МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЗИНСКАЯ ШКОЛА»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от «31 августа » 2018г. | | Утверждаю Директор _______Беликова Е.В. Приказ № 108 от « 31 августа» 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2 КЛАССА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 34 ч., В НЕДЕЛЮ – 1ч.
УЧИТЕЛЬ БОЛОТНИКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Программа разработана на основе:
ФГОС НОО. 2009г.
Авторская программа: Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
УМК «Школа России» для 1-4 классов.
Обеспечена учебниками:
Технология: 2 класс: учебник. Для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е изд., доп. –М.: Вентана-Граф, 2010.
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
• формулировать цель деятельности на уроке;
• выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
• планировать практическую деятельность на уроке;
• выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
• предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
• работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
• определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
• наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
• сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
• понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
• находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
• называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
• вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
• вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
• слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
• выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
Предметные
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
• элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
• гармонии предметов и окружающей среды;
• профессиях мастеров родного края;
• характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
• самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
• готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
• выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
• самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
• применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
• обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
• названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
• происхождение натуральных тканей и их виды;
• способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
• основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
• линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
• названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
• читать простейшие чертежи (эскизы);
• выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
• оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
• решать несложные конструкторско-технологические задачи;
• справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
• неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
• отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
• конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
• определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
2. Содержание учебного предмета «Технология»
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии.
1. Художественная мастерская. Зачем художнику знать о цвете, форме и размера. Какова роль цвета в композиции. Какие бывают цветочные композиции. Что такое симметрия. Как получить симметричные детали. Как можно сгибать картон. Как плоское превратить в объемное. Как согнуть картон по кривой линии.
2. Чертежная мастерская. Что такое технологические операции и способы. Что такое линейка и что она умеет. Что такое чертеж и как его прочитать. Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников. Как разметить прямоугольник по угольнику, круг без шаблона. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
3. Конструкторская мастерская. Общее представление о мире техники (транспорт, машины, механизмы). Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия
Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.
4. Рукодельная мастерская. Знакомство с тканями, нитками. Строчка косого стежка. Как ткань превращается в изделие. Лекало.
3.Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | Практические работы, экскурсии (количество) | Текущий и промежуточный контроль (вид контроля) |
Художественная мастерская | 9 | 9 | Входной контроль (контрольный тест) |
Чертёжная мастерская | 7 | 7 | Контрольный тест за 1 полугодие |
Конструкторская мастерская | 9 | 9 | |
Рукодельная мастерская | 7 | 7 | Промежуточная аттестация (контрольный тест) |
Обобщение изученного за год. Что узнали, чему научились | 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 34 | 3 |
Календарно-тематическое планирование уроков технологии во 2в классе
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся |
план | факт |
Художественная мастерская – 9ч. |
1. | 4.09 | | Вводный инструктаж ИОТ № 34. Что ты уже знаешь? Коробочка | Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе. Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам. Изготовление изделий в технике оригами. | Самостоятельно: •организовывать рабочее место; •узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в первом классе; •наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности; •применять ранее освоенное для выполнения практического задания. С помощью учителя: •анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •отбирать необходимые материалы для композиций; •изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); •обобщать (называть то новое, что освоено). |
2. | 11.09 | | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Орнаменты из семян Входной контроль (контрольное тестирование) | Знакомство со средствами художественной выразительности: цвет, форма и размер. Подбор семян по тону, по форме. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Самостоятельная разметка деталей по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Изготовление композиций из семян растений. | Самостоятельно: •организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); •наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону; •анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; •осуществлять контроль по шаблону. С помощью учителя: •классифицировать семена по тону, форме; •сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; •отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции); •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; •отбирать необходимые материалы для композиций; •изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; •осуществлять контроль по шаблону; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); •обобщать (называть то новое, что освоено); •бережно относиться к окружающей природе, к труду мастеров. |
3. | 18.09 | | Какова роль цвета в композиции? Букет в вазе | Знакомство со средством художественной выразительности — цветом. Цветовой круг, цветосочетания. Упражнение по подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки в качестве шаблона. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов. | Самостоятельно: •организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); •наблюдать и сравнивать различные цветосочетания в композиции; •анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; •осуществлять контроль по шаблону. С помощью учителя: •открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (подбирать материал по цветосочетаемости, придавать объём деталям накручиванием на карандаш, складыванием); •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •отбирать необходимые материалы для композиций; •изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; •осуществлять контроль по шаблону; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); •обобщать (называть то новое, что освоено); •бережно относиться к окружающей природе. |
4. | 25.09 | | Какие бывают цветочные композиции? Цветочная композиция. | Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции в работах художников. Упражнение по составлению разных видов композиций из листьев. Подбор цветосочетаний бумаги. Разметка деталей по шаблону. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций разных видов. |
5. | 210 | | Как увидеть белое изображение на белом фоне? Белоснежное очарование | Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. Упражнения по освоению приёма получения объёмов из бумажного листа. Разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону, придание объёма деталям, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление рельефных композиций из белой бумаги. |
6. | 9.10 | | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Композиция-симметрия | Введение понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных и несимметричных изображений и предметов. Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненными в технике симметричного вырезывания. Разметка симметричных деталей складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой, рисованием на глаз, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей. | Самостоятельно: •организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); •наблюдать и сравнивать различные цветосочетания, композиции; •анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; •осуществлять контроль по шаблону; •отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: •сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; •отделять известное от неизвестного; •открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием); •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; •изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, формы, композиции); •обобщать (называть то новое, что освоено); •обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников; •искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); •бережно относиться к окружающей природе. |
7. | 16.10 | | Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Африканская саванна | Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. Упражнения по выполнению биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей. Наши проекты Работа в группах по 4–6 человек. Обсуждение конструкции животных, технологии изготовления их деталей. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление изделий сложных форм в одной тематике | Самостоятельно: •соотносить картонные изображения животных и их шаблоны; •анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; •организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); •осуществлять контроль по шаблону; - осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. •отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: •использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях; •сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; •отделять известное от неизвестного; •открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей); •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; •изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); •проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию; •обобщать (называть то новое, что освоено); •выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; •искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); •осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
8. | 23.10 | | Как плоское превратить в объёмное? Говорящий попугай | Беседа о многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва. Разметка детали по половине шаблона. Закрепление умения выполнять биговку. Выбор правильных этапов плана из ряда предложенных. Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона |
9. | 6.11 | | Как согнуть картон по кривой линии? Змей Горыныч Проверь себя по теме «Художественная мастерская» | Беседа о древних видах животных, о драконах. Мифология и сказки. Криволинейное сгибание картона. Упражнение по освоению приёма получения криволинейного сгиба. Закрепление умения выполнять биговку. Разметка деталей по половине шаблона. Точечное наклеивание деталей. Составление собственного плана и его сравнение с данным в учебнике. Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона. Проверка знаний и умений по теме «Художественная мастерская» |
Чертёжная мастерская – 7ч. |
10. | 13.11 | | Что такое технологические операции и способы? Игрушка с пружинкой | Введение понятия «технологические операции». Знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения. Упражнения в подборе способов выполнения технологических операций при изготовлении доступных изделий. Знакомство с технологической картой. Самостоятельное составление плана работы. Складывание бумажных полосок «пружинкой». Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с деталями, сложенными «пружинкой». | Самостоятельно: • использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей); •анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; •организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); •осуществлять контроль по шаблону; •отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: •сравнивать конструкции и технологии изготовления изделий из одинаковых и разных материалов, находить сходство и различия; •отделять известное от неизвестного; •открывать новые знания и умения; •решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»); •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; •выполнять работу по технологической карте; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); •обобщать (называть то новое, что освоено). |
11. | 20.11 | | Что такое линейка и что она умеет? | Введение понятия «линейка — чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений по линейке. Подведение итогов, самоконтроль по предложенным вопросам. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур. | Самостоятельно: •организовывать рабочее место для работы с бумагой (рационально размещать материалы и инструменты); •отбирать необходимые материалы для изделий. С помощью учителя: •сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; •осваивать умение работать линейкой (измерять отрезки, проводить прямые линии, проводить линию через две точки, строить отрезки заданной длины); •сравнивать результаты измерений длин отрезков; •отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения; •решать конструкторско-технологические задачи (назначение, приёмы пользования линейкой); •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •осуществлять контроль по линейке; •оценивать результаты работы: точность измерений; •обобщать (называть то новое, что освоено) |
12. | 27.11 | | Что такое чертёж и как его прочитать? Открытка-сюрприз | Введение понятия «чертёж». Линии чертежа: основная, толстая; тонкая; штрих и два пунктира. Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Построение прямоугольника от одного прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам. | Самостоятельно: •анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; •организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); •осуществлять контроль по шаблонам; •отбирать необходимые материалы для изделий. С помощью учителя: •сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; •сравнивать изделия и их чертежи; •отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения; •решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятия «чертёж», «линии чертежа» — контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг», «окружность», «дуга», «радиус»); •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; •составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; •выполнять работу по технологической карте; •осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); •проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; •обобщать (называть то новое, что освоено); •искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); •уважительно относиться к людям разных профессий и результатам их труда; •осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
13. | 4.12 | | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Аппликация с плетением | Разметка одинаковых бумажных полосок на основе способа разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнение по разметке полосок из бумаги. Закрепление умения чтения чертежа. Плетение из бумажных полосок. Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов. Знакомство с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел. Ремёсла родного края учеников. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с плетёными деталями. |
14. | 11.12 | | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Блокнотик для записей | Введение понятия «угольник — чертёжный инструмент». Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Контроль прямого угла в изделиях прямоугольной формы. Измерение отрезков по угольнику. Порядок построения прямоугольника по угольнику. Упражнение в построении прямоугольника по угольнику. Контроль точности отложенных размеров по угольнику. Закрепление умения чтения чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам. |
15. | 18.12 | | Можно ли без шаблона разметить круг? Контрольная работа за 1 полугодие (контрольное тестирование) | Введение понятий: «циркуль — чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса циркулем по линейке. Построение окружности заданного радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля |
16 | 25.12 | | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Игрушка из конусов Проверь себя по теме «Чертежная мастерская» | Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и из частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки. Проверка знаний и умений по теме. |
Конструкторская мастерская – 9ч. |
17. | 15.01 | | Какой секрет у подвижных игрушек? Игрушка-качели | Введение понятий: «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали. | Самостоятельно: •анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; •организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); •осуществлять контроль по шаблонам. С помощью учителя: •сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; •классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); •отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения; •решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, «щелевой замок», понятие «макет» машины); •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; •отбирать необходимые материалы для изделий; •выполнять работу по технологической карте; •осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); •проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; •обобщать (называть то новое, что освоено); •искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); •уважительно относиться к людям разных профессий и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким людям, пожилым, соседям и др. |
18. | 22.01 | | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Подвижные игрушки | Введение понятий: «разборная и неразборная конструкции». Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу вращения. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения. |
19. | 29.12 | | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. Зайка | Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки (игрушки-«дергунчики»). Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки — «дергунчик». |
20. | 5.02 | | Что заставляет вращаться пропеллер? Пропеллер | Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение пропеллера (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жернова мельницы). Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий, имеющих пропеллер |
21. | 12.02 | | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Самолет | Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории освоения неба человеком. Основные конструктивные части самолёта. Разметка деталей по сетке. Сборка деталей модели «щелевым замком». Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление модели самолёта. Сборка «щелевым замком» |
22. | 19.02 | | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Поздравительная игрушка | Общее представление об истории вооружения армии России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделия на военную тематику (например, открытки со вставками). |
23. | 26.02 | | Как машины помогают человеку? Макет автомобиля | Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин. Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление моделей машин по их развёрткам. |
24. | 5.03 | | Поздравляем женщин и девочек. Открытка к 8 Марта | Беседа о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам. О способах передачи информации. Об открытках. Повторение о разборных и неразборных конструкциях. Получение объёма путём надрезания выгибания части листа. Сравнение с ранее освоенным сходным приёмом (клювы). Использование ранее освоенных знаний и умений. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений |
25. | 12.03 | | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Макет города Проверь себя по теме «Конструкторская мастерская» | Дать представление о работе архитектора, об архитектуре. Использование архитектором средств художественной выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества. Наши проекты. Макет города. Работа в группах по 4–6 человек. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций макетов зданий, технологий их изготовления. Изготовление деталей деревьев и кустарников складыванием заготовок. Работа с опорой на технологические карты. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление макета родного города или города мечты. Проверка знаний и умений по теме | Самостоятельно: •организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); •осуществлять контроль по линейке, угольнику и шаблонам; •отбирать необходимые материалы для изделия. С помощью учителя: •осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка с помощью чертёжных инструментов и др.); •сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению; •работать в группе, выполнять роли, осуществлять сотрудничество; •обсуждать задание, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения; •решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания); •составлять план предстоящей практической работы и работать по нему; •выполнять работу по технологической карте; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность сборки, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, формы, общей композиции макета); •обобщать (называть то новое, что освоено); •выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; •осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике |
Рукодельная мастерская – 7ч. |
26. | 19.03 | | Какие бывают ткани? Одуванчик | Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их строение, свойства. Нетканые материалы (флизелин, синтепон, ватные диски), их строение, свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов. Профессии швеи и вязальщицы. Разметка на глаз и по шаблонам. Точечное клеевое соединение деталей, биговка. Пришивание бусины. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона). | Самостоятельно: •анализировать образцы изделий по памятке; •организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); •осуществлять контроль по шаблонам и лекалам. С помощью учителя: •наблюдать и сравнивать ткань, трикотаж, нетканые материалы по строению и материалам основ; нитки, пряжу, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, вышивки, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; •классифицировать изучаемые материалы (ткани, трикотаж, нетканые) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены; •отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения; •решать конструкторско-технологические задачи через наблюдение, обсуждение, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); •делать выводы о наблюдаемых явлениях; •составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; •выполнять работу по технологической карте; •оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); •проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; •обобщать (называть то новое, что освоено); •искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); •уважительно относиться к труду мастеров; •осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
27. | 9.04 | | Какие бывают нитки. Как они используются? Птичка из помпона | Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток — пряжи. Изготовление пряжи — прядение. Отображение древнего ремесла прядения на картинах художников. Изготовление колец для помпона с помощью циркуля. Чтение чертежа. Изготовление помпона из пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий, частью которых является помпон. |
28. | 16.04 | | Что такое натуральные ткани? Промежуточная аттестация (контрольное тестирование) | Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Поперечное и продольное направление нитей тканей. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера на большую тканевую поверхность, наклеивание ткани на картонную основу. Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу. |
29. | 23.04 | | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Мешочек с сюрпризом | Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками. Строчка косого стежка и её варианты. Упражнение в выполнении строчки косого стежка и крестика. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Канва — ткань для вышивания крестом. Изготовление изделий с вышивкой крестом. |
30-32. | 30.04 14.05 21.05 | | Как ткань превращается в изделие? Лекало. Футляр для мобильного телефона Проверь себя по теме «Рукодельная мастерская» | Введение понятия «лекало». Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности. Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером предмета. Пришивание бусины. Соединение деталей кроя изученными строчками. Изготовление изделий, размеченных по лекалу, соединённых изученными ручными строчками. Проверка знаний и умений по теме. |
Обобщение изученного за год. Что узнали, чему научились – 2ч. |
33-34. | 28.05 | | Обобщение изученного за год. Что узнали, чему научились | Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 2 класс. | |
Итого – 34 ч. |