конструктором.

2


53


Различение предметов по величине (большой – маленький).


Дидактическая игра: «Большой-маленький»

2


54


Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте и длине.

Обозначение словом (высокий - длинный).

2


55


Сопоставление двух предметов контрастных величин по ширине и толщине.

Обозначение словом

( широкий - толстый, шире - ужи, одинаковые).


2


56


Знакомство с основными цветами (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).

Дидактическая игра: «Какого цвета предмет?».

2


57


Различение и обозначение основных цветов.

Работа с цветными веерами.

2


58


Конструирование объёмных геометрических фигур и предметов из составных частей (2-3 детали).

Конструктор

2


59


Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).


Дидактическая игра: «Собери картинку»

2


60

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов





2


61

Итого



99



Планируемый результат:

Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

В результате коррекционно-развивающей работы у учащегося поддерживается оптимальный уровень активности, он учится регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной деятельности (игре, задании). Добиваются положительной динамики в развитии моторной, сенсорной, монистической сфер речи.

Достижение этих целей делает возможным переход ребенка на новый уровень развития, что предполагает готовность его к элементарной целенаправленной учебной деятельности.

Выводы о происходящей динамике можно сделать следующими способами:

Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к психическим нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.

Курс предполагает без оценочную систему прохождения материала.


Литература.

  1. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы международной научно - практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, 29-31 января 2001 г. - М.: Права человека, 2001. С. 152;

  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. – М.: Педагогика, 2000. – 432 с.;

  3. Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метод коррекционной работы. Дефектология, 1999. № 2. С. 132-156;

  4. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М.: Развитие, 2000. 430 с.;

  5. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.: В помощь психологу, 2000. – 331 с.;

  6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб.: Дрофа, 2002. – 514 с.;

  7. Власова Т.А. В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина Дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1984. – 441 с.;

  8. Возняк В.И., Михеева С.А., Южбабенко Л.А., Диагностическая карта целостного развития учащегося с ОВЗ на начальной ступени обучения. – М.: В помощь психологу, 2007. – 514 с;.

  9. Воронкова В.В., Проблемы и перспективы организации научной и учебно-методической помощи учреждения с отклонениями в развитии / В.В. Воронкова // Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. – М.: Школьная книга, 2000. – 761 с.;

  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Развитие, 1986. - 349 с.;

  11. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Педагогика, 2005. – 416 с.;

  12. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М.: Дрофа, 1998. – 339 с.;

  13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М.: Знание, 1993. – 412 с.;

  14. Ковалько В.И. Школа физминуток 1-4 класс, мастерская учителя. - М.: Вако, 2005. – 115 с.;

  15. Лурия М.Р. Психология внимания. – М.: Наука, 1970. – 557 с.;

  16. Маловеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев / Дефектология.-1996. №1.- с.3-10;

Литература для родителей.

  1. Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь /Л.И. Аксенова Дефектология, 1999. № 3. С. 69-71;

  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: Педагогика, 2004. – 409 с.;

  3. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2004. – 221 с.;

  4. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1993. – 327 с.;

  5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М.: Дрофа, 2004. – 158 с.;

  6. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. – СПб.: Дельта, 1998. – 217 с.;

  7. Ильина М.В. Чувствуем – познаем – размышляем, - М.: Знание, 2004. – 181 с.;

Литература для детей.

  1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

  2. Кириллова Ю.А Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.– 144 с.

  1. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 319 с.

  2. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму – СПб.: Речь, 2004 – 80 с.

  3. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

  4. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 37-41.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!