СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по шахматам

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по шахматам»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сусанинская средняя общеобразовательная школа»






«Рассмотрено»

на методическом совете

_____________________


Протокол № ___

от ____»________20__г.


«Согласовано»


Заместитель директора по УВР

______________________


«____»____________20 __ г.

«Утверждаю»


Руководитель центра Точка роста

_____________\М.В.Яблокова\


Приказ № ________

от «____»_______20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка дополнительного образования


«Шахматы»




























п. Сусанино 2021/2022 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы», для 5-8 классов подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС СОО и концепцией физического воспитания.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:

Федеральный государственный образовательный стандарт;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,

 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

 О недопустимости перегрузок учащихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (2009 г.)


Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2014.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации

содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приѐмами тактики и стратегии шахматной игры;

- научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

- воспитывать уважения к партнѐру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлѐнность, трудолюбие.

II. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные:

 Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

 Формировать уважительное отношение к иному мнению.

 Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.

 Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.

Познавательные:

 Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

 Учиться использовать знако-символические средства представления информации.

 Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.

 Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.

 Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.

 Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)

 Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.

Коммуникативные:

 Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий.

 Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и

аргументировать свою точку зрения.

 Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные:

 Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.

 Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

 Формировать умение контролировать свои действия.

 Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Содержание первого года обучения включает в себя следующие разделы:

1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем". (1 ч)

2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. (1 ч).

3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. (2 ч).

4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. (3ч).

5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. (3 ч).

6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система

защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. (18 ч)

7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. (5 ч).


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата проведения

Корректировка

План

Факт

Введение 2 ч.

1

Шахматная доска

Объяснять шахматные термины: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чѐрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой.




2

Знакомство и игровым "полем"




Раздел 2. Краткая история шахмат (1 ч.)

3

Краткая история шахмат.

Получить представление об истории шахмат. Сравнивать, сопоставлять, анализировать,находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Развивать интерес к жизни людей.




Раздел 3. Ценность шахматных фигур (2 ч).

4

Шахматные фигуры.

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и еѐ правила. Осваивать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лѐгкие и тяжѐлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Владеть принципами игры в дебюте.




5

Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре.




Раздел 4. Техника матования одинокого короля (1 ч)

6

Техника матования одинокого короля.

Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.Разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.




Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала (2ч).

7

Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания




8

Задачи на постановку мата в несколько ходов




Раздел 6. Шахматная комбинация (18 ч).

9

Шахматные комбинации

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.




10

Шахматные комбинации




11

Разнообразие шахматной игры




12

Разнообразие шахматной игры




13

Рокировка




14

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса




15

Система защиты




16

Система защиты




17

Система атаки




18

Система атаки




19

Пешка и ее роль




20

Конь и его роль




21

Слон и его роль




22

Ладья и ее роль




23

Ферзь и ее роль




26

Король и его роль




27

Разрушение королевского прикрытия




28

Разрушение королевского прикрытия




Раздел 7. Повторение 5 ч

29

Шахматный турнир

Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие. Обретать навыки игры.




30

Шахматный турнир




31

Шахматный турнир




32

Шахматный турнир




33

Шахматный турнир






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!