Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сусанинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на методическом совете _____________________ Протокол № ___ от ____»________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________________ «____»____________20 __ г. | «Утверждаю» Руководитель центра Точка роста _____________\М.В.Яблокова\ Приказ № ________ от «____»_______20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка дополнительного образования
«Шахматы»
п. Сусанино 2021/2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы», для 5-8 классов подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС СОО и концепцией физического воспитания.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок учащихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (2009 г.)
Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2014.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации
содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приѐмами тактики и стратегии шахматной игры;
- научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнѐру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлѐнность, трудолюбие.
II. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Формировать уважительное отношение к иному мнению.
Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
Познавательные:
Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Учиться использовать знако-символические средства представления информации.
Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.
Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.
Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.
Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.
Коммуникативные:
Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий.
Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и
аргументировать свою точку зрения.
Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные:
Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.
Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
Формировать умение контролировать свои действия.
Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Содержание первого года обучения включает в себя следующие разделы:
1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем". (1 ч)
2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. (1 ч).
3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. (2 ч).
4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. (3ч).
5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. (3 ч).
6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система
защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. (18 ч)
7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. (5 ч).
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности | Дата проведения | Корректировка |
План | Факт |
Введение 2 ч. |
1 | Шахматная доска | Объяснять шахматные термины: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чѐрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой. | | | |
2 | Знакомство и игровым "полем" | | | |
Раздел 2. Краткая история шахмат (1 ч.) |
3 | Краткая история шахмат. | Получить представление об истории шахмат. Сравнивать, сопоставлять, анализировать,находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Развивать интерес к жизни людей. | | | |
Раздел 3. Ценность шахматных фигур (2 ч). |
4 | Шахматные фигуры. | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и еѐ правила. Осваивать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лѐгкие и тяжѐлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Владеть принципами игры в дебюте. | | | |
5 | Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. | | | |
Раздел 4. Техника матования одинокого короля (1 ч) |
6 | Техника матования одинокого короля. | Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.Разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили. | | | |
Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала (2ч). |
7 | Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов | Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания | | | |
8 | Задачи на постановку мата в несколько ходов | | | |
Раздел 6. Шахматная комбинация (18 ч). |
9 | Шахматные комбинации | Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения. | | | |
10 | Шахматные комбинации | | | |
11 | Разнообразие шахматной игры | | | |
12 | Разнообразие шахматной игры | | | |
13 | Рокировка | | | |
14 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса | | | |
15 | Система защиты | | | |
16 | Система защиты | | | |
17 | Система атаки | | | |
18 | Система атаки | | | |
19 | Пешка и ее роль | | | |
20 | Конь и его роль | | | |
21 | Слон и его роль | | | |
22 | Ладья и ее роль | | | |
23 | Ферзь и ее роль | | | |
26 | Король и его роль | | | |
27 | Разрушение королевского прикрытия | | | |
28 | Разрушение королевского прикрытия | | | |
Раздел 7. Повторение 5 ч |
29 | Шахматный турнир | Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие. Обретать навыки игры. | | | |
30 | Шахматный турнир | | | |
31 | Шахматный турнир | | | |
32 | Шахматный турнир | | | |
33 | Шахматный турнир | | | |