ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе ФГОС и предназначена для изучения предмета технологии по учебнику Технология 6 кл .В Синица В.Д. СимоненкоМ. :Вентана-Граф, 2016
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технологи» в основной
школе:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и других базы данных;
Предметные результаты освоение учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере
осознание роли сущности технологической культуре и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, информации, природных объектов; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
в трудовой сфере
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Интерьер жилого дома
Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната,
многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и
приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей,
зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.
Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
Лабораторно-практические и практические работы.
Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.
Комнатные растения в интерьере
Теоретические сведения. Понятие о фито дизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные
растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум.
Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративно цветущие комнатные, декоративно цветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения.
Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия садовник.
Лабораторно-практические и практические работы. Перевалка (пересадка) комнатных растений.
Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Раздел «Кулинария»
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюд из морепродуктов.
Блюда из мяса
Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса.
Заправочные супы
Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.
Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление заправочного супа.
Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду
Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов
Лабораторно-практические и практические работы. Составление меню обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их
получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.
Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных
машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину (проектное изделие).
Моделирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.
Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Швейная машина
Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины. Подготовка выкройки к раскрою.
Лабораторно-практические и практические работы. Устранение дефектов машинной
строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговицы.
Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с иголками и булавками.
Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы с утюгом. Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ни-точное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание.
Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.
Классификация машинных швов: соединительные (стачной взаутюжку и стачной вразутюжку). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей. Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застежкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструктор.
Лабораторно-практические и практические работы. Раскрой швейного изделия.
Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка мелких деталей проектного изделия. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия. Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов; горловины и застёжки проектного изделия; боковых срезов и отрезного изделия; нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия.
Раздел «Художественные ремёсла»
Вязание крючком
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.
Лабораторно-практические и практические работы. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами. Выполнение плотного вязания по кругу.
Раздел «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Сборочные чертежи, спецификация. Технологические карты. Соединение брусков из древесины. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Отделка деталей и изделий окрашиванием. Контроль качества изделий, выявление дефектов, их устранение. Правила безопасного труда.
Раздел «Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов»
Токарный станок для обработки древесины: устройство, оснастка, инструменты, приёмы работы. Контроль качества деталей. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов. Правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Раздел «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов»
Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат. Чтение сборочных чертежей. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Профессии, связанные с обработкой металлов
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.
Практические работы. Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.
Технические и технологические задачи
при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной
конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Основные виды проектной документации. Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов Варианты творческих проектов:
Творческий проект по разделу «Интерьер жилого дома».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Итоговый творческий проект (по выбору обучающихся)
Календарно-тематическое планирование
№п | Тема урока | кол-во | дата проведения |
п | | часов | план | факт |
Вводный урок (1ч) | | | |
1 | Вводный урок. Первичный нструктаж по ТБ. | 1 | 03.09. | |
| | | | |
Интерьер жилого дома (3 ч ) | | | |
2 | Интерьер жилого дома. | 1 | 10.09 | |
3-4 | Комнатные растения в интерьере. | 2 | 17.09 | |
Технологии творческой и опытнической деятельности. Творческий проект «Растения в интерьере жилого дома» (2ч)
5-6 | Творческий проект «Растения в интерьере жилого дома» | 2 | 24.09 | |
Кулинария (8ч) | | | |
7-8 | Рыба и нерыбные продукты моря. | 2 | 1.10 | |
| | | | |
9-10 | Мясо. Блюда из мяса | 2 | 08.10 | |
11-12 | Технология приготовления первых блюд. | 2 | 15.10 | |
13-14 | Этикет. | 2 | 22.10 | |
| Сервировка стола к обеду. Тест | | | |
Технологии творческой и опытнической деятельности. Творческий проект «Приготовление воскресного семейного обеда» (4ч)
15-16 | Творческий проект «Воскресный семейный обед» | 2 | 29.10 | |
17-18 | Презентация проекта «Воскресный семейный обед» | 2 | 05.11 | |
Материаловедение (2ч) | | | |
19-20 | Текстильные материалы из химических волокон. | 2 | 12.11 | |
Конструирование швейных изделий (2ч) | | | |
21-22 | Конструирование плечевой одежды. | 2 | 19.11 | |
Моделирование швейных изделий (2ч) | | | |
23-24 | Моделирование плевой одежды. | 2 | 26.11 | |
Машиноведение (2 ч) | | | |
25-26 | Работа на швейной машине. Тест | 2 | 03.12 | |
Технология изготовления швейных изделий (10 ч). | | | |
27-28 | Раскрой плечевой одежды. | 2 | 10.12 | |
29-30 | Подготовка и проведение примерки изделия | 2 | 17.12 | |
31-32 | Технология обработки основных швов. | 2 | 24.12 | |
33-34 | Технология обработки срезов подкройной обтачкой. | 2 | 14.01. | |
35-36 | Обработка нижнего среза изделия. Тест | 2 | 21.01 | |
Художественные ремёсла (4 ч) | | | |
37-38 | Основы технологии вязания крючком. | 2 | 28.01 | |
39-40 | Вязание по кругу. | 2 | 04.02 | |
Технологии творческой и опытнической деятельности. Творческий проект «Диванная подушка» - 4ч
41-42 | Выполнение творческого проекта «Наряд для семейного обеда» | | 2 | 11.02 | |
43-44 | Защита творческого проекта | | 2 | 18.02 | |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов-6 ч | | | |
45-46 | Заготовка древесины, пороки древесины. Лесоматериалы.Тест | | 2 | 25.02 | |
47-48 | Свойства древесины | | 2 | 04/03 | |
49-50 | Технологическая карта. Сборочный чертёж | | 2 | 11.03 | |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов - 4 ч | | |
51-52 | Устройство токарного станка по обработке древесины | | 2 | 18.03 | |
53-54 | Технология обработки древесины на токарном станке | | 2 | 01.04 | |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов-8 ч | | |
55-56 | Элементы машиноведения. | | 2 | 08.04 | |
57-58 | Свойства черных и цветных металлов. | | 2 | 15.04 | |
59-60 | Резание металла и пластмасс. Рубка металла. | | 2 | 22.04 | |
61-62 | Опиливание заготовок из металла и пластмассы. | 2 | 29.04 | |
| Тест | | | |
Технология исследовательской и опытнической деятельности. Итоговый творческий проект - 6 ч
63-64 | Выбор и оформление творческого | 2 | 06.05 | |
| проекта | | | |
65-66 | Технология изготовления | 2 | 13.05 | |
| проекта | | | |
67-68 | Окончательный контроль и оценка проекта. | 2 | 20.05 | |
69-70 | Резервный урок | 2 | 27.05 | |