Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии предназначена для учащихся 2 классов и разработана в соответствии с требовании Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 16.10. 2009 г № 373, примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НПО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04. 2015г.) и Положения МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по технологии и составлено на основе УМК «Технология для общеобразовательных учреждений» для учащихся 2 классов авторов Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой, изд. М.: Посвещение,2019г.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
При обучении технологии во 2 классе ставят следующие цели и задачи:
Цели:
- развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка);
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2 классе являются формирование следующих умений:
Выпускник 2 класса научится:
-знать (на уровне представлений):о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
-об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
-о профессиях, знакомых детям.
уметь самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - своё или высказанное другим;
- соблюдать правила гигиены труда;
- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, картон, ткань) и их свойства;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки по шаблону;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
- экономно размечать сгибанием, по шаблону;
- точно резать ножницами;
- собирать изделия с помощью клея;
-эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой; безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на технологическую карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
знать неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличия макета от моделей.
Уметь конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, с опорой на технологическую карту;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта ит. п.);
- соблюдения безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2 классе являются формирование следующих умений:
В области познавательных учебных действий выпускник 2 класса научится:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
- группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
В области коммуникативных учебных действий выпускник 2 класса научится:
- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- развивать навыки сотрудничества;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.
В области регулятивных учебных действий выпускник научится
- учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями учебника;
- самостоятельно объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- самостоятельно организовывать рабочее место;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
- выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
-определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
В области личностных результатов у обучающихся будут формироваться:
- бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
- внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка;
- учебная и социальная мотивация.
Содержание учебного предмета
Художественная мастерская (10 часов)
Что ты уже знаешь?
Зачем художнику знать о тоне, форме и размере?
Какова роль цвета в композиции?
Какие бывают цветочные композиции?
Как увидеть белое изображение на белом фоне?
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?
Можно ли сгибать картон? Как?
Наши проекты
Как плоское превратить в объемное?
Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя.
Чертёжная мастерская (7 часов)
Что такое технологические операции и способы?
Что такое линейка и что она умеет?
Что такое чертеж и как его прочитать?
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?
Можно ли без шаблона разметить круг?
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя.
Конструкторская мастерская (9 часов)
Какой секрет у подвижных игрушек?
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?
Ещё один способ сделать игрушку подвижной.
Что заставляет вращаться винт-пропеллер?
Можно ли соединить детали без соединительных материалов?
День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии?
Как машины помогают человеку?
Поздравляем женщин и девочек.
Что интересного в работе архитектора?
Наши проекты. Проверим себя.
Рукодельная мастерская (8 часов)
Какие бывают ткани?
Какие бывают нитки. Как они используются?
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?
Как ткань превращается в изделие? Лекало.
Что узнали, чему учились. Проверим себя.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Художественная мастерская | 10 |
2 | Чертёжная мастерская | 7 |
3 | Конструкторская мастерская | 9 |
4 | Рукодельная мастерская | 8 |
| Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
Художественная мастерская – 10 часов |
1 | Правила техники безопасности. Что ты уже знаешь? Практическая работа: Коробочка. | 1 | | |
2 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Практическая работа: Орнаменты из семян. | 1 | | |
3 | Какова роль цвета в композиции? Практическая работа: Букет в вазе. | 1 | | |
4 | Какие бывают цветочные композиции? Практическая работа: Букет в вазе. | 1 | | |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? Практическая работа: Белое на белом. | 1 | | |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Практическая работа: Соборы и замки. | 1 | | |
7 | Можно ли сгибать картон? Практическая работа: Собачка и павлин. | 1 | | |
8 | Наши проекты. Африканская саванна. Практическая работа: Африканская саванна. | 1 | | |
9 | Практическая работа: Как плоское превратилось в объёмное. | 1 | | |
10 | Практическая работа: Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. | 1 | | |
Чертёжная мастерская – 7 часов |
11 | Что такое технологические операции и способы? Практическая работа: Игрушки с пружинками. | 1 | | |
12 | Что такое линейка и что она умеет? Практическая работа: Необычная открытка. | 1 | | |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? | 1 | | |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Практическая работа: Аппликация с переплетением. | 1 | | |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Практическая работа: Блокнотик для записей. | 1 | | |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? Практическая работа: Цветок – шестиугольник. | 1 | | |
17 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Практическая работа: Новогодние игрушки. Проверим себя. | 1 | | |
Конструкторская мастерская – 9 часов |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? Практическая работа: Игрушка- качалка. | 1 | | |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Практическая работа: Подвижные игрушки. | 1 | | |
20 | Что заставляет вращаться пропеллер? Практическая работа: Модель планера. | 1 | | |
21 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Практическая работа: Самолёт. | 1 | | |
22 | День защитника Отечества. Практическая работа: Вертолет. | 1 | | |
23 | Поздравляем женщин и девочек. Практическая работа: Цветы. | 1 | | |
24 | Как машины помогают человеку? Практическая работа: Машины. | 1 | | |
25 | Что интересного в работе архитектора? Проверим себя. | 1 | | |
26 | Наши проекты. Создадим свой город. | 1 | | |
Рукодельная мастерская – 8 часов |
27 | Какие бывают ткани? Практическая работа: Подставка «Ёжик». | 1 | | |
28 | Какие бывают нитки? Как они используются? Практическая работа: Птичка из помпона. | 1 | | |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Практическая работа: Подставка | 1 | | |
30 | Строчка косого стежка. Практическая работа: Мешок с сюрпризом. | 1 | | |
31 | Как ткань превращается в изделие? | 1 | | |
32 | Футляр для мобильного телефона. | 1 | | |
33 | Защита проектов. | 1 | | |
34 | Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 2 класс | 1 | | |