МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕРТКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
346000, Ростовская область, Чертковский район, п.Чертково, ул. Октябрьская ,21а
[email protected] тел. (86387) 2-19-02, 2-11-53
«Утверждаю»
Директор МБОУ Чертковская СОШ №3
____________ Кисляк Т.С.
Приказ№90 от 31.08.2021г
Рабочая программа
по технологии
начальное общее образование
3 класс В
Количество часов - 33 часа
Учитель Брындина Мария Ивановна,учитель начальных классов
Программа разработана на основе авторской программы Лутцева Е.А. Москва «Просвещение» 2015 год; в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
п.Чертково
2021 -2022
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской федерации» (статья 12. Образовательные программы, статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения );
приказом Минобразования России №373 от 05.10.2009 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»
авторской программы Лутцева Е.А. Москва «Просвещение» 2015 год; в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
календарным учебным графиком (приказ №61 от 31.05.2021 г.);
учебным планом ОУ ( приказ №68 от 10.06.2021 г. )
приказом Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
Цели:
– развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи курса:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: «Технология. 3 класс» Лутцева Е.А.,Зуева Т.П. , Москва, 2019 г., «Просвещение»
Место учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Технология» отводится 1час в неделю
Календарный учебный график МБОУ Чертковская СОШ №3 на 2021-2022 учебный год предусматривает 35 учебных недель. В соответствии с ФГОСами и учебным планом школы на 2021-2022 учебный год для начального образования на учебный предмет технология в 3 классе отводится 1 учебный час в неделю, т.е. 35 часов в год.
Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа и будет выполнена полностью.
Содержание учебного предмета
Информационная мастерская (4часа).
Знакомимся с компьютером. Практическое знакомство с возможностями компьютера.
Компьютер как техническое средство. Функциональное назначение разных компьютерных устройств. Использование компьютера в разных сферах современной жизни. Компьютер-ные устройства, их названия и назначение. Технические возможности компьютеров. Пра-вила работы на компьютере. Практическое знакомство с возможностями компьютера Компьютер – твой помощник. Работа с учебной информацией Предметы, приспособления, механизмы —предшественники компьютера, чьи функции он может выполнять.
Соблюдение правил безопасной работы на компьютере. Знакомство с СD/DVD-дисками как носителями информации. Работа с учебной информацией на них .Проверим себя.
Проверка знаний и умений по теме
. Мастерская скульптора (5часов).
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов.
Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку.
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? Изготовление изделий с рельефной отделкой из пластичных материалов. Конструирование из фольги. Изготовление изделий из фольги с использованием изученных приёмов обработки фольги.
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) (8 часов)
Вышивка и вышивание. Вышивка «Болгарский крест».
Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением (сшивание или отделка) строчки петельного стежка.
Пришивание пуговиц. Изготовление изделия с использованием пуговиц с дырочками.
История швейной машины. Секреты швейной мастерской. Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей.
Футляры. Изготовление футляра из плотного не сыпучего материала с застёжкой из бусины или пуговицы с дырочкой.
Наши проекты. Подвеска. Изготовление изделий из пирамид, построенных с помощью линейки и циркуля.
Мастерская инженеров – конструкторов, строителей, декораторов (11 часов).
Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с элементами декора из гофрокартона.
Объём и объёмные формы. Развёртка. Изготовление изделия кубической формы на основе развёртки.
Подарочные упаковки. Изготовление коробок – упаковок призматических форм из картона.
Декорирование (украшение) готовых форм. Декорирование коробок – упаковок оклеиванием тканью.
Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам и деталей объёмных и плоских форм.
Модели и конструкции.
Наши проекты. Парад военной техники. Изготовление макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор».
Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки.
Художник – декоратор. Филигрань и квиллинг. Изготовление изделия с использованием художественной техники «квиллинг».
Изонить. Изготовление изделий в художественной технике «изонить».
Художественные техники из креповой бумаги. Изготовление изделий в разных художественных техниках с использованием креповой бумаги.
Мастерская кукольника (5часов).
Может ли игрушка быть полезной? Изготовление декоративных зажимов на основе прищепок, разных по материалам и конструкциям.
Театральные куклы – марионетки. Изготовление марионетки из любого подходящего материала.
Игрушки из носка. Изготовление изделий из предметов и материалов одежды (из старых вещей).
Игрушка - неваляшка. Изготовление игрушки – неваляшки и з любых доступных материалов с использованием готовых форм.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
. Личностные:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;
интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;
этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при ыполнении проекта;
потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
представления о значении проектной деятельности.
интерес к конструктивной деятельности;
простейшие навыки самообслуживания;
Метапредметные:
следовать определенным правилам при выполнении изделия;
дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно;
выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
действовать в соответствии с определенной ролью;
прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
ысказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника,
проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;
находить точки соприкосновения различных мнений;
приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;
осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
проявлять инициативу в ситуации общения.:
строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
Предметные
Предметными результатами изучения технологии является
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач
Обучающийся научится:
– понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
– планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
– выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда
– отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
– применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
– выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
– анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
– изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
– выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
– пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
– пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
– иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
Обучающийся получит возможность
- научиться пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
– соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
– отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
– прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
– уважительно относиться к труду людей;
– понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
– понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Тематическое планирование .
| Название раздела , темы . | Количество часов | Контрольные работы | Дата проведения | Модуль программы воспитания |
1 | Информационная мастерская | 4ч | | | |
2 | Мастерская скульптора . | 5ч | | | |
3 | Мастерская рукодельниц . | 8ч | | | |
4 | Мастерская инженера , конструктора , строителя , декора . | 11ч | | | |
5 | Мастерская кукольника | 5ч | 1 | 17.05 | |
| Итого : | 33ч | | | |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока . | Количество часов. | Формы контроля | |
план | факт | |
Информационная мастерская (4 ч) | |
1 | 07.09 | | Вспомним и обсудим. Повторение материала изученного во 2 классе | 1 | индивидуальный | |
2 | 14.09 | | Компьютер как техническое средство. Знакомимся с компьютером | 1 | индивидуальный | |
3 | 21.09 | | Компьютер – твой помощник. Компьютерные устройства, их названия и назначение. | 1 | индивидуальный | |
4 | 28.09 | | Правила работы на компьютере. Практическое знакомство с возможностями компьютера Проверим себя | 1 | индивидуальный | |
Мастерская скульптора (5 ч ) | 05.10 |
5 | 05.10 | | Как работает скульптор . Скульптуры разных времён и народов. Лепка | 1 | фронтальный | |
6 | 12.10 | | Статуэтки . Лепка. Статуэтки по мотивам народных промыслов | 1 | фронтальный | |
7 | 19.10 | | Рельеф и его виды Барельеф из пластилина. | 1 | фронтальный | |
8 | 26.10 | | Как придать поверхности фактуру и объём? Шкатулка или ваза с рельефным изображением | 1 | фронтальный | |
9 | 09.11 | | Конструируем из фольги. Изготовление изделий из фольги. Проверим себя. | 1 | фронтальный | |
Мастерская рукодельниц (8 часов ) | |
10 | 16.11 | | Вышивка и вышивание . Вышивка болгарским крестом. | 1 | индивидуальный | |
11 | 23.11 | | Строчка петельного стежка . Сердечко из флиса | 1 | фронтальный | |
12 | 30.11 | | Пришивание пуговицы . Браслет с пуговицами | 1 | фронтальный | |
13 | 07.12 | | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». Коллективная работа | 1 | фронтальный | |
14 | 14.12 | | История швейной машины . | 1 | индивидуальный | |
15 | 21.12 | | Секреты швейной машины Бабочка из поролона и трикотажа | 1 | фронтальный | |
16 | 28.12 | | Футляры . Ключница из фетра | 1 | фронтальный | |
17 | 11.01 | | Наши проекты. Подвеска «Снеговик» | | | |
Мастерская инженера , конструктора , строителя , декора .( 11 часов ) | |
18 | 18.01 | | Строительство и украшение дома Изба из гофрированного картона | 1 | фронтальный | |
19 | 25.01 | | Объём и объёмные фигуры . Развёртка. Моделирование | 1 | фронтальный | |
20 | 01.02 | | Подарочные упаковки . Коробочка для подарка | 1 | фронтальный | |
21 | 08.02 | | Декорирование ( украшение ) готовых форм . Украшение коробочки для подарка | 1 | фронтальный | |
22 | 15.02 | | Конструирование из сложных развёрток . Машина | 1 | фронтальный | |
23 | 22.02 | | Модели и конструкции . Моделирование из конструктора | 1 | фронтальный | |
24 | 01.03 | | Наша родная армия . Открытка «Звезда» к 23 февраля | 1 | групповой | |
25 | 15.03 | | Наши проекты. Парад военной техники (конкурс технических достижений) | | индивидуальный | |
26 | 29.03 | | Филигрань и квиллинг . Изготовление изделия с использованием художественной техники «квиллинг». | 1 | фронтальный | |
27 | 05.04 | | Художественные техники из креповой бумаги . | 1 | фронтальный | |
28 | 12.04 | | Изонить Весенняя птица | 1 | фронтальный | |
Мастерская кукольника ( 5 часов ) | |
29 | 19.04 | | Что такое игрушка? Может ли игрушка быть полезной? Игрушка из прищепки | 1 | фронтальный | |
30 | 26.04 | | Театральные куклы .. Марионетки. | 1 | индивидуальный | |
31 | 17.05 | | Итоговая контрольная работа | 1 | фронтальный | |
32 | 24.05 | | Игрушка из носка Изготовление изделий из предметов и материалов одежды | 1 | фронтальный | |
33 | 31.05 | | Кукла – неваляшка . Изготовление изделий из доступных материалов с использованием готовых форм. | 1 | Итоговое контрольное тестирование | |
Согласовано
Рекомендовано к утверждению Заместитель директора по УВР
МО учителей начальных классов
руководитель МО __________ Трикуц И.А.
________ Богдашко О.Е.
Протокол №1 от 26.08.2021г от.27.08.2021г
Лист корректировки календарно – тематического планирования .
№ урока | Тема урока | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
план | факт |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |