СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 10-11 класс (В.Д. Симоненко)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного ) общего образования по технологии (базовый уровень) к учебнику «Технология» (базовый уровень) для учащихся 10-11 классов. Учебник «Технология 10-11» предназначен для учащихся универсального уровня обучения. Книга освещает широкий спектр актуальных проблем современной технологии, развивает качества креативности, учит нестандартному творческому подходу к решению насущных задач, готовит старшеклассников к активной профессиональной деятельности. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования. Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 136 часов, из расчета: в 10 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 10-11 класс (В.Д. Симоненко)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного ) общего образования по технологии (базовый уровень) к учебнику «Технология» (базовый уровень) для учащихся 10-11 классов. Москва.; Вентана-Граф, 2013. Авторы: В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, О.П. Очинин, Д.В. Виноградов (под редакцией В.Д. Симоненко).

Учебник «Технология 10-11» предназначен для учащихся универсального уровня обучения. Книга освещает широкий спектр актуальных проблем современной технологии, развивает качества креативности, учит нестандартному творческому подходу к решению насущных задач, готовит старшеклассников к активной профессиональной деятельности. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 -2016 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

  • методического письма «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».


Специфика предмета.

Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 136 часов, из расчета: в 10 классе - 68 часов в год (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю)

Цели изучения курса

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; 

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности; 

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда; 

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи предмета:

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;

  • сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

  • воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;

  • ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;

  • ознакомить с отраслями современного производства и сферы услуг;

  • ведущими предприятия региона;

  • творческими методами решения технологических задач;

  • назначением и структурой маркетинговой деятельности на предприятиях;

  • основными функциями менеджмента на предприятии;

  • основными формами оплаты труда;

  • порядком найма и увольнения с работы;

  • содержанием труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;

  • устойчивостью конъюнктуры по отдельным видам работ;

  • источниками информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;

  • путями получения профессионального образования и трудоустройства;

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.


Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.


Рабочая программа 10-11 класса включает в себя следующие разделы: «Технологии в современном мире», «Методы решения творческих задач», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной формой обучения является учебно-практическая, проектная деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения: практические, творческие, исследовательские работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В связи с ограниченными возможностями материально-технической базы школы, содержание(темы) ряда практических работ были скорректированы. Н-р: 10 класс, урок 4, практическая работа «Посадка кустарников и деревьев на территории школы», заменена на мини-проект «Ландшафтный дизайн - пришкольного участка».

В программе по Технологии 10-11 класс предусмотрено выполнение школьниками итоговой(аттестационной) исследовательской проектной работы, рассчитанной на два года, с практическим летним заданием по проекту. При организации проектной деятельности учащихся основной акцент их работы должен быть нацелен на потребительское назначение идеи (изделия).


Планируемые результаты:

Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; 

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.


Учащиеся должны знать:

  • понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

  • понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

  • цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;

  • порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,

  • чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,

  • условия прибыльного производства;

  • роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей

  • кто может быть участником предпринимательской деятельности,

  • какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.


Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;

  • выдвигать деловые идеи;

  • характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;

  • изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;

  • находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;

  • распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;

  • решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;

  • планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;

  • уточнять и корректировать профессиональные намерения.


Использовать полученные знания для:

  • повышения активности процесса и результатов своего труда;

  • поиска и применения различных источников информации;

  • соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;

  • составления резюме при трудоустройстве.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10 КЛАСС

Введение в технологию – 2 час.

Технология в современном мире – 28 часов

Теоретические сведения. 

Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные осо­бенности техно­логий различных отраслей про­изводственной и непроизводс­твенной сферы. Природоохранные технологии.

Практические работы. Мини-проекты


Методы решения творческих задач – 33 часа


Теоретические сведения. Проектирование как создают новые объекты материального мира. Возросшие требования к проектированию. Системный подход в проектировании, по­шаговое планирование действий. Творческий процесс. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Защита интеллектуальной собственности. Процесс решения задач: мозговой штурм и метод обратной мозговой атаки. Метод контрольных вопросов. Синектика, применение морфологического анализа при решении задач. Непредвиденные обстоятельства в проектирова­нии, действия по коррекции проекта. Алгоритмический метод решения исследовательских(изобретательных) задач. Исследовательский проект, постановка задачи, определение цели, методов достижения, сбор информации.

Практические работы.

Проектная деятельность – 13 часов




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 11 КЛАСС


Введение в технологию – 2 час.

Планирование и организация исследовательского проекта(проверка летнего задания) – 6 часов


Профессиональное самоопределение и карьера – 23 часа


Теоретические сведения. 

Определение жизненных це­лей и задач. Составление плана действий по достижению на­меченных целей. Выявление интересов, способностей, про­фессионально важных качеств. Обоснование выбора специ­альности и выбора учебного заведения. Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Практические работы. Мини-проекты 


Творческая проектная деятельность – 32 часа

Разбор примера творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.

Итоговая(аттестационная) проектная деятельность

Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.

Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.

Подведение итогов – 4 часа


Учебно-тематический план 10 класс


№ пп


Раздел темы

10 класс, часов

теория

практика

Технологии в современном мире -20 часов.

Введение в технологию. Инструктажи. Входящее тестирование

1


Технология как часть общечеловеческой культуры

1,5

0,5

Виды технологий. Технологии электроэнергетики

1,5

0,5

Технологии промышленного производства и транспорта

1,5

0,5

Сельское хозяйство в системе природопользования

1


Природоохранные технологии . Использование альтернативных источников энергии

1,5

0,5

Экологическое сознание и экологическая мораль

1

1

Перспективные направления развития современных технологий. От резца до лазера. Современные электротехнологии

1,5

0,5

Лучевые технологии. Ультразвуковые технологии

1


Плазменная обработка. Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии

2


Новые принципы организации современного производства. Автоматизация технологических процессов. Обобщающая проверочная работа

2,5

0,5

Методы решения творческих задач, проект – 31ч.

Понятие творчества. Творческий процесс

1


Методы решения творческих задач Логические и эвристические методы решения задач.

0,5

0,5

Процесс решения творческих задач.

Мозговой штурм - эффективный метод решения творческих задач.

1,5

0,5

Метод обратной мозговой атаки

0,5

0,5

Метод контрольных вопросов поиска решений творческих задач

0,5

0,5

Синектика

0,5

0,5

Применение морфологического анализа при решении задач.

1

1

Функционально-стоимостной анализ (ФСА)

0,5

0,5

Алгоритмические методы решения изобретательных задач

0,5

0,5


Творческая проектная деятельность



Технология современного проектирования

1


Законы художественного конструирования

1


Экспертиза и оценка изделия

0,5

0,5

Алгоритм дизайна

0,5

0,5

Банк идей

0,5

0,5

Потребности и дизайн

0,5

0,5

Мысленное построение нового изделия

1


Научный подход в проектировании изделий

1


Материализация творческого проекта

0,5

0,5

Работа над творческой проектной работой

5

10

Подведение итогов – 3 часа

1,5

1,5

Итого

38,5

14,5

Всего

68

Учебно-тематический план 11 класс


№ пп

Раздел темы

11 класс, часов


Профессиональное самоопределение и карьера - 22 часа


теория

практика

1

Вводное занятие. Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства в профессиональной деятельности

2


2

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

1

1

3

Нормирование труда

1

1

4

Оплата труда

1

1

5

Культура труда

1


6

Профессиональная этика

1

1

7

Профессиональное становление личности. Этапы становления.

Профессиональная карьера

2

1

8

Подготовка к профессиональной деятельности. Рынок труда

1


9

Виды профессио­нального образования

1

1

10

С чего начать? Профессиональное резюме

1

1

12

Самопрезента­ция. Обобщающая-проверочная работа

1

2

Технология проектной деятельности - 46 часов

13

Проектная деятельность. Технология современного проектирования

1


14

Пример разработки дизайн-проекта

10

12

15

Разработка проекта

1

3

16

Оформление проекта

1

4

17

Анализ проек­тной деятель­ности

1

2

18

Презентация результатов проектной деятельности


4

19

Подведение итогов

2

2

Итого



Всего

68


Формы контроля:

Устный опрос - фронтальный, индивидуальный, групповой

Тесты открытого и закрытого типа

Самостоятельная(практическая) работа

Мини-проекты

Итоговый творческий проект

Итоговый контрольный тест


Количество часов:

Всего – 136 часов

В 10 классе – 68 часов

В 11 классе – 68 часов


Практических работ:

В 10 классе – 31

В 11 классе – 37


Самостоятельных работ:

В 10 классе -5

В 11 классе – 7


Контрольных (тестовых) работ:

В 10 классе – 3

В 11 классе – 3


Итоговый творческий проект – 1


Перечень

учебно-методического и программного обеспечения

образовательного процесса


Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программа по учебному предмету «Технология» направление «Технологии ведения дома» 10-11 классы,

А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012

Учебник, учебное пособие

Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В. «Технология. 10-11 классы: базовый уровень». - «Вентана – Граф», 2013 г.

Дидактический материал

Раздаточный материал по всем темам курса

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Тесты, самостоятельные работы, кроссворды, электронные образовательные ресурсы - (в тестовой форме)

Методическое пособие с поурочными разработками

1. Технология. Проектная деятельность учащихся 5 – 11кл». - «Учитель». Волгоград, 2007;


Список используемой литературы

1. С. Э. Макруцкая. «Технология в схемах, таблицах, рисунках 5-9кл.» М.- «Экзамен», 2009;

2. С. Э. Макруцкая. «Технология: обслуживающий труд». Тесты. М.: «Экзамен», 2006;

3. О.Б. Ставрова «Современный урок технологии с применением компьютера» М.: «Школьная пресса» 2010;

4. В. И. Панов. «Психодидактика образовательных систем. Теория и практика». – Спб.: Питер, 2007;

5. Практическая психология под редакцией/ И. В. Дубровиной. «Психологическая служба в современном образовании» Рабочая книга. – Изд. «Питер Пресс», 2009.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Презентации, мультимедийные пособия.

Сайты:

1. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/

5. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/

6. http: //festival.1september.ru/


Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желаний учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • умение применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основных наук;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.


Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • формирование целостного представления о техносфере; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования и конструирования;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательной деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований организации труда;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетенции: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителем;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.


ученик научится

ученик получит возможность научиться

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и

формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию объекта, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления объекта; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

• планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

• находить и применять в работе дополнительные источники информации (включая Интернет);

• планировать профессиональную карьеру;

• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.


Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса


Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Метапредметные

оценочные листы, творческие задания для групп, проектная работа

Предметные

практические работы, самостоятельные, тестирование

Личностные

Наблюдение, творческая проектная работа


Критерии и нормы оценки деятельности обучающихся применительно

к различным формам контроля:

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся должны быть положены объективность и единый подход по всем предметам основной школы. При 5 - балльной оценке для всех установлены следующие

1. Общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3"

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

2.Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов или допустил не более двух недочетов.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: допустил не более одной негрубой ошибки или не более трех недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и трех-четырех недочетов;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и четырех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти-шести недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

4. Графические задания и практические работы

Отметка "5" ставится, если учащийся:

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка "4" ставится, если учащийся:

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно использует знания программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

допускает ошибки при планировании выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знания программного материала;

допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Примечание.

1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

5. Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

"5" - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

"4" - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

"3" - соответствует работа, содержащая 50 - 70 % правильных ответов.

6. Правила выставления оценок при аттестации.

1. Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимом учителем.

2. Тематическая аттестация: оценка по теме не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку обучающегося по всем показателям его деятельности ко времени выведения этой оценки. Определяющее значение имеет оценка усвоения программного материала обучающимся при его комплексной проверке в конце изучения темы. Если проверка осуществлялась каких-либо отдельных направлений видов деятельности (например: умений решать задачи, выполнять чертежи, знаний материала и др.), то в этом случае важную роль имеют и оценки, полученные обучающимся при изучении темы за другие виды деятельности (для того чтобы стимулировать серьезное отношение к занятиям).

3. Оценка при промежуточной (полугодовой) аттестация. Эта оценка так же не может быть средним арифметическим оценок тематических аттестаций. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика. Определяющее значение в этом случае имеют оценки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось учебной программой больше времени.

4. Оценка при промежуточной годовой аттестации. Определяется из фактических знаний и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления и выполненной итоговой творческой проектной работы. Если обучающийся в конце полугодия, года по результатам проверки по всем темам показал хорошие знания всего материала и сформированность умений, то ранее полученные оценки не должны особо влиять на полугодовую, годовую, так как к этому времени его знания изменились. Если по результатам проверки обучающийся показывает знания и умения соответствующие минимальным требованиям, то ему не может быть выставлена хорошая оценка за полугодие, год, несмотря на хорошие и отличные оценки, так как они могли быть получены за ответ на уровне воспроизведения. Такое оценивание знаний стимулирует обучающихся в учебе, особенно при повторении и обобщении.

5. Оценка при итоговой аттестации. Данная оценка выставляется после окончания изучения предмета (дисциплины) и выполнении итоговой творческой проектной работы. Она может совпадать с оценкой полугодовой, годовой, если данный предмет (дисциплина) изучались в течение соответствующего учебного периода. Если предмет (дисциплина) изучались в течение двух и более учебных лет, то оценка при завершающей аттестации выставляется с учётом всех годовых и экзаменационной (зачётной) по всему курсу (при проведении экзамена, зачёта). И в этом случае учитывается, прежде всего, (по критериям указанным выше) фактическое знание материала и сформированность умений на момент выставления оценки.

6. Оценка при итоговой аттестации. Совпадает с оценкой завершающей аттестации, если итоговая аттестация не проводится государственной аттестационной службой. Оценка, выставляемая в аттестат, определяется с учётом оценки итоговой аттестации и завершающей на основании решения экзаменационной комиссии. Критерии и нормы оценок при итоговой аттестации определяются нормативными документами или экзаменационной комиссией.

7. В случае несогласия обучающего с оценкой выставленной учителем по итогам всех видов аттестации обучающийся имеет право подать в установленном порядке апелляцию и пройти аттестацию в виде сдачи экзамена (зачёта) комиссии или пересмотра членами комиссии письменной экзаменационной работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!