Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО : Заместитель Директор школы :
________Василова Г.Г. директора по УР : _______Ахметханов Б.И.
Протокол № ,___августа, 2020 год _________ Закирова Г.Г Приказ №
______августа, 2020год
МБОУ “Кугунурская средняя общеобразовательная школа”
Балтасинского муниципального района
Рабочая программа по технологии
для 6 класса
(базовый уровень)
Составил: Файзрахманов. Р.Ф,
учитель технологии
Рассмотрено и принято на заседании
педагогического совета.
Протокол № __,от ______ августа, 2020 года
2020
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
ТЕХНОЛОГИЯ 6 КЛАССЕ
Планируемые результаты Предметные результаты
ученик научится
Называть и характеризовать:
-актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства,
-строительную отрасль региона проживания
- описывать жизненный цикл технологии, оперировать понятием «технологическая система», проводить морфологический и функциональный анализ технологической системы
- читать элементарные чертежи и эскизы
- выполнять эскизы механизмов, интерьера применять простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем
- строить модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме
Получать и анализировать:
-опыт модификации механизмов для получения заданных свойств
-опыт планирования (разработки) получения материального продукта
Анализировать опыт:
-исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона
-опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ.
Называть предприятия региона проживания, приводить примеры функций работников этих предприятий
Ученик получит возможность научиться
• приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
• выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
• модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
• технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
• оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
• предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
• анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Метапредметные результаты
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Календарно - тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Планируемый срок проведения урока | Фактический срок проведения урока | При мечание |
I | Раздел -1. «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития» | 4 | | | |
II | Раздел -2. «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» | 62 | | | |
III | Раздел – 3. «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения» | 4 | | | |
| Наименование тем | | | | |
1 | Жизненный цикл Технологическая система средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Морфологический функциональный анализ технологической системы. Техника безопасности. | 1 | 2.09 | | |
2 | Входы и выходы технологической системы. Управление в Технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Система Автоматического управления. Программирование работы устройств. | 1 | 2.09 | | |
3 | Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства. Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. | 1 | 9.09 | | |
4 | Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. | 1 | 9.09 | | |
5 | Запуск 1 проекта – 16 часов. «Кухонный набор (на станке СТД-120)»Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план). | 1 | 16.09 | | |
6 | Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов, социальный проект. | 1 | 1609 | | |
7 | Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: инженерный проект, дизайн-проект. исследовательский проект. | 1 | 23.09 | | |
8 | Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: | 1 | 23.09 | | |
9 | Поиск необходимой информации для решения проблемы. | 1 | 30.09 | | |
10 | Заготовка древесины, пороки древесины. | 1 | 30.09 | | |
11 | Свойства древесины. | | 07.10 | | |
12 | Практическая работа «Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертеж». | 1 | 07.10 | | |
13 | Чертежи деталей из древесины . Сборочный чертеж. Спецификация составных частей изделия. | 1 | 14.10 | | |
14 | Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей | | 14.10 | | |
15 | Практическая работа «Технология соединения брусков из древесины». | 1 | 21.10 | | |
16 | Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. | 1 | 21.10 | | |
17 | Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. | 1 | 28.10 | | |
18 | Устройство токарного станка по обработке древесины. | 1 | 28.10 | | |
19 | Практическая работа «Технология обработки древесины на токарном станке». | 1 | 11.11 | | |
20 | Защита проекта | 1 | 11.11 | | |
21 | Запуск 2 проекта – 18 часов. «Ручка дверная», «Подсвечник (металл, дерево)» . | 1 | 18.11 | | |
22 | Элементы машиноведения Составные части машин. | 1 | 18.11 | | |
23 | Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ. | 1 | 25.11 | | |
24 | Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. | 1 | 25.11 | | |
25 | Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. | | 02.12 | | |
26 | Практическая работа «Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. Чтение сборочных чертежей» | 1 | 02.12 | | |
27 | Практическая работа «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля». | 1 | 09.12 | | |
28 | Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.Технология изготовления изделий из сортового проката | 1 | 09.12 | | |
29 | Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание металла и пластмасс слесарной ножовкой | 1 | 16.12 | | |
30 | Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание металла и пластмасс слесарной ножовкой | 1 | 16.12 | | |
31 | Практическая работа «Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: рубка металла». | 1 | 23.12 | | |
32 | Практическая работа «Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: рубка металла». | 1 | 23.12 | | |
33 | Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: опиливание заготовок из металла и пластмассы | 1 | 30.12 | | |
34 | Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: опиливание заготовок из металла и пластмассы | 1 | 30.12 | | |
35 | Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. | 1 | 13.01 | | |
36 | Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. | 1 | 13.01 | | |
37 | Позиционирование продукта. Маркетинговый план. | | 20.01 | | |
38 | Защита проекта «Ручка дверная (металл, дерево)». | 1 | 20.01 | | |
39 | Запуск 3 проекта – 14 часов. «Подставка подчашек» Практическая работа «Художественная обработка древесины. | 1 | 27.01 | | |
40 | Резьба по дереву | 1 | 27.02 | | |
41 | Виды резьбы по дереву. Ажурная резьба. Плосковыемчатая резьба. Технология выполнения ажурной и геометрической резьбы | 1 | 03.02 | | |
42 | Практическая работа «Технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы | 1 | 03.02 | | |
43 | Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений. | 1 | 10.02 | | |
44 | Практическая работа «Разработка конструкций в заданной ситуации: проектирование и конструирование». | 1 | 10.02 | | |
45 | Разработка конструкций в заданной ситуации: испытания, анализ. | 1 | 17.02 | | |
46 | Разработка конструкций в заданной ситуации: способы модернизации, альтернативные решения. | 1 | 17.02 | | |
47 | Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов | 1 | 24.02 | | |
48 | Практическая работа «Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора». | 1 | 24.02 | | |
49 | Практическая работа «Построение модели механизма, состоящего из простых механизмов по кинематической схеме». | 1 | 03.03 | | |
50 | Составление технологической карты известного технологического процесса. | 1 | 03.03 | | |
51 | Апробация путей оптимизации технологического процесса. | 1 | 17.03 | | |
52 | Защита проекта «Подставка под чашек». | 1 | 17.03 | | |
53 | Запуск 4 проекта – 14 часов. «Настенный светильник» Виды светильников. Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму | 1 | 31.03 | | |
54 | Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов. | 1 | 31.03 | | |
55 | Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. | 1 | 07.04 | | |
56 | Проект оптимизации энергозатрат. | 1 | 07.04 | | |
57 | Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности | | 14.04 | | |
58 | Практическая работа «Технология крепления деталей интерьера (настенных предметов)». | 1 | 14.04 | | |
59 | Проект оптимизации энергозатрат | | 21.04 | | |
60 | Практическая работа «Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы». | 1 | 21.04 | | |
61 | Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). | 1 | 28.04 | | |
62 | Практическая работа «Компьютерное моделирование». | 1 | 28.04 | | |
63 | Проведение виртуального эксперимента. | 1 | 05.05 | | |
64 | Практическая работа «Бюджет проекта»Фандрайзинг.Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. | 1 | 05.05 | | |
65 | Защита проекта «Настенный светильник». | 1 | 12.05 | | |
66 | Промежуточная аттестация (итоговая работа в форме теста) | 1 | 12.05 | | |
67 | Строительная отрасль Республики Татарстан. | 1 | 19.05 | | |
68 | Профессии в области строительства. | 1 | 19.05 | | |
69 | Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся | 1 | 26.05 | | |
70 | Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий | 1 | 26.05 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 6 КЛАССА
Тема: Жизненный цикл Технологическая система средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Морфологический функциональный анализ технологической системы. Техника безопасности.
устройств.
Тема: Входы и выходы технологическойсистемы. Управление в
Технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических
систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе.Робототехника. СистемаАвтоматического управления. Программирование работы
Тема:Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства.Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.
Тема:Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение
продовольственных и непродовольственных продуктов.
Тема:Запуск 1 проекта – 16 часов.«Кухонный набор (на станке СТД-120)»
Тема:Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план).
Тема:Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов, социальный проект.
Тема:Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: инженерный проект, дизайн-проект. исследовательский проект.
Тема:Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов:
Тема:Поиск необходимой информации для решения проблемы.
Тема:Заготовка древесины, пороки древесины.
Тема:Свойства древесины.
Тема:Свойства древесины.
Тема:Практическая работа «Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертеж».
Тема:Спецификация составных частей изделия.
Тема:Технологическая карта – основной документ дляизготовления деталей
Тема:Практическая работа «Технология соединения брусков из древесины».
Тема:Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.
Тема:Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.
Тема:Устройство токарного станка по обработке древесины.
Тема:Практическая работа «Технология обработки древесины на токарном станке».
Тема:Защита проекта
Тема:Запуск 2 проекта – 18 часов. «Ручка дверная», «Подсвечник (металл, дерево)»
Тема:Элементы машиноведения. Составные части машин.
Тема:Составные части машин.
Тема:Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
Тема:Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов.
Тема: Практическая работа «Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката.
Тема:Чтение сборочных чертежей»
Тема:Практическая работа «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля».
Тема:Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.Технология изготовления изделий из сортового проката
Тема:Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание металла и пластмасс слесарной ножовкой
Тема:Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание металла и пластмасс слесарной ножовкой
Тема:Практическая работа «Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: рубка металла».
Тема:Практическая работа «Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: рубка металла».
Тема:Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: опиливание заготовок из металла и пластмассы
Тема:Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: опиливание заготовок из металла и пластмассы
Тема:Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта.
Тема:Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка.
Тема:Позиционирование продукта. Маркетинговый план.
Тема:Защита проекта «Ручка дверная (металл, дерево)».
Тема:Запуск 3 проекта – 14 часов. «Подставка подчашек» Практическая работа «Художественная обработкадревесины.
Резьба по дереву
Тема:Виды резьбы по дереву. Ажурная резьба. Плосковыемчатая резьба. Технология выполнения ажурной и геометрической резьбы
Тема:Практическая работа «Технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы
Тема:Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений.
Тема:Практическая работа «Разработка конструкций в заданной ситуации:проектирование и конструирование».
Тема:Разработка конструкций в заданной ситуации: испытания, анализ.
Тема:Разработка конструкций в заданной ситуации: способы модернизации, альтернативные решения.
Тема:Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов
Тема:Практическая работа «Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора».
Практическая работа «Построение модели механизма, состоящего из простых механизмов по кинематической схеме».
Тема:Составление технологической карты известного технологического процесса.
Тема:Апробация путей оптимизации технологического процесса.
Тема:Защита проекта «Подставка под чашек».
Тема:Виды светильников. Запуск 4 проекта – 14 часов. «Настенный светильник»
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму
Тема:Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов.
Тема:Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки.
Тема:Проект оптимизации энергозатрат.
Тема:Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности
Тема:Практическая работа «Технология крепления деталей интерьера (настенных предметов)».
Тема:Проект оптимизации энергозатрат
Тема:Практическая работа «Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы».
Тема:Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни).
Тема:Практическая работа «Компьютерное моделирование».
Тема:Проведение виртуального эксперимента
Тема:Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов.
Тема:Защита проекта «Настенный светильник».
Тема:Промежуточная аттестация (итоговая работа в форме
Тема: Строительная отрасль Республики Татарстан
Тема:Профессии в области строительства.
Тема: Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся.
Тема: Организация транспорта людей и грузов в Республике Татарстан, спектр профессий.