СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 2 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии 2 класс 2018-2019 уч.год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 2 класс УМК "Начальная школа XXI века".»

Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа.




«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от _____________ № __________

___________________ Торбенко Г. А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету технология


Уровень общего образования (класс): начальное общее, 2 класс


Количество часов: 33


Учитель: Близнюкова Наталья Алексеевна


Программа разработана на основе


Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы начального общего образования «Технология»


Программа: Технология: программа: 1-4 классы / Е. А. Лутцева. –М.: Вентана Граф, 2012


Учебник: Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева. – М.: Вентана Граф, 2013






РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Технология» разработана на основе авторской программы Е. А. Лутцевой (М.: Вентана-Граф, 2012), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и представленной в базисном учебном плане общеобразовательной организации.

Срок реализации программы 2018- 2019 учебный год.

Цель: формирование основ технологического образования, позволяющих, во-первых, предоставить возможность обучающимся получить первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ученика в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Задачи:

- развитие личностных качеств, интеллекта и творческих способностей;

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, истории деятельностного освоения мира, взаимосвязи человека с природой; мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

В процессе обучения технологии в начальной школе происходит:

- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

– практико-ориентированная направленность содержания обучения;

– применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;

– применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.


Виды учебной деятельности обучающихся:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

  • моделирование, конструирование из разных материалов; (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

  • решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

  • простейшее проектирование (принятие идеи, поиск отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).


Описание места учебного предмета в учебном плане

Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

2


1 час в неделю – 34 часа в год

33 часа

(среда)

1 час

Праздничные дни - 01.05.2019 г.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание предмета рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.

Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе.

Особый акцент – на результаты научно-технической деятельности человека в современном мире и состояние окружающей среды, то есть на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.



РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания


Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые предметные результаты

К концу обучения второклассники должны

иметь представление:

- об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, ремёслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;

- причинах разделения труда;

- истории зарождения и совершенствования транспортных средств;

- проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- понятиях «конструкция» (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), «композиция», «чертёж», «эскиз», «технология», «технологические операции», «агротехника», «макет», «модель», «развёртка»;

знать:

- названия нескольких ремёсел своей местности, их особенности и историю;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы;

- технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;

- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

- названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);

- природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;

- способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;

- названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;

уметь:

- с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно;

- их реализовывать (индивидуально и коллективно);

- читать простейший чертёж (эскиз);

- выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;

- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертёж;

- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;

- оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;

- выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;

- изготавливать несложные макеты транспортных средств;

самостоятельно:

- организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;

- экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;

- контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, угольника, циркуля;

- справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;

при помощи учителя:

- проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.


Критерии оценивания

Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

• степень самостоятельности в выполнении работы;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности обучающихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

  • полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

  • в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,

  • коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.


РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса

Основные содержательные линии. С учетом специфики данного учебного предмета в программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания обучающихся (крае, регионе, области). Технологии выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

3. Конструирование и моделирование.

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Приспособление первобытного человека к окружающей среде.

1

05.09.


2.

Ремесла и ремесленники.

1

12.09.


3.

Профессии ремесленников.

Разделение труда.

1

19.09.


4.

Свойства материалов.

1

26.09.


5.

Назначение инструментов.

1

03.10.


6.

Введение в проектную деятельность. Замысел.

1

10.10.


7.

Введение в проектную деятельность. Конструкция изделия.

1

17.10.


8.

Введение в проектную деятельность. Композиция.

1

24.10.


9.

Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично.

1

07.11.


10.

Технологические операции.

1

14.11.


11.

Разметка деталей.

1

21.11.


12.

Отделение детали от заготовки.

1

28.11.


13.

Сборка изделия.

1

05.12.


14.

Отделка изделия.

1

12.12.


15.

Разметка с помощью чертежных документов.

1

19.12.


16.

Линии чертежа. Чертеж.

1

26.12.


17.

Чтение чертежа.

1

16.01.


18.

Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

1

23.01.


19.

Разметка прямоугольника от одного прямого угла.

1

30.01.


20.

Разметка прямоугольника с помощью угольника

1

06.02.


21.

Циркуль. Разметка деталей циркулем.

1

13.02.


22.

Радиус окружности. Чертеж окружности.

1

20.02.


23.

Новогодний проект.

1

27.02.


24.

Происхождение натуральных тканей, их свойства

1

06.03.


25.

Изготовление натуральных тканей.

1

13.03.


26.

Технологические операции обработки ткани.

1

20.03.


27.

Технология изготовления швейных изделий.

1

03.04.


28.

Строчка прямого стежка.

1

10.04.


29.

Разметка строчек.

1

17.04.


30.

Транспортные средства. Макеты и модели.

1

24.04.


31.

Виды соединения деталей конструкции.

1

08.05.


32.

Техника в жизни человека. Транспорт.

1

15.05.


33.

Техника в жизни человека. История развития транспорта.

1

22.05.




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ _____________ Шапошникова И.И.

от __________ 2018 года № _______ ______________ 2018 г. ___________ Скиданова Л. В.